Гетто. Рабочие и концентрационные лагеря. Лагеря смерти



 

Холокост (от древнегреч. "holokaustos" - всесожжение; уничтожение огнем; жертвоприношение) - гибель значительной части еврейского населения Европы ( около 6 млн. ) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях на протяжении 12 лет гитлеровской диктатуры. В еврейской литературе эта гекатомба обозначается библейским понятием Шоа (катастрофа, великая беда) или же аналогичным арамейским понятием Хурбан[10].

Изоляция евреев от остального населения занимала особое место в комплексе антиеврейских мероприятий оккупационных властей. Оккупанты использовали различные варианты мест принудительного содержания: пребывание евреев в том или ином населенном пункте в течение определенного времени после оккупации и до расстрела; наличие "открытого" и "закрытого" гетто; места принудительного содержания евреев перед расстрелом; транзитные гетто; рабочие и концентрационные лагеря. По своей структуре, органам управления, степени вовлеченности в военную экономику оккупационных властей они значительно отличались друг от друга.

Гетто создавались прежде всего в городах, районных центрах, местечках вблизи железных дорог, куда сгонялось население из ближайших населенных пунктов. Самым крупным было Варшавское гетто, где на 3% городской территории оказалась четверть жителей бывшей столицы Польши - 500.000 человек. Можно выделить следующие "минимальные признаки" гетто: переселение еврейского населения в специальный квартал (помещение) и (или) отделение его от окружающих; изоляция путем ношения опознавательных знаков; ограничение передвижения или полная изоляция с использованием ограждения и охраны; создание органов руководства общиной; привлечение к принудительному труду через еврейские советы или старост; продолжительность проживания в месте принудительного содержания. Все гетто условно можно разделить на два основных типа: "открытое" и "закрытое". Первый из них (без физической изоляции евреев в охраняемый квартал или помещение) носил временный характер - до уничтожения либо переселения в "закрытое" гетто, депортации, отправки в рабочие лагеря. Узники "открытого" гетто чаще всего оставались в своих домах или квартирах, где проживали вместе с семьями. В некоторых случаях они переселялись в неогороженную и неохраняемую часть населенного пункта. Обязательным признаком такого гетто являлось создание юденрата либо назначение (выборы) старосты.

Первым из мероприятий оккупационных властей, сразу показывающим особый статус еврейского населения, являлась отдельная регистрация и идентификация евреев. Эти меры не были унифицированы, они отличались в зависимости от зоны оккупации и органа управления данной территорией. "Еврейские списки" жителей составляли работники домоуправлений. Также были установлены разные возрастные границы для регистрации. Обычно при первичной регистрации населения она совпадала с возрастом трудовой повинности для евреев, т. е. с 14 лет. Указание на национальность у евреев выносилось на обложку удостоверения личности (это могла быть первая буква слова "jude" ("еврей" - прим. автора) на немецком или слова "жид" по-русски). Второй важной мерой по идентификации и обособлению евреев от остальных групп населения являлся приказ об обязательном ношении ими специальных опознавательных знаков. Эта мера имела огромное моральное значение, наглядно свидетельствуя о переходе евреев на положение изгоев. Желтые звезды (как правило, шестиконечные) или круг (его называли "лата") являлись двумя основными формами опознавательных знаков, нашивавшихся на одежду. Типичной также была нарукавная повязка белого цвета с вышитой голубой шестиконечной звездой или надписью на немецком языке "jude".

С первых дней оккупации евреи были ограничены в передвижении. В некоторых городах для них был установлен особый комендантский час; евреям под угрозой смерти запрещалось появляться в определенных кварталах; для них было ограничено или установлено неудобное время покупок на рынке. Узники не имели права пользоваться общественным транспортом. После создания гетто они могли появляться на улице лишь в трудовых колоннах. В ходе переселения в гетто создавались естественные предпосылки для ограбления переселенцев и потери ими значительной части имущества. Евреям разрешалось иметь лишь минимум вещей и денежных средств из расчета на 1 месяц вперед. С начала оккупации и вплоть до акций физического истребления шло систематическое ограбление еврейского населения в виде многочисленных контрибуций, налогов и штрафов. Их имущество (дома, земля, ценности) с первых дней оккупации подлежало "ариизации".

Внешним признаком "закрытого" гетто становилось его ограждение колючей проволокой, кирпичной стеной или глухим деревянным забором. Оно возводилось силами узников и за их счет. Вход и выход из гетто могли быть осуществлены только через один или несколько пропускных пунктов, которые охранялись с внешней и внутренней стороны. Создание гетто такого типа означало полную физическую изоляцию еврейского населения. Оно отличалось от рабочего или концентрационного лагеря прежде всего возможностью проживания с семьей и наличием части личного имущества. Для оккупационных властей решающими факторами при создании "закрытых" гетто были задачи поэтапного осуществления "окончательного решения" и максимально эффективной эксплуатации рабского труда узников.

Транзитные гетто для евреев, перемещаемых в Транснистрию (территориальная единица, созданная румынскими оккупантами между Южным Бугом и Днестром) или в лагеря уничтожения на территории Польши, располагались за пределами населенных пунктов. Они получили большое распространение на территории румынской зоны оккупации. Узники не привлекались к работам. Обычно евреи находились в таких гетто очень короткий промежуток времени - для ночлега и отдыха охраны.

Рабочими или трудовыми лагерями оккупанты называли места временного содержания евреев при проведении длительных принудительных работ внутри или вне того или иного населенного пункта, а также места концентрации еврейского населения, используемого на сельскохозяйственных работах. Они возникали в период существования гетто и продолжали действовать после их ликвидации.

В рабочие лагеря забирали молодых и здоровых мужчин и женщин. Потребность в рабочей силе ввиду большой смертности узников от непосильного труда и ужасных условий содержания была весьма велика. Поэтому нацисты нередко проводили в гетто внезапные облавы, в ходе которых арестовывались и направлялись в трудовые лагеря даже квалифицированные специалисты, занятые на производстве. Режим и условия существования узников рабочих лагерей вполне сопоставимы с условиями и режимом концлагерей или лагерей военнопленных. Численность заключенных в рабочих лагерях не была постоянной и колебалась от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.

В концлагерях изоляция от внешнего мира была полная. Охрана стояла на сторожевых вышках с пулеметами. Основные рабочие производства были сосредоточены в самом лагере. Выход же на работы за его пределами проводился только под охраной конвоя. Большинство концлагерей находилось в лесах, на заболоченных участках. Узники выполняли самые тяжелые физические работы: корчевка леса, прокладка железных дорог, работа в сланцевых шахтах, строительство железобетонных бункеров и укреплений. Женщины должны были выполнять такую же непосильную физическую работу, как и мужчины. Тысячи людей умирали от голода, эпидемий и невыносимой физической работы.

Помимо евреев, там работали советские военнопленные и заключенные других национальностей. С учетом 15-часового рабочего дня, постоянных издевательств и избиений эсэсовцами, тесноты и холода выжить в таком лагере было чрезвычайно сложно. Смертность узников концлагерей была значительно выше, чем в гетто. Скрыться из него или подготовить вооруженное сопротивление также было сложнее, чем в гетто. Эти концлагеря были ликвидированы нацистами буквально накануне вступления в них советских войск в сентябре 1944 г. Узники, по мере приближения фронта, частично были уничтожены, а частично перевезены на территорию рейха.

В 1941-1942 гг. в Польше были созданы 6 лагерей смерти для уничтожения евреев - Хелмно, Белжец, Собибор, Треблинка, Майданек, Освенцим. Только в Освенциме (Аушвице) было убито более 1 миллиона евреев. Он был впервые опробован на советских военнопленных. Врачи Освенцима проводили селекцию и опыты над обреченными. Узников уничтожали вплоть до середины января 1945г.

Воздухонепроницаемые фургоны с выведенными внутрь выхлопными газами использовались в лагере смерти Хелмно (здесь уничтожили 300.000 евреев). Он начал действовать уже в декабре 1941 г.

Лагерь смерти Белжец функционировал с марта по декабрь 1942 г. Здесь погибло около 600.000 евреев.

В Треблинке до августа 1943 г. нацисты уничтожили 870.000 евреев.

В октябре 1943 г. (после восстания и побега узников) прекратил существование лагерь смерти Собибор, в котором погибли 250.000 евреев.

Сотни тысяч евреев были уничтожены в Майданеке под Люблином.

На всём протяжении многовековой еврейской истории никогда антисемитизм не принимал столь чудовищных размеров и таких звериных форм, как в период нацистского владычества.


Заключение

 

Полное осознание Холокоста лежит за пределами человеческого разума. На Земле уже живут поколения, которые, к их счастью, не могут помнить о "сожженных заживо". По тематике Холокоста десятки лет в странах Европы, а также у нас, работают особые мемориальные и научные учреждения, собираются тысячи свидетельств случайно уцелевших, со временем все более редких очевидцев, издается множество документальных сборников, судебно-следственных материалов, монографий и статей. И все-таки простому читателю мало что известно о страшном всемирно-историческом феномене Холокоста.

В 2000 году в столице Швеции прошел первый международный форум по Холокосту. В этом форуме участвовали 600 делегатов из 47 стран, в том числе из России, среди них 20 президентов и премьер-министров. Представляется неслучайным тот факт, что первым о Холокосте людям поведал швед Свен Норман, в годы войны выполнявший роль курьера польского движения сопротивления.

В 2002 году министры образования стран-участниц Совета Европы приняли резолюцию о том, что во всех школах их государств следует проводить "День памяти", призванный почтить память жертв Холокоста.

В 2005 году на 60-том заседании Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение о том, что 27 января станет Международным днем памяти жертв Холокоста.

Не прошло и полувека, как западные немцы стали осознавать, что их отцы и деды, служившие в вермахте, - военные преступники, которые под предлогом борьбы с коммунизмом, а заодно и с евреями, с нечеловеческой жестокостью расчищали мир для германской экспансии.

Огромные деньги выплачивает до сих пор немецкое государство жертвам нацизма любых стран и национальностей. Канцлер ФРГ Вилли Брандт встал на колени в Освенциме с мольбой о прощении за гибель евреев от рук его соотечественников.

Холокост имеет универсальные черты. Во-первых, это пропаганда ненависти к какому-либо народу, требования ограничения его прав и изгнания со своей территории. Во-вторых, осуществление геноцида по этническому принципу. В каждом политическом движении, использующем расистские и националистические лозунги, видна тень Холокоста. В-третьих, равнодушие и отсутствие противодействия со стороны мирового сообщества тенденции распространения расизма в отдельно взятом государстве, в итоге обернувшееся гибелью 6 миллионов человек.

Без стремления осознать истоки, ход и последствия антисемитизма в Германии, как одного из наиболее значимых примеров истории, человечество не застраховано от повторения ошибок своих предков.

Нельзя не отметить, в свете печально известных событий начала XXI века, связанных с межэтническими конфликтами и войнами на Ближнем Востоке, все большее количество людей проявляет интерес к проблемам национального неравенства, требуя их решения мирным путем.


[1] Большая российская энциклопедия.- М., 1999.-С. 57.

[2] Соломон Лурье, Антисемитизм в древнем мире.- М., 1996.-С. 5.

[3] Асиновский А.И. Евреи по страницам истории. - Ростов-на-Дону, 1997.-С. 34.

1 Крейг Г. Немцы. - М., 1997.-С. 45.

[4] Крейг Г. Немцы. - М., 1997.-С. 47.

2 Таланцев Д.А. Истоки и следствия антисемитизма. - М., 2000.-С. 22.

1 Гаднелин К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ века//Вопросы философии. - 1992. - № 2.-С. 19.

[5] Лакёр У. Холокост. - М., 2005.-С. 36.

[6] Ветте В. Война на уничтожение: Вермахт и Холокост//Новая и Новейшая История. - 1999. - № 3.-С. 24.

[7] Крейг Г. Немцы. - М., 1997.-С. 56.

[8] Альтман И.И. Жертвы ненависти. Холокост в СССР. 1941-1945 гг.. - М., 2002.-С. 15.

[9] Мадиевский С. Почему Холокост?//Новый мир. - 1999. - № 9.-С. 13.

[10]    Рашковский С. Судьбы Европы или недоученные уроки Холокоста//Эхо планеты. - 2005. - N 4.-С. 18.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!