Религиозная ситуация в современной России



В минувшие десятилетия 20 века, практически в течение всего послереволюционного периода религия в России находилась в ситуации выживания. В такое положение она была поставлена прежде всего, объективными социально-экономическими и социально-политическими обстоятельствами, ходом процесса секуляризации, приводившим к по­степенному вытеснению религии и церкви из общественной жизни, к ослаблению их влияния и связей с обществом, к отходу от религии значительных масс числа людей, к существенному сокращению ее вос­производства в новых поколениях.

Религиозная ситуация серьезно изменилась за относительно ко­роткий срок в последнее десятилетие. Существенно вырос обществен­ный престиж религии и церкви. Изменились в их пользу настрой обще­ственного мнения. Поддержку и одобрение как государственных орга­нов, так и общественности встречает деятельность религиозных орга­низаций на ниве благотворительности и милосердия. В средствах мас­совой информации широко распространены публикации о деятельности разных конфессий и их религиозная пропаганда. Многие представители духовенства впервые были избраны народными депутатами в представи­тельные органы власти разных уровней. Значительно возросло число участников богослужений, различных религиозных празднеств и цере­моний, причем среди них немало людей нерелигиозных. В общественном сознании приобрел массовый характер интерес к религии и церкви, их месте в истории и культуре народов России, резко вырос спрос на религиозную литературу. В различных слоях общества наблюдается об­ращение к религии людей, ранее бывших неверующими или даже атеи­стами. Наряду с традиционными для России конфессиями (христианство, мусульманство и буддизм) широкое распространение получили нетрадиционные религии и формы верований, мистика, ок­культизм, всякого рода суеверия.

Исходя из этих фактов, можно сделать вывод о том, что совре­менная религиозная ситуация характеризуется:

· во-первых, тем, что высвободившие из-под влияния администра­тивно-командной системы все без исключения религиозные конфессии приступили к восстановлению и широкому использованию прав и сво­боды совести,

· во-вторых, среди населения резко возрос интерес к религиозным верованиям, хотя этот интерес для многих продиктован скорее влиянием моды, чем проникновением в сущность религиозного уче­ния,

· в-третьих, интерес к пробуждающемуся религиозному сознанию плечо в плечо идет с возрождением народных обычаев, традиций, праздно­ваний и ритуалов,

· в-четвертых, развитие современного религиозного сознания сопро­вождается оживлением мистических верований, оккультизма и других верований в чудодейственные силы.

Социологический анализ современной религиозной ситуации не может обойтись без соответствующей интерпретации. Специфика функ­ционирования религии проявляется в тех религиозных отношениях, ко­торые складываются в процессе религиозной деятельности людей. Влияние и распространение их в системе общественных отношений за­висит от того, какое место занимает религия среди других социальных институтов общества и какое влияние оказывает на все сферы общественной жизни. Поэтому важной характеристикой религиоз­ной ситуации является религиозность населения. В социологии рели­гии принято выделять три фактора, характеризующих данный феномен:

· религиозная вера (идентификация себя как верующего человека),

· религиозное поведение (посещение богослужений, участие в совер­шении обрядов и таинств),

· принадлежность к определенной религиозной конфессии.

Строго говоря, подлинно верующим может считаться лишь человек, об­наруживающий устойчивые признаки всех трех составляющих религиоз­ности. Степень религиозности указывает на то, каково влияние рели­гии на индивида или группу; уровень религиозности — на то, каково соотношение религиозных и нерелигиозных индивидов в обществе, в той или иной социальной группе. Проводимые в последние годы социо­логические исследования динамики религиозности показали, что в России проявляется бурный рост религиозности и столь же бурное разрушение атеизма. Наиболее рельефно эти процессы проявляются в быстром и внушительном росте религиозных объединений в современном российском обществе. В тоже время следует отметить противоречи­вость этих процессов, существует разрыв между верой в Бога (как состоянием сознания) и культовым поведением (как выражением этой веры). Социологические исследования показали, насколько огромен этот разрыв — на территории бывшего СССР в начале 90-х годов в Бога верили 40% россиян, при этом регулярно посещали богослужения не более 8%. [7, с.378, 384]

В России сегодня не существует официальной статистики член­ства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от гра­ждан заявлений о религиозной принадлежности. С точки зрение соци­ально пассивной религиозности, в масштабах всей России наиболее заметны две конфессиональные традиции — православие и ислам. С точки зрения активного социального волеизъявления верующих, можно выделить три больших конфессиональных массива (Русская Православ­ная Церковь, другие христиане, мусульмане), а также религиозные меньшинства и новые религиозные объединения.

Русская Православная Церковь на территории России имеет 74 епархии, 7,4 тыс. приходов. По социологическим данным, верующих, сознательно вовлеченных в церковную дисциплину — 2,5-3% от всего населения. Относительно стабильно посещают храмы около 7%. Назы­вают себя православными почти 50% населения, но без постоянной во­влеченности в церковную жизнь. [3]

Мусульмане не имеют единой структуры, в России зарегистриро­вано свыше 40 духовных центров и управлений. Число явных и потен­циальных мусульман достигает 15%, хотя практически верующих, по социологическим данным, — 3-4% всего населения. При этом следует заметить, что у мусульман переход от пассивной религиозности к ак­тивной значительно проще, чем в православии. [3]

Среди других христианских конфессий в России действуют:

· Православные других юрисдикций: Российская Православная Свобод­ная Церковь (цент в Суздале), отделившаяся в 1991 г. от Русской Православной Церкви, — 7епархий, 103 прихода. Истинно-Православ­ная Церковь (катакомбная), образовавшаяся в результате разруше­ния централизованной структуры Церкви в 1927 г., — 4 центра, 50 зарегистрированных общин (есть незарегистрированные).

· Старообрядцы (разных толков) — 5 центров, 177 общин, есть и не­зарегистрированные.

· Римско-католическая Церковь — 2 епархии, 204 общины.

· Протестантские конфессии — 2 тыс. зарегистрированных и до 1,5 тыс. незарегистрированных общин, общая численность до 1 млн. от­носительно активных членов. В отличие от православия членство в общинах сознательное и фиксированное (свыше 90% баптистов и пя­тидесятников — этнические русские).

Кроме того, на территории России действуют другие религиозные организации:

· Религиозные меньшинства, имеющие исторические корни, но незначи­тельное количество последователей: иудеи — 3 центра, 82 общины, буддисты — 7 центров и 135 общин, толстовцы — 2 общины, духоборы — 2, молокане — 16, трезвенники — 5, язычники — 12, зороастрийцы — 2 общины, многие секты (как скопцы и хлысты) существуют без регистрации.

· Новые религиозные объединения: отечественного происхождения (церковь Виссариона — 8 общин, “богородичники” — 9); и привне­сенные из-за рубежа, наиболее крупные, — “Свидетели Иеговы”, “Общество сознания Кришны” и Церковь объединения Муна. [3]

Россия конституционно гарантировала всем гражданам свободу совести и вероисповеданий. Это создало широкую правовую основу для реализации мировоззренческих позиций и установок отдельных индиви­дов и их различных социальных общностей — семейных, территориаль­ных, национальных и т.д. В этих условиях резко усилилась актив­ность религиозных организаций и традиционных для России (православных, католических, иудаистских, мусульманских, буддий­ских) и нетрадиционных. Среди прочих причин роста религиозности — причины, связанные с особенностями переходного состояния общества: снижение жизненного уровня большинства населения, нарастание в различных группах настроений неуверенности, незащищенности и тре­вожности. В такой социально-психологической среде быстро возрас­тает уровень доверия к церкви, к религиозным организациям, проис­ходит переориентация значительных масс населения с атеистического мировоззрения на религиозное или эклектическое, соединяющее в себе элементы веры и безверия. Чаще всего этот процесс связан не с глу­боким осознанием сущности религиозных учений, а с принятием внеш­них, нередко показных форм религиозной атрибутики (ношение креста, приобретение книг и икон, посещение богослужений и т.д.). Религи­озная вера воспринимается многими как реабилитационное средство в условиях социально-экономического кризиса и нестабильности. [7, с.380] Разумеется, на рост числа верующих повлияла и легитимиза­ция религии и церкви, что позволило открыто проявлять свою религи­озность, ранее скрываемую. Но религиозная идентификация ново ве­рующих чаще всего оказывается результатом не религиозной, а свет­ской культуры, следствием спонтанных духовных поисков и устремле­ний индивидов, ищущих надежной опоры в изменяющемся, находящемся в глубоком кризисе современном обществе.

Своеобразие современной религиозной ситуации в стране заклю­чается в том, что с ростом приверженцев определенных конфессий, растет число людей, склоняющихся к принятию веры как таковой, они верят не в Бога, а в сверхъестественные силы. Часть из них иденти­фицирует себя с православием, католицизмом или другими традицион­ными для России конфессиями, но в большинстве своем — это люди с неопределенным, эклектическим мировоззрением, с повышенным интере­сом к восточным религиозным учениям, к спиритизму, парапсихологии, астрологии.

Итак, первым направлением социодинамики религиозного сознания в современной России является возрождение интереса к христианству, рост числа приверженцев различных христианских конфессий при сла­бой институализации их религиозного поведения. Другое направление связано с развитием неопределенных, не имеющих четких границ типов “квазирелигиозного” сознания. Его носители — люди, частично ото­ждествляющие себя с верующими. Следующая тенденция, характерная для “новой религиозности”, связана с широким распространением не­традиционных верований. В настоящее время в нашей стране зафикси­ровано несколько таких направлений: неохристианство, нетрадицион­ные культы восточного происхождения, нетрадиционные оккультные секты, секты тоталитарного типа (“Аум Сенрике”, “Белое Братство”), сатанизм, и др. [7, с.386] Новый закон “О свободе совести и о ре­лигиозных объединениях” предполагает перерегистрацию религиозных организаций России и призван поставить заслон таким тоталитарным сектам.

Исторически сложившаяся многоконфессиональность России пред­ставляет реальную свободу выбора веры. Предлагая широкие возможно­сти реализации ценностных предпочтений, многоконфессиональная культура тем самым обеспечивает наиболее полное самовыражение каж­дому верующему.

 

Современный мир, в жизни которого возникло немало острых про­тиворечий и кризисных проблем, нуждается в мобилизации всего арсе­нала людских ресурсов для утверждения реального гуманизма, дейст­вительного равноправия, подлинной свободы, материального благопо­лучия и духовного богатства личности. В этих условиях особенно возрастает значимость взаимодействия и сотрудничества всех соци­альных институтов, в том числе и церкви. В 1997 г. социологические опросы показали, что армия и церковь занимают два первых места по доверию среди россиян. Мы видим ряд усилий церкви по “собиранию умов”. Это Рождественские чтения, Православные чтения в Академии МВД, Конференция по здоровью нации, формирование факультетов пра­вославной культуры в элитных учебных заведениях вооруженных сил, международные акции Фонда единства православных народов и т.д.[5]

Церковь, как общественно-историческое образование — один из важнейших социальных институтов, представляющая собой сложную цен­трализованную и иерархическую систему. Кроме того, это — устойчи­вый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность лю­дей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в за­висимости от их отношений к Богу, дающим духовную опору. Религия и церковь выполняют кроме своих специфических функций еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них: мировоззренческая; компенсаторная; интегрирующая. Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума.

С одной стороны церковь функционирует в обществе как гармони­зирующий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сло­жившегося социального статус-кво и тем самым укрепляющая положение властных структур. Но в то же время религия может выступать и дес­табилизирующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высо­кий нравственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал. Наличие у религии критического потенциала в сочетании с традицион­ным авторитетом устоявшихся религиозных институтов определяет ту важнейшую роль, которую играет в обществе церковь.

Современный статус Русской Православной Церкви, прежде всего — результат новых взаимоотношений государства и церкви. Эти отно­шения обусловлены и неотрывно связаны с процессами становления правового государства и, демократизации общества, реализации прав человека, которые служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости от их отношений к религии и церкви. Офор­мившись и вписавшись в систему современного общества, Русская Пра­вославная Церковь постоянно вступает во взаимодействие с государ­ством и его различными структурами, представляя собой хорошо отла­женный аппарат, приспособленный для формирования мировоззрения и взглядов на многие социальные явления.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Луцкевич В. Опасное сближение государства и церкви //“Известия” №76, 1995г.

2. Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова - М.: Высш. шк., 1994.- 368с.

3. Полосин В. Население России и вера в иное //“НГ- Религии” №2, февраль 1998г.

4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций - М.: Центр, 1997.- 160с.

5. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 672с.

6. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994.- 688с.

7. Социология: Учеб. пособие /Под ред. А.Н. Елсукова - Минск: ТетраСистемс, 1998.- 560с.

8. Струве Н.А. Православие и культура - М.: Христианское изд-во, 1992.- 337с.

9. Философия: Курс лекций /Науч. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В.Л. Калашников - М.: ВЛАДОС, 1997.- 384с.

 


[1] Церковь прошла перерегистрацию //“Новые Известия” 27.11.98г.

[2] Бедеров И. Гриф “Секретно” против российского орла //“Новая Газета” №3, 25-31 января 1999г.

[3] Ведущие политики России в 1998 г. и за последние 6 лет //“Независимая Газета” 2.04.99г.

[4] Комаров Е. Страсти по “ризнице”. Русская православная церковь пытается повернуть еще одну финансовую реку //“Новые Известия” 19.12.98г.

[5] Морозов А. Внутренняя и общественная жизнь церкви в зеркале уходящего года //“НГ- Религии” №12, декабрь 1997г.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 802; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!