Развитие знаний об обществе. Общественные науки.



Место религии в системе отношений человека и окружающего мира. Мировые религии.

 

1.

В истории развития знаний об обществе и общественном развитии выделяются различные этапы и направления.

1. Познание общества в форме мифологического сознания (предания и мифы народов мира).

2. Философские учения древности об обществе и общественном развитии (древнеиндийские Веды, даосская школа, конфуцианство, учения Платона и Аристотеля).

3. Социальные учения средневековья (Фома Аквинский, схоластика).

4. Философия нового времени (теории общественного договора Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, экономическое учение А. Смита, теории социалистов-утопистов, социологическое учение О. Конта, марксистская теория).

5. Обществознание XX века (теория ценностей М. Вебера, технократизм, экзистенциализм).

Общественные науки, как следует из их названия, занимаются изучением общества, его различных сфер.

Особенности общественных наук определяются спецификой социального познания.

1. Оно является процессом самопознания: общество познает само себя, ученые включены в общественную жизнь, которую они изучают.

2. Социальное познание тесно связано с интересами общественных классов, слоев, групп, страт.

3. Социальная реальность — продукт сознательной деятельности людей. Выводы ученых-обществоведов не могут в силу этого обладать той точностью, какая свойственна заключениям ученых, изучающих природу.

4. Ученые, исследующие общество, имеют ограниченные возможности изучать интересующие их явления и процессы на основе непосредственного эксперимента, наблюдения, опыта.

5. В общественных науках особенно значительна роль гипотез, интерпретаций, субъективных оценок.

2.

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»).

Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира. Религиозная вера складывается из:

1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности основ религиозного учения;

2) знания наиболее существенных положений вероучения;

3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;

4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.

Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий).

К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире — христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).

Крупнейшие религии сегодня:

Христианство 1024 млн чел.

Ислам 529 млн чел.

Индуизм 478 млн чел.

Конфуцианство 305 млн чел.

Буддизм 268 млн чел.

Синтоизм 60 млн чел.

Даосизм 52 млн чел.

Иудаизм 14 млн чел.

О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные.

1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий.

2. Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства.

3. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали.

4. К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, силой разъединения и противоборства.

 

 

Билет № 17

Цивилизации и формации.

Наука и общество.

 

1.

Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный. Под формацией понимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.

В структуре каждой формации выделяют экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношениями) — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главным среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понимается как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. В понятие «производительные силы» входят люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом и средства производства (орудия, предмет и средства труда). Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками.

В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации — первичная (архаическая) и вторичная (экономическая), которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. Именно на их основе в советском обществознании к 1930-м годам сформировалась и получила характер непререкаемой догмы так называемая «пятичленная». Согласно этой концепции, все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Формационный подход основывается на нескольких постулатах:

1) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели — строительству коммунизма) процессе;

2) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;

3) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;

4) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

Понятие «цивилизация» — одно из самых сложных в современном обществознании; предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

 Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.

2.

Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.

Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким он представляется людям, изучающим его только при помощи методов чувственного познания. В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии и ее развитие существенно замедлилось. Однако постепенно в результате открытий, сделанных Н. Коперником, Г. Галилеем, Дж. Бруно, наука начинает оказывать все возрастающее влияние на жизнь общества. С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы, а в XIX в. появляется и само слово «ученый». На рубеже XIX— XX вв. появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследовательские центры.

Важнейшими социальными функциями науки являются:

а) познавательно-объяснительная — заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;

б) мировоззренческая — помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

в) прогностическая — наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений.

Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней.

1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований.

2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так, например, в Российской Федерации остро стоит проблема финансирования фундаментальных наук, которые не дают сиюминутных результатов.

Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она тем не менее развивается по своим внутренним законам. Так, например, существует закон «развитие науки в запас», согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний. Если же такового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука не в состоянии.

 

 

Билет № 18


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 312; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!