Идея организации (системности) Анаксагора, идея причинности Демокрита и идея закономерности Гераклита, стали на все времена основой познания душевных явлений.



Совершенно новую сторону познания этих явлений открыла деятельность философов – софистов («София» - мудрость). Их интересовал сам человек, а не его природа. Софист Протагор выдвинул на передний план изучение речевой и мыслительной деятельности с точки зрения ее использования для манипулирования людьми. Действия души приобретали зыбкость и неопределенность, т. к. язык и мысль полны условностей и зависимости от человеческих интересов и пристрастий.

Вернуть представлению о душе, о мышлении прочность и надежность, коренящиеся во внутреннем строе самой души, стремился Сократ. Создал техники диалога, названный сократическим методом. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть то, что скрыто за покровом сознания, за внешними проявлениями работы ума. Он считал, что разум человека содержит истину, но она не раскрыта. Раскрытие - правильное задавание вопросов. Маевтика – сократический диалог. В центре интересов Сократа была умственная деятельность индивидуального субъекта.

Платон стал родоначальником философии идеализма. Он утвердил принцип первичности вечных идей. Он оценил процесс мышления, как внутренний диалог (внутренняя речь, а процесс ее порождения из речи внешней (социальной) получил название интериоризация (внутренний).

Платон утверждал, что в основе всего лежат идеи – общие понятия, вечные и неизменные, существующие сами по себе, до всего, как своеобразный замысел. Идеи образуют свой мир, невидимый для нас. Миру идей противостоит мир материи (бесформенного небытия); между ними, как посредник, - мировая душа.

Мир – живое существо, душа его не в нем, а окутывает его. Душа человека родственна мировой душе. Первоначально она обитает на звезде, затем переселяется в тело человека и теряет гармоничность: задача человека – вернуть гармонию через познание. По Платону, мы не столько познаем, сколько вспоминаем то, что душа уже знала в своем совершенном состоянии. Человеческая душа направляется разумом. При правильном управлении душа возвышается и приближается к исходной гармонии. При ином исходе душа не успевает «очиститься» и по принципу нравственного подобия может переселяться в тела животных и птиц. Душа бессмертна, полагал Платон.

Цель души – постижение идеи, поэтому душа подобна идее. В отличие от идеи, душа подвижна. По составу душа трояка: ум (в голове); аффективное, т. е. страсти, эмоциональное начало (в груди); вожделение (в печени).

Разум должен овладеть страстями и вожделениями, от этого зависит судьба человека.

Софисты и Сократ в объяснениях души пришли к пониманию ее деятельности как феномена культуры. При этом предполагалось, что душа заносится в организм извне.

Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность, стали для него источником знания. Его трактат «О душе» стал первым, собственно психологическим трудом. Душу, он определил как форму, способ организации живого тела, т. е. как то, что позволяет телу существовать как живому. Душа особый орган, посредством которого тело чувствует, мыслит. Т. о., не душа мыслит, но тело мыслит посредством души.

По Аристотелю «организм» следует рассматривать в связи с родственным словом организация» («продуманное устройство». Душа организма – это его функция, деятельность. «Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение», - говорил он.

Трактую организм как систему, он выделял в ней различные уровни способностей к деятельности, при этом намечалась иерархия способностей – функций души:

1.вегетативная (у животных, растений и человека);

2.чувственно – двигательная (у животных и человека);

3.разумная (только у человека).

Функция души – уровни ее развития, располагались в виде «лестницы форм», где из низшей и на ее основе возникает функция более высокого уровня. Он стремился найти звенья, ведущие от одной ступени к другой. Открыл особую область психических образов («фантазии»), которые возникают без прямого воздействия предметов на органы чувств. Эти образы подчинены механизму ассоциации – связи представлений.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!