Особенности современной Русской Православной Церкви



Как специфический социальный институт церковь включена в оп­ределенную систему общественных отношений. Она тесно взаимодейст­вует с государством, политическими партиями, общественными органи­зациями и движениями, поэтому в каждом обществе можно констатиро­вать государственно-церковные, церковно-правовые и другие виды от­ношений. Кроме этого, церковь постоянно взаимодействует с массой верующих, над которыми она возвышается как особый институт духов­ной власти.

В соответствии с Федеральным законом “О свободе совести и о религиозных объединениях” Русская Православная Церковь зарегистри­рована в государственном реестре религиозных организаций РФ за но­мером 1.[1] Русская Православная Церковь является одной из ряда ав­токефальных (самостоятельных) православных церквей. Православие является одним из трех основных (наряду с католицизмом и протес­тантизмом) христианских направлений. Для нее, как и для всех пра­вославных церквей, общими являются вероучение, культ, каноническая деятельность.

Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий представляет собой божественное открове­ние, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов — неизменных истин, также являющихся ре­зультатом божественного откровения. Основные из этих догматов сле­дующие: догмат троичности Бога, догмат Боговоплощения и догмат ис­купления.

Отличительной особенностью Русской Православной Церкви явля­ется то, что она со времени первых семи вселенских соборов не до­бавила ни одного догмата к своему вероучению, в отличие от католи­ческой церкви, и не отказалась ни от одного их них, как это имело место в протестантизме. Именно это православная церковь считает одной из главных своих заслуг, свидетельствующих о верности перво­начальному христианству. [2, с.139]

Если католическая церковь давно перешла с латыни на нацио­нальные языки, то наша церковь до сих пор продолжает вести службы на древнерусском языке. Кроме того, Русская Православная Церковь до сих пор использует юлианский календарь, из-за чего основные ре­лигиозные праздники в христианской среде, использующей григориан­ский календарь, не совпадают. [1]

В отличие от католицизма православие обращено не к индивиду, а к “собору”. Под “собором” прежде всего, понимается духовное еди­нение людей на основе их идеалов и ценностей. Соборность, согласно известной формуле Хомякова, это “свободное единство в любви”. Но это только одно из определений соборности. Можно также сказать: соборность — это максимальное единство при наибольшем разнообра­зии. Соборность есть одновременно и природа церкви и ее задание. Цель спасения: собрать все человечество воедино, восстановить Адама, не мечем, не принуждением, а любовью в свободе и истине. [8, с.183]

Православию чужд теологический рационализм католицизма. Ис­тина в православном учении дается человеку как “благодать”, она переживается не столько разумом, сколько “сердцем”.

Современный статус Русской Православной Церкви, прежде всего — результат новых взаимоотношений государства и церкви. Эти отно­шения обусловлены и неотрывно связаны с процессами становления правового государства и, демократизации общества, реализации прав человека, которые служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости от их отношений к религии и церкви.

Оформившись и вписавшись в систему современного общества, Русская Православная Церковь постоянно вступает во взаимодействие с государством и его различными структурами, представляя собой хо­рошо отлаженный аппарат, приспособленный для формирования мировоз­зрения и взглядов на многие социальные явления. Отсюда вытекает заинтересованность государства и церкви в совместных действиях по формированию в нужном направлении сознания людей. В государст­венно-церковных отношениях, которые являются одним из видов обще­ственных отношений, можно выделить ряд отдельных сторон и взаимо­связей, т.е. различных граней. Наиболее существенными аспектами отношений между государством и церковью являются экономические, правовые, социально-политические и некоторые другие. И хотя цер­ковь отделена от государства, федеральный бюджет на международную деятельность Русской Православной Церкви в 1997 г. предусматривал 2,2 млн. долларов на содержание представительств и церковной не­движимости за границей.[2] Ощущая за спиной поддержку властей, еще недавно сама гонимая Русская Православная Церковь начинает при поддержке госаппарата выступать против других конфессий, склоняя власть на более жесткие меры против “нетрадиционных” религиозных конфессий. [1] И хотя представители церкви говорят: “мы вне поли­тики”, но в жизни все чаще представители Русской Православной Церкви выступают в качестве публичных политиков. О возросшей поли­тической роли Русской Православной Церкви свидетельствует и тот факт, что имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия II посто­янно упоминается в списках ведущих политиков России.[3] Сегодня цер­ковь — хоть и уважаемая, но общественная организация. Патриарх Алексий и иерархи церкви неоднократно заявляли, что не желают се­годня возвращаться к статусу государственной религии. Синод даже запретил духовенству участвовать в выборных органах власти. Это, по их мнению, могло бы привести к сращиванию духовенства с россий­ским истеблишментом, за действия которого церкви пришлось бы в глазах общества отвечать.[4]

В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возни­кающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориенти­руют церковь на повышение нравственного потенциала человека. За последние годы заметно возросла активность церквей, духовенства, околоцерковного актива в различных сферах общественной жизни и культуры. Расширились международные связи, усилилась проповедниче­ская, благотворительная деятельность, резко увеличилось число церквей и монастырей, духовных учебных заведений, воскресных школ, активизировалась издательская деятельность. Ведется строительство новых церквей, реставрируются прежде закрытые сооружения. Большую поддержку оказывают церковным организациям государственные органы, общественные организации. За последние годы церквам переданы из государственных музеев священные реликвии.

Религиозные центры активизируют свою деятельность по повыше­нию профессионального уровня духовенства, качественному обновлению подготовки священников в духовных учебных заведениях, строгой ори­ентации на рост моральных и духовных качеств. Принят новый Устав, начата работа по проведению богослужебной реформы. [2, с.140]

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 424; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!