Параграф № 4. Две цивилизации или одна.



 

Представление о том, что мир фундаментально един, поскольку ценности западной цивилизации являются общечеловеческими, иллюзия.

Но в ней заключается одна из самых грозных опасностей для глобализации. Об этом свидетельствует разгул терроризма в эпоху, когда окончание противостояния двух сверхдержав (СССР и США) должно было ознаменоваться наступлением мира и всеобщего процветания. Стабильности современного мира в первую очередь угрожает разнонаправленность течения социальных процессов в разных его сегментах. Даже «третий мир» становится настолько неоднородным, что некоторые исследователи ставят под сомнение обоснованность самого этого понятия. Ведь в «третий мир» входят Южная Корея, Мексика, Гаити.

Исследователей проблем глобального развития можно условно разделить на монистов и дуалистов. Первые исходят из существования единого пути развития человечества, вторые – из наличия на земле двух совершенно различных цивилизаций. Тем не менее, нет непреодолимых преград, разделяющих эти два подхода. Дуалисты правы, утверждая, что заимствование техники отнюдь необязательно сопровождается заимствованием ценностных систем. Действительно, Китай не создал особой велосипедной цивилизации и идет тем же путем автомобилизации, что и прочие страны. Однако в Китае осужденных казнят на стадионах, чего в России не происходило даже в самые страшные годы массового террора.

И все же не следует забывать историю североамериканских индейцев: они заимствовали колесо как полезное техническое нововведение, позволившее «повысить эффективность» кочевого образа жизни. Затем применение колеса потребовало строительства дорог, что привело к переходу на оседлый образ жизни. Исключительная самобытность японской культуры не стала непреодолимым препятствием для использования ряда общественных технологий: представительной демократии, разделения властей и т.д. Национальное своеобразие и коллективизм, которые на протяжении нескольких десятилетий были важнейшим стимулом развития японской экономики, концу 20 века превратились из преимущества в недостаток.

Это относится, прежде всего, к такому общественному институту, как система пожизненного найма, что убедительно показал кризис корпорации «Ниссан». Во главе ее был поставлен французский управляющий Карлос Гон, который сделал то, о чем не мог помышлять ни один его японский коллега, - закрыл несколько нерентабельных заводов и уволил их персонал. Менее чем через два года корпорация стала приносить прибыль, а Гон превратился в национального героя Японии. Там успех, кстати говоря, ценится ещё выше, чем в Америке. Существуют и более убедительные примеры: весьма успешно развивающиеся Южная Корея и Тайвань перешли от тоталитарных режимов к демократии, причем руководство этих стран представлено недавними диссидентами, подвергавшимися жестоким репрессиям.

Развитие экономики в сколько-нибудь длительной перспективе требует раскрепощения личной инициативы, а последняя – свободы личности и уважения прав человека. Именно в этом кроется причина успехов западных идей экономической и политической свободы и уважения прав человека, а им сам Запад следует, увы, далеко не всегда. Вот важное высказывание философа, антрополога и богослова Пьера Тейяра де Шардена (1881 – 1955): «… от одного края света до другого все народы, чтобы остаться человечными или стать таковыми ещё больше, ставят перед собой упования и проблемы современной Земли в тех же самых терминах, в которых их сумел сформулировать запад».

 

Параграф № 5. Мировое хозяйство и Россия.

 

Обдумывая место Росси в современном мире, важно уяснить, что наша страна никогда не сможет вписаться в мировое хозяйство и занять в нем достойное место без вступления во Всемирную Торговую Организацию. Трудность состоит в том, что прежде необходимо добиться для себя достаточно благоприятных условий, иначе можно погубить целые отрасли отечественной экономики.

Необходимо решить, чем Россия готова пожертвовать, а чем – нет. Производство массовой продукции средней сложности, будь то радиоприемники и фотоаппараты, не имеет никаких перспектив в нашей стране, и нам никогда не выдержать конкуренции, например с Китаем, где намного ниже стоимость всех факторов производства: и климат мягче, и рабочая сила дешевле. России следует защищать в первую очередь высокие технологии, поскольку ее грядущее в современном мире может быть связано лишь с развитием постиндустриальной экономики. Только так страна получит выигрыш от своего высокого образовательного уровня. Только этот выигрыш перекроет «убытки» от достаточно сурового климата и некоторых прискорбных черт национального характера. Трудно ожидать, что в обозримой перспективе наш народ будет трудиться усердней, чем китайский, и при том ещё меньше пить.


Глава № 2.Антиглобализм.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!