ЗАМЕТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ПРОЧИТАВШЕГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЗАВОДА «МОСГАЗ»



 

Обсуждение вопроса о характере учебника по арифметике на Московском газовом заводе показывает, что лучше вести это обсуждение по отдельным вопросам.

Первый вопрос – о том, что и как надо рассказывать учащимся о математике.

Из имеющихся высказываний уже вытекает, что этот вопрос должен быть освещен во вступительной беседе, причем вступительная беседа в группе неграмотных и малограмотных, само собой, будет различна, в группе неграмотных беседа должна быть проще, популярнее.

Необходимо дать в журнале «Школа взрослых» статью на эту тему, чтобы преподаватели могли со всех сторон обсудить этот вопрос. А затем нужно возвращаться к нему, давая задачи на соответствующий материал.

Не надо, однако, разбирая вопрос о значении математики, пускаться в историю математики, и тем более в рассказы биографий великих математиков.

Приложений давать не надо, но следует озаботиться изданием популярных книжек о роли математики.

Второй вопрос – это вопрос о правилах, об их оформлении, о выводе правил путем обобщений, путем логических рассуждений и затем об умении применять эти правила. Это один из самых коренных вопросов. Это вопрос об обучении логически мыслить.

Третий вопрос – это вопрос об объяснении задан, вытекающем из изучаемых правил. У малограмотных надо добиться письменных объяснений задач, в группе неграмотных это, конечно, невозможно.

Четвертый вопрос – о подборе материала для задач – особенно важен с точки зрения увязки теории с практикой. В учебнике надо давать простой, всем доступный материал, но наряду с этим учитель должен дополнять его задачами из окружающей жизни (завода, или колхоза, или сельсовета и т. п.).

Тут учитель может опираться на небольшой кружок культармейцев, куда могут войти и более сильные учащиеся, где сообща обсуждали бы, какой вопрос взять, какую задачу составить. Такие умело подобранные кружки могут очень помочь учителю в его работе, могут помочь через задачи связывать теорию с практикой.

К этому вопросу относятся и вопросы знакомства со статистикой и основами бухгалтерии. Сложная (двойная) бухгалтерия теперь во многих колхозах заменяется простой. Простую бухгалтерию надо изучать в школах малограмотных.

Пятый вопрос – это о типе задач. Тип задач должен вытекать из правил. «Тип» не значит мудреные задачи (вроде пресловутых труб в бассейне). Вопрос не в числе типовых задач. Типовые задачи – это арифметические иллюстрации к правилам, типовые задачи – помощь учащимся в самостоятельном составлении задач на данное правило. Типовые задачи помогают развитию самостоятельности учащихся.

И наконец, шестой вопрос – о черчении и геометрии. Для производства – это важнейший вопрос. Преподавание этих предметов у нас сильно хромает. Производственники жалуются.

1938 г.

 

ОБЩИМИ СИЛАМИ ЗАКОНЧИМ ЛИКВИДАЦИЮ НЕГРАМОТНОСТИ (ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СОВМЕСТНОМ ЗАСЕДАНИИ РАБОТНИКОВ ШКОЛ ВЗРОСЛЫХ, ИЗБ-ЧИТАЛЕН И ДОМОВ КУЛЬТУРЫ)

 

Владимир Ильич в первые годы Советской власти не раз говорил, что гвоздь строительства социализма – в организации. И действительно, какую бы область работы мы ни взяли, мы видим, что громаднейшее значение имеет правильная организация дела.

Ликвидация неграмотности точно так же требует очень большой и умелой организации.

Возьмем вопрос, как закончить ликвидацию неграмотности. Без учителя, без педагога этого дела не закончишь, потому что педагог имеет методические навыки, он должен показывать культармейцам, как надо обучать грамоте. Дело обучения грамоте не так просто, как кажется на первый взгляд, оно требует известного умения, и важно, чтобы культармейцы присутствовали на уроках опытных учителей, смотрели, как они учат, чтобы самим заниматься по-настоящему. Учителя должны уделять время культармейцам, чтобы научить их обучать грамоте. Тут не надо больших разговоров о методах (а то бывает так: месяцами разговаривают, каким методом обучать, а дело стоит), надо обучать практически, показом. Учителя это могут сделать: у них большой опыт.

Но, кроме обучения культармейцев, надо как можно лучше организовать обучение самих неграмотных. Учителя начальных школ не имеют времени для этого, и во. тут избы-читальни, Дома культуры должны и могут сыграть очень большую роль. Правда, наши избы-читальни, наши клубы, особенно колхозные клубы, и Дома культуры не всегда еще ясно сознают, что они являются центрами организации всей культурной работы. А они должны быть такими. Изба-читальня – это' не только место, куда приходят послушать радио, хором попеть, посмотреть спектакль. Изба-читальня, Дом культуры должны быть организующим культурным центром. Избачу надо во все вникать. Ильич говорил: назвались политпросветчиками, так вам должно быть дело до всего. И такую линию мы всегда проводили, всегда говорили: политпросветчику должно быть дело до всего, что кругом делается, и не может ему не быть дела и до ликвидации неграмотности. Важно, чтобы каждый избач ясно осознал, как идет культурная жизнь в его районе, какие имеются в нем культурно-просветительные организации, учреждения, какая работа ведется среди населения. Надо строить настоящую социалистическую культуру.

У нас в культурной работе имеются громадные достижения, но надо, чтобы они дошли до самых низов, до самых отсталых слоев населения. Вот почему особенно важно, чтобы избач вел работу там, где есть еще пережитки старого. А неграмотность – это еще пережиток рабства, ее нужно добить окончательно. И не в том суть, чтобы говорить о пользе грамотности – эту пользу сознает сейчас каждый гражданин нашей Родины, – важно помочь организовать это дело по-настоящему.

Избачу надо быть организатором его. Среди избачей у нас очень много комсомольцев, а комсомольцы выросли уже при Советской власти, и надо по совести сказать, что комсомольцы у нас хорошие организаторы. Конечно, комсомольцам нужна помощь и от учителя, и ото всех, кто обладает знаниями, но без комсомольцев мы дела не двинем. Я думаю, что комсомольцы очень многое сделают для окончания ликвидации неграмотности, потому что за время существования комсомола такой обычай создался, что они во все дела вникают и стараются помочь чем могут. Мы видим, что из комсомольцев выросли совершенно новые люди, которые не только о себе думают, а о всей стране в целом, которые преданы нашей Родине, преданы нашему Советскому правительству, преданы Коммунистической партии.

Кто такой неграмотный? Это человек, который был затоптан жизнью, который попал в такие условия, что не мог раньше учиться. Культпоход, проводившийся в свое время, дал большой опыт по организации обучения неграмотных. Правда, заторопились тогда, бюрократизм в это дело влез, и поход замер, но в том, как подходить к неграмотному, как раскрывать ему двери к знанию, имелся тогда большой опыт, не грех посмотреть иногда старую литературу по этому вопросу. Возьмем пример. В Саратове в то время бывали случаи хулиганства: парни приставали к молодым девушкам и женщинам, возвращавшимся поздно вечером с занятий. Комсомол организовал тогда охрану возвращающихся домой женщин, кто-нибудь из комсомольцев сопровождал их, чтобы оградить от хулиганов.

Важно помочь матерям в присмотре за детьми. Много есть еще моментов в работе, которые надо учесть, хотя на первый взгляд они и кажутся не особенно важными. Надо учитывать, например, когда удобнее всего проводить занятия, знать, когда люди свободны. Малейший бюрократизм, формализм губят дело. Если бы у нас были изжиты до конца бюрократизм и формализм, то давно не было бы неграмотных.

Надо отдать себе отчет, что борьба за грамотность – это есть часть борьбы за социализм. Все знают слова Ильича: «... в стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя»[209]. Нашу страну теперь, конечно, неграмотной назвать нельзя, но надо до конца подчистить все уголки. И надо, чтобы работники изб-читален обдумали, как у себя добиться обучения всех неграмотных.

Громадную организующую роль играет печать. Важно писать в местной печати, писать так, чтобы от этого польза получалась. .У нас часто пишут: «Ах, тот-то того-то не сделал, тот-то недосмотрел, тот-то не организовал». Только взаимные обвинения получаются. А что надо делать, как исправлять замеченные недостатки, об этом не пишут. Если видишь недостаток, надо обязательно сказать, как его исправить. Когда научимся такие статьи писать, тогда каждая газета будет помогать исправлять недостатки.

За всякое дело надо уметь бороться, и за ликвидацию неграмотности тоже надо бороться. И прежде всего надо помогать работникам школ взрослых по-настоящему организовать дело. Из центра этому не поможешь, а на месте, когда знаешь все окружающие условия, можно помочь. Каждому культармейцу, каждому избачу, каждому библиотекарю надо взяться сейчас за ликвидацию неграмотности и составить план, что надо делать, как надо делать.

Я думаю, что мы теперь скоро справимся с ликвидацией неграмотности, потому что выборы в Верховные Советы показали, как выросло в нашей стране умение организовывать всякое дело. Посмотрите, как выборы в Верховные Советы проводились. Каждый избирательный участок был изучен, было изучено население. На основе опыта проведения выборов мы можем очень хорошо организовать и обучение оставшихся неграмотных. Не так важно, чтобы считали и пересчитывали неграмотных и малограмотных. Надо не столько подсчитывать остатки неграмотных, сколько помогать неграмотному и малограмотному учиться.

Очень хорошо, что сегодня состоялось совместное заседание, в котором принимают участие и ликвидаторы неграмотности, и инспектора школ взрослых, и председатели колхозов и сельсоветов. Всем надо включиться в это дело. К сожалению, тут нет библиотекарей, а библиотекари многое могут сделать для ликвидации неграмотности.

Неграмотными и малограмотными являются в большинстве своем женщины, чаще всего домашние хозяйки. Их особо интересует вопрос о воспитании детей. Получаешь письма, порой неграмотно написанные: «Научите, как воспитывать детей, мы хотим воспитать ленинцев, а как это сделать не знаем». Матери в нашей стране – и грамотные, и малограмотные, и неграмотные – стали общественницами. У одной колхозницы болели ребята, а она в это время писала мне: «Надо так сделать, чтобы школьные каникулы не совпадали с пасхой, а то попы подкармливают ребят сладким и посылают их по домам Христа славить». У нее свои дети болеют, а она думает, как всех советских ребят воспитывать, чтобы никто не мог засорять им головы ненужной чепухой, чтобы они росли сознательными.

Круг интересов у работниц, колхозниц, домашних хозяек расширился. Надо учитывать их интересы. Надо связывать учебу с вопросами, волнующими неграмотных и малограмотных. Надо читать им из газет, из книжек о том, что их интересует: одним – о воспитании детей, другим – о колхозном коне, с третьими надо поговорить о том, что у них делается на заводе, на фабрике.

Сейчас все волнуются тем, что происходит в Испании, в Китае, в Чехословакии. Это каждому близко, и надо уметь рассказать о международных событиях в простой форме. Избы-читальни, клубы, библиотеки могут организовать такие беседы, очень важно, чтобы на них приглашали неграмотных и малограмотных, чтобы их заинтересовали чтением книг.

Библиотекарям надо развернуть как можно шире массовую работу. Сейчас партия поставила перед издательствами вопрос о том, чтобы побольше издавать хороших книг для массового читателя. Идет просмотр планов издательств под этим углом зрения. Но ждать, когда выйдут новые книги, не приходится, нужно, чтобы каждый библиотекарь знал, какую книжку из имеющихся под руками дать только что обучившемуся грамоте.

Все это вопросы организационные, и тут нужна тесная смычка и ликвидаторов неграмотности, и учителей, и избачей, и заведующих клубами, и библиотекарей – надо всем вместе, общими силами приналечь на окончание ликвидации неграмотности.

Позвольте приветствовать в первую очередь тех, кто сумел ликвидировать неграмотность в своих районах.

Прошу передать привет неграмотным и малограмотным. Многие из них, обучившись, могут стать культармейцами. Прежние неграмотные часто являются лучшими культармейцами, они зорко глядят, кто еще недоучился, и втягивают их в учебу.

Позвольте надеяться, что с неграмотностью, с этим тяжелым пережитком прошлого, мы в ближайшие месяцы покончим. Надо сделать это, и сделаем.

1938 г.

 

РЕШЕНИЕ ЦК ВКП(б) «О ПОСТАНОВКЕ ПАРТИЙНОЙ ПРОПАГАНДЫ В СВЯЗИ С ВЫПУСКОМ «КРАТКОГО КУРСА ИСТОРИИ ВКП(б)» И НАШИ ЗАДАЧИ (ДОКЛАД НА ВСЕРОССИЙСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕЩАНИИ ШКОЛ ВЗРОСЛЫХ)

 

15 ноября 1938 г. во всех газетах было напечатано постановление ЦК ВКП(б) «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)». Это постановление имеет для нас, работников школ взрослых, громадное значение. В этом постановлении есть такие установки, подчеркнуты такие важные вопросы, которые должны быть для нас целиком руководством к действию. Надо сделать из этого постановления ряд выводов в отношении того, как мы должны ставить нашу работу.

В постановлении резко осуждена практика канцелярско-бюрократического подхода к организации кружков по изучению марксизма-ленинизма. Многие партийные организации всё «учитывали», «охватывали» кружками членов партии, а на качество работы кружков, на существо дела мало обращали внимания.

Если мы посмотрим на нашу работу, то увидим, что мы тоже были в плену «учета» и «охвата»: считали, пересчитывали, еще раз считали и пересчитывали, сколько у нас народу учится в школах взрослых, а качеством обучения занимались мало.

Конечно, вести учет надо. Без учета невозможно налаживание дела, невозможна правильная организация его. Но одно дело учет, а другое дело формальный подсчет: столько-то обучили, столько-то отсеялось, и только. Я думаю, что у нас в последнее время была такая ошибка, и, надо думать, она была у нас в большей степени, чем по линии организации партийного просвещения. Ход учета и переучета в наших школах стал очень поверхностным, мы обращали внимание не столько на то, чтобы при помощи его поглубже поставить работу, сколько на формальную сторону дела. Это, конечно, только вредило делу.

Постановление ЦК ВКП(б) о партийной пропаганде направлено против начетничества, против буквоедства. Если партия, говоря о пропагандистской работе, указывает на то, что в ней иногда имели место начетничество и буквоедство, то мы по совести должны сказать, что. в нашей работе начетничества и буквоедства было еще больше, много было формализма в преподавании.

Что вытекает для нас из этой части постановления ЦК ВКП(б)? Мы должны отбросить всякое буквоедство и всякий формализм в преподавании, внимательно вглядываться, так ли мы нашу учебу ставим, как надо, дает ли она те результаты, которые должна давать.

В постановлении говорится насчет школярских методов на занятиях в кружках. Что значит школярский метод? Это метод зубрежки, «натаскивания». В последнее время мы много раз говорили на эту тему. Возьмем, например, вопрос о «часах». Конечно, надо иметь план, распределять, сколько часов на какие предметы в плане дается, но когда говоришь, что надо на то-то и то-то обратить особое внимание, а мне возражают: «Да, конечно, но на это у нас нет часов», – то это показывает, что «часы» у нас превратились в нечто, гробящее живое дело, затемняющее суть преподавания. Можно ведь и в 100 часов не сказать самого важного, ценного и, наоборот, в 5 часов дать главное. Из этого, конечно, не вытекает, что я в какой-либо мере хочу сказать, что не надо планировать занятия. У нас все строится по плану: и хозяйство, и вся культурная работа. Мы не анархисты, мы против самотека. Для нас план в работе школы играет громадную роль, но надо, чтобы план не заслонял сущности работы, чтобы он нас не душил. Иногда бывает: составили план, а жизнь требует, чтобы этот план был несколько перестроен, потому что в политической или хозяйственной жизни выдвинулись такие вопросы, которые требуют немедленного освещения. Бывает и так, что в процессе преподавания выясняется, что надо больше остановиться на таких-то и таких-то вопросах, а нам говорят: «Как можно! Есть план, надо делать по плану». Выходит бюрократизм чистой воды. Когда я на различных совещаниях говорила о необходимости большей гибкости плана учебы, о большей жизненности его, многие участники этих совещаний на меня смотрели не очень одобрительно.

Если мы хотим построить действительно жизненный план учебы, мы должны строить его на учете живых потребностей, на учете фактического состояния дела. Такой учет имеет громадное значение. Возьмем пример. Я помню, когда образовался Главполитпросвет, Владимир Ильич посоветовал нам иметь географические карты с нанесением на них сети наших учреждений, с расстановкой флажков разного цвета, которые отмечали: там-то такие-то достижения, здесь такие-то недостатки и т. д. Такие карты у нас были, они много давали, наглядно показывали, где особенно нужна помощь центра, где есть чему поучиться. Я теперь что-то не вижу таких карт, они вышли из моды, а между тем каждый районный работник должен знать, что у него в разных местах района делается, надо, чтобы каждое последующее обследование покоилось на предыдущем. А мы сейчас часто собираем материал недостаточно планово. Выслушали интересный доклад, дали оценку состояния дела, а потом сменился работник, и новый едет туда же и снова делает доклад о том же, часто более слабый, чем предыдущий. Мы не умеем по-настоящему накапливать материал, систематизировать его, без чего нельзя получить полную картину того, что есть. Я думаю, что на эту сторону дела наши методические кабинеты должны обратить внимание.

В Главполитпросвете был в свое время Центральный кабинет политпросветработы, где собирались и все данные о работе школ взрослых. Там были карты и систематизированные материалы по каждой области. Бесконечные переучеты последнего времени ослабили внимание к настоящему учету. Нам надо иметь точную картину того, что у нас есть. У нас все выходит слишком общо, слишком бюрократически. Наши указания, наши статьи часто слишком общи, нам надо говорить конкретнее, надо иметь конкретную картину того, где что не сделано, чтобы знать, куда надо прийти немедленно на помощь.

Мы очень увлекаемся нашими учителями-отличниками. Я сама питаю к учителям-отличникам нежные чувства, но изучать надо не только работу педагогов-отличников, надо изучать работу и слабых учителей, чтобы знать, в чем их слабость и как им надо помочь.

Постановление ЦК ВКП(б) направлено против схематизма, оно требует конкретности в работе. Конкретность должна быть и в учете. Если мы не поставим учета конкретно, а будем учитывать вообще, у нас не выйдет того, что нам нужно. Нам надо знать всю конкретную обстановку работы.

Возьмем вопрос отсева учащихся. Отсев – наше больное место. Почему происходит отсев? Надо знать его причины в каждом отдельном случае. Недавно один товарищ из Донбасса рассказывал, что к ним на работу в шахты приезжают люди из Орловской, Тамбовской областей. Среди приехавших бывает много неграмотных; всех неграмотных учитывают, втягивают в учебу, а они, проработав с месяц, уходят в другое место. Вот и получается отсев учащихся. В другом случае отсев может быть потому, что плохо поставлено преподавание. В третьем – потому, что часы занятий установлены неудобные для рабочих и т. д. Надо вскрывать причины отсева и, учитывая их, принимать соответствующие меры к устранению отсева.

Нам надо подумать, что делать, чтобы отсеявшиеся могли вновь вернуться на учебу. А часто говорят: «Раз отсеялся, ничего не поделаешь». Сделать можно очень многое, но требуется внимательное и заботливое отношение к учащимся. В этом у нас часто бывают пробелы, и в результате получается тот формализм, против которого так резко говорит постановление ЦК ВКП(б) о партийной пропаганде.

В постановлении много говорится о том, как важно уменье самостоятельно работать над книгой, как важно, чтобы человек сам учился. «Овладение марксистско-ленинской теорией – дело наживное», это обязывает нас вооружить учащихся наших школ умением самостоятельно работать над учебником, над первоисточниками, над газетой. Самое главное – дать учащимся уменье выделить из прочитанного самое важное, существенное, научить- разобраться в материале. А у нас с приучением к самостоятельной работе дело хромает.

Года три назад работники школ взрослых обратились в существовавший тогда Высший коммунистический институт просвещения (ВКИП) за советом, как лучше развить самодеятельность учащихся. В институте им сказали, что самодеятельность учащихся снижает роль учителя. Я тогда резко возражала против этого, но все-таки вопросы выработки у учащихся умения работать самостоятельно были в Наркомпросе тогда в загоне.

У нас нет хороших пособий, у нас нет указаний о том, как самому заниматься. В период между 1921 и 1925 гг. много писалось и говорилось о том, чему и как надо учиться, говорилось о том, как беречь свое время, у нас была даже, помнится, лига «Время». А теперь о том, как беречь свое время, как его распределять, как беречь время других товарищей, как работать коллективно, как учитель должен беречь время учащихся, что-то не говорят в методкабинетах, не учат по-стахановски работать в области умственного труда. Я не знаю, всегда ли берегут в самих методических кабинетах время тех, кто приходит за справками, за методической помощью. Мне кажется, что все такие вопросы, как беречь время учащихся, как научить самого учащегося беречь свое время, как научить его разбираться в книжке, в газете, – все эти вопросы имеют немалое значение.

В постановлении ЦК ВКП(б) подчеркивается значение печатной пропаганды. А последнее время сплошь и рядом в школах взрослых учащихся совсем не учат читать, разбираться в газете, пользоваться библиотекой. Учащиеся у нас чаще всего пишут лишь бесконечные бессмысленные диктанты на элементарные орфографические правила. Нам надо перестроить наше преподавание русского языка. Я все время говорю об этом. Конечно, грамматика нужна. Когда-то один мой ученик вечерне-воскресной школы даже в стихах писал: «Мне грамматика дороже всех технических наук...», но не в одной грамматике, не в одной орфографии дело. Самое главное – необходимо научить людей читать, разбираться в читаемом, разбираться в газете, в книжке, надо дать людям запас слов, которые вошли сейчас в современную культурную речь, научить их владеть ими.

Нам нужны также и пособия: учебники, словари иностранных слов, справочник о политических деятелях, о деятелях в различных областях науки, искусства, справочник исторических дат, нужна однотомная энциклопедия.

Надо научить учащихся пользоваться каталогами библиотек, выбирать книги в библиотеке, надо ввести в школах взрослых специальные библиотечные уроки, которые помогали бы начинающим пользоваться библиотекой, работать в читальне.

Что значит библиотечный урок? Это рассказ о том, как пользоваться рекомендательным каталогом, как пользоваться библиотечной книгой, беречь ее, как делать из нее выписки, получать в библиотеке нужные справки.

Остановлюсь на преподавании литературы. Это одно из больных мест в наших школах.

До приезда в Питер в 1893 г. Ленин, исключенный из Казанского университета, жил в Самаре, а летом в течение четырех лет жил на хуторе Алакаевка. В эти годы он изучал теоретически и практически жизнь самарских крестьян. Это изучение дало ему глубокое понимание крестьянства вообще, понимание процессов, происходящих в крестьянской среде под влиянием развития капитализма в России, дало понимание того, как сделать крестьянство союзником рабочего класса в борьбе против царизма, а в дальнейшем в борьбе за социализм. Ленин изучал крестьянство путем личного наблюдения жизни крестьян, бесед с ними, путем разговора с людьми, ведшими работу среди крестьянства, путем изучения статистики, а также литературы, описывавшей жизнь самарского крестьянства.

Неподалеку от Алакаевки, еще до приезда туда Ильича, одно время жил Глеб Успенский, у которого есть произведения, посвященные жизни крестьянства 70-х гг. В IV томе Сочинений Глеба Успенского издания 1918 г. очень подробно описана жизнь тогдашнего крестьянства. Если вы возьмете первые тома Сочинений Владимира Ильича, то увидите, какое имеется в них большое число цитат из работ Глеба Успенского. Ильича интересовала тогда и кустарная промышленность. Не случайно у него есть цитаты из статей В. Г. Короленко, особенно из его «Павловских очерков». Владимир Ильич изучал особенности быта уральских рабочих, в этих целях пользовался романами Мамина-Сибиряка.

Мне кажется, что, когда мы проходим литературу в школах для взрослых, мы должны первым делом показать, как литература помогает познавать действительность. Это чрезвычайно важно. А мы не только на это не обращаем внимания, мы не обращаем внимания и на то, умеет ли учащийся читать и понимать то или другое литературное произведение. Я думаю, что сейчас с нашей стороны будет прямо преступление, если мы не будем обращать внимание на эту сторону обучения.

Я хочу сделать маленькое отступление. У нас идет перепись населения. У меня с некоторыми преподавателями математики не раз были споры относительно того, можно ли обучать в наших школах статистике или нельзя. Не раз приходилось мне слышать по этому поводу замечания: «Для изучения основ статистики надо хорошо знать высшую математику». А если и давали статистику, то давали не ту, которая помогала изучать жизнь.

Владимир Ильич изучал жизнь самарского крестьянства не только по личным наблюдениям, по литературе, но также и по данным статистики, и это ему очень много дало. Алакаевка, где жил Владимир Ильич, принадлежала раньше либеральному помещику-богачу Сибирякову, который задумал в своем обширном имении, к которому примыкала Алакаевка, завести общинное рационально поставленное хозяйство. С этой целью он закупил за границей много сельскохозяйственных машин. Из затеи Сибирякова завести образцовое общинное хозяйство при царизме, конечно, ничего не вышло, и он продал самарскому торговцу свои машины. Владимир Ильич и его товарищи, которые входили в самарский кружок марксистов, организовали статистический учет, кто из крестьян пользуется сельскохозяйственными машинами. Собранные статистические данные показали, что пользуются ими только кулаки, единицы из середняков, из бедняков никто.

В своей книжке «Развитие капитализма в России» Владимир Ильич использовал громадный статистический материал. Зная, какое огромное значение имеет статистика в деле учета, Владимир Ильич много раз говорил о том, что надо нести статистику в массы. Надо, значит, знакомить с ней и учащихся школ взрослых. Когда я настаиваю на этом, мне говорят: «Часов не хватает». Надо, чтобы изучение статистики было включено в программу школ взрослых.

В постановлении ЦК ВКП(б) говорится о необходимости умения писать в газеты, журналы. Мы имеем богатый опыт работы с рабкорами и селькорами. Я помню, с какой горячностью выступали рабкоры и селькоры на своих конференциях, рассказывая, как они научились писать корреспонденции. Учим ли мы этому сейчас в наших школах для взрослых? Нет, не учим, а учить этому надо. Преподавание литературы заключается не только в том, чтобы заслушать то или другое литературное произведение, не только в том, чтобы дать оценку автору. Надо уметь взять из произведения самое ценное и показать, на что оно обращает внимание, какое значение имеет. Мы должны на уроках литературы учить писать и излагать просто, ясно то, что хочется сказать, учить на уроках литературы всматриваться в жизнь.

Мне хочется остановиться на преподавании еще одного предмета – истории. Мы историю не всегда преподаем так, как надо. Мы берем отдельные факты разного удельного веса, относящиеся к разным периодам, а о том, когда именно эти факты имели место, как они связаны с данным историческим периодом, – этого не говорим. И получается не история, а набор разных повествований, вырванных из специфики эпохи, оторванных от современности изучаемой эпохи, от исторических связей и опосредствований.

В постановлении ЦК ВКП(б) говорится о важности изучения исторического материализма. Исторический материализм вооружает умением разбираться в истории, понимать, куда идет общественное развитие и почему оно так идет, а не иначе. Исторический материализм учит крепкими нитями связывать настоящее с прошлым. Если мы возьмем современность, то увидим тысячу нитей, которые связывают настоящее с прошлым. С этой точки зрения особо важно изучение того края, той области, где находится школа. Знание истории края помогает понять, что из наследия прошлого мешает успехам социалистического строительства, на что надо обратить особое внимание, чтобы изжить это наследие.

Сейчас выпущен учебник по истории ВКП(б). Надо, чтобы самые широкие массы поняли, изучили его. И первым долгом нужно, чтобы его до конца изучили и поняли сами преподаватели. На эту сторону дела особенно важно сейчас обратить внимание.

В постановлении ЦК ВКП(б) говорится, как важны лекции, беседы, как важно учитывать те вопросы, которые задаются во время лекций и бесед. Мы должны это принять во внимание. Нам следует устраивать лекции при школах и потом проводить беседы, отвечать на заданные вопросы.

Надо ставить лекции так, чтобы они доходили до сознания слушателей, захватывали их. По-одному надо поставить лекцию при школе для малограмотных, у которых запас слов небогат, запас представлений небольшой, и по-другому надо поставить лекцию для групп более грамотных. Надо, чтобы темы лекций выбирались на основе учета запросов слушателей. Нужна также подготовка слушателей к лекции. Надо предварительно дать прочитать популярные книжки, поговорить о прочитанном. Если условия не позволяют провести подготовку к лекции, то после лекции обязательно надо провести беседу, заслушать вопросы присутствовавших, дать ответы. Такое обсуждение приучает людей самостоятельно разбираться в возникающих вопросах, самостоятельно учиться.

Большинство учащихся школ взрослых – молодежь. Часть молодежи смотрит на школу взрослых как на подготовку в высшую школу, и только, ставит знак равенства между обычной школой и школой взрослых. Мы не можем с этим согласиться. Нашим методкабинетам надо теснее связаться со всей массой желающих учиться, поосновательнее выяснить, кто чему' хочет учиться, как вооружить широкие массы необходимыми им знаниями для того, чтобы лучше вести работу по дальнейшему социалистическому строительству. Надо сделать систему общеобразовательных школ взрослых гораздо гибче, надо, чтобы они обслуживали всех взрослых, желающих учиться. Над этими вопросами мы должны основательно поработать.

«Курс истории ВКП(б)» дает богатейший материал по изучению борьбы за социализм, показывает пройденный путь, показывает, как теория марксизма-ленинизма служила и служит руководством к действию, как она помогает связывать теорию с практикой. В учебнике четко говорится, как надо связывать теорию с практикой, как надо вглядываться в жизнь, как использовать теорию для того, чтобы понимать, что делается в жизни. Об этом педагоги школ взрослых часто забывают. Часто неправильно толкуют, в чем заключается эта связь. У нас иногда связь теории с практикой понимается так, что если идет урок физики, то надо, чтобы были физические приборы, если идет урок химии, то надо, чтобы были химические препараты. Но приборы, препараты – это просто школьные пособия. Конечно, они нужны на уроках, но увязка теории с практикой – это совершенно другое.

В постановлении ЦК ВКП(б) много говорится о советской интеллигенции.

Советская интеллигенция органически связана с массами, она вышла в своем большинстве из рядов рабочих и крестьян, выковалась в борьбе за власть Советов, за диктатуру пролетариата, училась в наших рабфаках, в наших вузах, принимает активное участие в социалистическом строительстве. Эта интеллигенция в корне отличается от той буржуазной интеллигенции, которая была на службе у помещиков и капиталистов, она всем сердцем предана Советской власти. Конечно, ослаблять в какой-либо степени бдительность нельзя. Надо внимательно смотреть, как тот или другой человек работает, действительно ли он работает так, чтобы как можно шире дать развернуться социалистической стройке и как можно лучше ее поставить.

Надо смотреть, как, с какой стороны человек подходит к разрешению тех или иных вопросов. Часто так бывает, что человек, который не хочет делать того, что надо, прикрывается громкими словами. Надо судить о человеке по его работе, ценить добросовестную, хорошую работу. Громадную помощь в работе оказывает человеку овладение теорией марксизма-ленинизма. Учительство – один из крупнейших слоев советской интеллигенции, на котором лежит ответственная задача – вооружать людей знаниями. Для того чтобы быть на высоте задачи, учителям надо быть хорошо вооруженными теорией марксизма-ленинизма. Учителя стремятся овладеть ею. Методкабинеты должны прийти им на помощь, они должны обслуживать не только учителей-отличников, но они должны обслуживать всех учителей, которые нуждаются в марксистской учебе.

Теперь насчет ликвидации неграмотности. Стыд и срам, что у нас есть неграмотные. Главная беда в том, что мы не сумели организовать это элементарное дело, бюрократически подходили, учитывали, переучитывали, кому-то закатывали выговоры, ставили на вид, а работу по-настоящему не организовывали. Владимир Ильич говорил, что суть строительства социализма в организации. Это относится целиком и к организации ликвидации неграмотности. У нас немало прорывов и прорух в этом отношении, надо учесть ошибки, которые были, и бодро шагать дальше, вооружившись опытом прошлого. Я думаю, что мы сумеем поднять школы взрослых на ту высоту, на которой они должны быть. Вся обстановка нашего социалистического уклада поможет этому. Методкабинеты смогут работать по-настоящему. У нас должен быть настоящий учет, кого и чему учить, надо организовать общественность.

У нас методкабинеты обычно обслуживают только учителей. Я считаю, что при каждом методкабинете должно быть справочное бюро, куда могут приходить за советом и ученики, и учителя, и культармейцы. Руководители методкабинетов должны не только давать советы, но вслушиваться в их запросы и многому учиться у них.

Помню, в 1917 г. работала я в отделе народного образования Выборгского района Петрограда. Приходят ко мне рабочие и говорят, что они недовольны одной учительницей. Я спрашиваю: «Почему? Она много лет учительствует, отзывы о ней хорошие». Тогда рабочие рассказали мне, как она ведет уроки. Оказалось, что она вызывает учащихся по очереди и только с вызванным занимается. «А нужно, – говорили рабочие, – чтобы весь коллектив работал, чтобы ни одного человека учитель не выпускал на уроке из виду. Надо заниматься все время со всем классом, всех учащихся вести по пути знания».

Этот отзыв рабочих очень ценен.

Рабочих, колхозников, учащихся школ взрослых надо слушать, учиться у них многому, а не смотреть на них, как на каких-то ребят. А у нас в школах взрослых иной раз покрикивают на учащихся. Это никуда не годится.

Мне хочется, чтобы наши методкабинеты превратились в органы пропаганды правильно поставленной школьной работы, чтобы они собирали не только учителей, но иногда и учащихся, собирали старостат, чтобы они с культармейцами говорили.

Работа школ взрослых органически связана с работой библиотек, клубов, изб-читален и т. д. Методкабинеты должны иметь крепкие связи со всеми культурными учреждениями района, с политпросветчиками, с учителями детских школ, со всей сельской интеллигенцией, которая должна помочь в организации нашего дела.

Можем ли мы переложить всю работу по ликвидации неграмотности и малограмотности на секции Советов? Не можем. Секции должны следить за постановкой дела, осуществлять контроль снизу, помогать в трудных случаях, но основная работа должна лежать на отделах народного образования. Конечно, отделы народного образования – это тоже не что-то замкнутое, они должны быть органически связаны с профсоюзами и с целым рядом ведомств, иначе будет параллелизм в работе.

Всем работникам школ взрослых, школ неграмотных и малограмотных, а также неполных средних и средних школ надо еще и еще раз перечитать постановление ЦК ВКП(б) «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)» и подумать над тем, как сделать нашу систему образования взрослых более гибкой.

Возьмем такой пример: человек знает все предметы за курс определенного класса школы, кроме русского языка, потому что он, скажем, бурят, а русский язык ему знать надо. Что мы с таким человеком будем делать? «Отсеем» ли его или заставим два года учиться в том же классе? Ни то, ни другое. Надо организовать для него специальные занятия.

Если человек все знает, а географии не знает, надо организовать для него специальные занятия по географии. .

Или вот, например, о бухгалтерии. Я часто получаю письма с просьбой: «Учите нас бухгалтерии, чтобы нас всякий писаришка не обманывал». Такие требования насчёт бухгалтерии не единичны. На платных курсах, которые у нас кое-где существуют, бухгалтерия преподается. На таких курсах учится немало народу, и это не случайно. Многие хотят знать вычисления процентов, хотят знать, как выписать наряд, правильно записать расходы. Сейчас ряду людей приходится работать в Советах, в профсоюзных и различных других организациях, где надо уметь каждому сделать самый элементарный подсчет доходов и расходов. Это не значит, что надо изучить все тонкости бухгалтерии, двойную бухгалтерию, но самое основное из нее нужно знать. Мы должны прислушиваться к требованиям трудящихся, а не только готовить в высшие школы.

В настоящее время создалась такая международная обстановка, когда на нас смотрят как на страну, которая все выше поднимает знамя коммунизма, которая борется за то, чтобы не было никакой эксплуатации, чтобы для всех жизнь была сытая, здоровая, светлая, культурная. У нас много работы впереди, мы будем вести ее засучив рукава, будем учить тому, что требует жизнь, мы не будем отмахиваться от живого дела, ссылаясь на то, что в «часы не укладываемся», что учебники не вышли, что помещение школы тесное. Так нельзя. Надо отстаивать то дело, которое нам поручено, улучшать работу. Мы хотим привлечь к нашему делу широкие слои советской интеллигенции, и привлечем ее.

Один .инженер писал мне, что ни о чем он не вспоминает с таким теплым чувством, как о преподавании в вечерней школе, которое и ему самому дало очень много. Я в свою очередь до сих пор помню годы, когда была учительницей вечерне-воскресной школы. Это был «мой университет» в смысле марксизма. Я научилась вглядываться в жизнь, научилась лучше разбираться в людях. Уча мы учимся. Наша интеллигенция это прекрасно понимает. Она близка к массам, она знает, как надо учить, потому что на себе испытала, как надо учиться. Все это дает основание думать, что мы поднимем наши школы на ту высоту, на которую мы обязаны их поднять. Нас обязывает к этому решение Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков) о постановке партийной пропаганды.

1938 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!