Что значит – поступать с лицеприятием? Согласны ли вы с утверждением, что нужно оказывать больше уважения богатым, чем бедным?



Задание 1

 

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас… когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Что бы милостыня твоя была втайне» (Евангелие от Матфея, гл.5, ст.1-4).

Обоснуйте верную или неверную форму подачи милостыни. Какую награду должен ожидать подающий милостыню: от окружающих, от нищего в качестве благодарности, от себя в качестве повышенной самооценки или по какой-нибудь другой причине?

 

Тема подачи милостыни ставит перед человеком несколько вопросов одновременно, в нескольких плоскостях, и можно легко отыскать убедительные аргументы как «за», так и «против» подачи милостыни. Кто-то может демонстративно давать деньги на улице – как будто укоряя тех, кто находится рядом и этого не делает, а кто-то может давать значительные суммы, например, на реставрацию храм и никто из его близких об этом может и не знать.

Почему люди помогают (хотят помогать) милостыней? Если человек верующий, то должен знать, что никакими добрыми делами он не сможет купить место в раю – оно даётся лишь по благодати, а значит, милостыней не суметь приобрести некое особое расположение Создателя. Давать милостыню в религиозных целях – это всё равно, что покупать индульгенцию, мысленно убеждая себя, что такой поступок зачеркнёт несколько грехов. Отсюда вывод: материально помогать нуждающимся можно только от чистого сердца, не преследуя никаких практических целей и не ожидая никакой награды.

Осознание того факта, что попрошайничество в крупных городах является формой бизнеса, пришло, наверное, к большинству. Это и пожилые люди, и инвалиды, и вымогатели-животноводы. Спонсировать жуликов не имеет никакого смысла – успешный бизнес всегда только развивается и расширяется. Вопрос, конечно, риторический, ведь среди сотни поддельных нищих может промелькнуть один настоящий, но помог ли подающий тому, кто действительно нуждается?

Мне импонирует мнение шоумена Сергея Стиллавина по этому поводу. Приведу цитату: «В нескольких источниках я встречал мысль примерно такого содержания: «Никогда не просите – сами придут и дадут!» (у Булгакова это точно было, да и в Библии попрошайничество особо, кажется, не одобряется). Так вот, я и решил однажды, что надо помочь тому, кто об этом не просит, но, судя по виду его, сильно нуждается. Я был в храме, и вдруг мне захотелось помочь какой-то бабушке, которая молилась – с очень светлым лицом, старенькая, сгорбленная, но ни на что не роптавшая. Тогда я подошёл и просто дал ей денег: она сперва опешила, но я понял, что деньги эти ей были далеко не лишними. И мне кажется, что именно таким образом и нужно реализовывать своё желание помочь кому-то – не совать на бегу мелочь первому, кто тянет ручонку, но помогать тем, кто, быть может, уже отчаялся облегчить своё положение»[1].

Я считаю, что если помогать кому-то, то нужно с кем-то объединиться и оказать конкретную помощь. Причем не просто дать денег, а, например, купить то, что необходимо и т.п.

«А нужно ли давать милостыню – это вопрос для ленивых, кому просто неохота организовываться и кто хочет откупиться от своей совести на бегу»[2].


Задание 2

 

«Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он останется у пришельца, сироте и вдове.

Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собой ветвей; пусть останется пришельцу, сироте и вдове.

Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою; пусть останется пришельцу, сироте и вдове» (Второзаконие, гл.24, с.10-21).

В чем социально-педагогический смысл этих, казалось бы, бытовых правил? Можно ли представить выполнение этих правил в нашем обществе? Напишите подобные правила, возможные для выполнения в наше время.

 

Эти правила перекликаются с первым заданием данной контрольной работы. Этот вопрос касается милостыни. Закон Божий поощрял людей к щедрости по отношению к неимущим[3].

Выполнение этих правил в нашем обществе, как ни странно, но можно представить, конечно, в слегка измененном виде. Может быть, «собирая урожай на даче – оставь…», хотя у наших дачников получается зачастую наоборот – им оставляют. Наверное, реальным было бы взять за правило сдавать регулярно какие-то ненужные вещи (одежду, мебель и т.п.), например, в приюты, приемники, детские дома и дома престарелых « - пусть останется пришельцу, сироте и вдове».


Задание 3

 

«Если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у моих ног, - то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которые он обещал любящим? Не богатые ли притесняют вас? И не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» (Послание Иакова, гл.2, ст.1-10).

Что значит – поступать с лицеприятием? Согласны ли вы с утверждением, что нужно оказывать больше уважения богатым, чем бедным?

 

В этих стихах дана оценка апостолом Иаковом лицеприятию. Есть несколько толкований этих строк. Относительно лиц, в отношении которых допускалось лицеприятие, одни толкователи понимают христиан, другие нехристиан. Большинство за то, что это были христиане, ибо они специально посещают христианские места богослужения. Произвольно представлять богатых нехристианами, а бедных христианами. Видимо, естественно предположить, что это были приезжие христиане-гости (торговцы или путешественники), которым и надо было указать места в христианской синагоге, в христианском собрании. И появление именно таких христиан, полагают, дало повод к лицеприятию. Человек с золотым перстнем, блестящая одежда (признак богатства по Библии) – и после такого поверхностного благосклонного взгляда проявилось то, что он осуждает: тебе удобно здесь, а тебе вот там. Апостол Иаков, конечно, имел ввиду свое время, но если бы он был сейчас, он бы выразился еще резче. С точки зрения христианства, это характеризовало веру христиан в прославленного Господа. В целом, с точки зрения апостола Иакова, лицеприятие, обнаруженное в христианском собрании, свидетельствовало о помрачении в какой-то степени веры читателя, может быть даже о каком-то колебании, они стали судить по-земному, чисто по-человечески, а не по Божьему. Он указывает на факт, что Бог избрал себе учеников преимущественно среди бедных, и этот факт должен был их, по мысли Иакова, удерживать от пренебрежительного отношения к бедным.

Общий смысл такой: Бог наделил бедных богатством, которое заключается в их вере, дающей им право на получение небесных благ. Вера бедных является их богатством, которое откроет им дверь в Царство славы.

Апостол Иаков рассматривает лицеприятие с точки зрения любви к ближнему. Здесь, видимо, апостол опровергает своеобразную увертку читателей, что они так поступают, якобы, по предписанию закона о любви к ближнему, и в словах "хорошо делаете" слышится ирония апостола Иакова. Вряд ли апостол Иаков иронизировал, да и вряд ли читатели могли прикрываться заповедью о любви к ближнему, поэтому предлагают другой смысл: вы, во всяком случае, согласны с тем, что, если поступаете по Писанию: возлюби ближнего, – то делаете хорошо, но вы, в то же время, должны согласиться, что поведение с лицеприятием неправильное, даже греховное. Т.е. если верно первое положение, то правильно и второе, ибо лицеприятие есть нарушение закона любви, царского закона[4].

И я, конечно, тоже не могу согласиться с утверждением, что нужно оказывать больше уважения богатым, чем бедным.


Задание 4

 

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Послание Иакова, гл.2, с.14-17).


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!