ЗАДАЧИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕЧЬ НА ВСТРЕЧЕ СО СТУДЕНТАМИ И РАБОТНИКАМИ МОСКОВСКОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ИНСТИТУТА)



 

Товарищи, я хотела бы поговорить на тему о том, какое лицо должны иметь вузы в нашей стране социализма. В буржуазных странах для учащихся вуз – это обычно путь к тому, чтобы завоевать себе определенное общественное положение. Окончил вуз, стал инженером – будешь определенное жалованье получать, определенные права иметь.

При царизме вузы были закрыты для широких масс. Не только в вузы, но и в средние школы, которых было к тому же непомерно мало, старались детей бывшего податного сословия, детей кухарок, детей «инородцев» не пускать. Великая Октябрьская социалистическая революция вызвала громадную тягу к знанию. Она открыла двери вузов для всех желающих, в первую очередь для рабочих. Но, чтобы учиться в вузе, нужны предварительные знания. И для того, чтобы рабочие могли получить самые необходимые знания, была создана сеть рабочих факультетов.

Мне недавно рассказывала одна учительница, моя старая знакомая, о работе рабфаков, как приходили в рабфаки малограмотные люди и какими путями овладевали ускоренно необходимыми знаниями. И у меня много воспоминаний о рабфаках. Помню, приехал учиться в Москву молодой крестьянин, отыскал памятник Ломоносову, сел около памятника и ждет, что кто-то придет и возьмет его в вуз. И не ошибся: студенты, которые проходили мимо, видят – сидит какой-то деревенский парень, оглядывается, подошли, заговорили. И выяснилось, что он хочет учиться в вузе. Вот и привели его.

Или в Западной области поссорились муж с женой: жена хочет ребенка крестить, муж не хочет. Он и говорит: «Ну, я в вуз пойду – узнаю достоподлинно, кто из нас прав». В вагоне расспросил, куда обратиться.

Другая моя знакомая учительница, которая работала на рабфаках, Ольга Алексеевна Яковлева, с особой какой-то любовью рассказывала о работе с нацменьшинствами: как приезжала молодежь из Узбекистана, из разных республик и областей и как шла работа. Рассказывала, как первое время шло на рабфаках соединение учебы с работой на заводе. «Вот ко мне в 5 часов утра стучатся, – рассказывала она: – «Нам в 8 часов надо на фабрику идти, так нельзя ли нам до восьми позаниматься?» И с 5 до 8 часов утра они занимались.

Ну, это дело прошлое, сейчас у нас рабфаки уже не играют той роли, которую играли прежде, сейчас очень быстро растет сеть средних школ. И вот теперь у нас вузы стали иными, чем были наши вузы раньше. Другой раз приходится разговаривать со студентами: «Кем ты хочешь быть?» – «Я буду инженером». – «А что ты инженером будешь делать?» – «В исследовательский институт пойду». – «В какой? Какие вопросы больше всего интересуют?» – Не знает, что ответить. Или сообщает, что сдал на «отлично». Отметки интересуют больше всего, а какой коллектив у них, как он спаян, об этом меньше говорят.

Я ворчу на комсомол: что же вы в это дело не встрянете по-настоящему? Надо студентов раскачивать, чтобы они сознавали и чувствовали, что наша страна социалистическая, что они действительно строители социализма, что их дело не только в том, чтобы на «отлично» учиться. На «отлично» каждый для себя учится, а вот как там другие ребята – до этого дела нет. Собрали кружок, сделали доклад, а в жизнь приобретенные знания провести не стремятся.

Я мало знаю ваш библиотечный вуз, можно сказать, совсем не знаю, с вами мы мало встречались. Но хочется, чтобы библиотечный вуз стал настоящим социалистическим вузом. Что это значит? Прежде всего надо научиться там работать по-настоящему – не только в таком смысле, чтобы все сдать на «отлично». Библиотекарю надо научиться учиться. Иногда, когда пристаешь к студентам, начинаешь спрашивать, как они учатся, от разговора с ними немножко получается такое впечатление, что это птенчики – рот разевают, и в этот рот профессор должен им пищу вкладывать. А чтобы самому учиться, этого часто не умеют. А библиотекарю больше чем кому-нибудь надо уметь самостоятельно разбираться в книгах, уметь понять, как книга может повлиять на того или иного читателя.

Помню, как Ильич' читал. Из каждой книжки, которую он прочтет, он выписки сделает, разберется в ней до конца, а когда спорит с кем-нибудь, внимательно слушает, что тот говорит. В Музее Ленина целый ряд рукописей выставлен – показано, как Ильич работал над книгой. И не один Ильич так работал, а в партии нашей установилось, что каждый член партии должен научиться работать по-ленински.

Я помню, как-то в комсомоле у нас разговор был. Приехали из десятых классов ребята с юга. Хотел мне один товарищ из комсомола товар лицом показать и спросил: «Ну, Ленина читали?» А ребята, народ искренний, и говорят: «Лозунги знаем, а читать не читали». Тогда комсомолец возмутился: «А читали выступление Ильича на III съезде комсомола?» Ребята тоже не знали. После этого комсомол стал требовать от всех комсомольцев, чтобы они изучали это выступление Ильича на III съезде комсомола.

Конечно, эту речь знать надо всем, в том числе и учащимся библиотечного вуза, и не только эту речь, а все важнейшие высказывания Ленина... Если хотите быть ленинцами, надо обязательно все это продумать и посмотреть, как теория применяется на практике. На этом надо учиться работать.

Потом надо библиотекарю научиться непременно быть пропагандистом. Какой это библиотекарь, если к нему подходит читатель, спрашивает его, а библиотекарь не умеет ему ответить по существу, захватить его за живое? Есть у нас хорошая традиция, что библиотекарь внимательно относится к читателю. Это уже так исторически сложилось. И в этом сила нашего библиотекаря, того библиотекаря, который умеет подойти к читателю. И в этом отношении я наших библиотекарей всегда ставлю в пример: вот, читателя своего знает, на запросы читателя отвечает. Конечно, часто им самим не хватает знаний. Надо вооружиться знаниями.

Как-то писал мне один мой бывший ученик, рабочий. Он так характеризовал Ленина: «Он умел подойти всегда ко всякому вопросу с точки зрения интересов рабочих». Потом этот рабочий вспоминал библиотекаря теперешнего Володарского района[204]: взял он у нее книжку, которую посоветовали ему товарищи прочитать, а не справился с ней, не понял. «Прихожу в библиотеку, – вспоминает он, – сдаю книжку, а библиотекарша спрашивает, что там написано. Ну, я не сумел рассказать. Она мне говорит: «Возьми сперва вот эту книжку и прочитай». А потом я уже и ту книжку прочитал».

Вот прошло чуть ли не сорок лет с тех пор, а человеку на всю жизнь запомнилось, как ему библиотекарь помог разобраться в книжке.

У нас есть такие кадры библиотекарей, которые огромную работу в этом отношении проделали. И молодежь должна эту традицию поддерживать, эта традиция серьезная и почетная. Надо учиться быть пропагандистом, пропагандировать надо словом и делом.

Каждому работнику, партийному и беспартийному большевику-пропагандисту, надо научиться говорить, говорить по существу, а не так – «взгляд и нечто», нужно уметь, как говорили раньше, «брать быка за рога».

Потом надо научиться писать. Но прежде чем писать статью, надо подумать: а какой результат она даст? Я не знаю, вы этим делом занимаетесь или нет – в стенгазеты, вероятно, пишете, друг друга «кусаете», а вот по существу пишете ли вы? Без умения говорить, без умения писать настоящим пропагандистом стать нельзя.

Наши советские социалистические вузы должны быть дружными коллективами. Ведь вуз не будет социалистическим вузом, если он не будет представлять собой дружный коллектив, перед которым стоят общие цели, у которого общие заботы о библиотечном деле.

То, о чем писалось в последнем решении Пленума ЦК ВКП(б), о бездушном отношении к людям, показывает, что по-бюрократически люди часто относятся друг к другу. Работали вместе три года, а друг друга не знают. А это значит, что работа была бюрократически формальная, по существу дела не разговаривали, настоящей товарищеской спайки на деле не было.

Вот молодежь особо интересуется вопросом о коммунистической морали. Коммунистическая мораль вытекает из того, что коммунистическое общество должно быть дружным, спаянным общими целями. Из этого вытекает мораль, уменье держать себя в руках и чтобы помощь друг другу в работе была настоящая. Если товарищи не только цитируют из Ленина и Маркса, а знают их, то они знают, в чем заключается коммунистическая мораль, как она требует товарищеской спайки, помощи друг другу.

Мне кажется, что каждый наш вуз должен быть сплоченным активом, заботящимся о той специальности, которую в нем изучают.

Вот была Академия коммунистического воспитания. Люди кончали АКВ, но не порывали связи со своим вузом, писали туда о своей работе, о трудностях, которые встречаются в работе. Потом встречи с бывшими учащимися вуза установили. Это показывает, что вуз являлся действительно сплоченным коллективом. И теперь, если встречаешь «акавистов», так они начинают вспоминать АКВ с теплым чувством. Там вырастали такие кадры, которые действительно заботились о том, чтобы поднять культуру Страны Советов. И мне бы хотелось, чтобы наш библиотечный вуз стал тоже таким вузом, которому библиотечное дело было бы близким делом, за которое он болел бы душой, о котором неустанно заботился.

Я думаю, товарищи, что теперешняя молодежь может это сделать, потому что организационных навыков у нее куда больше стало, чем их было у старшего поколения. Мы больше собственными руками все делали, а теперешняя молодежь – неплохой организатор. Но надо каждому учащемуся иметь в виду и такую вещь, что ему придется не только организатором быть, но и администратором. Это очень большой вопрос.

Недавно несколько нас, старых большевиков, вспоминали, как, когда кончилась гражданская война, Владимир Ильич был озабочен тем, чтобы мы в отношении инструктирования взяли из опыта европейского, американского все то, что нам может послужить на пользу, – конечно, не слепо подражая буржуазным приемам, а перерабатывая этот опыт под нашим углом зрения. Владимир Ильич тогда уже прихварывал (это были 1921 – 1922 гг.). Он мне давал поручения: «Вот у нас Главпрофобр, созови инженеров и поговори, как они считают, кого нужно готовить в первую голову для производства». Я созвала тогда человек тридцать – очень квалифицированная публика была, инженерская. И разговаривали мы попросту, неофициально. И я помню, как эти товарищи, хорошо знавшие производство, квалифицированных работников разного типа во всех отраслях промышленности и хозяйства, – как они говорили, что сейчас самое важное – это среднее звено, что сейчас важен тот руководитель, который стоит непосредственно и близко к массе.

У нас так бывает – посмотришь на работу наших вузов, они дают инженера-плановика, но часто не дают такого инженера-практика, который мог бы поправить каждого мастера, каждого рабочего, показать ему, что надо делать. В 1928 г. я была на юге и была там в совхозе, директором которого был т. Юркин, теперешний нарком совхозов. Он рабочий, его брат у меня в вечерней школе учился. И я смотрела, как т. Юркин работает. Во-первых, он жил среди совхозников, всякий к нему в любое время мог обратиться. Кроме того, он знал все детали работы. Это человек, который в совершенстве знает дело. И совхоз «Гигант», где он был директором, сыграл очень большую роль в деле постановки совхозной работы.

И потом я была в другом совхозе – «Хуторок». Ездили мы туда с Марией Ильиничной. Было там женское собрание. Слушаю – все женщины «кроют» жену директора: пятнадцать копеек каких-то кому-то недоплатила, какую-то курицу забрала. А потом нас позвали к директору. Смотрим – женщина, как женщина, никаких нет у нее даже особо барских привычек. Но так как далеко стоит от масс директор и так как она его жена, так ее и ругают. Я видела, как этот директор совхоза работал. Вот едем мы в машине. Рабочий боронит в поле, борона прикреплена к трактору, и захватывает она очень много всякого мусора. Директора рабочий спрашивает: «Как сделать, чтобы борона не захватывала мусора?» Тот посмотрел со всех сторон и ничего ему не мог сказать. И надо было видеть, какими глазами рабочий его провожал!

И вот я сравнила двух директоров – Юркина и этого директора, который окончил сельскохозяйственный вуз, а не умел показать, как надо сделать, чтобы борона не захватывала мусор. К одному – громадное уважение, к другому – «придиренческое» отношение. И я думала, как правы были те инженеры, которые говорили, что важно иметь на руководстве человека, который знает не только теорию, но который умеет все показать, поправить.

Это относится не только к совхозу, но и к библиотеке. Надо в вузе научиться любую библиотечную работу делать: книжки расставить, рецензию написать, разобраться в книжке, уметь дать справку. Справочная работа в библиотеке имеет сейчас громадное значение. В свое время Ленин много говорил о необходимости наладить справочные бюро при всех наркоматах. Это очень важно, потому что наша многомиллионная страна сделала колоссальный шаг вперед, а все же бывает так, что приезжает в Москву за справкой какая-нибудь крестьянка бог знает за сколько километров, а если бы она получила эту справку на месте, она могла бы в два счета свой вопрос разрешить. Нет у нас достаточно хорошо поставленной справочной работы, а в библиотечной работе справка совершенно исключительное имеет значение.

А как у вас в вузе дело обстоит? Умеете ли вы рассказать каждому, какую книжку прочесть, умеете ли дать справку толковую, дельную, обслужить читателя?

Надо всю работу знать по звенышку и уметь ее делать. У нас не всегда студенческая практика организована так, как нужно. Вот приходит студент на завод и записывает температуру, а сам за работу не умеет взяться, смотрит со стороны, а надо научиться все заметить, всему научить. Вам придется, кроме того, быть не только организаторами, но и администраторами, умеющими подбирать толковых людей, правильно распределять между ними работу, правильно организовать учет проделанной работы, своевременно выправлять ее, каждого правильно инструктировать, и все это делать с минимальной затратой сил и средств.

Я помню, Владимир Ильич засадил меня за книжку Тейлора «Управление промышленными предприятиями». Я ее прочла, многому из нее научилась, и прежде всего тому, как важно, чтобы точно была установлена ответственность каждого человека за ту работу, которую он делает, чтобы человек знал, что и как он должен делать. В практике у нас часто этого еще нет. Возьмем пример. У нас часто пишут учебники коллективно, а кто же отвечает за написанное? Никто. Все друг на друга ссылаются... Нужно конкретное распределение труда. В конкретности все дело.

И прочитала я у Тейлора, как надо давать инструкцию. Надо давать в письменной форме. Это верно. Если скажешь на словах, человек думает, что правильно сказано, но перед глазами у него этого не будет постоянно, и он быстро сказанное забудет. У Тейлора есть еще такой прием: каждый работник записывает кратко каждый день, что он за этот день сделал. Я пробовала это, и знаете, как это помогает! Когда записано сделанное и когда видишь, над чем человек работал, тогда и помочь ему гораздо легче.

Сейчас у нас по части ответственности, четкости в работе еще не все ладно, и от этого вырастает определенно бюрократизм. Разговоров о бюрократизме много, а настоящей, действительной близости к работе нет. Управлять вам надо учиться у более опытных товарищей.

Вам надо над многими вопросами самостоятельно поработать. Конечно, я не говорю, что к такому-то числу это можно сделать, но надо вам думать над тем, как сделать свой вуз таким, чтобы он подготовлял действительно таких работников, какие сейчас нужны.

Один товарищ, который сопровождал Владимира Ильича в 1917 г. в Смольный, рассказывает в своих воспоминаниях, что, когда намечались народные комиссары, кто-то из тех, которых наметили, сказал: «Ну, как я пойду в комиссары, я не знаю, не умею, у меня нет опыта». Владимир Ильич расхохотался, говорит: «А мы умеем? Учиться в борьбе надо».

Вот вы смотрите постановку дела в какой-нибудь библиотеке, видите недостатки. Надо вдуматься: а где же корни этих недостатков? Я послушаю потом, когда мы встретимся, как вы думали над тем, как поставить по-настоящему работу в каждой библиотеке, как можно улучшить библиотечное дело, как надо поднимать все дело на высшую ступень.

В библиотечном деле много еще вопросов надо подработать: классификацию надо подработать, каталоги надо подработать, вопросы, как работать с массой, в какой последовательности что давать. Очень много есть вопросов, над которыми вам, студентам библиотечного вуза, надо самим серьезно подумать.

1938 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!