Миф второй – корпоративное государство.



Первые концепции тоталитаризма сложились на основе бонапартистско-популистской теории авторитарного правления, в которую в начале XX века было привнесено два новых существенных элемента: 1. Иное понимание значения масс в определении форм политического устройства общества, необходимость их завоевания с использованием конкретной идеологической программы, позволяющей мобилизовать людские ресурсы и сконцентрировать усилия на достижении ясно обозначенной цели. 2. Переосмысление роли государства – из «ночного сторожа» оно превращается в активный субъект социально-экономических отношений, способный регулировать общественные процессы.   Арендт. Элементы и первоисточники тоталитарного государства. К. Фридрих и З. Бжезинский «Тоталитарная диктатура и автократия». Брахер и Драбкин 1996: тоталитаризм – совокупность унитарной идеологии, массового народного движения и жестокого диктаторского репрессивного режима, стремящегося к тотальному контролю над обществом и личностью. Помимо террора и запугивания любой тоталитарный режим опирается в системе господства над обществом и на определенный уровень общественного согласия (консенсуса), формируемого на основе его реальных или мнимых достижений.  Определенный сегмент – на долю конформизма. Итальянский опыт – при тоталитарной организации общества террора может и не быть, но система тем не менее обретает внутренний потенциал прочности, достаточный для того, чтобы позволить режиму существовать еще немалый срок даже при неблагоприятных внутренних и внешних факторах. Л.С. изучает линию «режим – рабочий класс». Устойчивость режима Муссолини во многом зависела от его способности видеть, понимать, учитывать в своей политике изменения, происходившие в социально-экономической сфере, а также управлять ими. Тоталитарное государство проявило незаурядную изобретательность и гибкость, используя два основных рычага: насилие и консенсус. Организация консенсуса осуществляется с помощью «инструментария консенсуса»: 1. Репрессивный аппарат 2. Единственно допускаемая, унитарная идеология и мифотворчество, в качестве основы агрессивной пропаганды и жесткой цензуры. 3. Система воспитания нового поколения, включая все этапы образования и молодежные организации; 4. Государственное вмешательство в сферу рыночных отношений и элементы ее регулирования, имеющие социально значимые последствия; 5. Активная и адресная социальная политика; 6. Правовая система предотвращения и урегулирования социальных конфликтов; 7. Механизм управления и контроля над процессом производства; В фашистской Италии – еще монархия и церковь. Использование Муссолини института королевской власти для упрочения своих позиций. Церковь. Параллельное функционирование двух мощных идеологических аппаратов, а также совместимость пропагандируемых ими тезисов обусловили появление «клерофашизма» - смеси представлений религиозного и псевдопатриотического типа, что было «самой распространенной и влиятельной идеологией в воспитании итальянцев в 30-е гг.». Но автономия церкви таила в себе потенциал умеренной альтернативы. «Фашистская революция», призванная включить массы в национальное государство». Основные носители консенсуса в 1930-е гг. – мелкие и средние государственные служащие, вышедшие, как правило, из мелкобуржуазной среды. Репрессивный аппарат: Репрессивный аппарат существует в любом диктаторском обществе, подавляющем индивидуальные права и свободы граждан. У него две ключевые функции: 1) насилие, подавление оппозиции, реализуемое через репрессивный аппарат, 2) запугивание общества самим фактом своего существования. Сила возобладала над разумом и правом. Решающий этап в формировании репрессивного аппарата в фашистской Италии – ноябрь 1926 года, «чрезвычайные законы». Правительство Муссолини объявило в начале 1925 года о «второй волне фашизма». Покушение на дуче 31/X 1926 года дало искомый повод для окончательного закручивания гаек. Граждане лишены права и возможности политического выбора, оппозиционная печать запрещается, три специальных закона против свободы передвижения. Учреждена служба политического сыска и расследования. Особый трибунал по защите государства, состоящий из президента, выбранного среди генералов армии, флота, авиации и фашистской милиции, пяти судей, выбранных среди добровольной милиции национальной безопасности и одного докладчика без права голоса из состава прокураторы. Идея: надконституционный орган, над правом. За весь период существования Особого трибунала с 1927 по 1943 гг. осуждено к различным срокам заключения 4587 человек. Кроме того, административный надзор и высылка на поселение. Формулировка: «лица, которых общественное мнение считает социально опасными и несущими угрозу политическим установкам Государства». Мигранты из деревень, болтуны, имевшие неосторожность неодобрительно отозваться о дуче, граждане всех категорий, подозревавшиеся в наличии контактов, пусть даже спорадических, с оппозиционерами-антифашистами. Высылке подвергались: нарушившие регламент административного надзора, разворачивавшие деятельность, направленную на подрыв устоев Государства. Муссолини никогда не рассматривал партию в качестве ключевого инструмента своего могущества, он был государственником в самом широком смысле слова и себя лично видел прежде всего главой сильного государства. Однако в 1926 году Муссолини забрал себе портфель министра внутренних дел. Репрессивный аппарат очень гибок. «Терпимость» режима Муссолини к своим оппонентам была одним из факторов, способствовавших насаждению консенсуса и распространению в обществе фашистской субкультуры. Особая полицейская инспекция – Боккини. Цензура. Королевский указ 1923 года наделял главу правительства правом закрывать газеты и журналы, которые он сочтет опасными для национальных интересов». Кризис Маттеоти. К моменту завершения формирования ключевых институтов тоталитарной системы, в стране было создано новое, одноцветное информационное поле и полностью ликвидированы возможности легального распространения социалистических, либеральных и иных альтернативных фашизму идей. Социалистические идеи сокращались и уходили в подполье, либеральные обречены на вымирание, католические – на вынужденное сожительство с режимом и раздел сфер влияния. Был создан информационный вакуум.

Пропаганда и мифотворчество

Формирование нового пропагандистского альянса позволило включить в «образ фашизма целый ряд традиционных, устоявшихся ценностей и идей, которые и прежде имели влияние на многие аспекты частной и общественной жизни. Очень сложно разделить политику и пропаганду. Цель пропаганды – создать и выразить эмоциональный настрой миллионов итальянцев, придать их душевному порыву, зачастую весьма смутному, целенаправленный и идейно оформленный характер, подавить в людях критический индивидуализм, заменить его доведенным до абсурда чувством коллективизма.

Фашисты пытались пробудить интерес и активность масс, используя методику концентрации коллективного внимания:

1. Переключение внимания на сюжеты, не имеющие прямого отношения к сложным социальным и политическим проблемам, с целью канализировать и нейтрализовать потенциальное недовольство;

2. Использование реального недовольства, для того, чтобы переложить ответственность за неудачи с «больной головы» на «здоровую», найти виновных вне и внутри страны и создать из них «козлов отпущения», поглощающих элементы негативного индивидуального и коллективного настроя;

3. Создание позитивных образов в виде целей, к достижению которых должны быть направлены все помыслы и усилия масс;

Применение этой методики опиралось на ряд принципов, вытекавших из самой природы тоталитаризма:

1. Подчинение индивида иерархической структуре и его самоидентификация с харизматическим вождем, родиной, государством, нацией;

2. Деиндивидуализация и самоутверждение в группе, толпе, массе, включая сугубо внешние формы принадлежности;

3. Мистико-иррациональная мотивация поступков и действий индивидуальных и групповых;

4. Преобладание эмоциональной веры над убеждением и здравым смыслом;

Вера, а не разум сдвигает горы. Бог и христианская добродетель заменены политическим идолом и фашистской идеологией.

По Парето любая идеология изначально иррациональна, она – коллективная иллюзия, основанная на изначальных аффективных влечениях человека. Как социальный феномен, идеология лишь маскирует в рассудочной форме подлинные побудительные мотивы действий индивидов и социальных групп. Поэтому она обманчива, а строящаяся на ее основе пропаганда есть лишь символика обмана.

Мифологичность сознания людей. Не идеология, но идеологизированные мифы – ключ к разгадке секретов массовой обработки умов и динамике умонастроений в итальянском обществе в годы фашизма. Сам Дуче был уверен, что удачно найденный миф, в реализации которого массы видят способ разрешения собственных проблем, становится эффективнейшим орудием в достижении политических целей. «Мистика и политика взаимообусловлены. Одно без другого сухо и теряет всякий смысл в пустом трепете знамен». Для мифа нужна особая идейно-культурно-психологическая среда, на формирование которой были брошены все усилия фашистской пропаганды.

Миф первый – вождь.
Идеи Ницше о сверхчеловеке, которого Муссолини культивировал в себе, взятое у Ницше понимание народа как постамента для избранных натур, а войны как наивысшего проявления человеческого духа. Цель культа дуче – формирование образа харизматического вождя, наделенного сверхестественной мудростью и силой. Люди верили в вождя, становясь фанатиками. Характерные черты:

1. Они действительно верили в вождя, в его гениальность и всемогущество;

2. Они имели возможность ежедневно и ежечасно упражняться в своей вере в ходе «групповой терапии»;

3. Они стремились навязать свои представления остальным, как обращение в собственную веру, укрепляющее душу пастыря;

Муссолини апеллировал не к разуму, а к чувству, эмоциям, инстинкту, заражал толпу своей экзальтацией, нередко доводя ее до состояния фанатичной истерии. Среди тиранов XX века он лучший оратор.

Миф второй – корпоративное государство.

Емкая формула: «Все – в государстве, ничего – вне государства, ничего – против государства».Емкая формула: «Все – в государстве, ничего – вне государства, ничего – против государства». По мнению фашистских теоретиков, индивид, защищенный тоталитарным государством, не только не терял свободу от этого распространения, но и обретал ее, причем в гораздо большей степени, нежели в демократических государствах.

Фашистские теоретики определяли корпоративизм как противопоставленный либерализму и социализму «новый тип политической цивилизации», основанной на синтезе прав и обязанностей наемного работник и работодателя как полноправных участников производственного процесса. Понимание корпоративизма как «третьего пути» между капитализмом и социализмом. Хартия труда. В 1934 году были созданы сами корпорации, объединившие все трудоспособное население Италии по принципу производимой продукции. Им были переданы основные функции Национального совета корпораций, право пересмотра тарифов и установления цен на готовую продукцию.  Корпорации свелись к консультированию и улаживанию трудовых споров.

Миф третий. Величие нации.

Самый привлекательный и самый банальный миф. Сердцевина мифа – отождествление политических целей тоталитарного режима с превратно истолкованными интересами итальянской нации. Свою политическую карьеру Муссолини начинал как противник всякого национализма. Затем – Первая Мировая война, влияние Коррадини и его идеи «пролетарской нации». Теория пролетарской нации стала идеологическим выражением итальянского империализма. В «Доктрине фашизма» экспансия нации пояснялась как стремление государства к созданию империи и выражение ее жизненной силы. Империя – не только территориальное, военное или торговое понятие, но духовное и моральное, для которого традиции Древнего Рима являются «идеей-силой». Дать итальянцам религиозную концепцию собственной нации. Унаследованное представление о войне как о высшем проявлении человеческого духа. Каждый итальянец, по выражению дуче, должен быть «спать положив голову на солдатский ранец», а в самой Италии «все должно быть военным, все должно быть милитаризировано». Иллюзия могущества опьянела толпу. Цель парадов – убедить итальянцев в собственном превосходстве над другими. «Бедная» нация не означает «худшая», скорее наоборот: несмотря на нехватку природных ресурсов и невысокий по сравнению со странами Западной Европы жизненный уровень, итальянцы создали самую справедливую систему общественных отношений, у них славное историческое прошлое, у них самый «гениальный вождь», успешно возрождающий былую мощь и величие нации.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!