РЕЧЬ НА КУРСАХ-КОНФЕРЕНЦИИ ЗАВЕДУЮЩИХ ОБЛАСТНЫМИ И КРАЕВЫМИ БИБЛИОТЕКАМИ И БИБЛИОТЕЧНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ОБЛОНО



 

Товарищи!

Мне хочется прежде всего сказать о том, как работают наши библиотеки. Когда заходишь в московские библиотеки, присмотришься к их работе, замечаешь одну очень положительную черту – это особое отношение читателя к библиотеке. Читатель приходит в библиотеку, как домой. Он знает, что он получит нужный совет, знает, что он получит здесь книгу, консультацию. Здесь как-то чувствуется близость читателя к библиотеке. Это, конечно, не во всех библиотеках. Все же мне кажется, что обслуживание читателя начинает опять оживать.

Но перед нами стоит задача обслуживать не только читателей, а обслуживать население. Что это значит? Это значит забота каждого библиотекаря должна быть не только о том круге, который нашел уже дорогу в библиотеку, но и о том, как привлечь в библиотеку тех, кто не записан в нее, не посещает ее.

В Пушкинскую библиотеку, когда я там была, пришла книгоноша-домохозяйка, рассказала, как она обслуживала пятьдесят человек своего жакта, как она ходила по квартирам и вербовала читателей. Библиотекари рассказывали, что раньше была нехватка читателей, рассказывали, как их вовлекали через школы. Теперь им уже этого не нужно делать. Читателей очень много, на абонементе большие очереди читателей, и только хорошее отношение их к библиотеке несколько смягчает остроту очередей.

В библиотеке имени Н. К. Крупской, во Фрунзенском районе, тоже большие очереди, но читатель понимает, что вина в этом не столько самой библиотеки, сколько в условиях помещения, и читатель мирится с этим положением, он любит библиотеку. Но вот населению, которое находится за пределами библиотек, еще надобно учиться пользоваться библиотекой, узнать ее. Поэтому в особенности важно, чтобы областные библиотечные работники и областные библиотеки думали о плане и о сети.

Сейчас у нас с сетью очень плохо, в особенности на селе. Разве все глухие углы мы обслуживали? Разве достаточно обдумывали, где, как можем их обслужить? Для этой работы нам надо втянуть более широкие слои просвещенцев, надо втянуть сельский актив – не только библиотекарей, не только инспекторов. Сейчас библиотекам уделяется гораздо больше внимания. Надо, чтобы широкие массы боролись за библиотечное дело. Это в значительной степени зависит от самих библиотек, от того, насколько библиотеки сумеют обслужить разные слои населения, насколько они смогут среди советской интеллигенции развить достаточную пропаганду, насколько сумеют привлечь к этому делу рабочие массы. На данном этапе у нас возможности огромные в отношении развертывания библиотек, но мы их часто не умеем в достаточной мере освоить и использовать. Не должно быть такой замкнутости в библиотеке. Важно, чтобы была определенная связь с окружением, чтобы знали в библиотеке, какой пункт надо обслужить в первую очередь, где больше всего нужна помощь.

Важнейшее значение имеет совет при библиотеке. Разбирая старые документы, я нашла еще один документ по поводу библиотек, по поводу книг – как их надо продвигать. В нем вычитала то, о чем я забыла: у нас раньше было постановлено, что при каждой библиотеке имеется совет, причем совет не из читателей, а из целого ряда организаций – например, член сельсовета, член секции горсовета, профорганизация обязательно входят в этот совет. Если мы хотим не замкнуто жить, нам непременно нужны эти советы, и я думаю, что на данном этапе мы можем организовать их. Библиотекарь должен уметь вдохновить совет, чтобы последний помог расширить и улучшить библиотечное дело.

Второй вопрос – вопрос учета. Прошла у нас библиотечная перепись. Я смотрела перепись московских библиотек, смотрела карточки, как они заполняются, и у меня получилось такое впечатление, что учет работы у нас поставлен слабовато. Ведь не может учетчик из городского управления народнохозяйственного учета сам считать книги, считать читателей, а библиотека не вела учета, дает, цифры на глазок. Впечатление такое, что библиотекари не знают своей работы, не ведут учета ее, – как это ни грустно, а надо это отметить. В карточке есть пункт: сколько детских книг в библиотеке? Библиотекарь знает, что у него имеются такие-то детские книги, но сколько их, он не знает, поэтому пишет, что детских книг нет, а фактически они есть.

Библиотекари не знают своих фондов и еще больше не знают читателя. На глазок даются цифры о количестве читателей, поэтому получаются неточности в подсчетах городского управления народнохозяйственного учета.

Я бы хотела обратить внимание товарищей на то, что в областных библиотеках учет должен проводиться более углубленный. То, что у нас будет учтено переписью, – это минимум; мы же должны всесторонне знать нашу библиотеку, должны уметь дать лицо нашей библиотеки. Есть, например, замечательная профсоюзная библиотека при Московском автозаводе, а когда берешь отчет этой библиотеки, то это кусочки разные, никак между собой не связанные. Надо уметь вести учет. Надо иметь папки учета, рационально составленные, обязательные для всех библиотек. Нужны отчеты четкие, с проверенными данными, расположенными в определенном порядке, чтобы сам библиотекарь мог легко найти нужную ему справку.

Вопросы самостоятельной работы – очень большие вопросы. Нам надо проработать всю марксистскую литературу. Нам "надо не просто сказать: читай то-то, а выдвинуть, в каком порядке, как читать. Мы говорим о партийности в каждой работе, о том, чтобы она была вся пропитана духом партийности. Массы требуют этой партийности. А мы – политпросветчики и библиотекари – что делаем, чтобы эту жажду партийности удовлетворить? Литературы у нас много. Опыт революционной борьбы у нас богатейший, а мы не всегда умеем дать то, что надо. Это задача большая и углубленная. И нашим товарищам, работающим в библиотечном вузе, надо очень много работать. Надо самим читать и работать над тем, как те знания, которые приобретаешь, передавать читателю. Всем нам надо работать над собой, чтобы дать себе отчет, как на данном этапе возможно проще, возможно доступнее передавать необходимые знания широким массам читателей. Это вопрос очень большой. Сейчас коллективизация сельского хозяйства в корне ломает старую, мелкособственническую психологию. В бога люди не верят, старые авторитеты подорваны – это хорошо, но в партийных вопросах многие еще недостаточно разбираются, только тянутся к партии. Им надо помочь. Перед массовыми библиотеками в этом отношении большое поле деятельности. Тут Критико-библиографический институт должен прийти на помощь библиотекарям.

Еще один вопрос – детские библиотеки. Сейчас в Наркомпросе очень остро ставится вопрос о воспитательной работе среди ребят. Я считаю, что библиотека – это одно из важнейших звеньев в деле воспитательной работы среди ребят. Тут надо как-то теснее связаться с отделами народного образования. Мы не должны забывать, что для того, чтобы поднять работу детских библиотек, необходимо иметь тесную связь и со школьными отделами. Нам нужно быть тесно связанными с ними не только по вопросам детской библиотеки, но и по вопросам обслуживания учителей педагогической литературой. Вы знаете, что при наших педвузах и педтехникумах есть очень неплохие библиотеки, но они замкнуты, недоступны для массового учителя, у него нет нужной литературы. Это никуда не годится. Сейчас педагогическими вопросами интересуются не только учителя, ими интересуются массы. И библиотекари должны серьезно подумать о том, как теснее связаться со школой, теснее связаться с педвузами и педагогическими научно-исследовательскими учреждениями.

1934 г.

 

ДЕЙСТВЕННЫЙ МЕТОД

 

Мне пришлось как-то прочесть в одном научном немецком журнале в статье Отто Каммерера, что люди, имеющие дело с преобразованием материальных ценностей – строители, архитекторы, рабочие, инженеры, крестьяне, агрономы и др., – мыслят не столько логическими рассуждениями, сколько живыми образами. Это, пишет Отто Каммерер, не низшая форма мышления, это лишь иной тип мышления.

Наблюдения подтверждают правильность этого взгляда.

Все знают, какое громадное значение придавал Владимир Ильич убеждению показом. Он хорошо знал и крестьян, и рабочих, он знал, как лучше всего их убеждает показ – лучше всяких статей, всяких речей.

Тот, кто занимался с рабочими, знает: говоришь другой раз просто, доказываешь – дело, кажется, яснее ясного, но по глазам видишь: что-то не понимает еще человек. Приведешь пример и смотришь – заблестели у него глаза, живой конкретный пример убедил его.

Живые образы, живые примеры волнуют, захватывают.

Кино является методом убеждения путем показа, методом чрезвычайно действенным. Кино – это орудие пропаганды, агитации, организации. Орудие чрезвычайно мощное.

Весь вопрос лишь в том, что и как показывается.

Техника кино такова, что в кино можно показать что угодно – и правду и ложь. При помощи кино можно давать и правдивый показ событий, явлений, но можно показать и светопреставление, и чертей, можно исказить действительность до неузнаваемости.

Малоподготовленный зритель каждый образ, даваемый в кино, принимает за реальность, за действительность, и буржуазия широко использует кино как орудие дезорганизации масс, пропитывая их настроениями мистики, шовинизма, ненависти к Советской власти. И потому решающим является – в чьих руках кино.

В январе 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов Ленин говорил: «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого – просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации»[110].

Это целиком относится и к советскому кино. Кино – величайшее достижение техники. Это достижение техники используется буржуазией в целях затемнения сознания широких масс, в целях их обмана, дезорганизации. В нашей Стране Советов кино все больше и больше становится орудием социалистического строительства, орудием просвещения масс, вооружая их знанием, пониманием всего происходящего. В руках Советской власти кино является могучим орудием пропаганды в широчайших массах учения Маркса-Энгельса – Ленина.

Однако для того, чтобы сделать кино орудием социалистического строительства, мало желания. Нужно умение. И не только умение техническое. Техническому умению мы старательно учимся у капиталистических стран. Нужно учиться еще и другому. Надо уметь выбирать из бесконечной массы фактов самые важные, говорящие, волнующие, надо давать их в правильных связях и опосредствованиях, давать их в живом развитии. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Надо учиться постановочной технике у буржуазии, но надо проявлять большую настороженность и бдительность – надо, чтобы никак не могла проскользнуть в наши постановки отрава мещанской морали,, которой всегда так возмущался Ленин, не могло проскочить пошлое отношение к женщинам или то непонимание детской природы, детского развития, которым так возмущался Маркс, не мог бы проскочить великодержавный шовинизм и пр. и пр.

Идеология марксизма-ленинизма должна вооружать киноработников, и тогда кино в нашем Союзе Советских Социалистических Республик превратится в могучий фактор перестройки всей жизни на социалистических началах.

Наше кино идет уже по этому пути. И не случайно, что оно создает такие вещи, как «Чапаев».

В нашей Стране Советов условия развертывания работы кино наиболее благоприятны и будут все более и более обеспечивать углубление его достижений. Об этом красноречиво говорят уже имеющиеся успехи, особо ярко выявляющиеся в последние годы. Горячий привет работникам кино, горячее пожелание успеха в их важной работе!

1935 г.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!