КУЛЬТУРНЫЙ ПОХОД И ЕГО ЗАДАЧИ



 

Ленин говорил молодежи: «Быть членами Союза молодежи, значит вести дело так, чтобы отдавать свою работу, свои силы на общее дело»[56].

XV съезд нашей партии указал на то, что «комсомол .должен быть одним из главных помощников партии в деле проведения ее политики на фронте борьбы с техническо-хозяйственной и культурной отсталостью»[57].

И Ленинский комсомол в этом году взялся за дело борьбы с бескультурьем. Он объявил культурный поход против неграмотности, но не только против нее. Он объявил также поход против грязи и пьянства, начав тем самым борьбу против всего нашего бескультурья, против всего наследия старого.

«Союз коммунистической молодежи должен быть ударной группой, которая во всякой работе оказывает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин»[58], – говорил Владимир Ильич.

Население нашего Союза мучается от бескультурья, которое становится поперек дороги всей работе страны, и потому не может не сочувствовать горячо почину комсомола.

К этому почину, само собой, сочувственно относится Коммунистическая партия и особенно Отдел ЦКВКП(б) по работе среди женщин, так как основная масса безграмотных – работницы и крестьянки. К этому почину сочувственно относятся профсоюзы, прекрасно знающие, какой помехой в деле укрепления работы профсоюзов является бескультурье; к этому почину сочувственно относятся Советы, перед которыми стоит задача втянуть в управление страной самые отсталые массы. К этому почину не могут не относиться сочувственно хозяйственные и все другие советские органы, задача которых – помощь массам в деле строительства социализма.

Но нельзя труднейшее дело борьбы с бескультурьем, пропитывающим все уголки нашей жизни, возложить только на молодые плечи комсомола.

Необходимо, чтобы все колонны, работающие на культурном фронте, энергично примкнули к делу, начатому комсомолом, соединили свои силы на живом деле, усилили темп своей работы, размах ее. Без этого дело, начатое Ленинским комсомолом, не даст тех практических результатов, которых ждет от этого почина население.

К этому и призывают все колонны борцов на культурном фронте Комитет политпросветработы, куда, кроме ВЛКСМ, входят представители культотдела ВЦСПС, отделов Главполитпросвета, ПУРа, Колхозцентра, всех видов кооперации, добровольных обществ.

Какое положение дел мы имеем На I ноября 1928 г.?

Мы видим, что в культпоход двинулись отдельные города и районы: Саратов, Бауманский район Москвы, – что начинают понемногу примыкать и другие (Среднее Поволжье, Смоленск, Северный Кавказ), что приостановилось то наплевательское отношение к делу ликвидации безграмотности и вообще к культурной работе среди отсталых слоев населения, которое, к сожалению, стало нередко наблюдаться в последнее время. Ликвидация неграмотности, этот особо тяжелый участок культурного фронта, победа на котором может быть достигнута только длительным, систематическим, напряженным трудом, оставался неукрепленным, заброшенным, лишенным нужной поддержки.

Сейчас в этом отношении достигнут известный перелом. Особо надо отметить то внимание, с которым отнеслось к начатому делу большинство центральных и местных газет.

Проделанный опыт уже дал много ценного. Он пошел по линии втягивания в дело самих масс, развертывания их инициативы, самодеятельности, он пошел по пути углубления работы, развернул широкие перспективы. И под напором широко развертывающегося движения стал местами покряхтывать слегка и протирать немного глаза бюрократический аппарат отделов народного образования.

Но дело еще в самом начале. Еще не раскачана целиком особо важная в данном деле колонна – колонна просвещенцев, еще не раскачана основная колонна, теснее всего соприкасающаяся с женской отсталой массой, – колонна делегаток; еще не развернулась сколько-нибудь широко работа в деревне. Деревня (самый больной . участок), крестьянка еще не стали в центр внимания.

Мы призываем все колонны, работающие на фронте борьбы с бескультурьем, к дружной, сплоченной работе, к бдительной самокритике, не допускающей самообмана, фразерства, халатного отношения к делу.

Мы зовем все партийные, профсоюзные, советские органы, все добровольные общества на помощь комсомолу в деле борьбы с бескультурьем, мы призываем к посильному участию в этом деле всех сознательных граждан.

1928 г.

 

КУЛЬТУРНЫЙ ПОХОД В ДЕРЕВНЮ

 

Деревня много безграмотнее города.

Если мы возьмем данные Всесоюзной переписи 1926 г., то по Европейской части РСФСР получим следующую картину: в городских поселениях неграмотных осталось лишь 15% (в возрасте от 8 до 50 лет), если же возьмем сельские поселения, то там неграмотного населения этого возраста оказывается уже 44,3%.

Если мы возьмем не всю Европейскую часть, а лишь одну ее часть – Центрально-Промышленную область, в которую входит и Московская губерния, то мы увидим приблизительно ту же картину: в городских поселениях неграмотных в возрасте от 8 до 50 лет – 17%, а в деревенских – 43,7%, – другими словами, в городах из каждых 100 человек на круг безграмотных 17, а в деревнях – на круг 44 человека.

Даже там, значит, где широко развита промышленность – в Центрально-Промышленной области, – деревня чуть не наполовину безграмотна!

У нас до сих пор, через одиннадцать лет после Октябрьской революции, есть такие деревни, где нет ни одного человека, умеющего подписать свою фамилию. Не верится, а факт! Недавно о таком факте рассказывал избач из Глазковского района, Козловского округа, Центрально-Черноземной области. Такая деревня имеется в Глазковском районе – вовсе не таком уже глухом, в районе, где политпросветработа получила широкий размах и тесно увязывается со всей хозяйственно-политической работой края.

Перед страной встала во весь рост задача реорганизации всего сельского хозяйства, его рационализации, индустриализации, коллективизации. Само собой, эта задача не может быть выполнена без самого активного участия самих крестьянских и рабочих масс. Низкий культурный уровень деревни стоит тут поперек дороги. Вот почему еще в 1920 г. Ленин говорил: «...чем глубже преобразование, которое мы хотим произвести, тем больше надо поднять интерес к нему и сознательное отношение, убедить в этой необходимости новые и новые миллионы и десятки миллионов»[59].

Он говорил по поводу проведения плана электрификации:

«Но нужно знать и помнить, что провести электрификацию нельзя, когда у нас есть безграмотные. Мало того, что наша комиссия будет стараться ликвидировать безграмотность. Ею сделано много в сравнении с тем, что было, но мало в сравнении с тем, что нужно. Кроме грамоты нужны культурные, сознательные, образованные трудящиеся; нужно, чтобы большинство крестьян определенно представляло себе те задания, которые стоят перед нами... И каждый товарищ, который поедет на места, будет иметь определенную разработку проведения электрификации в его районе, перехода из темноты к нормальному существованию. ...Можно и должно на месте сравнивать, разрабатывать, проверять данные вам положения, добиваясь того, чтобы в каждой школе, в каждом кружке на вопрос, что такое коммунизм, отвечали не только то, что написано в программе партии, а также говорили о том, как выйти из состояния темноты»[60].

На каждом шагу Ильич говорил о необходимости культурной работы для деревни.

Он звал рабочих прийти деревне на помощь в культурном отношении.

В апреле 1919 г., выступая в Московском Совете по вопросу о внешнем и внутреннем положении, Владимир Ильич говорил: «...мы добьемся, чтобы каждый крестьянин-середняк... на деле получил хотя бы маленькую, но помощь... Ему надо понять, почему трудность нашего положения мешает нам оказать ему помощь, которая ему нужна, которая лежит в городской культуре. Крестьянину нужны городские продукты, городская культура, и мы должны ему это дать. Только тогда, когда пролетариат окажет ему эту помощь, – крестьянин увидит, что рабочий помогает ему не так, как помогали эксплуататоры. Помочь крестьянину подняться до городского уровня,эту задачу должен поставить себе каждый рабочий, имеющий связь с деревней» (курсив везде мой. – Н. К.)[61]

В январе 1923 г. в «Страничках из дневника» Ильич говорил о том, что надо «установить общение между рабочими города и работниками деревни, установить между ними ту форму товарищества, которая между ними может быть легко создана, – это наша обязанность, это одна из основных задач рабочего класса, стоящего у власти. Для этого необходимо основать ряд объединений (партийных, профессиональных, частных) из фабрично-заводских рабочих, которые ставили бы себе систематической целью помогать деревне в ее культурном развитии» (курсив мой. – Н. К.)[62].

К культурной работе для деревни звал Ильич партийцев. В своей речи на II Всероссийском совещании ответственных организаторов по работе в деревне, сказанной им в 1920г., он говорил о том, что агитатор должен связываться в деревне с учительством, что он должен увязывать свою работу с работой Наркомпроса, что он должен пойти на помощь наиболее забитым слоям населения. Это его основная задача, без этого он не партийный работник, без этого он не может назваться коммунистом.

Ильич звал на культурную работу в деревню комсомол: «Коммунизм состоит в том, чтобы та молодежь, те юноши и девушки, которые состоят в Союзе молодежи, сказали бы: это наше дело, мы объединимся и пойдем в деревни, чтобы ликвидировать безграмотность, чтобы наше подрастающее поколение не имело безграмотных»[63].

Он призывал к заботе об учителях, без которых немыслимо ликвидировать нашу полуазиатскую бескультурность.

В деле ликвидации безграмотности в центре внимания должна стоять деревня. Культпоход сейчас начался главным образом по городам. Культпоход направлен в первую очередь на то, чтобы вбить кол в оставшуюся безграмотность города. Это необходимо. Но это начало. Надо, чтобы втянутые в поход рабочие массы не остановились на полпути, чтобы они повели за собой и деревню. В революции застрельщиками были именно рабочие массы, но победить удалось лишь тогда, когда они повели за собой деревню, вместе с деревней двинулись против помещиков и капиталистов.

И наше бескультурье удастся победить лишь тогда, когда на это дело поднимутся миллионы.

В заключение приведу сообщение т. Науменко о культпоходе в Курском округе:

«Неграмотных взрослых по округу в возрасте от 16 до 35 лет имеется 152200 человек, всего же неграмотных всех возрастов имеется 61,82%. Дело ликвидации безграмотности по бывшей Курской губернии характеризовалось неуклонным снижением и без того медленного темпа работы из года в год. Размах работы был крайне мал, ежегодно обучалось на бюджетных ликпунктах и за счет общественности от 7 до 9 тысяч. Последний год работа проходила в условиях почти полного развала общества «Долой неграмотность». Общее число безграмотных оставалось почти стабильным.

В настоящем году культурный поход помог нам выпрямить линию в работе по ликбезу, во-первых, в сторону привлечения к ней максимального общественного внимания и, во-вторых, наибольшего охвата социально важных групп взрослых неграмотных. По Курскому округу в течение 1928/29 учебного года намечено обучить 20 тысяч неграмотных, из этого количества 16 тысяч будет обучено силами и средствами общественности. Развертывание этой работы уже началось. Бюджетная сеть организована, сеть ликпунктов и индивидуального группового обучения по линии общественности должна развернуться полностью к 15 ноября.

Особое внимание уделяется правильному укомплектованию школ грамоты с целью наибольшего охвата социально важных групп.

В этом отношении взята такая линия в 1928/29 учебном году:

1) обучить всех неграмотных допризывников 1907 и 1908 гг. рождения и переменников, которых имеется до 2 тысяч человек;

2) обучить грамоте всех членов колхозов и коммун в возрасте от 16 до 35 лет, которых имеется до 5 тысяч человек;

3) для наибольшего охвата неграмотных батраков, пастухов и сельскохозяйственных рабочих организуется 24 ликпункта при рабочкомах в совхозах и 19 ликпунктов при сельрабочкомах. Намечено обучить в этом году 5 тысяч человек;

4) в четырнадцати районах в местах делегатских пунктов намечено организовать воскресные школы грамоты для крестьянок.

При всех школах крестьянской молодежи в округе (9) будут организованы вечерние общеобразовательные курсы для взрослых крестьян.

Райсоюз в тридцати низовых потребительских обществах открывает книжные полки, затрачивая на это 27 тысяч рублей, приобретает двенадцать кинопередвижек, десять новых радиоустановок. Не хочет отставать и Сельсоюз: он грозится сделать тоже не меньше.

Комсомольцы организуют в городах сбор книг для деревни, делают групповые выезды по деревням.

Общество друзей радио постановило в кратчайший срок исправить все неисправленные радиоустановки и установить новые в количестве не менее двадцати.

Учительство в этой кампании проявляет себя очень активно.

Деревенские политпросветчики взялись также за приведение в порядок изб-читален и красных уголков, производя нужный ремонт, делая их чистыми и опрятными. Организуется общественное мнение крестьян об увеличении отчислений из средств самообложения на нужды политпросветработы и т. д.»

Сообщение тов. Науменко говорит о том, что поход стал уже перекидываться в деревню. То, что такой глухой округ, как Курский, вплотную принялся за работу, крайне характерно.

Надо, чтобы пресса, чтобы партия, женотдел, комсомол всячески поддерживали начинания деревни.

Деревню надо вырвать из оков безграмотности во что бы то ни стало,

1928 г.

 

БУДИТЬ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАСС

 

Работа развертывается, ликпункты и школы малограмотных работают. Безграмотные и малограмотные усердно учатся. Надо ставить эту работу под общественный контроль и особенно под контроль самих учащихся. Необходимо, чтобы «Бюллетень культпохода Бауманского района» превратился в орган, куда стекались бы заметки рабкоров по культпоходу в Бауманском районе. Пусть их диктуют сами безграмотные и малограмотные. Выучившись писать, они станут умелыми рабкорами. Конечно, место не позволит печатать каждую заметку, но каждая заметка должна быть рассмотрена, каждое предложение учтено.

Необходимо, чтобы группы безграмотных и малограмотных уже сейчас начинали переписку друг с другом. Надо организовать обмен письмами, следствием чего явится посещение одной группы учащихся другой. Это будет поддерживать настроение, стремление учиться.

Хорошо также изредка организовывать вечера смычки учащихся, где бы они учились выступать, где бы ставились инсценировки, было хоровое пение.

Надо в рабочих общежитиях, в жилых домах организовывать для безграмотных и малограмотных читки и объяснения статей, привлекать к этим читкам безграмотных и малограмотных, уже поступивших в школы и еще не поступивших в них. Надо будить интерес к газете, привычку к ней.

Сейчас же надо заняться формированием библиотек для малограмотных при красных уголках, при всех библиотеках, формировать передвижки.

Ликвидация безграмотности в Бауманском районе – начало большой культурной работы, которая должна все шириться, охватывать всё новые слои, не оставлять ни одного уголка культурно не обслуженным.

Пробуждение самодеятельности масс – путь к культурному подъему.

1928 г.

 

СОВЕТОВАТЬСЯ С УЧАЩИМИСЯ

 

Надо усилить темп ликвидации безграмотности, для этого необходимо втянуть в это дело само население. Сейчас эта сторона дела стоит очень плохо.

Что надо делать? Через «Крестьянскую газету», через местные газеты обратиться к населению с указанием, что ему нужно конкретно делать.

Каждый завод должен учесть число своих безграмотных своими силами, каждое жилищное товарищество должно сделать то же. Каждое село, каждая волость должны заняться учетом. Такой учет должен иметь то же значение, что и учет числа работающих, что учет числа жителей. Учет этот должен висеть на видных местах и должен быть известен каждому.

Необходимо устраивать общие собрания рабочих заводов (цехов), жильцов домов, жителей сел и пр. с обсуждением мер для ликвидации безграмотности. Важно разбудить инициативу мест в этом направлении.

Необходимо проводить с участием безграмотных собрания с обсуждением того, где устроить ликпункт, в какие часы проводить занятия. Выбор места имеет большое значение. Ликпункт должен устраиваться там, где удобнее основному кадру безграмотных (например, на краю села, в общежитиях и пр.). Это имеет особое значение, если рабочие живут где-либо в соседней деревне или где деревня раскинута на большом расстоянии. Выбор времени занятий также имеет часто решающее значение, особенно сейчас, когда работают в несколько смен, имеет решающее значение часто для женщин, занятых домашней работой.

Надо, чтобы ликпункты возникали по инициативе населения. Надо установить формы поддержки этой инициативы.

При ликпункте должен обязательно быть организован совет ликпункта – по преимуществу из самих учащихся, но с прикреплением активистов от заводского комитета или культкомиссии, от сельсовета, комитета крестьянского общества взаимопомощи, сельхозтоварищества и пр.

Совет ликпункта должен заботиться о регулярности занятий, о снабжении всех учащихся пособиями (азбукой, доской и грифелем или мелом, бумагой и карандашами), о прикреплении к безграмотным грамотных, об организации помощи в работе тем, кому трудно уходить из дому, заслушивать жалобы учащихся, стараться прийти им на помощь.

Совет должен делать отчет о работе ликпункта в культкомиссии, в комиссии сельсовета и пр.

Учитель должен регулярно посещать уроки, вести классные занятия (а не индивидуальные – по очереди с каждым, как это часто бывает), говорить с советом ликпункта о принятии тех или иных мер содействия, инструктировать прикрепленных, пускать их на свои уроки, инструктировать ведущих индивидуально-групповые занятия.

Занятия надо вести, сосредоточивая внимание на ликвидации безграмотности, на обучении чтению, письму, счету. Поменьше болтовни, общих разговоров, побольше учебы. Поменьше мудрствования. «Поменьше выкрутас», как говорил Владимир Ильич.

На курсах по переподготовке надо учить технике преподавания, по преимуществу умению ориентироваться на интересы учащихся, прислушиваться к их мнению.

Школа малограмотных – особо трудная школа. Успехи тут самим учащимся малозаметны. Эти школы особенно легко распадаются. Занятия в них облегчаются значительно созданием вводного курса в школу I ступени путем заочного обучения. Объем навыков грамоты и счета этим курсом определен. Указаны методы, дан ученикам учебник в руки. Но тут особенно важны изучение интересов местного населения, подбор интересующего материала для чтения, создание привычки читать газету, пользоваться библиотекой, ходить на собрания, отыскивать нужный материал, вести общественную работу и т. п.

Для руководителей школ малограмотных курсы по переподготовке, конечно, особенно нужны, ибо методами работы со взрослыми владеют не всегда даже хорошие педагоги детских школ.

1928 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!