Приход к власти национал-социалистической партии Германии
Введение
Сразу же по окончании второй мировой войны в Германии возник военно-исторический ревизионизм. Идеологической задачей ревизионистов было обеление нацистской Германии, стремление снять с нее обвинение в агрессии и военных преступлениях. Также историки-ревизионисты пытались отрицать самый факт геноцида еврейского народа. В настоящее время голоса отрицателей Холокоста как одного из крупнейших преступлений в истории человечества не умолкают, а ширятся.
Проблема данной курсовой работы заключается в том, чтобы доказать, что антисемитизм, имевший место на территории Германии еще во времена средневековья, достиг чудовищных размеров с приходом к власти национал-социалистов и обернулся трагедией для миллионов людей, переживших Холокост.
В мире действует множество могущественных сил, связанных с наследием национал-социализма, либо делающих ставку на разжигание межэтнических конфликтов, которым так или иначе выгодно занижать значимость геноцида еврейского народа. Часто в различных литературных источниках можно столкнуться либо с отрицанием самого факта Холокоста, либо с опровержением данных о количестве жертв нацистского режима со стороны еврейского народа. Масса вопросов, касающихся Холокоста, до сих пор остается малоизученной.
Актуальность данной курсовой работы заключается в стремлении показать истоки, ход и последствия антисемитизма в Германии во время нацистского режима. От повторения такого страшного явления как Холокост не может быть застраховано ни одно многонациональное государство.
|
|
Объектом данной курсовой работы является антисемитизм, ставший официальной политической линией правительства нацистской Германии.
Предметом данной курсовой работы являются евреи, проживавшие на территории нацистской Германии и стран, оккупированных ею в ходе второй мировой войны.
Автор данной курсовой работы ставит целью исследования доказать, что Холокост, имеющий предысторию и 12-летнюю историю, стал закономерным порождением феноменов фашизма, тоталитаризма и государственного террора, которые поразили Германию в начале ХХ века.
Задачи исследования данной курсовой работы:
1) Рассмотреть зарождение антисемитизма в Германии;
2) Определить политические и экономические предпосылки прихода к власти национал-социалистической партии Германии;
3) На примере Холокоста рассмотреть политику нацистской Германии по отношению к евреям.
Гипотеза. Осознав крайнюю бесчеловечность и иррациональность системы идеологически обоснованных и тщательно спланированных нацистских преступлений, мировое сообщество придет к выводу о недопустимости возникновения таких явлений, как антисемитизм в современных цивилизованных странах с огромными культурными и духовными ценностями.
|
|
Методы исследования в данной курсовой работе:
- изучение и анализ научной литературы;
- ознакомление с деятельностью Фонда "Холокост".
Материалы данной курсовой работы могут быть использованы при проведении лекций, семинаров, вечеров памяти, посвященных жертвам Холокоста. В этом заключается практическая значимость данной курсовой работы.
В своем исследовании автор данной работы придерживается точки зрения людей, признающих существование такого явления как антисемитизм во время правления национал-социалистов в Германии.
Зарождение антисемитизма в германии
Взаимоотношения немецкого и еврейского народов на протяжении веков
Всякого мыслящего и чувствующего человека должен заинтересовать вопрос о причинах возникновения такого исторического явления, как антисемитизм, крайне важного, хотя бы вследствие своей многовековой давности.
Антисемитизм - одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям - от пренебрежительного отношения в быту, правовой дискриминации до геноцида, еврейских погромов и т. д.[1]
|
|
Древние корни антисемитизма имели религиозный характер. Еще во времена Римской империи на евреев смотрели с подозрением, так как, придерживаясь строгого монотеизма, они были непримиримы по отношению к традиции обожествления императоров и сопутствующим праздничным церемониям. В некоторых провинциях империи подобное упорство вызывало антиеврейские восстания и погромы. Однако лишь с зарождением христианства такая яростная демонстрация враждебности к евреям стала привычным явлением в жизни Запада. На многие века евреи оказались за пределами своей исторической Родины. Можно предположить, что "... одной из наиболее вероятных причин, вызывавших негативное отношение к евреям, была та особенность еврейского народа, благодаря которой он, не имея ни своей территории, ни своего языка и будучи разбросанными по всему миру, тем не менее (принимая живейшее участие в жизни новой родины и отнюдь ни от кого не обособляясь) оставался национально-государственным организмом"[2]
В Германии спорадические взрывы народного антисемитизма были распространенным явлением на протяжении всех средних веков и раннего Нового времени. Существовало широко распространенное мнение, что обычной практикой евреев в их религиозных обрядах являлись всяческие непристойные действия и ритуальные убийства. Люди верили, что евреи отравляют колодцы и совращают молодежь, а демонические способности позволяют им призывать на соседей-христиан землетрясения, бури и эпидемии. Вполне естественно, что в бедственные времена евреи становились жертвами разъяренной толпы. Это часто поощрялось Церковью, которая иногда облегчала мятежникам задачу опознания своих жертв, вынуждая евреев носить отличительные детали в одежде (желтые метки или же рогатые шапочки, вошедшие в обычай в Бамберге XV столетия), христианскими купцами, завидовавшими своим еврейским конкурентам, или людьми, желавшими освободиться от долговых обязательств перед евреями-ростовщиками. Те, кто не был лишен реализма, понимали, что евреи, как правило, стимулируют экономическую жизнь и приносят процветание районам своего заселения. Во многих частях Германии еврейские торговцы пользовались покровительством императора или местных правителей. Но в различных землях дарованные им права были неоднозначны и ограничивались во времени, вечно завися от стечения обстоятельств и прихоти членов местных городских советов.
|
|
Не улучшается положение евреев и в эпоху Реформации. Вызванное ею брожение умов и религиозные войны привели к новым изгнаниям, преследованиям и антиеврейским эксцессам. Во второй половине XVI века в городах Италии, а затем и в других странах Европы, евреи были заключены в особые кварталы - гетто.
На рубеже XVII - XVIII веков религиозное влияние в Европе ослабевает, и большинство государств снимает антиеврейские ограничения. Процесс эмансипации евреев в Европе, основанный на принципе полного равноправия всех граждан в государстве, приводит к успешному участию евреев в экономической, культурной и политической жизни европейских стран. Однако, отталкивающий образ еврея, подспудно таившийся в подсознании европейцев, рано или поздно должен был дать о себе знать.
Бурный рост капитализма усилил социальные противоречия в Европе. Быстрые успехи евреев на всех поприщах общественной и промышленной деятельности породили зависть и беспокойство в тех классах христианского общества, которые еще не освободились от идеи социального неравенства.
В последней четверти XIХ века в Европе началось новое движение против евреев, на этот раз получившее официальное определение "антисемитизм". По сути данное движение являло собой попытку воскресить старую средневековую юдофобию (нем. Jude - еврей; прим. автора) в новой форме, дополненной расистской теорией[3].
Одну из политических теорий, использованных антисемитами, представляет так называемый социальный дарвинизм, уподоблявший общественные отношения борьбе в животном мире, где сильные побеждают в процессе естественного отбора. Научные открытия этого периода времени (в биологии, антропологии и языкознании) были использованы рядом политиков, философов и общественных деятелей для доказательств преимущества одной расы над другими и необходимости борьбы за существование. В конечном итоге, социальный дарвинизм выродился в расизм. По мнению большинства создателей теории расизма, раса (блондинов), стоящая на высшей ступени развития человечества, обладает исключительно положительными качествами характера и всеми моральными достоинствами, а также творческим потенциалом. Для обозначения представителя высшей расы в научный оборот было введено понятие "ариец". Народы, говорившие на индоевропейских языках, стали относить к "арийской группе". Несколько позднее сформировалось понятие "семитские языки", куда был включен и иврит. Однако искусственное разделение народов по расово-биологическим признакам не всегда основывалось на выработанных сторонниками расизма критериях. Так, голубоглазые евреи-блондины неизменно причислялись к "семитам", а темноволосые немцы всегда оставались чистокровными "арийцами".
С конца 70-х годов XIХ века в Германии появляются антисемитские партии, ставящие целью отмену эмансипации и требующие юридической и общественной изоляции евреев. Политические аспекты антисемитизма подчеркивал немецкий журналист Вильгельм Марр, который, очевидно, первым ввел в употребление термин "антисемитизм" и назвал группу своих приверженцев "антисемитской лигой". В 1879 году придворный проповедник Вильгельма I Адольф Штеккер превратил свою христианско-социалистическую партию в явно антисемитскую. Эта партия достигла значительного влияния: она имела своих представителей в германском парламенте, издавала свои газеты, рассылала всюду агентов для возбуждения населения против евреев.
Также распространению этого новоявленного антисемитизма способствовала прямота, с которой известные и влиятельные люди, такие как: Е. Дюринг, Г. Тречке, П. Лагард, В. Марр и другие, высказывали свои сомнения по поводу евреев. В их лекциях, статьях и памфлетах евреи больше не обвинялись в том, что они не немцы, поскольку отказываются принять христианство, но изображались по самой природе своей инородными элементами в немецком обществе, разносчиками заразы, подрывающей жизненные силы Германии1. Конечно, верно, что эти философы - теоретики расизма не были известны большинству немцев, и неистовство нападок на евреев порой отталкивало обывателей. Но то, что антисемиты желали поведать, нередко излагалось с использованием псевдонаучной терминологии и приукрашивалось случайными цитатами из трудов по антропологии, биологии, психологии и теологии, а следовательно, имело определенное значение, ибо производило впечатление на легковерных слушателей и подкрепляло потаенное или подсознательное предубеждение против евреев. Значительную поддержку расисты получили от Рихарда Вагнера, человека, чьи идеи и музыка оказывали на поколение перед первой мировой войной влияние, которое трудно переоценить. В беспокойстве Вагнера, которое он выразил в нападках на евреев, как врагов немецкой культуры, сочетались скрытое восхищение народом, пережившем столетия притеснений, и серьезные сомнения касательно способности его собственного народа сохранить индивидуальность в условиях свободной конкуренции. Фамильное сходство двух народов: немецкого и еврейского, поразительно и наглядно проступает в их трудолюбии, бережливости и экономности, упорстве, истой религиозности, в том, какое серьезное значение они придают семье, их общем уважении к начертанному слову, что сделало евреев библейским народом, а немцев превратило в "das Volk der Dichter und Denker" (нем. "народ поэтов и мыслителей" - прим. автора)[4]. К тому же, немцы и евреи схожи по природе своих интеллектуальных притязаний, отказываясь ограничиваться прагматическими и утилитарными целями, но разделяя амбиции Фауста, желавшего постигнуть секреты мироздания и решить загадку взаимоотношений человека с Богом - стремления, в равной степени присущие таким немецким метафизикам, как Кант, Гегель, Шеллинг, и еврейским каббалистам. Отчего же не сбылось предсказание Генриха Гейне о том, что немцы и евреи, две нравственные нации, как он называл их, создадут в Германии новый Иерусалим, "родину философии, отчизну пророков и цитадель чистой духовности"? Как показывает история, сходство между двумя народами привело не к интеграции, а уничтожению евреев их же согражданами2.
Возможно, ответ на вопрос о немецком антисемитизме, как и на многие другие вопросы, следует искать в запоздалом становлении государственности в Германии и особенно в неудаче Просвещения. Экономические преобразования в Германии конца XIX - начала ХХ века имели драматический характер, и скорые темпы процесса индустриализации породили болезненные социальные сдвиги, включая и личную трагедию многих людей.
Приход к власти национал-социалистической партии Германии
Тяжелым испытанием для Германии стал опыт первой мировой войны в начале XХ века. Трудно переоценить катастрофические последствия инфляционного кризиса 1923 года, когда один американский доллар был эквивалентен 40 миллиардам марок, а кружка пива, за которую в 1913 году платили 13 пфеннигов, стоила 150 миллионов марок. И не успела Германия кое-как оправиться от этого стресса, как последовал грандиозный кризис 1929-1933 годов.
После окончания первой мировой войны ничто не выглядело столь непререкаемым как победа демократической идеи. Момент, когда уже казалось, что демократия получает свое историческое воплощение, стал одновременно и началом ее кризиса. Для Германии идея революции оказалась чуждой и противоречащей немецкому пониманию государства. Между тем, никто не предполагал, что национал-социализм не только бросит вызов мощным, высокоорганизованным массовым марксистским партиям, но даже обойдет их.
30 января 1933 года произошла смена правительства. Назначение Адольфа Гитлера канцлером было несравнимо с формированием кабинетов прошлых лет. Национал-социалисты не скрывали своей решимости захватить всю полноту власти. В ходе плебисцита, проводившегося в том же году, немцы проголосовали за выход страны из Лиги Наций и вместо политики уступок выбрали политику мужества и чести1. По сравнению с прочими родственными системами национал-социализм стал самой радикальной и безоговорочной формой проявления фашизма. Превосходство фашизма по отношению ко многим его конкурентам объясняется тем, что он острее осознавал суть кризиса времени, чьим симптомом был и он сам. Все другие партии приветствовали процесс индустриализации и эмансипации, в то время как фашизм со всей очевидностью разделял страхи людей и пытался заглушить эти страхи, превращая их бурное действо и драматизм, и привнося в прозаические, скупые будни магию романтических ритуалов - факельные шествия, штандарты, черепа со скрещенными костями, боевые призывы и возгласы "хайль!, идею "величественной смерти". Причина не в агрессивной злобе немецкой нации, стремившейся перевернуть ситуацию в мире. Для страны, привыкшей к упорядоченному существованию, послевоенные потрясения были особенно мучительны, Германия стала колоссальным резервуаром недовольства, разочарования и страха.
В атмосфере всеобщего ожесточения, экстремизма социально-политической и духовной жизни следовало ожидать появление вождя новой формации. Гитлер явился порождением эпохи, которая оказалась антрактом между двумя мировыми войнами и была неразрывно связана с ними. За исключением короткой передышки в 1924-1925 годах мир содрогался в конвульсиях политических, экономических потрясений и войн. "Век мировых войн и революций", "эра тоталитаризма", "время диктаторов", "эпоха европейской гражданской войны" - таков весьма неполный перечень определений эпохи, охватывавшей большую половину прошлого столетия. Только в Германии фашистский тоталитаризм достиг радикальной стадии благодаря как своему фюреру, так и массовому базису, служившему Гитлеру своего рода аккумулятором экстремистской энергии и вместе с тем получавшему от него еще более сильный ответный импульс. Ни одно гуманное чувство не разгладило на физиономии нацистского режима то выражение концентрированной жестокости и исполнительности, которое выделило его среди фашистских движений других стран и сделало единственным в своем роде. Уже опыт ранних лет помог Гитлеру узнать то всеподавляющее чувство страха, которое сформирует в дальнейшем всю систему его мыслей и чувств. Он был охвачен страхом перед чужим засильем, перед “нашествием подобных саранче русских и польских евреев”, перед “превращением немецкого человека в негра”, перед “изгнанием немца из Германии” и, наконец, перед “полным истреблением” последнего. Но беспокойство у него вызывали также и американская техника, и цифры растущей рождаемости у славян, и крупные города, и “столь же безудержная, сколь и вредная индустриализация”, и “коммерциализация нации”, и анонимные акционерные общества, и “трясина культуры удовольствий в крупных городах”, равно как и современное искусство, стремящееся голубыми лугами и зелеными небесами “убить душу народа”. Куда бы он ни взглянул, он всюду открывал “явления разложения медленно догнивающего мира”[5]. Что объединяло Гитлера с ведущими фашистскими деятелями других стран, так это решимость, с которой они стремились противостоять этому процессу. А выделяла его та маниакальная исключительность, с которой он сводил все элементы когда-либо испытанного страха к одному-единственному их виновнику - в фокусе его доведенной до исполинских размеров концентрации страха стояла фигура еврея. Антисемитизм пронизывал нацистскую пропаганду на всех ее уровнях, им был пропитан весь пропагандистский аппарат и любое из средств массовой информации. И так оставалось даже после того, как нацисты “эвакуировали” миллионы евреев на Восток. Ведь если вражеская коалиция существовала в виде заговора, то верховным заговорщиком должен быть, конечно же, еврей. Евреи объявлялись виновными в нищете Германии, в ее поражениях. С приходом Гитлера к власти основы расовой теории были возведены в степень законов и антисемитизм стал официальной политической линией правительства Германии. Весной 1941 года в выступлениях перед военачальниками Гитлер неоднократно подчеркивал, что война с СССР будет "войной идеологий", целью которой явится уничтожение "низших рас". В приказе по 11-й армии от 20 ноября 1941 года, доведенном до офицеров полкового и батальонного уровней, говорилось: "Еврейско-большевистская система должна быть уничтожена раз и навсегда". Задача немецкого солдата - "быть носителем национальной идеи мстителем за все жестокости, причиненные ему и немецкому народу". В приказе безоговорочно оправдывался геноцид по отношению к еврейскому населению: "Каждый солдат должен проникнуться необходимостью беспощадно мстить евреям - идеологическим носителям большевистского террора".[6] Доходили ли обращения такого рода до рядового солдата? Призванные в вермахт немцы еще будучи гражданскими лицами подвергались ежедневной "обработке сознания" ведомством рейхсминистра образования и пропаганды д-ра И. Геббельса. В языке Третьего рейха по отношению к евреям активно употреблялись устрашающие слова, с целью не только отвращать немецкий народ от общения с ними, но и сделать из евреев недочеловеков, решивших замутить чистоту немецкой расы. В ходу были прозвища вроде Judenknecht (нем. "еврейский лакей" - прим. автора), Judenhure (нем. "еврейская шлюха" - прим. автора), Volksverrater (нем. "предатель народа" - прим. автора)[7]. Антисемитизм занимал главное место во внешнеполитической концепции Гитлера и в дипломатических отношениях нацисткой Германии с другими государствами. В своем исследовании антисемитизма в Германии, Австрии Петер Пульцер отмечал, что между антисемитизмом до- и послевоенного периодов не существовало принципиальных различий. Каждый довод, приводившийся национал-социалистическими ораторами против евреев, использовался и до 1914 года; единственная разница состояла в том, что нацисты обладали силой убеждения и превратили эти доводы в программу действий. В конечном итоге, концепция холокоста зарождалась еще в 80-х годах XIX века. Для того, чтоб претворить ее в реальность, не хватало лишь демонической воли Гитлера.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 339; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!