РЕЧЬ НА СОВЕЩАНИИ ШТАБОВ ПО БИБЛИОТЕЧНОМУ ПОХОДУ



 

Вчера мне пришлось быть на конференции школ молодежи. Там были делегаты-подростки, работающие в окружении колхозов. Эти подростки чрезвычайно активны. Конференция была довольно интересной в том отношении, что несколько месяцев назад мы имели такую же конференцию с делегатами из тех же школ, и мы могли видеть, насколько за эти несколько месяцев выросла эта публика, насколько выросла колхозная молодежь.

Самое показательное, что совершенно изменился язык. Несколько месяцев назад язык делегатов был специфически деревенским, а сейчас они говорят литературным языком, и притом не только мальчики, но и девочки, что тоже показательно. Раньше была большая разница между выступлениями мальчиков и девочек. Язык изменился. Сейчас они совершенно просто говорят о кадрах, о дифференциации деревни, о плановости, вообще у них появился целый ряд новых слов, новых понятий, которые вошли в язык. Кроме того, виден рост настроений. У них совершенно другая заряженность, чувствуется, что они варились в котле классовой борьбы.

Мне было интересно знать, как идет культработа в колхозе. Такая конференция интересна в том отношении, что она дает неприкрашенную картину того, что делается в колхозе. За вчерашний вечер высказалось довольно много народу, и общее впечатление такое, что прежде всего везде есть библиотеки, чего несколько месяцев назад не было. Затем все отмечают большую потребность в книге. Те книги, которые имеются, читаются нарасхват, зачитываются до дыр. Затем почти каждая школа выделяет ребят для сбора книг и для проведения читок. Читают они газеты, читали статью Сталина[50], читают книги. Видны рост, поднятие культурного уровня.

Таким образом, мы, может быть, просто излишне нервничаем и не улавливаем того, что имеет место в колхозах. Но вот все ребята отмечали, да мы и сами знаем, что книг чрезвычайно мало. Каждая книжка зачитывается до дыр. Сейчас удельный вес книги очень изменился. Если раньше мы имели вообще книги для самообразования, для развлечения и т. д., то сейчас книга превратилась в орудие борьбы, в орудие организации. Есть такие книжки, которые перечитываются буквально всем селом уже после того, как они были громко зачитаны. В связи с новыми формами хозяйствования чрезвычайно повысился интерес к партийным директивам, к политической книжке.

Перехожу к вопросу об учете. Если не считать выборочного учета, который производится бригадами[51], привозящими в центр сведения о том или другом колхозе, то настоящего учета у нас нет. Может быть, представитель Колхозцентра расскажет нам о том, что у них это дело поставлено лучше, но в статье «Статистическое обозрение» говорится:

«Совершенно невозможно сказать, как сейчас обстоит дело с культурой в социалистическом секторе сельского хозяйства, потому что количество колхозов все время меняется, то оно увеличивается, то уменьшается. Невозможно установить точные границы соцсектора сельского хозяйства».

Я думаю, что если ЦСУ каждый раз будет пересчитывать свои статистические данные, то этой работе не будет конца, потому что количество колхозов все время растет. Конечно, меняется и снабжение, например снабжение книгой. Сейчас библиотечная работа ведется более быстрым темпом, но и это учесть очень трудно, потому что в одной и той же области работает много разных организаций.

На партсовещании по народному образованию[52] очень много говорилось о необходимости единого плана культурной работы, но пока никаких конкретных результатов еще нет, каждая организация продолжает работать, даже каждый местком посылает от себя библиотеки в порядке шефства, не говоря уже о том, что профсоюзы действуют сами по себе, Колхозцентр – сам по себе, политпросветы – сами по себе. Продолжается та же разобщенность, которая была до. сих пор. Плана единого нет, и потому говорить о планомерном снабжении пока еще трудно.

Но все-таки какой-то учет нужен был бы. Нужно в отношении статистики сговориться с ЦСУ о новых методах учета. Можно было бы поставить только два вопроса: первый – есть ли там библиотека, или изба-читальня, имеющая библиотеку, или красный уголок, или ничего нет. Этот вопрос, по-моему, можно было бы очень быстро разрешить, а затем надо было бы учесть другое – количество книг.

Если бы мы вздумали сейчас спрашивать точные цифры, то из этого ничего не получилось бы. Мы не можем даже сказать, как идет счет книг: в сотнях, тысячах или десятках. Если это красный уголок, то там насчитываются книги десятками, если это изба-читальня, то иногда десятками, иногда сотнями, а иногда и тысячами.

Учет библиотечного имущества колхоза можно было бы провести, если бы использовать радио, дать при его помощи заказ «всем, всем, всем» и получить через округа ответы. Тогда вы могли бы, конечно, сократив обработку, получить своевременно необходимые нам данные. Цифры нам нужны, без них посылаются книги туда, где уже имеются хорошие книги, и не посылаются туда, где ничего нет. Получается «в одних местах густо, а в других – пусто».

Поскольку приходится следить за провинциальной прессой вообще, надо сказать, что в некоторых областях Местная пресса играет крупную роль в смысле учета. Я некоторое время внимательно следила за «Орловской правдой». Она дает очень полную картину того, что делается в колхозах, сообщает, например, о том, что привезено 100 тысяч книг. Конечно, это величина тоже весьма условная, потому что может быть привезено 100 тысяч книг по 5 копеек, а может быть 100 тысяч книг по рублю. Но все же местная печать дает картину, как эти книги распределяются и т. д.

Можно было бы добиться, чтобы местная пресса давала полную картину положения в каждом округе, что там делается по библиотечному делу.

Нельзя сказать, чтобы в каждом районе библиотека имела одинаково актуальное значение. В тех районах, где население грамотнее, где оно привыкло к книге, там библиотека имеет огромное значение и там она важна. Там должны быть книги, удовлетворяющие все потребности. Но мы имеем и отсталые области, где гораздо меньше грамотных, способных читать, там библиотека имеет совершенно другой характер. Там надо иметь главным образом такие книжки, которые можно читать вслух. Вообще здесь не так важно количество книг, как их злободневность, популярность.

Далее, хорошо бы иметь точную картину, как распространилось колхозное движение по всем областям на сегодняшний день. Особенно важно иметь точные данные о районах массового распространения колхозного движения. На эту карту надо наложить другую карту, которая давала бы степень грамотности населения, скажем, на 1926 г. Кроме того, надо знать темпы ликвидации неграмотности в каждом районе. Это не менее важно, чем знать состояние грамотности. Возьмем, например, Центрально-Черноземную область. Мы увидим, что, согласно данным 1926 г., это один из самых отсталых районов, но если ознакомимся с темпами ликвидации неграмотности и введением всеобщего обучения в этой области, то мы убедимся, что ЦЧО – передовой район. Он же может быть сделан ударным районом в отношении библиотек. Если у нас будут такие карты, мы будем знать, в какой район нужно послать несколько мощных библиотек, а в какой район нужно послать побольше мелких библиотечек.

Очень важным вопросом является вопрос о сборе книг. Школы колхозной молодежи проводят теперь сбор книг. Про фабричные машины говорят, что они «морально изношены». Это значит, что какое-то новое изобретение сделало машину устаревшей. Этот термин мы можем применить к библиотечному делу. Надо признать, что «моральная изношенность» библиотечных книг чрезвычайно велика. Если год-два назад какая-нибудь книга была до чрезвычайности актуальна, то сейчас она во многих случаях не нужна, а иногда даже вредна.

Поэтому мне кажется – сейчас центр тяжести в том, чтобы целому ряду организаций сговориться о плановости действий, сговориться о посылке современной, злободневной литературы на места. Если привлекать общественность, а ее надо привлекать самым широким образом, то лучше производить сбор по пятачку или по три копейки на книги, чем производить сбор книг, ибо никогда не стоял так остро вопрос об устареваемости книг, как он стоит сейчас. Книга, недавно бывшая вполне годной, сейчас часто политически годится только на утильсырье.

У нас теперь вся работа еще идет стихийно. Возьмем коммуну «Авангард» – это большая старая коммуна. Как туда книги попадают? Ходит учитель из организации в организацию и буквально побирается. Смотрит – политпросвет, «настреляет» на 15 рублей книг, потом видит – соцвос, там «настреляет» на 10 рублей и т. д. Не только учителя у нас побираются за книжками, но и председатели коммун, избачи и т. п. Это собирание книжек не может идти иначе. Сейчас книга стала необходимой, но достать ее обыкновенным путем стало настолько волокитно, что идут вот этим путем побирания. Этот способ долгое время еще останется в практике, его не изживешь.

Но все это крохи, а нам надо колхозное библиотечное снабжение поставить «на ять». Для этого необходимо объединение сил и средств.

Возьмем Колхозцентр. Журнал «Коллективист» имеет 80 тысяч тиража. О культурной работе там можно бы очень много писать, а между тем пишут очень мало, и только случайно, «нелегально» что-нибудь проскользнет о культработе. А между тем надо такой участок, как библиотечное дело, укрепить. Ликбез завоевал себе положение, ликпункты уже признаны, а библиотечное дело еще только должно быть признано.

Далее надо сказать, что школа вообще играет исключительную роль в культурном деле не только потому, что она учит ребят, но и потому, что вся работа школы, например ее общественно полезная деятельность, идет по культурной линии. Поэтому какая-нибудь школа колхозной молодежи является, конечно, культурным центром, но и школа I ступени тоже является культурным центром. Ребятишки всегда активны. Недавно я была на большом собрании текстильщиц фабрики имени Фрунзе, и там очень остро выявилась разница между старым и новым поколением. Старые ткачихи и прядильщицы говорили, что ребят, как и раньше, надо отдавать с десяти лет на фабрику или в учение к сапожнику. Вся беда в том только, жаловались они, что руки коротки, нельзя бить ребят. Правда, старухи извинялись за свои выступления, понимая, что они не всем понравятся, но все-таки это было их глубокое убеждение. Потом выступали пионеры (комсомольцев на это собрание не пустили, их было лишь несколько человек, и председательница на них частенько покрикивала: «Ну вы там, повежливей!»), и из их выступлений ясно видно было, какую огромную роль играет пионердвижение в борьбе между старым и новым бытом. Выступавший пионер лет двенадцати говорил: «В Замоскворецком районе мы устроили садовый колхоз, но хулиганы проломили забор, и пьяные стали лазить в сад и устраивать на травке попойки. Мы, пионеры, сознательные, на нас это не повлияет, но там ведь дошкольники, они видят пьяных и сами начинают, играть в пьянку. Мы пошли в фабзавком, а фабзавкомовцы сказали, что деньги они отдали ОНО, поэтому мы с ОНО должны спрашивать починку забора. ОНО в свою очередь сказал, что это не его дело чинить заборы, и мы еле-еле добились того, чтобы он все-таки был починен. Товарищи, нельзя так относиться к воспитанию детей».

Это выступление пионера показало роль молодежи, и мы видим, что молодежь действительно борется за культуру. Говорят, среди присутствующих есть представитель газеты «За коммунистическое просвещение». Если этот товарищ действительно здесь присутствует, то пусть он подумает о том, что как раз газете «ЗКП» надо мобилизовать школьников под лозунгом «Книгу – в колхозы».

Тут школа очень многое может сделать и делает фактически, но надо, чтобы эта работа проводилась систематически, чтобы уделялось должное внимание этому вопросу.

Возьмем комсомол. Он наш первый союзник, но в комсомольской печати, в «Комсомольской правде», больше занимаются политическими и хозяйственными делами. Ликвидация неграмотности завоевала себе там место, надо чтобы комсомольская печать вопросу «Книгу – в колхозы» уделяла достаточное внимание.

Возьмем профсоюзы: Они только в этом году повернулись лицом к деревне. Поворот тут большой, но это только первые, не очень уверенные шаги. Не всегда развертывается работа на помощь деревне в том размере, как она должна развернуться. Надо добиться, чтобы профсоюзы обратили внимание на вопрос о книге. Возьмем мобилизованных «двадцатипятитысячников». Надо, чтобы профсоюзы на них напирали, чтобы книги, которые посылаются в колхозы, правильно использовались.

Насчет кооперации. Надо отметить, что кооперация большое внимание обращает на торговлю книгами и даже практикует принудительный ассортимент. Имеется даже много анекдотов о том, какие книги попадают в принудительный ассортимент. Я не буду повторять фактов, получивших широкое распространение, но скажу, что надо и кооперации повернуться лицом к общественному использованию книги, а не только к индивидуальному пользованию ею.

Затем хозяйственники. Это наше больное место. Тут имеются только представители Гиза и Сельхозгиза, у других хозяйственников нет еще моды ходить на наши собрания. А между тем хозяйственники могут сделать очень много. Посмотрите, как капиталисты учитывают значение просвещения. Форд отваливает 100 миллионов на устройство школ, ибо он хочет, чтобы профессиональное образование было поставлено по-капиталистически, чтобы эти школы воспитывали послушных рабов капитала. А мы пока по старой привычке обращаем мало внимания на это дело. Снабдить нашей боевой книгой, которая является вооружением в классовой борьбе, нашу деревню – очень важное дело. А наши хозяйственники молчат. Придется сказать: «Товарищи, нельзя так мало внимания обращать на культработу». На Госиздат особенно нажимать не придется, так как он сознает важность книги.

Теперь я буду говорить о подготовке библиотекарей. Библиотечное дело довольно трудное, потому что оно требует политической зрелости, политической сознательности. Кроме того, нужна и специальная подготовка. Библиотекари обязательно должны знать деревню и колхозное движение, потому что без этого они не сумеют давать для чтения именно те книги, какие надо. В этом отношении очень многое может сделать Колхозцентр. Библиотечная подготовка здесь должна носить несколько другой характер, чем вообще. Обычно мы обращаем очень много внимания на то, чтобы библиотекарь знал беллетристику, но здесь библиотекарь должен знать главным образом ту литературу, которая является особенно актуальной для колхозов. Кроме того, библиотекарь должен уметь вербовать актив. Именно сейчас необходимо захватывать в движение самые широкие массы, а для этого надо уметь подойти к массам. Наконец, библиотекарь должен быть вооружен техническими навыками, т. е. он должен уметь найти книгу в наикратчайший срок.

Мне представляется, что сейчас надо начать целую кампанию за продвижение книги в массы и эта кампания должна найти свое отражение в печати.

Я хочу обратить ваше внимание еще на одно обстоятельство – на умение библиотекаря показать товар лицом. Мы это совершенно не умеем делать. Книги часто лежат на полке, и о них никто не знает. Как только появилась новая книга, сейчас же надо вывесить около библиотеки плакат, написанный огромными буквами, о том, что такая-то книжка получена. В настоящее время вопрос о темпе продвижения книги имеет решающее значение. Учитель в школе должен продиктовать ребятам: «Скажите родителям, что в библиотеке получена такая-то книга».

Мы должны учиться у американцев. Они умеют делать такие списочки книг. Мы тоже должны выпускать эти списочки, рассчитанные на каждый слой читателей отдельно. В Америке, например, один список дается для ребенка, другой – для женщин, один – для верующего, другой – для неверующего и т. д.

Там, в Америке, считают, что они должны верующих особенно обслуживать, у нас, конечно, иной подход, но вот такое дифференцированное, индивидуальное обслуживание у нас не налажено. Мы тут очень медленно раскачиваемся. Надо усвоить быстрые темпы в работе, тогда мы добьемся успехов так же, как на фронте ликвидации неграмотности. Библиотечный фронт у нас еще не завоеван.

1930 г.

 

КНИГА – КОЛХОЗАМ

 

Очень интересны бывают конференции учащихся школ крестьянской молодежи. Это – своеобразный барометр настроений деревни. Съезжаются ребята тринадцати-восемнадцати лет. Они не только отлично знают, что делается в деревне, они активные, сознательные участники происходящей борьбы.

Недавно состоялась такая конференция. Съехалось на этот раз 130 парней и девушек с различных концов РСФСР. Если сравнить эту конференцию с той, которая происходила несколько месяцев назад – осенью 1929 г., видишь, как изменилось лицо деревни за эти месяцы. Ребята – из тех же школ, того же возраста, но говорят уже иначе, о другом. Изменился прежде всего язык, он перестал быть прежним деревенским языком, это – язык газетный, и им говорят не только парни, но и девушки. «Кадры», «дифференциация», «рационализация» – такие слова вошли у них в обиход.

Слушая ребят, особенно живо чувствуешь, что классовая борьба не только закаляет, но и повышает культурный уровень. Усиленно работает мысль. Если на прошлой конференции ребят интересовали по преимуществу культурные и чисто практические вопросы, то сейчас все ребята, и девушки в том числе, превратились в политиков. Сейчас чувствуется у них убежденность, революционная заряженность.

Попутно ребята рассказали о громадном спросе, существующем в колхозах на книгу вообще, на книгу политическую в частности. Везде, за исключением самых мелких колхозов и колхозов с национальным составом, есть библиотеки, которые стали работать культпоходными методами, везде организуются читки, сборы книг, книгоношество.

Более года назад был объявлен библиотечный поход, но можно было руки себе искусать, наблюдая, во что превращается сплошь и рядом этот поход на местах: он превращается подчас в поход против библиотек и библиотекарей, книги выбрасываются из помещений, библиотекарей травят, «чистят» библиотеки от Ленина, Бебеля и пр. И потому рассказы о том, что бибпоход докатился до деревни и там сказываются уже его плоды, радовали, показывали, что наблюдается тот сдвиг, без которого нельзя было бы поручиться, что книги, посланные в колхозы, не будут свалены куда-либо в сарай или не будут моментально растащены по рукам. Но все ребята в один голос взывали: в колхозах нет книг; спрос колоссально возрос, а книг нет; особенно остро чувствуется отсутствие новой книги, книги, нужной деревне.

Недавно состоявшееся в массовом секторе Наркомпроса совещание на тему «Книга – колхозам» с участием представителей с мест подтвердило картину, выявленную мимоходом конференцией ШКМ. Бибпоход проник на село, проник в колхозы.

Ленинградские представители (на библиотечном фронте Ленинградская область всегда дает много ценного опыта) рассказывали очень много интересного о новых формах бибпохода, о широких кадрах культармейцев-книгонош, о библиотечных «самоходах» – организованном самодеятельном обмене читателей между собой новыми актуальными книгами, что значительно повышает роль передвижек. Сейчас пошли в ход те массовые читки особо важных книг, каких добивался в свое время Ильич и которые никак не удавалось наладить.

Совещание «Книга – колхозам» выявило также меняющееся под влиянием классовой борьбы лицо деревни. Все отмечали возросшую активность женщин. «Чертовы бабы, – сказал один член бригады, ездивший по колхозам, – мы подсчитали, что на четыре выступления мужиков приходится семнадцать выступлений женских». «Чертовы бабы» стоят сейчас в библиотечных очередях. «Чертовы бабы» раньше брали книжки о женских болезнях, о яслях, беллетристику, сейчас требуют книги по политике и колхозному строительству. Ясно, книга стала уже орудием классовой борьбы, орудием строительства, и массы стремятся к тому, чтобы бороться не голыми руками, а быть вооруженными этим новым, острым орудием борьбы.

Ликвидация безграмотности, охватившая миллионы женщин, имеет своим естественным следствием повысившийся спрос На книгу. Но надо отметить следующее. Подобно тому как какое-либо новое изобретение в области техники очень часто обесценивает новое, дорогостоящее оборудование фабрики и новенькие машины приходится подчас сдавать в архив, мы на культурном фронте также имеем это «моральное изнашивание», тяжело отражающееся на нашем книжном фонде. Груды книг выбывают из строя, идут ведомственные споры, что с ними делать, уничтожить ли их на местах или пересылать в центральные библиотеки.

В начале бибпохода мы дали лозунг подомового сбора книг в целях увеличения библиотечных фондов. Нет денег – волей-неволей пойдешь побираться. Книги нужны до зарезу, а помощи нет. Если на чем экономят, то на библиотечном деле, даже в контрольных цифрах «сам Наркомпрос» чуть не забыл вставить суммы, нужные на библиотечное дело. В Иванове собрали таким путем 150 тысяч книг. Ивановцы считают, что 50 тысяч из этих книг можно отдать в библиотеки, 100 тысяч пойдет на утильсырье. Надо принять, однако, во внимание, что разбор книг, отбор лучших требуют большой квалификации, иначе в утильсырье попадут нужнейшие книги, а в оборот пойдет макулатура. Если в Иванове есть силы для правильной сортировки книг, то на местах именно по этой линии мы видим бездну головотяпства. Отбор требует также и времени, а пока идет этот отбор, некоторые книжки успевают уже устареть.

Надо переходить к другим способам снабжения деревни вообще и колхозов в частности. Надо посылать в колхозы библиотеки, формируемые из новых книг. Актуальная, нужная литература должна немедленно пересылаться в колхозы. Сборы книг целесообразно практиковать лишь в крупных центрах или же собирать не «книжки вообще», а учебники, книжки о колхозах, книги определенно намеченного автора.

Вообще же с делом снабжения деревни нужной книгой надо торопиться. Редакции газет, Секретариаты тт. Калинина, Ворошилова могут рассказать о грудах горячих страстных просьб о книгах. Чтобы получить пару книжек, человек всю свою биографию напишет, приложит удостоверение сельсовета, что он самый достоподлинный бедняк, и т. д. Колхозники, приезжая в город, атакуют учреждения, имеющие хоть какое-либо отношение к снабжению книгами. Ходят из одной комнаты в другую, стараются «настрелять» побольше книг для колхоза. Конечно, мы должны заботиться, чтобы у нас ни одна веревочка в нашем культурном хозяйстве не пропадала, была правильно использована, но «веревочек»-то этих больно уж мало в сравнении с тем колоссальным спросом на книгу, который пробудили в деревне коллективизация и классовая борьба.

Совещание «Книга – колхозам» дало немедленные результаты: Госиздат на это дело уделил 25 тысяч, да Главполитпросвет, или, как теперь он называется, массовый сектор, – 20 тысяч, да еще какая-то организация – 2 тысячи. Целых 47 тысяч. С миру по нитке. Все хоть что-нибудь. Но это лишь временная затычка. Нужен совсем другой размах этого дела. Не поможет и та партизанщина, которая все более и более неизбежно будет развиваться в этом деле. Будут при партизанщине разнобой, параллелизм, «принудительный ассортимент» – будут сбывать устаревшие книжки с обломанным и заржавевшим острием. Борьба в деревне углубляется с каждым днем, одних газет недостаточно, нужна книжка.

Состоявшееся партсовещание по вопросам народного образования поставило со всей остротой вопрос о необходимости единого планомерного наступления на культурном фронте. Новые методы работы, методы культпохода тогда только дадут наибольшие результаты, когда работа будет вестись по единому плану, не мертвому, бюрократическому, а живому, гибкому, организующему существующую тягу масс к книге.

XVI партсъезд – мы, просвещенцы, культармейцы, крепко надеемся на это – уделит вопросам культурной революции должное внимание, вникнет в конкретные формы развертывания этой революции и придет ей на помощь всем своим авторитетом.

1930 г.

 

КНИГУ – КОЛХОЗАМ!

 

Сейчас все товарищи, знающие деревню, отмечают чрезвычайно возросшую активность крестьянок и колхозниц. На собраниях женский голос звучит громче всех. Ставят они вопросы чрезвычайно остро.

Крестьянка, загруженная массой домашних дел, всегда отставала на культурном фронте. Темнотой женской широко пользовались кулаки, сектанты и пр., распространяя среди женщин самые нелепые слухи и превращая их часто в своих пособников. В деревне сейчас идет острая классовая борьба. Классовая борьба учит, просвещает, и надо сказать, что широкая масса батрачек, беднячек и середнячек многому научилась в этой борьбе: не так уж верят каждому слову, каждой сплетне. Работницы-активистки многому тут могут помочь и помогают, делятся своим организационным опытом, своей классовой заряженностью. Пробуждение политической сознательности создало громадную тягу к учебе. Этой зимой культпоход перекинулся в деревню, и им было охвачено 8 миллионов, по преимуществу женщин. На ликпунктах шли занятия и по политграмоте.

На днях состоялось при массовом секторе Наркомпроса совещание по вопросу: «Книга – колхозам». На этом совещании отмечались возросшая активность женщин, их интерес к книге – стоят в библиотечных очередях, – и особенно изменился характер спроса на книгу. Раньше брали книжки больше по женским болезням, по уходу за детьми, беллетристику, теперь спрашивают книги по колхозному движению, политические. В женской массе пробудился интерес к политике.

Дело в том, что книга превратилась сейчас в орудие классовой борьбы, она раскрывает глаза на то, что делается в деревне, она стала орудием строительства социализма. Что такое колхоз, почему он невыгоден кулаку, кто такой кулак, почему до сих пор не выбились из нищеты и темноты – ответы на эти вопросы дает книга. Не для времяпрепровождения читает теперь книги деревня, книга нужна деревне, как новые сельскохозяйственные орудия.

Но все выступавшие отмечали ничтожное количество книг, которые попадают в колхозы, скудость состава библиотек, ничтожное количество библиотек и изб-читален, изношенность книг.

Прошлую зиму книга еще очень слабо проникала в колхозы. В этом году в связи с ростом индустриализации, коллективизации, с введением всеобщего обучения, широким размахом ликвидации безграмотности на библиотечном фронте замечается известный перелом. Библиотечный поход, вначале очень туго прививавшийся, сейчас докатился до деревни. Чрезвычайно интересный доклад сделал т. Виленкин, представитель Ленинградской области. Вот что пишет он в своем отчете:

«По единодушному отзыву деревенских библиотечных работников спрос на книгу в течение истекшей зимы возрос в необычайной степени. Контрольные цифры вербовки читателей, установленные в начале года, оказались уже на май месяц почти вдвое превышенными, количество передвижек, направленных в красные уголки, более чем удвоилось. Библиотекари оказались лицом к лицу с пустыми полками и непрерывно возрастающим спросом на книгу. Ничего не оставалось, как широко развернуть бибпоход. Областная ленинградская конференция деревенских библиотекарей имела в этом году небывалый вид. Обычных жалоб, неверия не было слышно. Работники привезли с собой зарядку лихорадочно перестраивающейся деревни, работники стали говорить на языке больших чисел. Торжественно обещали развернуть поход. Но все они в один голос утверждали, что деревне нужна каждодневная, энергичная помощь пролетарского города. Надо срочно дать детские библиотеки. Не книгу, а именно библиотеки, готовые, полностью оборудованные. Под руководством штаба бибпохода удалось в полтора месяца оборудовать 55 библиотек по 3 тысячи книг каждая. Были заключены договоры с организациями. Облпрофсовет обязался дать 12 библиотек, облоно – 14, Ленинградское шефское общество – 9, Союз союзов – 3, ЛСПО – 6 и т. д. Местам было поставлено требование: хотите библиотеку – гарантируйте помещение, гарантируйте ставку для библиотекаря, подыщите и подготовьте его. Работа перешла в округа. Начались переговоры с райисполкомами. Заявки на этих условиях поступили на 80 библиотек. Штаб бибпохода намечает вторую кампанию – 50 библиотек в колхозы к годовщине Октября».

Ленинград идет впереди. Идут на помощь колхозам и другие центры. Иваново-Вознесенск в порядке бибпохода собрал 150 тысяч книг.

Надо равняться по Ленинграду. Надо развить широчайшее социалистическое соревнование в деле культурной помощи колхозам и деревне путем посылки в колхозы библиотек, хорошо подобранных, снабженных каталогами.

Каждая организация должна принять участие в этом деле. Книга советская, современная книга поможет лучше преодолеть встречающиеся трудности, она поднимет сознательность колхозных масс, поможет организации колхозного хозяйства.

«Книгу – колхозам, библиотеки – колхозам» – таков очередной лозунг культурной революции.

1930 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!