КРАСНАЯ АРМИЯ – ШКОЛА КОММУНИЗМА



 

23 февраля исполнилось двадцать лет существования Красной Армии и Военно-Морского Флота. Наша Красная Армия, наш Красный Флот зародились и росли в огне гражданской войны. В истории Красной Армии, как в зеркале, отразилась вся история нашей Страны Советов. Тысячами нитей связана наша Красная Армия с самыми широкими массами, она им родная, близкая. В этом ее сила, в этом ее мощь.

В буржуазных странах армия – орудие в руках эксплуатирующих классов, орудие подавления масс, поэтому там армию стараются держать подальше от масс, заигрывают с ней, подкупают ее всячески, обманывают ее. Но на обмане далеко не уедешь: перед лицом смерти люди смотрят правде в глаза. Мы видели это в годы империалистической и гражданской войн, в годы интервенции, видели на примере разложения старой, царской армии, на. примере разложения иностранных, в частности немецких, войск.

Красная Армия – школа коммунизма. Она воспитывает сознательную дисциплину, учит владеть собой, учит коллективизму, воспитывает сознательность, будит массу новых интересов, тягу к знанию, к учебе. Красная Армия воспитывает в духе коммунизма сотни тысяч молодежи, воспитывает не только в военное время, но и в мирное.

Сотни тысяч прекрасных советских и партийных работников воспитала наша героическая Красная Армия, которые работают теперь в промышленности, сельском хозяйстве, Советах и на других участках социалистической стройки.

История Красной Армии и Военно-Морского Флота имеет громадное значение. История Красной Армии – это кусок истории нашей Родины, ее напряженной борьбы и героических побед, это кусок живой жизни, это то, по чему долгие годы еще будут учиться борцы за революцию.

Волей партии Ленина, правительства и всего советского народа наша Красная Армия превращена в самую могучую и культурную армию в мире. Ее могущество – грозное предостережение всем поджигателям войны.

Героическая борьба и победы Красной Армии и Флота широко отражаются в искусстве. Они отражаются в музыке. Помню, как в первые годы Советской власти с раннего утра Кремль оглашался пением красноармейцев, как любил Ильич их песни, как созвучны они были с его настроениями. Это было в годы гражданской войны. Песни организовывали, звали к победам.

Помню, как в годы нэпа была попытка запретить творчество красноармейских масс в области музыки и разрешить красноармейцам петь лишь классическую музыку. Этот номер не прошел. Теперь, кроме старых, много новых песен, созвучных с революционным настроением Красной Армии, они являются ярким куском художественной самодеятельности масс.

В изобразительном искусстве мы видим, как в живых образах отразились годы гражданской войны. Сильнейшее впечатление производят эти картины на зрителей. Они имеют свою специфику. В них всюду дается масса, но эта масса не безличная какая-то толпа: каждая фигура живет, не тонет в общей массе.

Кинокартины и пьесы ярко отражают эпоху гражданской войны, первых лет революции. Возьмем такие пьесы, как «Правда», «Человек с ружьем». Лучше всего удается там отразить солдат, пришедших с фронта, особенно в «Человеке с ружьем». Все знают постановку «Чапаев».

XX годовщина Красной Армии и Военно-Морского . Флота является массовым праздником громадной важности, в живых образах отражающим пройденный путь, праздником, волнующим всю страну.

В первые годы Советской власти внешкольный отдел Наркомпроса, ведший работу среди взрослых и потом переименованный в Главполитпросвет, включил в себя и работу в Красной Армии. Работники Главполитпросвета ездили на фронт, учились на фронтах тесной смычке с массами. На фронт ездили работать наши курсанты, мы связаны были с рабочими, уезжавшими на фронт, мы знали о той большой культурной работе, которая шла в Красной Армии. В 1921 г. в аппарат Главполитпросвета влились сотни работников Красной Армии, работа Главполитпросвета чрезвычайно оживилась.

При реорганизации Наркомпроса в 1930 г. работа Главполитпросвета была сужена, распылена по ряду отделов и связь с Красной Армией несколько ослабла. На протяжении многих лет совместно выпускался журнал «Красный библиотекарь», совместно проводилась работа по ликвидации неграмотности.

Связь между всеми отделами Наркомпроса, ведущими работу среди взрослых, и Красной Армией должна расти и крепнуть. Мы очень многому должны поучиться у Красной Армии, в частности советскому демократизму. Однажды библиотекарь, много работавший в Красной Армии, т. Е. Хлебцевич, принес очень интересный материал работы политруков Красной Армии. Каждый красноармеец в «Книге вопросов и ответов» может в письменной форме предложить своему политруку любой вопрос, и политрук обязан ответить на каждый вопрос. Эти «Книги вопросов и ответов» являются замечательным документом советского демократизма. Каждый красноармеец может задать любой вопрос. Вопросы были различны. Тут спрашивали обо всем: один спрашивал, когда выдадут перчатки, другой – как произошла Земля, третий – почему за такой-то проступок накладывают на красноармейцев такие-то наказания, и т. д. и т. п. Ни один вопрос не может оставаться без ответа, политрук обязан отвечать на каждый вопрос.

Выборы в Верховный Совет показали, как мобилизует массы осуществление Конституции СССР. Выборы в Верховный Совет показали, как выросла за годы Советской власти масса, какой она стала активной, как упростились организационные вопросы.

Конституция СССР, записавшая наши достижения за двадцать лет, ясно их сформулировавшая, поднимает советский демократизм на высшую ступень. Постановления январского Пленума ЦК ВКП(б) требуют внимания к каждому человеку, знания его работы, а не только его ошибок, сделанных пятнадцать-двадцать лет тому назад, не только его происхождения, но и то, что он представляет из себя сейчас. Бюрократическое отношение к людям, которое несовместимо с советским демократизмом, должно изживаться общими силами.

Конституция СССР ко многому нас обязывает, она обязывает Наркомпрос пропитать всю свою работу, работу среди взрослых в первую очередь, духом советского демократизма, будут ли это школы взрослых, библиотеки, клубы, избы-читальни, музеи. И тут мы многому должны учиться у. Красной Армии, мы должны гораздо теснее сомкнуться с ней в своей работе.

Музеи – очень трудный участок, они часто превращаются в мертвые «памятники», «экспонаты», забывающие свою основную задачу стать фронтом соцстроительства, помогать живым показом прошлого и настоящего, иллюстрацией достижений науки, помогать массам углублять понимание задач текущего момента, помогать лучше работать, яснее видеть, сплоченнее, дружнее с песней шагать по жизни.

Каждый музей должен быть средством показа. Возьмем музеи астрономические, биологические: они должны быть ярким показом научных открытий. Одно время при Свердловском университете был такой биологический музей, открытый для широких масс, организованный Борисом Михайловичем Завадовским. Он имел колоссальный успех. Группа учеников Бориса Михайловича работала над организацией таких музеев в деревнях. Эти музеи в целом ряде мест превратились в организации, куда крестьяне водили приезжающих к ним на праздники родственников. «Мы не в церковь водим приезжих, а в музей», – говорили крестьяне. Были музеи, отражавшие работу Красной Армии, и т. д.

Сейчас на музейном фронте у нас много прорывов. Нет таких важнейших музеев, как по истории народного образования за двадцать лет. Некоторые музеи работают не так, как надо, например краеведческие, имеющие очень большое значение в смысле освещения того, за какое звено социалистического строительства и как в данном районе надо ухватиться. Некоторые музеи имеют недостаточно развернутые планы строительства. Возьмем, например, политехнический музей! В нашей Стране Советов ведется плановое хозяйство. Плановое хозяйство это одна из существенных сторон, которая отличает наше, советское, социалистическое хозяйство от буржуазного. Основа планового хозяйства – политехнизм, который показывает взаимоотношения различных отраслей хозяйства, показывает все преимущества коллективизированной промышленности и коллективизированного сельского хозяйства. Политехнический музей должен быть не суммой разных учреждений и музейчиков, а показом нашего соцстроительства в области хозяйственной, взятого во всех связях и опосредствованиях. Этот музей должен стать местом пропаганды планового хозяйства, должен быть теснейшим образом связан с Академией наук, проверяющей научность экспозиций, должен нести планирование, статистику, науку в массы, поддерживать тесную связь с рядом местных музеев.

Или взять такой музей, как исторический. Исторический музей может быть или музеем редкостных экспонатов, или музеем подлинно историческим, показывающим каждую эпоху во всей ее исторической специфике, во всех связях и опосредствованиях, показывающим путь, которым шло и идет развитие человечества. Если бы удалось создать такой музей, он стал бы опорной базой пропаганды марксизма-ленинизма. В живых образах давал бы историю. Тогда этот музей сыграл бы громадную роль в деле обслуживания широчайших масс.

Музейное дело – дело большой политической важности, и оно должно быть поставлено как участок соцстройки на должную высоту и самым тесным образом связано с массами.

1938 г.

 

МУЗЕЙ ЛЕНИНА И ЕГО ФИЛИАЛЫ

 

Музей Ленина и его филиалы должны быть очагами пропаганды ленинизма.

В сердцах широчайших масс Ленин живет как беззаветный борец за рабочее дело, за дело трудящихся, как борец со всякой эксплуатацией, со всяким угнетением, как смелый революционер, не боявшийся никаких трудностей, умевший их преодолевать, как вождь, как основоположник великой социалистической стройки.

Громадная посещаемость Центрального музея Ленина и его филиалов показывает, как страстно хотят массы увидеть, ощутить живой образ Ленина во всей его конкретности, во всем его величии.

Отзывы о Центральном музее Ленина и его филиалах красноречиво говорят о значении музеев Ленина.

Чтение этих отзывов захватывает, волнует.

«... Выходя из музея, люди чувствуют, как ближе стало учение Ленина. Сердце их учащенно бьется любовью к нему», – пишет пропагандист кандидатской школы.

«За последние три года я в школе прослушал около семисот часов истории партии большевиков... Посещение Музея Ленина настолько обогатило мои знания, что нет цены и нет возможности это письменно выразить. Особо обогащена зрительная память. Сейчас пишу отзыв, а все залы музея остались для меня навечно в памяти. Я здесь увидел наглядно всю жизнь и деятельность великого вождя и создателя ВКП(б) – Ленина...

Спасибо и спасибо партии, что она так нам помогает . обогащать наши знания».

«... Музей В. И. Ленина воодушевляет людей и дает путь и направление, как нужно учиться, как нужно работать, как нужно жить и как нужно побеждать».

«... Я член ВЛКСМ, вырос... беспризорником и ни к чему не стремился и недооценивал жизни своей. Я не знал учения Ленина, так как я человек, не ученый грамоте, а работаю с 12-летнего возраста. Теперь, с сегодняшнего дня, я берусь за учение Ленина... и буду бороться с врагами так, как боролся В. И. Ленин».

«... Посещение музея произвело на меня необъяснимое впечатление, и радость, и душевную боль. Лишь одно скажу, что буду верным помощником нашей партии для выполнения заветов Ильича».

Без конца пишут рабочие, работницы, красноармейцы о том, как воодушевляет их Музей Ленина, как освещает он связь настоящего с прошлым, поднимает их бдительность, их ненависть к врагам, как будит мысль, крепит чувство партийности.

Однако ни на минуту нельзя забывать тех трудностей, которые стоят еще перед Центральным музеем Ленина и особенно перед его филиалами.

В 1939 г. исполнится пятнадцать лет, как ушел от нас Ленин. Четырнадцать лет мы живем без него, по его заветам. Много за это время пережито, глубоко продвинулась вперед перестройка всей жизни СССР на основах социализма, другой стала жизнь, другими стали люди.

Сейчас писатели, художники, актеры, кинопостановщики, организаторы музеев, экскурсоводы горячо обсуждают, как наиболее полно, наиболее верно дать образ Ленина.

Среди них все меньше остается народу, который лично знал Ленина; на смену старикам приходит молодежь – люди новой эпохи. Для них эпоха, в которую жил и работал Ленин, стала уже эпохой исторической. Это создает известные трудности.

Музейщики, художники очень часто стараются прежде всего показать обстановку, в которой жил Владимир Ильич. Обстановку показывать надо: она вносит определенную конкретность в тот или иной отрезок жизни Ильича, но обстановка должна, во-первых, быть исторически верна, во-вторых, должна быть органически связана с соответствующим периодом его жизни и деятельности.

Возьмем Ульяновский филиал Музея Ленина. Недавно я говорила о нем с приезжавшими в Москву ульяновцами – председателем горсовета и секретарем горкома. Там очень хорошо воспроизведен дом, где прошло детство Ильича. В Ульяновск ездили Анна Ильинична, Мария Ильинична, и вся обстановка передана с большой точностью.

Но этого недостаточно. Когда я получила из Ленинграда прекрасный альбом, сделанный в кабинете графики Выставки ленинградских художников и рисующий тихие улицы и полудеревенские виды Ульяновска того времени, гимназию, где учился Ленин, я поняла, как необходимо дать эти виды как фон домашней обстановки того времени.

Ульяновцы рассказывают, что среди посетителей много колхозников, молодежи, которые мало знают еще жизнь, деятельность Ильича, и ясно, как важно создать где-то рядом отделение Ульяновского музея, где была бы показана вся деятельность Ленина, вся его борьба, причем было бы дано не только фото отца Ленина, Ильи Николаевича, а показана его работа по просвещению села, по просвещению чувашей, мордвы. В библиотеке при этом отделении музея должны быть книги Писарева, Добролюбова, Чернышевского, Герцена, Некрасова, произведения поэтов «Искры» – та литература, те стихи, которые с детства слышал Ильич от отца, от старшей сестры и старшего брата; нужно показать то презрение к обывательщине, к власти вещей, к бюрократизму, к подхалимству, ту ненависть ко всякому угнетению, которые характерны были для передовой интеллигенции170-х гг. Эта литература имела громадное влияние на Ленина с очень ранних лет. Подбор литературы, характеризующей ту эпоху, в библиотеке филиала особенно важен.

Вспоминаются рассказы Ильича о том, как 11-летним мальчиком он вслушивался в разговоры об убийстве Александра II, как ему запомнилось, как расстроился Илья Николаевич, нервно надел мундир и пошел на официальную панихиду. События того времени будили мысль подростка.

Вспоминается, как Ильич рассказывал, как он слушал рассказы отца о его поездках по деревням, о беспомощности крестьянства, его темноте.

Рассказывал Ильич, как всматривался в брата последнее лето и, видя, как он целыми днями наблюдал червей и делал опыты над ними, думал: «Нет, не выйдет из него настоящего революционера». Рассказывал Ильич, как не было у него в старших классах близких товарищей, с которыми он мог бы поговорить по душам, как ему раз показалось, что один из его одноклассников может стать его другом, как они пошли гулять на Свиягу, как хотел ему Ильич рассказать, о чем думалось, а тот стал толковать ему, что надо обдумать, какую профессию выбрать, чтобы легче сделать себе карьеру. Парень оказался, как увидел Ильич из его слов, карьеристом, и не стал Ильич ни о чем с ним говорить.

Отделение Ульяновского музея Ленина, где была бы показана его жизнь и деятельность, должно иметь библиотеку, где был бы определенный подбор литературы, где был бы библиотекарь, который мог бы давать читателю все необходимые справки о том, как работал Ленин, какое значение придавал организаторской работе, что говорил о культуре и т. д. и т. п.

Особенно важно это сделать в Ульяновске, который стал сейчас своеобразным учебным городком, где имеется и педагогическое училище и ряд техникумов, где много молодежи. Надо, чтобы у каждого учащегося росло стремление стать подлинным ленинцем, стремление превратить Ульяновск в настоящий культурный центр, влияющий на всю округу.

Отделение Музея Ленина, рисующее деятельность Ленина, поднимет удельный вес музея-жилища, с еще большим вниманием и любовью станут относиться к нему посетители.

Но если в Ульяновске заботами Анны Ильиничны и Марии Ильиничны дом, в котором прошли детство и ранняя молодость Ильича, воспроизведен с максимальной точностью и представляет собой своеобразный исторический документ, то нельзя того же сказать о ряде других музеев. Подбор вещей часто случаен, ни о чем не говорит. В Музее Ленина в селе Шушенском красуется, например, какой-то пузатый самовар, из которого якобы пил чай Ильич.

Прошли годы, та или иная квартира, которую посещал Ильич или где жил несколько дней, занималась разными жильцами, менялись обои, мебель, весь облик квартиры.

Помню, как раз приехали из какого-то вновь создававшегося музея в Кремль, искали в Кремле мебель, чтобы получше поукрасить квартиру, которую когда-то посещал Ильич.

Центральный музей Ленина служит образцом того, как надо организовывать филиалы.

Надо относиться с большой осторожностью и к картинам, изображающим Ильича. Бывает так, что художник не столько озабочен тем, чтобы дать живой образ Ильича, показывающий его в тот или иной переживаемый момент, сколько тем, чтобы дать обстановку. Меня иной раз допрашивают художники, какой стул был в кабинете Ильича – черный или желтый, что стояло у него на столе, была ли на нем кепка или котелок, какого цвета было пальто и т. д. и т. п. Что я могу сказать? И если бы даже могла ответить, то что бы это дало?

Можно установить по ряду воспоминаний внешние реакции Ильича (быстро ли ходил, как держал руку, как смеялся и пр. ), но, чтобы дать живой образ Ильича, этого мало. Для этого надо как можно лучше изучать его произведения. Тридцать томов произведений Ленина, Ленинские сборники, даты жизни, письма к родным, ряд многочисленных фото дают возможность хорошо изучить Ленина как человека и революционера.

Важно только рассматривать все статьи, все высказывания Ленина в их исторической перспективе, во всех связях и опосредствованиях. Без этого не понять до конца ни Ильича, ни его учения.

К сожалению, знания исторической обстановки во всей ее конкретности у нас маловато. Знают тот или иной период, знают «вообще». А без знания всех исторических условий - нельзя показать по-настоящему Ильича.

Только изучив Ленина по его произведениям, по документам, в связи с менявшимися историческими событиями, можно в постановках, игре, картине дать Ленина таким, каким он был.,

Надо дать настоящую улыбку Ленина, его привычные жесты, его взгляд. Уметь это для художника, для актера, для постановщика необходимо, но надо знать еще, когда что дать. Возьму пример.

Ильич выступает в разных условиях на одну и ту же тему. У него будет одно выражение, когда он говорит это, разъясняя; причем разное, когда он разъясняет то же кружку рабочих, которых хорошо знает, или выступает на широком, массовом собрании. Совсем другое выражение у него, когда он говорит о том же, но разговор носит характер спора; причем, когда он рассказывает о спорных вопросах человеку, которого близко знает, любит, у него будет одно выражение, несколько другое, когда он спорит с единомышленниками, товарищами по работе, и опять-таки совсем иное, когда он спорит с классовым врагом. По-одному он говорит, когда речь идет о каком-нибудь второстепенном вопросе, по-другому, когда момент решающий, когда от решения обсуждаемого вопроса зависит ход событий.

Что, когда, кому говорится – надо тщательно учитывать. Художники не всегда это умеют делать. В Центральном музее Ленина есть картина Соколова «Приезд Ильича из второй эмиграции»[140]. Самое удачное в этой картине – светлое выражение лица у Ильича, после долгих лет второй эмиграции вернувшегося на родину, увидевшего встречающие его массы. Один рабочий в стихах так выразил этот момент: «Вождь переживает, шапку снимает».

Неверно было бы, если бы художник изобразил лицо Ильича равнодушным или просто радостно, дружески улыбающимся: не отразилось бы тогда на лице, как вождь переживает момент встречи с массами. Стихи рабочего, где он описывает, как «вождь переживает», как «массы переживают», я переслала в Музей Ленина. Мне казалось, что неплохо было бы прочитывать это стихотворение при показе картины Соколова.

Есть другая картина – Моравова, рисующая беседу Ильича с солдатами в пустом вагоне по дороге из эмиграции в Питер. Ильич вслушивается в вопросы солдат, отвечает на них. Об этой беседе прислал воспоминания солдат, председательствовавший на этом собрании. Он пишет, в каком полку он тогда служил, на какой станции он вошел в вагон, как разговаривал с Ильичем, как его выбрали председателем собрания, на какую тему шел разговор. Я переслала также это письмо в Музей Ленина. Все в нем верно. Это письмо – исторический документ.

Конечно, не все воспоминания одинаково ценны. Под видом воспоминаний иногда фигурируют умышленные и неумышленные выдумки, причем люди упускают из виду, что есть «даты жизни Ильича»: то уверяют, что Ильич сидел в Александровском централе, то – что в 1911 г. жил в Уфе, и т. д. и т. п. Но и в невыдуманных воспоминаниях часто много субъективного: часто люди вспоминают то, что им хочется вспомнить, проходя мимо важного, особенно характерного. В художественных произведениях, в картинах, скульптурах, в игре актеров субъективизма еще больше. Им очень надо проверять себя.

Работа режиссера, актера, художника очень ответственна: они могут сделать очень много для восприятия живого образа Ильича широкими массами, но могут и исказить этот образ.

Музеи Ленина, подбирая материал, должны отдавать себе отчет в том, что они хотят показать, что им надо брать из деятельности, из жизни Ленина, чтобы показать самое основное, самое существенное, самое решающее; показать, за что, - как он боролся, как боролся за одно и то же в разные моменты борьбы, в разных условиях; показать возрастающее его влияние на массы, вовлечение масс в борьбу, результаты борьбы.

Вся жизнь Ленина неразрывно связана с историей партии, и, чтобы до конца понять Ленина, надо хорошо знать историю партии, знать, как она росла, крепла, знать все этапы ее развития, знать, за что на каком этапе шла борьба, в каких формах. Одно дело – борьба за марксизм в небольшом студенческом кружке в 90-е годы, другое дело – борьба в 1912 г., когда сильно вырос весь размах борьбы масс, и опять-таки совсем другой характер принимает вся борьба, когда рабочий класс взял уже власть в свои руки. Вот 1919год: идет вовсю гражданская война, война против старой власти, против помещиков и капиталистов; эта борьба сближает партию с массами эксплуатируемых. А вот 1921 год: Ленин говорит о десятках тысяч примазавшихся к партии, о том, что врага открытого, такого, как Колчак и Деникин, уже нет, но враг среди нас, и мы его не видим, потому что не хватает у масс еще тех знаний, которые помогли бы им разбираться в том, кто враг, кто друг; Ленин говорит, что борьба еще не кончена, что она будет еще более жестокая, потому что сейчас начинается борьба за перестройку самых основ общественного уклада, за перестройку мелкого, разрозненного крестьянского хозяйства в хозяйство социалистическое. В связи с переходом к социалистическому строительству, с решением этого коренного вопроса партия переживала в 1921 г. в условиях жесточайшей хозяйственной разрухи острый кризис. И нельзя одинаково показывать Ленина в 1919 и в 1921 г. Ленин – не одиночка, он член партии, член партийного коллектива, он вождь партии. И в Музее Ленина и в его филиалах надо стараться дать Ленина по-особому на каждом этапе. Тогда только посетитель музея до конца поймет Ленина как революционера, как вождя партии, а с другой стороны, живой образ Ленина поможет ему глубже понять историю партии, связь между различными ее этапами. И работникам Музея Ленина надо быть не просто экскурсоводами, художникам, скульпторам, создающим образ Ленина, – не просто художниками, скульпторами, а ленинцами по духу, не только преклоняющимися перед гением Ленина, а понимающими до конца сущность его революционной борьбы.

Когда я смотрела альбом Ленинградского филиала Музея Ленина, читала в «Ленинградской правде» статьи работников филиала, мне показалось, что музей слишком уж преследует чисто пропагандистские цели, очень уж много «документации», маленьких портретов в рамочках, мало показан Ленин на живой, конкретной работе, на работе с массами.

Кстати сказать, в Центральном музее Ленина очень светло, уютно и в то же время обстановка очень простая, не отвлекающая внимания. Это очень хорошо, как-то соответствует той простой, деловой обстановке, которую любил Ленин.

В Ленинградском филиале много уж очень ковриков, дорожек, вычурности. Конечно, тут сказалось то, что музей устроен в бывшем дворце. Вычурность – не плюс, а минус. Конечно, по одним фото судить трудно, надо посмотреть музей в действии, когда залы его наполнены массами ленинградских рабочих, на которых так надеялся всегда Ленин, которых он так любил и ценил.

Когда я думала о Ленинградском филиале Музея Ленина, я думала о том, какую большую научно-исследовательскую работу надо еще провести, чтобы каждый филиал Музея Ленина стал яркой страницей жизни, деятельности Ленина, яркой страницей истории партии. Я вот немного связана с группой товарищей, собирающих материал о Володарском районе, его заводах, о жизни его. Какой богатый материал получается!

Например, биографии рабочих, посещавших кружок Ленина в 1895 г. Какой это яркий кусок жизни партии получается! Или история «Техноложки» (Технологического института): изучение подбора преподавателей, учащихся, методов работы «Техноложки» покажет, почему именно студенты «Техноложки» раньше других стали марксистами, почему большинство членов «Союза борьбы» были технологи, и т. д. и т. п. Научно-исследовательская работа, связанная с различными моментами деятельности Ленина, дает богатейший материал для лучшего понимания и истории партии и деятельности Ленина. Только материал этот не надо мариновать, надо, по-моему, собирать его в альбомы с фото и пояснительными текстами и знакомить с ним посетителей. Такие альбомы будут стимулировать собирание материала, присылку его, так же как это делают правдивые картины, правдивые воспоминания.

Конечно, труднее с филиалами в тех местах, где Ленин не бывал, но именно там особенно важна научно-исследовательская работа, которая должна ярко осветить влияние Ленина и ленинских установок на историю рабочего движения и на историю партийной работы в данной республике, в данном крае.

В кинофильмах Центрального музея Ленина показаны не только жизнь и деятельность Ленина, но и наши теперешние достижения. Это правильно, но необходимо показать конкретную связь между установками Ильича и нашими достижениями.

Возьмем пример. В фильме показаны достижения наших колхозов, и надо тут же показать, как с Самого начала своей деятельности Ленин писал и говорил о жизни крестьянства, о земле, об обобществлении мелкого, разрозненного крестьянского хозяйства, о механизации сельского хозяйства и т. д. Или показывается в фильме стройка школ: надо показать, как боролся с самых первых шагов своей деятельности Ленин за вооружение рабочих знаниями, как боролся он за жизнь просвещенную для самых широких масс.

Надо, чтобы фильмы показывали наглядно, как партия осуществляет заветы Ильича.

Но экскурсоводы ограничены временем. Они обслуживают главным образом экскурсии. Из 1 151 682 человек, посетивших в 1937 г. Центральный музей Ленина, громадное число – 995 275 – одиночки и лишь 156 407 человек – экскурсанты, причем из них лишь 41 397 рабочих и 2884 колхозника. Таким образом, главная масса рабочих и колхозников – одиночки и обслуживаются поэтому слабо, более или менее случайно, менее дифференцированно, чем экскурсанты.

Отсюда вытекает необходимость какого-то добавочного обслуживания посетителей.

Вначале я думала, что хорошо было бы показывать Ленина на фоне картин, отражающих события данного периода, как это дается в музеях революции, но мне правильно указывали, что тогда сотрется специфика Музея Ленина, будет рассеиваться внимание. Потом мне казалось, что важно было бы в каждом зале давать на видном месте даты основных событий, происходивших за тот период, за который отражена в этом зале деятельность Ленина. Однако это мало бы что давало: было бы лишь простым напоминанием тем, кто уже и так знает историю партии, а для тех, кто не знает ее, эти даты дадут мало.

Сейчас создается путеводитель по Музею Ленина.

Это очень большое дело. Написать его надо как можно более популярно, дать к каждому разделу даты жизни Ильича на фоне событий каждого периода, указать, что основное в экспозиции деятельности Ленина за этот период, на чем надо сосредоточить главное внимание.

Если удастся создать такой путеводитель, он будет большой помощью экскурсоводам, он будет указанием библиотекарям, клубным работникам, преподавателям школ взрослых, как готовить экскурсантов к посещению Музея Ленина, что предварительно рассказывать едущим на экскурсию.

Роль экскурсовода очень важна: он должен уметь просто, понятно объяснять выставленный материал.

Вообще работы по улучшению обслуживания посетителей музеями Ленина еще много. Богатейший материал о том, как можно улучшить обслуживание посетителей, может дать изучение отзывов посетителей. Надо только, чтобы в подписях стояла не просто фамилия, а было бы указано поподробнее, кто писал отзыв: если колхозник, то из какого края, района, как велик колхоз; если рабочий, то на каком заводе и где работает, давно ли, который раз в музее, одиночка или приходил с экскурсией, и т. д. и т. п.

Надо обдумать, как стимулировать высказывания о том, что в каком зале особо понравилось, как стимулировать, чтобы не только излагали общее настроение, вызванное музеем, а вносили и конкретные предложения (может быть, наряду с «Книгой записей» завести «Книгу предложений» – она может много дать).

В целях улучшения экспозиции надо организовать наблюдения над посетителями: около каких картин дольше останавливаются, что привлекает особое внимание, какие вопросы задают – это поможет улучшить еще больше экспозицию.

Центральный музей Ленина стал уже ценнейшим памятником Ленина, надо его всячески укреплять, надо ширить его влияние.

1938 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!