Так гласит шестая беседа, именуемая: ЙОГА САМООБУЗДАНИЯ




1 Аскет — подвижник, который не зажигает жертвенного огня и не совершает жертвоприношений и церемоний; но это отсутствие внешних обрядов, без истинного отречения, еще не дает настоящего Саннази, святого странника.

2 Sankalpa, способность строить планы на будущее.

3 То есть одинаково добр и спокоен со всеми.

4 Дело идет о внутреннем взоре, а не о физических глазах.

5 Брахмачария дает обет целомудрия.

6 Нирваны.

7 То есть с пути нормальной эволюции, по которому идет все человечество, и с путы ускоренной эволюции, по которому идет Йог.

8 Йога состоит в способности слияния низшего с высшим Я человека. Для этого внутреннее его внимание из сферы чувственно-интеллектуальной должно перейти в мир духовный (Buddhi. Этим начинается духовное достижение.


Беседа седьмая

Благословенный сказал:

Мыслью устремленный ко Мне, о Партха, выполняющий йогу, обретший приют во Мне, выслушай, как ты несомненно можешь прийти к конечному познанию Меня.

Раскрою перед тобой знание и мудрость во всей их полноте; если познаешь их, не останется для тебя здесь ничего, требующего познания.

Среди тысячи людей едва ли один стремится к совершенству; среди успешно стремящихся едва ли один познает Меня в сущности Моей. Земля, вода, огонь, воздух, эфир, душа и Разум 1, а также самость 2, - таково восмиричное разделение Моей природы 3.

Такова моя низшая природа. Познай мою иную природу, высшую, которая есть элемент жизни, о мощновооруженный, посредством которой держится мир.

Познай в ней лоно всего сущего. Я есмь источник возникновения вселенной, и во Мне исчезает она.

Нет ничего выше Меня, о Дхананджая. Все нанизано на Мне, как жемчужины нанизаны на нити.

Я — и вкус воды, о сын Кунти, Я — и блеск луны и солнца, и Священное Слово 4 в Ведах, и звук в эфире, и мужество в людях.

Я — чистый запах земли и свет огня; Я — жизнь всего сущего и подвиг подвижников.

Познай Меня как вечное семя всего сущего, о Партха! Я — мудрость одаренных Разумом и блеск всех великолепных вещей; Я — сила сильных, свободных от вожделения и страсти. Во всех существах Я — не противное дхарме желание, о повелитель Бхарат.

Знай, что и гармоничные, и деятельные, и ленивые натуры, 5 все от Меня; воистину, не Я в них, а они во Мне.

Весь этот мир, введенный в заблуждение тремя незванными свойствами, исходящими от трех гун, не знает Меня, Неисчерпаемого, стоящего над ними.

Воистину, трудно проникнуть через покров этой божественной Майи, созданной тремя гунами; приближающиеся но Мне переступают эту иллюзию.

Творящие зло, заблуждающиеся, худшие среди людей, не приходят ко Мне; Майя 6 лишает их мудрости, и они предаются природе демонов 7.

Есть четыре вида праведных, поклоняющиеся Мне о Арджуна: страдающие жаждущие мудрости, ищущие личных достижений и мудрые, о Владыка Бхарат! Их всех превосходит уравновешенный и беззаветно преданный Мне мудрец; воистину Я дорог, превыше всего для мудрого, и он дорог Мне.

Все они благородны, но мудром Я почитаю подобным Себе; слившись со своих Высшим Я, он устремлен ко Мне, на Верховный Путь.

В конце многих рождений, исполненный мудрости приходит ко Мне; "Васудева 8 есть все, — говорит тот, который обладает трудно достижимыми качествами Махатмы 9.

Те, мудрость которых развеяна желаниями, обращаются к иным источникам Света 10, прибегая к внешним обрядам, соответствующим их собственной природе.

Я упрочу веру каждого, кто поклоняется таким источникам с непоколебимой верой.

Проникнутый этой верой, он молится и получает из того источника, во дарование ему желаемого блага идет от Меня.

Воистину недолговечен плод, принадлежащий неразумным. Поклоняющиеся иным источникам Света идут к этим источникам, а возлюбившие Меня идут ко Мне.

Лишенные мудрости считают мою непроявленную Природу проявленной, не ведая Моей высшей природы, непреходящей исполненной славы.

Скрытый в моей творческой иллюзии 11, не всеми познаюсь Я.

Заблуждающийся мир не знает Меня, нерожденного, вечного.

И прошедшие, и настоящие, и будущие существа знаю Я, о Арджуна, но Меня не знает Никто.

Благодаря иллюзии двойственности, возникшей от притяжения и отталкивания, о Бхарата, все сущее странствует по вселенной в полном заблуждении, о Парантапа! Но люди чистых дел, у которых грех пришел к концу, — они, освобожденные от обманчивой двойственности, поклоняются Мне, верные обетам своим.

Стремясь к освобождению от рождения и смерти, прибегая ко Мне, они пришли к познанию Брахмана, к полному познанию Высшего Я и всякого действия.

Те, которые знают Меня как познание элементов 12, как познание Светозарных 13 и как познание жертвоприношения 14, те, гармоничные в душе, познают Меня воистину в час ухода 15 своего.

Так гласит седьмая беседа, именуемая:

ЙОГА РАСПОЗНАЮЩЕГО ВЕДЕНИЯ


1 Buddhi.

2 Ahankara.

3 Prakriti, материя в самом широком смысле, включающая все, что обладает притяжением. "Высшая Prakriti", о которой говорится в следующем стихе, называется тогда Daiviprakriti, Свет Логоса.

4 Священное слово (Ом, творческий Глагол, Правана.

5 То есть те, в которых преобладает одна в из трех космическими сил, гун.

6 Иллюзия.

7 Asuras, противоборствующий божественным силам, Suras.

8 Одно из имен Кришны как представителя Вишну.

9 Махатма — великая душа, совершившая путь Богочеловеческий.

10 К Дэвам.

11 Yoga-Мaya, творческая сила Божественной йоги, т. к. все существующее есть мыслеобразы Единого.

12 Аdhibhuta.

13 Adhidaiva.

14 Познание через внешний культ и поклонение.

15 Смерти.


Беседа восьмая

Арджуна сказал:

Что есть Брахман, что — Самопознание и что — Действие, о лучший из людей? Что объявлено как знание Элементов и что названо знанием Светозарных? Что есть знание Жертвы и как познается она у воплощенного, о Мадхусудана? И как тот, который покорился своему Высшему Я, познает Тебя в час кончины своей?

Благословенный сказал:

Неразрушимый и Высочайший есть БРАХМАН; Его истинная природа именуется Самопознанием; эманация, которая производит рождение существ, именуется Действием 1.

Знание элементов касается Моей преходящей природы, а знание Светозарных касается жизнедающей энергии 2, знание Жертвы свидетельствует обо Мне, как о носителе тела; о лучший из живущих.

И тот, кто сбрасывая с себя тело, в час кончины думает лишь обо Мне одном, тот несомненно вступает в Мое Существо.

К тому существу, о котором человек думает в час кончины, о сын Кунти, к нему он идет, как к сродному своей природе.

Поэтому помни обо Мне непрестанно и сражайся. Душой и Разумом пребывая во Мне, ты несомненно придешь ко Мне.

Уравновешенный йогой, с мыслями, не разбегающимися по сторонам, пребывая в постоянном размышлении, о Партха, человек идет к высшему божественному Духу.

Кто думает о Древнем, Всеведущем, Владыке мира, о Том, что менее наименьшего, об опоре всего, невообразимом по форме, сияющем подобно солнцу за пределами мрака; Кто в час кончины, со стойким разумом и утвердившись в преданности, погружается в созерцание, сосредоточив жизненное дыхание в средостении между бровями, — тот направляется к этому высочайшему божественному Духу.

Путь, который знатоками Веды объявлен нерушимым, на который вступают достигшие самообладания и освободившиеся от страсти, к которому стремятся Брахмачарии, этот Путь объясню тебе вкратце.

Замкнув все врата 3, разум заключив в сердце, сосредоточив жизненное дыхание в голове, погрузившись в йогу, Кто покидает свое тело, повторяя односложное "ОМ" Брахмана и думая обо Мне, тот достигает высочайшего пути.

Кто постоянно думает обо Мне, не мысля ни о чем другом, тот уравновешенный йог, о Партха, легко достигает Меня.

Придя ко Мне, эти Великие Души более не возвращаются к рождению в преходящие обители скорби, они достигли высочайшего совершенства.

Миры, начиная с мира Брахмы, являются и исчезают, о Арджуна; но тот, кто пришел ко Мне, о сын Кунти, тот более не знает рождения.

Кто знает День Брахмы 4, длящийся тысячу веков, и Его Ночь, завершающуюся в тысячу веков, тот знает День и Ночь.

Из непроявленного вытекает все проявленное при зачатии Дня; при наступлении Ночи оно растворяется в Том, имя которому Непроявленный.

Это множество существ, снова и снова проявляющихся, исчезает при наступлении Ночи; с наступлением Дня они, согласно закону, неизбежно, являются вновь, о Партха! Воистину, превыше этого Непроявленного есть иное вечное Непроявленное, которое остается во время разрушения всех существ.

Это непроявленное именуется: "Неразрушимое"; Оно называется Высшим Путем. Достигшие Его, более не возвращаются. Это Моя высочайшая обитель.

Он, высочайший Дух 5, о Партха, достигается непоколебимой преданностью Ему одному, в котором пребывают все существа и через которого проявилось все Это. 6 То время, когда уходящие 7 Йоги более не возвращаются, а также то, когда они возвращаются, о нем Я объявляю тебе, о царственный Бхарат.

Уходя при огне, при свете дня, во время прибывающего месяца, в течение шести месяцев северного пути (солнца, Йоги, знающие Брахмана, идут к БРАХМАНУ.

Уходя в дыму, в ночное время, при ущербе месяца, в течение шести месяцев южного пути (солнца, йоги, обретая лунный свет, 8 возвращаются.

Свет и Мрак, таковые два вечные пути мира; по одному идет тот, кто не возвращается, по другому идет тот, кто возвращается вновь.

Зная эти два пути, о Партха, йог не впадает в смущение. Будь же всегда тверд в Йоге, о Арджуна! Все плоды заслуг, которые Веды связывают с жертвоприношениями, подвигами, а также милостыней, над всех этим поднимается Йог, владеющий познанием; он идет к высочайшей и древнейшей Обители.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!