Западноевропейская культура XVII века



Позиции церкви в XVII веке были сильны, ведь XVII век – это не только время расцвета абсолютизма, но и завершающий этап Контрреформации. Несмотря на протекционистскую политику по отношению к развитию промышленности и науки, абсолютистское государство было заинтересовано не в меньшей степени и в неколебимости религиозных устоев.

Развитие рационального буржуазного способа производства порождало острую потребность в прикладных науках. Роль естественных наук в культуре неуклонно нарастала на протяжении всей эпохи Возрождения. Теперь в естествознании ведущее место заняла механика. Опираясь на математические разработки, она добилась крупнейших успехов.

Небесная механика, созданная трудами Коперника (1473-1543), Галилея (1564-1642), Кеплера (1571-1630) внесла принципиальные изменения в библейскую картину мироздания. Разработка земной механики (Галилей, Торричелли, Бойль, Декарт, Паскаль, Лейбниц и др.) показала несостоятельность средневекового понимания природы, опиравшегося на аристотелевскую физику. Математическое естествознание «века гениев», как иногда называют XVII век, достигло вершины в трудах И. Ньютона (1643-1727).

Философы и естествоиспытатели стали утверждать, что человек постигает мир посредством своего разума (Р. Декарт, 1596-1650), что знания являются силой (Ф. Бэкон, 1561-1626), их источник – опыт, а не божественное откровение или труды античных авторов, как утверждала схоластика. В качестве важнейших методов познания философы и естествоиспытатели стали рассматривать эксперимент (Галилей, Бэкон, Ньютон и др.), механическую гипотезу, механическую модель (Р. Декарт). Были изобретены микроскоп (Левенгук) и телескоп (Галилей), благодаря чему горизонты познания раздвинулись вглубь и вширь. Возникают новые формы организации исследовательской работы – научные общества, Академии наук. Особо значительную роль в Европе XVII века сыграли Лондонское Королевское общество, существующее до сих пор, и Парижская естественнонаучная Академия.

XVII век – век Декарта и Пор-Рояля, Паскаля и Спинозы, Рембрандта и Мильтона, век отважных мореплавателей, переселений в заморские страны, смелой торговли, расцвета естествоиспытания, морализирующей литературы – и… век парика, достигающего наибольшей пышной в 60-е годы, парика, который носил всякий, кто считал себя господином – от короля, адмирала до купца… Век крайне противоестественной непрактичной мужской моды – с узкими камзолами, короткими, крайне широкими панталонами; костюм, перегруженный украшениями – бантами, лентами, кружевами и т.п. Эта мода

представляла собой разительной контраст весьма сухому, бесстрастному, рационалистическому XVII веку.

Печатью рационализма отмечен утопический роман, который представлял почти единственную легальную форму критики феодального общества. Сирано де Бержерак, поклонник философии Декарта и Гассенди, в своих фантастических ромах осыпал градом насмешек устои феодально-абсолютистского общества и развивал идеи прогресса, обогащая традиции гуманизма Рабле. Появление со второй половины XVII века романов-путешествий, наиболее значительным из которых является «История севарамбов» Д.Вераса, ориентировало общественное сознание в направлении поиска гармоничного общественного устройства.

ИСКУССТВО XVII ВЕКА

Два наиболее широких и влиятельных художественных течения рассматриваемой эпохи – барокко и классицизм – сложны и двойственны по своей природе. Стиль барокко получил преимущественное распространение в католических странах, затронутых процессами Контрреформации. Сущность барокко шире вкусов католической церкви и феодальной аристократии, которая стремилась использовать эффекты грандиозного и ослепляющего, свойственные барокко, для восславления могущества, пышности и блеска государства, мест обитания лиц, приближенных к трону. Стиль барокко с особой остротой выражает кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, бесцельных порывов к неведомому. По сути, он открывает мир в состоянии становления, а становящимся миром был тогда мир буржуазии.

Другой влиятельнейший стиль характеризуемой эпохи – классицизм. Абсолюстским государствам не могла не импонировать идея величавого порядка, строгой соподчиненности, внушительного единства. Претендующее на «разумность» государство стремилось к тому, чтобы в нем видели уравновешивающее, объединяющее, героически возвышенное начало. В противовес барокко классицизм выражал стремление к разумному гармоничному строю жизни, а эти стремления были присущи не только монархам, но и народному сознанию, с его идеалами мира, покоя, сплочения страны. Помимо того, привлекательной стороной классицизма выступал его нравственный пафос, гражданская направленность.

В XVII веке складывается еще одно направление в искусстве – это реализм. Вершиной голландского реализма является творчество Рембрандта (1606-1669). Талант Рембрандта таков, что позволяет превратить любое полотно в философское обогащение, в героический образ эпохи и общества, в многогранную характеристику человеческой личности. Главными выразительными средствами у художника выступают цвет и свет.

В XVII веке оформляются национальные школы в искусстве. Кроме итальянской, фламандской, голландской и французской очень влиятельной художественной школой была испанская.                     

Культура XVIII века

Конец XVII - начало XVIII века ознаменовано кризисом абсолютизма, длительное время определявшего жизнь, мироотношения, культуру европейских стран. Наступает новая эпоха, формируется новая культура.

Восемнадцатый век в Европе – завершающий этап перехода от феодализма к капитализму. Происходит гигантская ломка всех общественных устоев, идет борьба за освобождение от религиозно-феодального миросозерцания, образуются первые политические партии, появляется периодическая печать.

Наряду с дальнейшей разработкой уже сложившихся наук, таких как математика и механика, в XVIII веке усиленно развиваются новые отрасли физики учение о теплоте, электричестве, магнетизме. Широко разворачиваются химические исследования. Прогрессируют биологические науки – анатомия, физиология, эмбриология.

Одновременно с ростом знаний во всех областях идет популяризация достижений науки, решаются задачи просвещения. Достаточно сказать, что во Франции существовало множество научных и учебных заведений – Академия наук, Королевский колледж, школа военных инженеров, Парижская обсерватория и т.д. Академии и университеты возникают во многих провинциях. Одних только университетов перед революцией было более 20. Выпускаются научные труды, журналы, ученые записки, идет активный обмен результатами исследований.

Широкой популярностью пользуются в это время такие книги, как «Теология воды» Фабрициуса, «Творец природы» Буасси, «Астрономическая теология» и «Физическая теология» Дергеля.

С поразительной быстротой распространилось масонство. Масонами были Вольтер, Гете, Монцарт и др. Существовала вера в розенкрейцеров, алхимиков, чудеса и знамения, кабалу и дьявола, на которой паразитировали авантюристы типа графа Калиостро, Казановы.

Духовный кризис начала века нашел своеобразное разрешение в эпоху регентства герцога Орлеанского, когда прежняя атмосфера ханжества и педантизма, характерная для Версальского двора, сменяется таким высвобождением чувств и страстей, что выливается зачастую в оргии, разгул, пренебрежение всякими приличиями.                                 

   Противоречивый, переходный XVIII век показывает нам сложное взаимодействие феодально-абсолютистской и буржуазной культур в политике, морали, науке, теориях общественного развития.

В XVIII веке центром духовной жизни Европы становится Франция. Наступившая после смерти Людовика XIV эпоха Регентства внешне выглядит как резкая смена декораций. Эта эпоха породила стиль рококо. Часто об этом стиле говорят как о вырождающемся барокко, как о стиле изысканном и весьма легковесном. В рококо причудливо соединяются гедонизм, прихотливость, пренебрежение к разуму и апофеоз чувства, пренебрежение естественным ради эстетства, экзотики, и – блестящая художественная культура. Рококо – выражение тенденции к отрицанию устоявшихся, ставших бесплодными форм и противопоставление им новых, пусть не бесспорных, но весьма своеобразных подходов.

В Италии в это время строится театр «Ла скала», творят свои неподражаемые комедии Гоцци и Гольдони, пишут картины Пьяцетто и Тьеполо. Основной вклад в итальянское искусство 18 века внесла Венеция. Праздничный, маскарадный венецианский стиль сродни французскому рококо.

В XVIII веке искусство становится преимущественно светским: исчезает принципиальная несовместимость культур религиозных различных конфессий, светское зодчество впервые берет верх над церковным, «обмирщение» идет в живописи и скульптуре, где жанровое направление завоевывает одно из главных мест. Театр и музыка стали ведущими видами искусства. Парадный портрет сменяется камерным, интимным, развивается «пейзаж настроения», в нем усиливаются романтические тенденции. Главным результатом развития искусства XVIII века было рождение основ художественной культуры грядущих столетий.

Итак, культура XVIII века наследует основные черты культуры предшествующего столетия, такие как рационализм, сциентизм, антропоцентризм, телеологизм и др. Вместе с тем, она привносит ряд новых моментов, иначе расставляет акценты в решении основных мировоззренческих проблем.

В понимании конечной цели общественного прогресса культура Просвещения дает широкую палитру мнений. Но моментом, объединяющим мыслителей разных направлений, была апелляция к Разуму и Природе.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!