Научная революция XVI - XVII веков и ее влияние на развитие философии.



Символами общественного прогресса в XVII веке становятся первые буржуазные резолюции в Нидерландах (конец XVI — начало XVII вв.) и Англии (середина XVII в.). Под влиянием революционных преобразований происходят радикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании людей. Мануфактурное производство, быстрый рост мировой торговли, мореплавание, интересы военного дела и т.д. во многом определили основной вектор развития науки. Все более проявляется потребность в научных исследованиях, имеющих прикладное, практическое значение: предприимчивый купец и любознательный ученый олицетворяют идеал человека.

Правящие круги передовых европейских государств, стремясь к военному и экономическому господству, оказывают покровительство ученым и поддержку научно-исследовательской деятельности. Государственная политика по отношению к науке проявляется в образовании академий наук, научных обществ и т.д. Особенно значительную роль в европейской науке XVII в. сыграло знаменитое Лондонское Королевское общество (окончательно оформившееся под покровительством Карла II в 60-х гг, XVII в.) и существующее по настоящее время. Членами этого общества являлись Роберт Бойль — основоположник химии и физики нового времени и Исаак Ньютон — великий физик и математик, автор теории движения небесных тел. Почти одновременно в Париже при участии Копь Вера (первого министра Людовика XIV) открылась естественнонаучная Академия.

В науке XVII века наряду с опытно-экспериментальными исследованиями, активно развиваются математические формализованные методики, что приводит к появлению алгебры, созданию дифференциального и интегрального исчислений, аналитической геометрии. Опытно-экспериментальное и математическое направления в научном исследовании возникли еще в эпоху Возрождения, однако в новое время они все более объединяются в одном экспериментально-математическом методе познания.

Ведущей отраслью знания становится механика — наука о движении тел, сыгравшая огромное методологическое значение в формировании философско-мировоззрен-ческих взглядов XVII века.

Связь философии с порождающей ее социальной средой не была опосредована только лишь через различные формы естествознания. Значительной оставалась роль религиозного мировоззрения, являющегося официальной государственной идеологией. Кроме того, ограниченность механистического мировоззрения нередко вынуждала передовых мыслителей XVII века обращаться к божественному всемогуществу, «первотолчку», «мировому разуму» и т.д., что характерно для научного творчества Г.Галилея, Р. Декарта, И. Ньютона, Т. Гоббса и многих других. В силу этого соотношение материализма и идеализма, теизма и атеизма в рассматриваемый период не носит характера жесткой взаимоисключающей альтернативы «или ... или». «Двухмерное» видение проблемы не позволяет познать многообразие живого реального процесса становления научного познания. Философские воззрения, пытающиеся согласовать новую естественнонаучную картину мира с гипотезой о существовании трансцендентной, внеприродной личности творца получили название — деизм. Как и в эпоху Возрождения, большое распространение имела концепция «двух истин» — «божественной» и «природной». В средневековой философии она проявлялась как противостояние номинализма и реализма.

В рассматриваемый период с новой силой развернулась полемика о том, что является основой подлинного знания — разум или опыт. В новое время эти два направления принимают форму эмпиризма и рационализма.

Таким образом, в XVII в. в Европе появляется новая философия, опирающаяся на идеи самоценности разума, с одной стороны, и осознание важности целенаправпенного экспериментально-опытного изучения мира — с другой.

Исследователь природы Френсис Бекон.

Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бекон (лорд -канцлер Англии). Был одержим идеей господства науки и техники в обществе, вдохновитель технократической культуры. В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на значимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Считал, что философия должна носить прежде всего практический характер. «Знание - сила».

Высшей целью науки считал господство человека над природой, а это возможно только подчиняясь ее законам. В работе «Новый органон» дал обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал принцип индуктивного метода исследования. По мнению Бэкона, необходимо перестроить науку, проделав критическую (направленную на выявление причин человеческих заблуждений) и позитивную (выработка рекомендаций по их преодолению) работу. Здесь выделяют два направления: учение об идолах (засоренность сознания людей идолами) и критика схоластики. Схоластическая философия, по мнению Бэкона, бесплодна в делах и не дала миру ничего, кроме споров.

Схоластике он противопоставил индуктивный метод. Чтобы дать оторвать философию от богословских споров, Бэкон выдвинул теорию двойственности истины. Там он провел строгое разграничение предмета, функции и способов познания в теологии и философии. Теология изучает бога (богопознание), ее функция - обоснование и защита религиозного вероучения. Философия изучает природу, ее цель - изучение законов природы, разработка методов познания природы.

Бэкон - родоначальник эмпиризма. Его метод основан на признании ведущей роли опыта в познании. «Познание - изображение внешнего мира в сознании человека». Оно начинается с чувственного познания, которое нуждается в экспериментальной проверке, подтверждении и дополнении. «Самое лучшее из доказательств есть опыт, если он получается из эксперимента.» Бэкон не был сторонником крайнего эмпиризма; он разграничивает опыты на «плодоносные» - практические исследования и «светоносные» - помогающие в дальнейшем открывать причины и аксиомы.

Метод познания - индукция, которая необходима для наук, опирающихся на показания органов чувств, единственно истинная форма доказательства и метод познания природы. Порядок движения мысли - от частного к общему. Различает 3 типа индукции: полная, неполная, истинная.

Полная – нахождение общего признака в классе предметов, который указывает на сущность предмета, его закон. В реальности полная индукция, как правило, недостижима. Неполная - из совокупности предметов нужно исследовать не всю, а часть (репрезентативная выборка). Результат дает только гипотезу. Для ее подтверждения нужно обратиться к эмпирическим фактам, верифицировать. Недостаток – неполная индукция может пойти по заведомо ложному пути. Поэтому нужно использовать истинную.

Истинная индукция – ищем факты, опровергающие гипотезу. Если их нет, гипотеза верна. Государство будущего Бэкон видел с наукой в качестве важнейшего института.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!