Верования в первобытном обществе



В древнем человеческом обществе верования являли собой реакцию совокупной личности на ее восприятие совокупной Вселенной. Тесно связанные с первобытными мифическими воззрениями, они основывались на анимизме (от лат. аnima – дух, душа) – наделении природных явлений человеческими качествами.

Наиболее древней формой религии является магия (от гр. mageia – волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.

Известный английский религиовед и этнолог Джеймс Фрезер в работе «Золотая ветвь» отмечает, что магическое мышление основывается на двух принципах симпатической магии (закон симпатии). Первый он называет гемеопатической магией, или законом подобия, второй – контагиозной магией (законом контакта), в него он включает колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения. Вероятно, наиболее привычным применением принципа «подобное производит подобное» являются предпринимавшиеся многими народами в разные эпохи попытки нанести вред врагу или погубить его путем нанесения увечий его изображению.

Разновидностью магии является – вера в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и сделанных человеком.

В истории религии многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным: деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом» и воздерживался от его

умерщвления, такое животное называлось тотемным. Тотемизм -  вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным.

      Остатки этих форм сохранились фактически во всех религиях, а также в традициях и быту народов мира.

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

Гуманистическое представление о культуре в эпоху Возрождения.

Слово «Возрождение» вызывает в памяти образ сказочной птицы Феникс, которая всегда олицетворяла процесс вечного неизменного воскрешения. А словосочетание «эпоха Возрождения» даже у недостаточно знающего историю человека ассоциируется с ярким и самобытным периодом истории. Эти ассоциации в целом верны. Эпоха Возрождения – время с XIV  по XVI века в Италии (переходная эпоха от средневековья к новому времени) насыщено неординарными событиями и представлено гениальными творцами.

Термин «Renissance» (Возрождение) был введен Дж. Вазари – известным живописцем, архитектором и историком искусства для обозначения периода итальянского искусства с 1250 по 1550 гг., как времени возрождения античности, хотя понятие возрождения еще с античности входило в обиход историко-философского мышления. Идея обращения к античности сложилась еще в позднем средневековье. Деятели той эпохи не думали о слепом подражании эпохе античности, а считали себя продолжателями искусственно прерванной античной истории. К XVI в. Содержание понятия сузилось и воплотилось в термине, предложенном Вазари. С этих пор Возрождение означало возрождение античности как идеального образца.

В дальнейшем содержание термина Возрождение эволюционировало. Под Возрождением понималось эмансипация науки и искусства от богословия, постепенное охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, стремление человека к свободе от ограничений католической церкви. Эпоха Возрождения фактически отождествилась с началом эпохи гуманизма.

Итальянское Возрождение 

Почему в культуре Возрождения присутствует такая четкая ориентация на человека (антропоцентризм)? С социологической точки зрения причиной независимости человека, его растущего самоутверждения, нарождающегося свободомыслия явилась городская культура.          

  Не подлежит сомнению, что интенсивное развитие городской культуры было связано с социально-экономическим фактором, развитием простого товарно-денежного производства. Но ранний расцвет итальянских городов в транзитной торговле. Одной из причин раздробленности Италии выступало как раз соперничество конкурирующих на внешнем рынке городов. В VIII-IX веках Средиземное море становится местом сосредоточения торговых путей. Все прибрежные жители получают от этого выгоду. Заниматься морской торговлей прибрежные города заставляло отсутствие достаточных природных ресурсов, благодатных земель. А, связывая между собой богатые приморские страны, эти города имели немалую выгоду. Особую роль в обогащении городов сыграли крестовые походы (перевозка огромного числа со снаряжением и конями оказалась очень выгодной).

Совсем не случайно особой интеллектуальной разработке в эту эпоху подвергся неоплатонизм. А.Ф. Лосев блестяще вскрывает причины особой распространенности этой философской концепции в эпоху итальянского Возрождения. Античный (космологический) неоплатонизм привлек внимание возрожденцев идеей эманации (исхождения) божественного смысла, идеей насыщенности мира (космоса) божественным смыслом, идеей Единого как максимально конкретного оформления жизни и бытия. Бог становится ближе человеку. Он слит с миром. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач эпохи Возрождения.

Характеризуя культуру итальянского Возрождения, нельзя забывать, что гуманистическая образованность стала уделом небольшого высшего слоя общества, приобрела аристократический характер. Ее влияние на широкие слоя народа сказалось значительно позднее. Широкой массе итальянского народа была чужда и древняя угасшая культура Рима, и новая, искавшая себе опоры в старой.

Среди представителей культуры Возрождения есть личности, наиболее полно выразившие черты того или иного периода этой эпохи. Крупнейший представитель периода Проторенессанса Данте Алигьери – легендарная фигура, человек, в творчестве которого проявились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на века вперед. Перу Данте принадлежат оригинальная лирическая автобиография «Новая жизнь», философский трактат «Пир» (оба произведения написаны на итальянском языке), трактат «О народном языке», сонеты, канцоны и другие произведения. Конечно, Данте более всего известен как автор «Илиады средних веков» (по выражению В.Г. Белинского) – «Комедии», названной потомками Божественной. В ней великий поэт использует привычный для средневековья сюжет – изображает себя путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю, в сопровождении давно умершего римского поэта Вергилия. Несмотря на далекий от повседневности сюжет, произведение полно картин жизни современной ему Италии и насыщено символическими образами и иносказаниями.

Наряду с Данте крупнейшей фигурой Ренессанса является Франческо Петрарка. Общепризнанно, что Петрарка является первым европейским гуманистом. Древняя латинская литература была его увлечением.

Большинство сонетов говорят о любви к прекрасной Лауре, которую Петрарка воспевал и во время ее существования на земле, и после смерти. Чувство, которое предстает в сонетах, отличается высокой духовностью. Лаура – и земная женщина, которую он однажды встретил:

 Благословен и год, и день, и час,

                                  И та пора, и время, и мгновенье,

   И тот прекрасный край, и то селенье,

         Где был я взят в полон двух милых глаз.

Петрарка создает образ идеальной возлюбленной. Сохраняя ее земной образ, поэт максимально его одухотворяет.

Таким образом, интерес Петрарки к собственному «Я», к живым человеческим чувствам, некоторое переосмысление католической этики, интерес к античности (к которой он обращался за подтверждением собственных взглядов) делает его представителем гуманистического движения.

Сандро Боттичелли – художник другого периода эпохи Возрождения, он острее других выразил духовное содержание позднего кватроченто. Ранний Ренессанс «поражает щедростью, преизбыточностью художественного творчества; хлынувшего как рога изобилия» (Н.А. Дмитриева). Творчество Боттичелли отвечает всем характерным чертам Раннего Возрождения. Этот период более чем какой-либо другой, ориентирован на поиск наилучших возможностей в передаче окружающего мира.

Итак, Возрождение – термин, установившийся в XIX веке для обозначения переходной эпохи между средневековьем и новым временем. Особую роль во введении в культурный обиход этого термина в XIX веке сыграли Жюль Мишле и Якоб Буркхардт. Термин «Возрождение» весьма емок. И на рубеже веков, и сейчас существуют различные его толкования.

Возрождение отмежевывается от средневековья тем, что в течение этой эпохи происходит постепенная эмансипация наук и искусств от строгой опеки богословия, зарождаются национальные литературы, модифицируется христианская этика. Но Возрождение отличается и от нового времени. Несмотря на самостоятельность в сферах наук и искусств, культура этого времени не может обойтись без авторитетов, без мировоззренческой опоры в прошлом. Такой опорой и выступила античность. Из-за переходного периода в истории культуры трудно ограничить эпоху Возрождения определенными хронологическими рамками. Дореволюционные русские историки культуры предлагали определять время Возрождения так: от Данте до Микеланджело. Каждый из этих художников находится на рубеже эпох. Хронологию эпохи естественно было бы связывать с основными чертами культуры Возрождения: антропоцентризмом, гуманизмом, модификацией средневековой христианской традиции, особым отношением к античности.

Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач этой эпохи. В эпоху итальянского Возрождения наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию, расцветает живопись и другие пространственные искусства.  

Говоря о неповторимости и уникальности культуры Возрождения, нельзя забывать, что она была прерогативой верхов общества, интеллектуальной и художественной элиты. Как ни связан был итальянский народ с Древним Римом, античная, погибшая культура была чужда массам, как, в общем, была чужда и новая культура, опиравшаяся на угасшую древнюю. Естественно, что между народом и интеллигенцией образовалась пропасть. Люди искусства, творческой мысли были оторваны от массы. Она их не понимала и не вполне принимала. Гуманистическая образованность достигла высокого уровня и, став уделом небольшого высшего слоя общества, приобрела аристократический характер. Ее влияние на общество сказалось значительно позднее.

Северное Возрождение 

Самобытный характер Северного Возрождения проявил себя в первую очередь в культуре Нидерландов и Германии. Городами, оказавшимися главными центрами этой культуры, были Антвернен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле. Позднее лидером станет Амстердам. В формировании немецкого Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, текстильной промышленности, все более глубокое проникновение в хозяйство товарно-денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы, - касались больших масс людей и меняли их сознание.

Возрожденческая литература в Германии опиралась на средневековые традиции мейстерзингеров. Наиболее совершенные образцы возрожденческой поэзии даст продолжатель этих народных традиций Ганс Сакс. Наряду с Лютером он может считаться создателем современного немецкого языка. Зависимость от времен готики сказалась в развитии литературы Германии: в отсутствие сколько-нибудь интересной прозы, стихи Сакса и Лютера известны всем. В Нидерландах проза появится раньше, наиболее выдающимся прозаиком Северного Возрождения станет Эразм Роттердамский (1469-1536). Его лучшая книга «Похвала глупости» выйдет в свет в 1509 г.

Лидером среди видов художественной деятельности становится – живопись.

Первым среди великих мастеров этого периода должен быть назван нидерландец Хиеронимус Босх. В его картинах, большей частью написанных еще на религиозные сюжеты, поражает соединение мрачных средневековых фантазий и элементов фольклора, мистической символики и точности реалистических деталей. И даже самые страшные аллегории обладают таким красивым и «нарядным» колоритом, что производят жизнеутверждающее впечатление. Никто из последующих мастеров живописи уже не будет рисовать столь фантастические, граничащие с безумием, образы, но влияние Хиеронимуса Босха XX век ощутит в творчестве сюрреалистов.

Безусловно, крупнейшим мастером Северного Возрождения в изобразительных искусствах был Альбрехт Дюрер (1471-1528).

  Дюрер оставил колоссальное наследие: картины, графические работы, статьи, переписку.

Вершиной творчества Альберта Дюрера, становится грандиозное изображение четырех апостолов, подлинный гимн человеку, одно из самых ярких выражений возрожденческого гуманизма.

  Неотъемлемо от достижений этой эпохи творчество Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553). В его живописи особенно отчетливы готические мотивы. Его мадонны и другие библейские героини – явные горожанки и современницы художника. Его лучшие работы, написанные в начале века, остаются образцом возрожденческого видения мира.

Матис Нитхарт, известный также под именем Грюневаьд меньше известен. Его творчество отразило все противоречия эпохи. В его картинах поражает богатство религиозной фантазии, он рисует ангелов, играющих на виолах и арфах для услаждения слуха Марии с младенцем Христом. Нитхарт неоднократно возвращался к теме распятия, всякий раз, рисуя Христа? подчеркнуто натуралистично, в виде простолюдина, много ходившего босиком, изможденного страданиями.

В Изенгеймский алтарь вписана одна из самых мистических картин художника – «Вознесение Христа».

Одно из самых революционных достижений в живописи этого времени принадлежит Дунайской школе живописи. Именно художники Дунайской школы первыми начинают рисовать природу, найдя ее поэтичной самой по себе.

Одним из лучших мастеров портрета был Ханс Хольбейн Младший. Ему принадлежат портреты Эразма Роттердамского и астронома Николаса Кратцера, Томаса Мора и Джейн Сеймур, трактующие образы современников как людей полных достоинства, мудрости, сдержанной духовной силы.

Хольбейн работал как иллюстратор, создав очень разные, но в обоих случаях убедительные иллюстрации к Библии к «Похвале глупости».

В области архитектуры собственно возрожденческие планировочные и пластетические принципы начинают проявляться в Аугсбурге, Нюрнберге,

Галле. Во многих сооружениях, строительство которых продолжалось многие десятки лет, вообще невозможно установить границу, отделяющую готику от более поздних стилей. Сюда может быть отнесен самый грандиозный собор католического мира в Кельне, собор в Ульме, а также целый ряд замковых и дворцовых сооружений. Церкви фактически выполняли функции музея, наряду с отправлением культовых моментов. В

Интересна музыка Северного Возрождения. К 16 веку существовал богатый фольклор, в первую очередь вокальный. Музыка звучала в Германии повсеместно: на гуляниях, в церкви, на светских мероприятиях и в военном лагере. Хоровое пение стало неотъемлемой формой лютеранского богослужения.

Многообразие музыкальных форм в Германии XVI века поражает: на масленицу ставились балеты, оперы.

Культура нового времени                                                         

Европейская культура нового времени охватывает XVII-XVIII века. Она базируется на буржуазном способе производства, имеет общие духовные ориентиры и потому образует единый организм. Вместе с тем, каждый век имеет свое историческое лицо. XVII век – это век «революционной критики» феодализма в Нидерландах и Англии. XVIII век - век просвещения. XIX век «полнота времен», эпоха расцвета буржуазной культуры, и вместе с тем – эпоха начала ее кризиса – через обнаружение тупиков рационализма в его крайнем выражении – техницизме.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!