Древнерусская цивилизация. Образование древнерусского государства. Экономическое развитие и общественно-политический строй.



Место и роль истории в жизни общества. Исторические источники. Основные точки зрения на проблему самобытности Российской истории.

Слово «история» многозначно. В переводе с древнегреческого языка оно означает развертывание, расспрашивание, узнавание. В древности историей называли все виды познания окружающего мира. В современном языке в это понятие вкладывается разный смысл. Чаще всего под историей понимают рассказ, повествование, событие или происшествие. Но для нас особенно важны два значения слова «история»: 1) прошлое и все, что происходило в нём, и 2) наука, изучающая прошлое.

Предметом исторической науки является изучение закономерностей развития человеческого общества. Под объектом изучения истории как науки принято понимать независимую от нашего сознания объективную реальность прошлого. Главной задачей ученого-историка является максимально точная и полная реконструкция этой реальности. Историческая наука изучает прошлое человечества во всём его многообразии. Поэтому историю можно рассматривать как комплекс наук, изучающих различные стороны жизни общества, от политической и военной истории до истории науки и техники. Но в центре внимания историка всегда находится человек.

Исторический источник. Под историческим источником понимается памятник прошлого, содержащий информацию о нём. Чтобы воссоздать объективную историческую картину прошлого ученые используют разнообразные типы источников: письменные, вещественные, изобразительные, звуковые. В настоящее время в научный оборот введён огромный объём письменных источников. Они и составляют основу большинства исторических трудов. Поиск и введение в научный оборот новых, не известных ранее источников - одна из основных задач ученых-историков. Однако еще более важным для настоящего исследователя является владение искусством источниковедческого анализа.

Прежде всего, исследователь должен произвести внешнюю критику исторического источника, которая заключается в расшифровке и освоении текста, установлении его происхождения, авторства, времени, места, цели составления и проверке подлинности. Затем историк приступает к установлению полноты, достоверности и точности информации, содержащейся в источнике. Этот этап работы называют внутренней критикой источника или герменевтикой. Особенности исторических источников различных видов и приёмы работы с ними исследует специальная историческая дисциплина «источниковедение».

Основные точки зрения на проблемы особенностей русской истории.
В отечественной и мировой историографии существуют три основные точки зрения на проблему особенностей русской истории.

1. Концепция однолинейности мировой истории

Соловьев Сергей Михайлович

Человечество проходит один, общий путь развития , следовательно Россия, пройдет тот же путь, что и Западная Европа. Наша «задержка в пути» ( «отсталость» от Западной Европы) вызвана рядом факторов:

· Природно-климатическим

· Геополитическим

· Конфессиональным

· Социальной организации

2. Идея многолинейности исторического развития

Данилевский Николай Яковлевич

Нельзя сравнивать несравнимые величины. На поле истории есть место для самых разных цивилизаций, т.о., Россия не от кого не отстает, и никого не обгоняет. А ее непохожесть на других, самобытность предопределена рядом факторов (факторы см. выше)

3. Идея совместить два вышеуказанных подхода.

Милюков Павел Николаевич

Попытка примирить оба вышеуказанных подхода.

Происхождение и расселение славян. Общественный строй, занятия, быт, верования восточных славян.

 

Славяне входили в древнее индоевропейское единство, включавшее в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев. С течением времени из массы индоевропейских племен стали выделяться общности с родственными языком, хозяйством и культурой. Одним из таких объединений и стали славяне.

Примерно с 4-го в., наряду с другими племенами Восточной Европы, славяне оказались в центре масштабных миграционных процессов, известных в истории как великое переселение народов. В течение 4-8-го вв. они заняли новые обширные территории.

Внутри славянской общности стали складываться союзы племен - прообразы будущих государств.

В дальнейшем из общеславянского единства выделяются три ветви: южные, западные и восточные славяне. К этому времени славяне упоминаются в византийских источниках как анты.

Южнославянские народы (сербы, черногорцы и др.) образовались из славян, которые поселились в пределах Византийской империи.

К западным славянам относятся племена, расселившиеся на территории современных Польши, Чехии и Словакии.

Восточные славяне заняли огромное пространство между Черным, Белым и Балтийским морями. Их потомками являются современные русские, белорусы и украинцы.

География расселения восточнославянских племен во второй половине 1-го тысячелетия описана в «Повести временных лет».

В 4-8-м вв. восточные славяне для защиты от внешних нападений объединились в 12 территориальных союзов племен: поляне (средний и верхний Днепр),древляне (южнее Припяти), хорваты (верховья Днестра), тиверцы (нижний Днестр), уличи (южный Днестр), северяне (реки Десна и Сейм), радимичи (река Сож), вятичи (Верхняя Ока), дреговичи (между Припятью и Двиной), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги), дулебы (Волынь), словене (озеро Ильмень).

Племена славян складывались по принципу этнической и социальной однородности. В основе объединения было кровное, языковое, территориальное и религиозно-культовое родство. Основной религией верования восточных славян до конца 10-го в. было язычество.

Восточные славяне жили в небольших поселках. Их дома представляли собой полуземлянки, оборудованные печами. Славяне селились по возможности в труднодоступных местах, обнося поселения земляным валом.

Основа их хозяйственной деятельности - пашенное земледелие: в восточной части - подсечно-огневое, в лесостепной - переложное. Основными пахотными орудиями были соха (на севере) и рало (на юге), которые имели железные рабочие части.

Основные сельскохозяйственные культуры: рожь, пшеница, ячмень, просо, овес, гречиха, бобы. Важнейшими отраслями хозяйственной деятельности были скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество (сбор меда).

Развитие земледелия и скотоводства привело к появлению избыточного продукта и, как следствие, дало возможность самостоятельного существования отдельных семей. В 6-8-м вв. это ускорило процесс распада родовых объединений.

Ведущую роль во взаимоотношениях соплеменников стали играть хозяйственные связи. Соседская (или территориальная) община получила название верви. Внутри этого образования существовала собственность семей на землю, а лесные, водные угодья и сенокосы были общими.

Профессиональными занятиями восточных славян были торговля и ремесло. Эти занятия стали культивироваться в городах, укрепленных поселениях, возникших в племенных центрах или вдоль водных торговых путей (например, «из варяг в греки»).

Постепенно в племенах начало складываться самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образовавшиеся союзы привели к возникновению более крупных общностей.

Во второй половине 1-го тысячелетия сформировалась русская народность, основу которой составили восточные славяне.

 

Древнерусская цивилизация. Образование древнерусского государства. Экономическое развитие и общественно-политический строй.

 

Вторая половина IX века стала для восточных славян временем разложения родоплеменного строя и складывания государственности. Исторически сложилось так, что это произошло при участии варягов (как их называли на Руси, на западный манер – норманнов) – воинственных скандинавских племен викингов. В 862 г. соперничавшие между собой группировки Новгородской земли пригласили княжить к себе предводителя дружины варягов Рюрика. В 882 г.преемник Рюрика Олег Вещий захватил власть в Киеве и объединил под своей властью большую часть восточно-славянских племен. Так произошло образование объединенного Древнерусского государства – Киевской Руси – со столицей в Киеве под властью княжеской (затем великокняжеской) династии Рюриковичей.

В результате на Руси стало складываться традиционное общество феодального типа – аграрное доиндустриальное общество со следующими признаками: 1) в экономике – сочетание крупной земельной собственности феодалов (бояр, дворян) с подчиненными ей мелкими крестьянскими хозяйствами, эксплуатируемыми принудительным путем; 2) в социально-политических отношениях – корпоративная организация общества с иерархией сословий (замкнутых и юридически неравноправных социальных групп) и освященной традицией монархической властью (как правило); 3) в общественном сознании и культуре – господство церковно-религиозного мировоззрения в сочетании с этническими традициями.

Первыми феодалами на Руси стали дружинники (воины) князя. Основную категорию крестьян в ту эпоху составляли смердылично свободные крестьяне, обязанные выполнять в их пользу хозяйственные повинности разного рода. Из других категорий выделялись холопы – крестьяне, попавшие за долги в зависимость, близкую к рабству, и притом лишенные земли.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 860; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!