Княжение Ярослава Мудрого. Основные направления его внутренней и внешней политики. «Русская правда» как памятник права.



Князь Ярослав Мудрый – сын князя Владимира — крестителя Руси. Правление его (1019-1054 гг.) связывают с расцветом Древнерусского государства. Князь укрепил границы, добился увеличения авторитета Киевского княжества на международной арене, издал первый свод законов.

Внешняя политика

Единоличное правление Ярослава Мудрого началось в 1936 г. после смерти его брата Мстислава Тмутараканского, но официально Великим Киевским князем, он становится еще в 1019 г.

Главными достижениями внешней политики князя считаются:

- Династический брак Всеволода Ярославовича с Византийской принцессой, завершивший войну с Константинополем и поставивший Русь вровень с другими государствами Европы. С мнением русского князя отныне считаются в Византии, Германской империи, Чехии, Венгрии и Франции. Сам Ярослав женится на дочери шведского короля, отправив свою собственную дочь в Норвегию, где она также становится женой короля.

- Победа над печенегами. В 1936 г. кочевники осадили Киев. Пользуясь поддержкой собранного в кратчайшие сроки ополчения, дружинников, Ярослав Мудрый нанес врагам сокрушительное поражение, отбросил их далеко в степени и этим положил конец большим разорительным набегам. Отдельные кочевые орды все еще появлялись у границ Руси, но значительного урона нанести не могли.

- Присоединение новых территорий. В правление Ярослава Мудрого были присоединены земли, на которых проживали племена литовцев, чудь, мазовшан, ятвигов. После набега на чудь, князь заложил основы города Юрьев. Границы Руси вплотную придвинулись к Прибалтике. Вместе с братом Мстиславом, он совершает поход на Польшу. Результатом его становится присоединение Перемышля, Белза и всей Червонной Руси. С Польшей заключают союз, скрепленный династическим браком. По условиям договора русские дружины поддерживают польского короля Казимира I в его противостоянии с прибалтийскими славянами и Чехией.

- Укрепление авторитета русской церкви, отделение ее от Константинополя. Византия использовала присылаемых из Константинополя служителей христианской православной церкви в качестве оружия для проведения угодной императору политики. Пользуясь своей властью, Ярослав Мудрый постановил, что отныне митрополиты могут избираться и из числа русских людей. Первым Киевским митрополитом становится Илларион.

Последние годы правления Ярослава Мудрого были относительно мирными, что позволило заметно продвинуться во внутренней политике.

Внутренняя политика

У Ярослава Мудрого было 7 сыновей. Чтобы избежать спора из-за престолонаследия, который мог бы возникнуть после его смерти, князь устанавливает новый порядок передачи власти. По его указу Киевский престол передавался не от отца к сыну, а старшему в семье, т.е. наследником мог быть брат, дядя или любой другой старший родственник. Это внесло еще большую неразбериху в вопросы наследования и стало причиной начавшейся после смерти князя усобицы.

При Ярославе Мудром издается первый письменный свод законов «Русская Правда». Впоследствии он был дополнен его сыновьями («Русская Правда Ярославичей»). Правда Ярослава состояла из 18 статей, каждая из которых была призвана помочь князю вершить справедливый суд. Отдельные статьи документа, посвящены наказаниям за убийство, кражу, порчу имущества. Степень вины определялась значимостью проступка. Главной особенностью «Русской правды» Ярослава стало признание законных прав граждан на осуществление кровной мести. За убийство человека наказывали штрафом, размер которого зависел от статуса убитого. Особое внимание уделялось мелким преступлениям.

Ярослав Мудрый активно вмешивался в дела церковные. Совместно с митрополитом Илларионом был разработан новый устав, определяющий преступления, подлежащие исключительно осуждению со стороны церкви, решающий вопросы, связанные с правилами вступления в брак. Власть церкви и князя впервые попытались законно разграничить.

В княжение Ярослава Мудрого открываются новые школы, строятся города, возводятся церкви. В 1037 г. в Киеве начинается строительство знаменитого Софийского собора. Здесь же была открыта большая библиотека, монахам-летописцам поручили переписывать и переводить на русский язык богословские книги, привезенные из Византии.

Итогом правления Ярослава Мудрого стали:

- усиление роли Киева и княжеской власти;

- установление дружественных отношений с Европейскими государствами, заключение династических браков; победа над печенегами;

- создание церковного устава и высвобождение церкви из-под греческого (византийского влияния);

- создание первого письменного свода законов «Русской Правды».

Ярослав Мудрый был хорошим стратегом и дипломатом, во время его правления происходит укрепление границы Руси, о государстве славян узнают далеко за пределами ближнего пограничья. Княжеские дочери становятся женами королей Норвегии и Швеции.

«Русская Правда» — сборник установлений правды, закона, своего рода кодекс гражданского права, содержащий нормы имущественных отношений, принципы возмещения за утраты и преступления. Положения «Правды», свод обычаев, судебные установления, терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни в Киевской Руси.

Сохранилось несколько вариантов «Русской Правды» — «краткой» и «пространной»: первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. «Правда» складывалась при Ярославе (978-1054) и его преемниках, детях, внуке — Владимире Мономахе (1053-1125). «Поучение» Мономаха — яркий литературный памятник, наставления и комментарий к «Правде».

«Русская Правда» признает решения судебных споров с помощью кровавого поединка («у кого меч острее, тот и берет верх»). Большинство статей пространной «Правды» посвящено нормам хозяйственных взаимоотношений — праву собственности, принципам наследования, наказаниям за нарушение пахотной межи, практике возмещения денежных и натуральных долгов («...за ссуду меда и жита возмещать надобно с надбавкой»).

Господин имеет право бить смерда «за дело», но не «без вины». «Кого застанут ночью у клети или на каком воровстве, могут убить как собаку; если же продержат пойманного вора до рассвета, то должны вести его на княжий двор, в суд». «Аще кто без повеления на чужом коне ездит, да ся тепет по три краты», т.е. получит три удара в качестве наказания.

«Русская Правда» упорядочивает систему имущественных отношений, долговых обязательств, нормы наказаний, степень ответственности представителей разных социальных групп, «верви» (общины).

«Русская Правда» не только памятник права, но и источник сведений о нормах хозяйственной жизни, экономических отношениях. Из нее мы узнаем о денежной системе, металлических деньгах и мехах, выполняющих роль денег, о торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В списках «Правды» есть таксы на постройку и починку мостов, изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов с денежной ссуды, предоставленной в заем.

«Русская Правда» позволяет обрисовать основы имущественного и сословного деления. Верхний слой — «княжие люди» (дружина князя); затем идут «люди» (свободные, обязанные платить дань князю); на нижней ступени — «холопы», за которых отвечает их господин. За нанесение увечья или убийство холопа полагается нести возмещение как за истребление или порчу чужого имущества. Холоп, ударивший свободного, может быть подвергнут побоям или его хозяин должен уплатить пеню в виде возмещения.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 1462; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!