Симметрия и асимметрия в одежде
Симметрия – это одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся средств композиции, которое определяет состояние формы. Симметрия является средством композиции потому, что с ее помощью создается фасон композиции модели.
В создании одежды художники-модельеры чаще используют симметричное решение, т.е. идентичность левой и правой стороны модели (это основано на симметричности фигуры человека), но мода разных периодов всегда предлагает и асимметричные решения. Одна и та же форма одежды может быть решена с помощью симметрии или асимметрии.
Асимметрия и симметрия использованы для внутренней разработки фасона одной и той же формы. Часто асимметрия используется художниками в качестве одного из главных средств в композиции.
Асимметричные фасоны строятся на принципе несоответствия левой и правой стороны изделия или соответствия правой верхней части изделия, его левой нижней части. Такие детали как карманы, клапаны, листочку в асимметричных моделях располагают на левой стороне лифа или на правой стороне юбки. Складки, драпировки, сборки располагаются иначе – на лифе справой стороны, а на юбке слева.
В одежде доминирует вертикальная симметрия. Главным условием целостности асимметричной композиции является ее композиционная уравновешенность.
Контраст, нюанс и подобие в форме, цветовых тонах, фактуре ткани
Элементы формы одежды и компоненты композиции костюма могут согласоваться между собой по принципу контраста, нюанса или подобия.
|
|
Контраст (противопоставление) может осуществляться в форме отдельных частей, цветовом решении, степени их объемности и фактуре ткани. Например, в одной модели сочетают плотную и прозрачную ткань.
Контрастность лучше использовать в решениях нарядных и спортивных моделей.
Нюанс является переходным состоянием от контраста к подобию. Он создает дополнительные связи между элементами, способствуя гармоничности решения композиции.
Подобие (тождество) – использование в композиции одежды одного элемента, который повторяется, развивается в различных вариациях. Нюанс и подобие чаще используют в решении повседневно-деловой одежды. Контраст придает моделям динамичность, а подобие – статичность.
Статичность и динамичность в костюме
Динамичной называют форму одежды, которая активно односторонне направлена и как бы вторгающуюся в пространство. Для подчеркивания динамичности решения очень часто применяется асимметричное решение композиции или контраст в форме, цвете. Динамика может достигаться с помощью резких переходов от малых объемов к большим, от нисходящего к восходящему или наоборот. Равенство и нюанс отношений величин формы характеризуют относительную статичность, т.е. состояние покоя формы одежды. Динамичность или статичность в одежде так же создается линиями. Например, наклонные, плавные и вертикальные линии придают модели динамичность, а горизонтальные линии придают статичность.
|
|
Вопросы для проверки усвоения
1. Назовите средства композиции костюма.
2. Что такое пропорции одежды? В каких пропорциях по отношению к фигуре может решаться одежда?
3. Какова роль симметрии и асимметрии как средства композиции одежды?
4. Что такое ритм в композиции одежды? Виды ритма.
5. Что придает моделям динамичность, какие приемы придают композиции одежды статичность?
Лекция 16
СУЩНОСТЬ И ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ КОСТЮМА
Сущность композиции костюма.
Композиция как творческий процесс.
Законы и правила композиции костюма.
Сущность композиции костюма
В моделировании одежды художественным оформлением называют создание по определенным законам красоты отдельных предметов одежды или гармоничное сочетание различных предметов, составляющих костюм. В обоих случаях художественное оформление связано с композицией.
|
|
Композиция (от латинского - составление, расположение, соединение) – это построение произведения искусства. Понятие «композиция» первоначально применялось только в архитектуре, затем распространилось на живопись, музыку и декоративно-прикладное искусство, и другие виды искусства. Понятие «композиция» имеет двоякое значение. В первом случае – это само действие: творение картины, сочинение музыкального произведения, создание модели одежды. Во втором случае – композицией называют то, что возникает в результате этого действия – само произведение. Композиция одежды – это сочетание и взаимосвязь силуэта, формы, линий, пропорций, цвета материалов, создающих единое целое костюма. Композиция составляет главное содержание процесса моделирования.
Композиционное решение одежды преследует две цели:
1. Художественную.
2. Утилитарно-конструктивную.
В первую очередь человеком в костюме воспринимается:
· общая форма одежды;
· цвет и составные элементы формы;
· детали и подробности.
Работая над композицией костюма, необходимо учитывать:
- возраст и род занятий человека;
- пропорции и особенности его фигуры;
- назначение одежды;
|
|
- фактуру и структуру материала;
- вес, жесткость, драпируемость материала;
- цвет материала, характер и размер рисунка;
- форму и пропорции одежды.
Степень выразительности формы костюма зависит, прежде всего, от того, насколько удачно решена композиция. Если не будет согласованности в сочетании основных объемов и форм, если не найдены общие пропорции в костюме, то никакие приемы украшения не сделают костюм красивым и привлекательным.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 2562; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!