Мысль о формировании характера в реальных поступках ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от его деятельности.
Изучение органического мира побудило Аристотеля придать новый смысл основному принципу научного объяснения – принципу причинности (детерминизма). Он показал что «природа ничего не делает напрасно», «нужно видеть то, ради чего совершается действие».
Аристотель создал зоологию, «лестницу» живых существ:
1.растительная (питание и ощущение);
2.животное (стремление, память и движение);
3.человеческая душа (мышление).
По Аристотелю смертно все, кроме разума.
В эллинистический период развития Древней Греции доминировали две школы: школа стоиков и эпикурейцев.
Основатель школы стоиков Зенон. Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха – пневмы, стоики считали человеческую душу одной из таких модификаций. Согласно им, мировая пневма идентична мировой душе, «божественному огню», который является Логосом, судьбой. Счастье человека усматривалось в том, чтобы жить согласно Логосу.
Стоики объявили вредными любые аффекты, поскольку возникают они в результате «неправильной деятельности ума». Удовольствие и страдание – ложные суждения о настоящем; желания и страх – ложные суждения о будущем. Только разум способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять свое предназначение, свой долг.
Школа безмятежности духа Эпикура в своих представлениях о природе опирались на атомизм Демокрита. Эпикур предполагал, что частицы атомов могут отклоняться от своих закономерных траекторий. Этот вывод имел этико-психологическую подоплеку.
|
|
Эпикурейцы считали, что личность способна действовать на свой страх и риск. Искусство жить в водовороте событий связано с избавлением от страхов перед загробным наказанием и потусторонними силами, ибо в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Лучший путь в достижении независимости личности они усматривали в самоустранении от всех общественных дел, т. к. это позволит избегнуть огорчений, тревог, отрицательных эмоций
Последователем Эпикура в Древнем Риме был Лукреций. Он считал, что существуют только атомы, движущиеся по законам механики; в результате возникает и сам разум. В познании первичными являются ощущения, преобразуемые в другие образы, ведущие к разуму.
Учение Лукреция было своего рода наставлением в искусстве выжить в водовороте бедствий, навсегда избавиться от страхов перед потусторонними силами и загробным наказанием.
Врачи Александрийского научного центра Герофил и Эрасистрат установили различия между чувствительными нервами, идущими от органов чувств (глаза, уши, кожа и др.) к мозгу и двигательными волокнами, идущими от мозга к мышцам.
|
|
Развитию идеалистических учений о душе способствовал Филон Александрийский. Он считал, что тело – это прах, который получает жизнь от дыхания божества. Это дыхание и есть «пневма».
Древнегреческий врач Гален описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы. Он считал головной мозг производителем и хранителем разума. Развивал учение о темпераментах. Утверждал, что первичными при аффектах являются изменения в организме («кипение крови»), субъективные, душевные переживания (гнев), вторичны.
Древнегреческий философ перипатетической школы Александр Афродисийский настаивал на целостности аристотелевского учения и его тезисе о том, что все способности души начисто исчезают вместе с телом.
В Новое время рефлексия выступила как основание и главный источник знаний о бытие.
Плотин – основатель неоплатонизма – выделял рефлексию как одно из направлений деятельности души. Душа для него – эманация сверхпрекрасной сферы высшего первоначала сущего.
Августин Блаженный Аврелий считал душу орудием, которое правит телом, утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Он стал основоположником волюнтаризма («волюнтас» - воля).
|
|
Августин считал, что воля индивида зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет действиями души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта.
Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Идея о внутреннем опыте, отличном от внешнего, но обладающего высшей истинностью, имела у Августина теологический смысл, т. к. предполагалось, что истинность даруется Богом. Богом даруется и воля – источник активности человека. Воля предшествует разуму, познанию. При этом главные ответы дает исследование себя, а не окружающего. Он ввел понятие о врожденной активности души, как основе развития последней.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!