О СЛАБОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ



 

Мне часто приходится выслушивать сообщения приезжающих из деревень избачей. Из этих сообщений я сделала вывод, что у избачей и вообще у наших низовых работников имеются очень большие организационные способности. В организационном отношении мы уже сделали значительный шаг вперед. Например, в Тамбовском округе была организована очень интересная культурно-просветительная работа в связи с хлебозаготовками. Здесь пришло на помощь радио, проводились беседы с населением и т. д.

Таким образом, масса уже обладает известными организационными навыками. Но что касается методической работы, то здесь положение хуже. Я считаю, что мы справимся с организацией работы, сумеем даже найти помещения, а вот насчет методики у меня есть сомнения. Я по своему опыту знаю, что, не имея достаточной методической подготовки, очень трудно вести преподавание.

В свое время мне приходилось обучать неграмотных, и я помню, сколько бессонных ночей стоила мне эта работа. Меня мучила мысль о том, что я безобразно обучила свою группу, а половину неграмотных даже вовсе не обучила. Быть может, сейчас я смогла бы работать несколько лучше. Помню, как один из моих учеников-рабочих подал мне письмо по очень важному для него делу. Я-то прочла это письмо, потому что привыкла к его манере писать, но никто другой в нем не мог бы разобраться: все письмо было написано без гласных букв. Всю жизнь я не забуду этого своего промаха.

Я не уверена, что теперешние ликвидаторы обладают большими методическими знаниями и навыками. Ведь большинство из них – совсем «сырой» народ. Это студенты или даже второступенцы, которые в большинстве случаев не имеют методической подготовки. Необходимо всячески помогать им, инструктировать их в процессе работы,

 

МЕТОДАМИ ГОЛОГО ПРИКАЗА НЕ ПРОШИБИТЬ СТЕНЫ НЕГРАМОТНОСТИ

 

На Украине издали декрет о мобилизации всей интеллигенции для обучения грамоте. У них несомненный перегиб палки. У нас также говорят о том, чтобы идти путем нажима. Это внушает некоторую боязнь. Я боюсь, что вместо той чрезвычайно трудной, но плодотворной работы, которая проводилась в прошлом году, когда было привлечено к этому делу внимание, когда было осознано, что нельзя брать изолированно вопроса о ликвидации неграмотности, а надо внимательно учитывать все жизненные условия учащихся, – я боюсь, что этот сдвиг мы станем заменять голым приказом. Из этого мало получится толку.

Мне думается, развертывать работу надо гораздо шире. Нужно вовлечь в работу учителей, но ко всяким приказам надо подходить осторожно. Нам важно учесть весь проделанный опыт и помнить, что тут нужна огромная организационная работа. Надо в прессе поднять большую кампанию. Нужно объединение всех сил на местах. Особенно внимательно надо относиться к замечаниям рабочих и работниц, к их бытовым запросам. Нельзя ограничиваться тем, что мы издадим постановления и на этом покончим. Мы видим, что за год достигнут большой перелом, и в дальнейшем нам надо действовать больше не приказом, а углублением работы. Необходимо связать ликвидацию неграмотности с библиотечным походом. Если мы не приучим малограмотных ходить в библиотеку и читать книгу, то мы будем иметь рецидив неграмотности. Точно так же неразрывно связан с ликбезом и дошкольный поход. Тут предстоит большая работа.

1929 г.

 

ВТОРОЙ ЭТАП КУЛЬТУРНОГО ПОХОДА

 

В нашей стране кипит большая работа. Строятся новые крупные фабрики, заводы, громадные совхозы, ширится коллективизация деревни – партия и рабочий класс заняты выполнением пятилетнего плана социалистического строительства. Эта работа несет с собой ломку старых традиций, привычек и обычаев, требует громадного повышения- уровня культурности масс.

Еще в 1918 г. В. И. Ленин писал: «...условием повышения производительности труда является... образовательный и культурный подъем массы населения»[69]. Вступая в реконструктивный период, мы наряду с громадной тягой трудящихся к знаниям наблюдаем все же отставание темпа культурного строительства от темпа индустриализации.

Настало время, когда мы не можем рассматривать задачи народного просвещения, культурного строительства во втором плане, как задачи третьестепенной важности.

В нашей стране 50% населения неграмотно. Даже среди организованного в профсоюзы населения процент неграмотных членов колеблется от 20 до 50, а среди деревенского населения этот процент еще выше. Между тем в течение пятилетки в производство будет вовлечено свыше трех миллионов новых рабочих, значительная часть которых придет из деревни. Ясно, что при таких условиях без решительной подготовки кадров культурного фронта мы не сможем успешно двигаться вперед.

Коммунистическая партия это отчетливо сознает, и уже XV партсъезд во всей широте поставил перед массами ленинский лозунг культурной революции. Комсомол- – лучший помощник партии – быстро подхватил этот лозунг, объявив культурный поход.

Со времени объявления культурного похода прошел год. Опыт культпохода всеми обсужден и одобрен. Намечены более высокие темпы работы. Однако летне-осенние месяцы 1929 г., несомненно, являются месяцами нежелательного затишья культпохода. Это затишье является, с одной стороны, следствием установившейся в значительных кругах кампанейской системы работы («довольно культпохода, пора и за другую «кампанию» взяться»), с другой стороны – «маниловщины», отсутствия у некоторых работников воли для выполнения намеченных планов и темпов и с третьей – непонимания той органической связи, которая существует между культпоходом и развернувшимися социалистическим соревнованием и походом за урожай.

В результате первого года культпохода нам удалось привлечь широкие массы трудящейся молодежи и советской интеллигенции к практической работе по выполнению поставленных партией задач на культурном фронте, значительно усилить темп этой работы и показать новый тип работы, который в пролетарском государстве должен быть широко распространен и на другие отрасли работы.

Но культурный фронт настолько сложен, что одна хотя бы и успешная атака еще не решает борьбы и поэтому рано складывать руки, засыпая в оптимистическом сне под впечатлением первых результатов культпохода.

Комсомол – инициатор культпохода – должен забить тревогу, организуя массы культармейцев для нового более широкого наступления.

Мы должны и дальше продолжать культпоход, вливающийся в общий поток социалистического соревнования.

 

***

 

Основными лозунгами культпохода были борьба с неграмотностью, борьба с пьянством, борьба с грязью в личном и общественном быту. Вступая в новый год культурного похода, мы должны поставить перед собой задачу углубления его содержания, подтягивания культпохода на высшую ступень разрешения более сложных задач культурной революции.

Возьмем вопросы быта. Комсомол сделал совершенно правильно, когда выбросил всем понятные лозунги борьбы с пьянством и грязью, выдвинул вслед за этим ряд конкретизирующих их задач, что и помогло перейти от отвлеченной пропаганды к действительной борьбе с пережитками старого быта.

Но теперь этого уже недостаточно.

Продолжая пропагандистскую борьбу с обывательскими нравами, мещанскими обычаями и другими пережитками старого быта, не уставая бить по пьянству, грязи и неряшливости, мы основной упор в бытовой работе должны взять на борьбу за материальные основы нового быта.

В этом одно из основных отличий второго этапа культпохода от его первого этапа.

Нужно сказать, что одних государственных средств для того, чтобы в области улучшения быта двигаться значительно более быстрым темпом, недостаточно. Необходимо привлечение средств самого заинтересованного в этом населения, организация общественной инициативы.

На основе культурно-бытового самокооперирования при материальной и организационной поддержке государственных, профессиональных и кооперативных органов мы должны в порядке культпохода уже в этом, 1929/30 г. значительно расширить сеть общественных столовых, прачечных, детских садов, яслей, коммун, коллективов молодежи и т. д. Эта работа будет облегчать положение женщины и двигать наш быт по пути коллективизации.

Что же касается борьбы с пьянством, то мы будем и дальше твердо держать курс на вытеснение алкоголя культурной работой. Укрепляя антиалкогольное общество, комсомол вместе с ним разобьет всех «теоретиков», под тем или иным предлогом защищающих пьянство.

В области борьбы с грязью задача заключается в том, чтобы работу ячеек комсомола от обследовательской суетни перенести в плоскость конкретной, общественно полезной деятельности.

В.И. Ленин на III съезде комсомола говорил: «Союз коммунистической молодёжи должен быть ударной группой, которая во всякой работе оказывает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин»[70]. Тот, кто следит за жизнью союза, его историей, знает, как неустанно работает комсомол над выполнением этого ленинского завещания. Свое отражение оно должно найти и в области строительства нового быта.

 

***

 

Вопросы борьбы за грамоту по-прежнему должны быть в центре культурного похода.

Перед нами стоит громадная задача – ликвидировать в течение года неграмотность среди индустриальных рабочих, комсомольцев и допризывников. В течение двух лет ликвидировать неграмотность среди членов колхозов, рабочих совхозов при общем усилении ликбезработы в деревне вообще.

Выполнимы ли эти задачи?

Да, выполнимы. Это с очевидностью доказывает годичный опыт культпохода. Нужно только решительно и широко его распространить, руководствуясь решениями ЦК ВКП(б) по этому вопросу.

Но особенности второго этапа культпохода в этом вопросе заключаются в том, что перед нами во всю ширь встает вопрос о том, как обученные грамоте кадры вести дальше по пути культурно-политического роста.

Владимир Ильич писал: «Вы прекрасно понимаете, что к электрификации неграмотные люди не подойдут, и мало тут одной простой грамотности. Здесь недостаточно понимать, что такое электричество: надо знать, как технически приложить его и к промышленности, и к земледелию...»[71]

Теперь, в период реконструкции, эти строки имеют для нас исключительное значение. Из этого указания Владимира Ильича логически вытекает необходимость наряду с широкой борьбой всей советской общественности с неграмотностью развертывания работы по продвижению книги в массы, особенно популярной технической и агрономической, улучшения работы наших библиотек, развития книгоношества и т. д.

 

***

 

Из годичного опыта культпохода вытекает еще один значительный вывод, который мы должны реализовать в практической работе. Это – необходимость большей массовости нашей культработы, с одной стороны; большего насыщения ее классовым политическим содержанием, подчиненным классовым задачам, – с другой; приспособлением ее к особенностям и запросам различных групп трудящихся – с третьей.

Наши культурные учреждения и различные добровольные общества должны поменьше надеяться на самотек, а идти в массы: в жакты, в красные уголки, в казармы, на улицу и т. д. Поменьше косности и шаблона, побольше смелости!

Культармейцы должны твердо идти вперед, не останавливаясь перед трудностями, твердо помня политический смысл всех культпоходовских дел, не сползая на рельсы делячества и узколобого культурничества.

Настоящего, подлинного революционного культурничества, которое соответствовало бы эпохе культурной революции, у нас еще мало. Мы должны его смело расширять. Но вместе с тем мы всегда помним, что культурная работа для комсомола не самоцель, что она подчинена задачам политическим.

 

***

 

Решение ЦК ВКП(б)[72] и последнее письмо ЦК комсомола о культпоходе требуют, чтобы все культармейцы немедленно, засучив рукава принялись за работу.

Широкое соревнование огромных коллективов нужно развернуть и на культурном фронте.

Образовавшаяся за последнее время плотина молчания вокруг культпохода должна быть прорвана...

Комсомольская печать вновь полным голосом должна призвать массы к атаке на темноту и невежество...

Пути культпохода ясны, слово теперь за местами!

Пусть окружкомы и райкомы бросят бригады комсомольских активистов на фабрики и в села, чтобы как можно скорее и полнее превратить директивы ЦК ВКП(б) в совершающееся действие; пусть комсомольские ячейки выделят из своей среды сотни тысяч организаторов культпохода, ликвидаторов неграмотности, книгонош, работников для детских садов и т. д.; широкая сеть краткосрочных курсов и семинарий должна пополнить их багаж опытом первого года культпохода.

На собраниях рабочих и служащих, сельских сходах, в учебных заведениях и во всех ячейках ВЛКСМ и пионеротрядах необходимо в конкретной постановке обсудить вопрос о культпоходе. Под знаком культурной революции должна быть поднята еще большая армия, чем в прошлом году.

Комсомол, профсоюзы и добровольные общества единым фронтом под руководством парторганизаций, вступая в культпоход, должны привести нас к еще большим победам на культурном фронте, подтянув его к общим темпам социалистического строительства.

1929 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!