ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАСШИРЕННОМ ЗАСЕДАНИИ ГЛАВПОЛИТПРОСВЕТА



 

Тов. Ширямов и другие товарищи указывали, что на помощь колхозному движению приходят различные организации, но в культурной области наблюдается чрезвычайный параллелизм. Когда мы подходим к этому вопросу, мы в шутку говорим, что нам нужно «колхозное движение» на культурном фронте, а то каждый работает на себя, а объединения сил и средств нет. Если еще понемножку подходят к объединению средств, то об объединении сил говорится еще очень мало и еще меньше делается. Необходимо, чтобы вся работа шла по единому плану. По линии библиотечной Главполитпросвет уже проводит план объединения всей библиотечной работы в такой своеобразный «колхоз» в Орехово-Зуеве.

Первое, что нам необходимо в области строительства нашей культурной жизни, – добиться объединения сил. И не только объединения сил, работающих в области политпросветработы. Необходимо, чтобы привлекались силы из школ крестьянской молодежи, там, где они есть, силы техникумов, силы школ соцвоса и т. д. Нам важно максимально развернуть работу, потому что если мы теперь видим громаднейшую тягу к знанию со стороны населения районов сплошной коллективизации, то мы имеем чрезвычайно мало сил. Посылка бригад вызывается именно тем, что не хватает сил.

Конечно, нельзя думать, что бригады везде и всюду развернут целиком всю работу. Необходимо, чтобы все те, которые работают в бригадах, сознавали важность вклиниться в быт и в работу местных работников, учиться у них. С другой стороны, и местные работники должны принять во внимание, что нельзя всю работу свалить на бригаду и на этом успокоиться. Нужна длительная работа для того, чтобы бригады могли действительно принести всю ту пользу, которую они могут принести. Для этого необходимо, чтобы в городе шла серьезная работа с бригадами, чтобы был предварительно проработан тот опыт, который уже имеется, чтобы этот опыт был культармейцами усвоен.

Сейчас перед районами сплошной коллективизации стоит задача перевести каждый колхоз на высшую ступень. Вопросы организационные стоят на первом плане. Как лучше сорганизоваться, как сделать так, чтобы коммуна добилась лучших результатов и чтобы жизнь стала легче, чтобы каждый сознавал, что в колхозе, в коммуне гораздо лучше живется, – это наши главные организационные задачи.

Надо сказать, что у рабочих громадные организационные навыки. Годы революционной борьбы развили определенное умение, определенные навыки. Рабочие, может быть, не столько знают, но они внесут в колхозы свои организационные навыки и умение. Поэтому постановление о том, чтобы дать 25 тысяч рабочих в колхозы и совхозы, имеет огромное значение и поможет колхозному движению.

ЦК говорит о «производственном участке» – надо, чтобы он был и культурным участком. У нас довольно большое количество районов обслуживается посредством изб-читален и красных уголков, но есть и такие районы, где нет ни изб-читален, ни красных уголков. Важно, чтобы в районах сплошной коллективизации было и сплошное обслуживание населения.

Прав товарищ, который говорил, что самое важное – организовать актив, чтобы тогда, когда уезжает избач, кто-нибудь из актива мог его сейчас же сменить, чтобы избач работал не одними своими руками, а чтобы дружно работал целый коллектив. У нас имеются такие случаи, что работает избач неплохо, но работает только своими руками, а организовать работу коллектива, чтобы каждый имел свой определенный раздел, этого у нас не умеют.

Говорят, что нет у нас книг. Это верно: у нас книг не хватает. Тут мы перегрызлись с Гизом: мы требуем книжек по колхозному движению, а он посылает совсем не то, что нужно. Ругают нас, а мы – Гиз. Но Гиз не имеет тех книг, какие нужны. Нам надо максимально каждую книжку использовать. Все-таки есть десятки хороших книг. В селах надо организовать коллективную читку, обсуждение этих книг, тогда они пойдут гораздо шире и большую пользу принесут.

Теперь вопрос о совместных читках. Я хочу на этом вопросе особенно остановиться. В первые годы революции, когда почти не было никаких революционных книг, т. Ленин выдвигал вопрос о максимальном использовании газеты. Газету прочитают и скомкают, а делать вырезки, наклеивать их и т. д. – это у нас не практикуется. За последнее время мы стали слишком «богаты» и не занимаемся такой черновой работой. Но ведь молодежь, которая хочет получить возможно больше знаний, может получить таким образом сразу богатый материал для чтения. Если вы сорганизуете актив рабочих, можно такую читку устраивать.

Итак, я подчеркнула два момента – организация и объединение сил и средств и использование всех приезжающих в колхозы людей.

Тов. Ширямов уже говорил о культуполномоченных. Сейчас по Московской области происходит интересный опыт. Тут проходят выборы культуполномоченных. Выбирают так же, как в сельсоветы. Проводят большую кампанию, собирают бедняцкие и середняцкие собрания. На них обсуждаются кандидатуры культуполномоченных, чтобы они были людьми, понимающими крестьянские нужды. Культуполномоченные составят совет избы-читальни и у себя будут в селе докладывать, что делается по культурной линии. Это имеет то значение, что работники станут под контроль масс. Мы часто употребляем это выражение, но не знаем, как это сорганизовать. Если мы правильно подойдем к делу, то может получиться действительный контроль масс. Если мы будем так же организовывать и районы сплошной коллективизации, то результат получится хороший.

Тут выступал товарищ из Щигровского района, рассказывал, как там поставлена ликвидация неграмотности, как она совершенно меняет быт. А в Орловской губернии создалась новая форма работы – дошкольные избы. Жизнь – это не сухая формула, и тут постоянно есть что-то новое. Раньше говорили о летних площадках, а сейчас появились целые зимние избы. Затем посылаются бригады портных. Мы слышали о бригадах культработников, а об этом слышим в первый раз. Но эта вещь нужна. Те женщины, которые ликвидируют неграмотность, хотят научиться шить. Это отвечает запросам населения. Надо уметь новые, зарождающиеся формы работы подхватить, и тогда при небольших средствах можно развернуть большую работу. Надо суметь организовать самодеятельность, тогда можно получить громадный сдвиг.

Я еще хотела обратить внимание на то, что наши хозяйственные организации недостаточно раскачались. Сегодня Х-летие декрета по ликвидации неграмотности. В этом декрете, подписанном Лениным, есть пункт о том, что надо освобождать для ликвидации неграмотности на два часа. Многие в недоумении. Как же так: с одной стороны, напряженнейшая работа, а с другой – освобождение на два часа, – не можем мы этого сделать. Может быть, на два часа нельзя освобождать, но не в форме дело, мысль тут такая, что хозяйственники должны пойти на разные потери и убытки ради ликвидации неграмотности. Хозяйственники должны на это пойти. Два часа – это для них убыток, но в декрете сказано, чтобы убытка они не боялись.

Когда мы разговаривали с представителями машинно-тракторных станций, то товарищ даже удивился: «Как это, – говорит, – можно? Машинно-тракторные станции должны культурно помогать и какие-то средства на это уделять?» Только после конца собрания, когда начали коллективно на него нажимать, он согласился, что, пожалуй, это нужно, и даже спросил, сколько товарищей надо выделить.

Несмотря на постановление ЦК, хозяйственники не знают ничего о культурной помощи. В хозяйственных журналах о культурной работе ничего нет. Ничего не говорится о том, как культуру с бытом увязать. Мы натолкнулись на то, что за последнее время идут всякие бытовые собрания о том, как строить по-новому дома, и т. п. Это в городе, а как в районах сплошной коллективизации? Как там строить, как увязывать эту стройку со всей работой? Можно ли оставить так, как раньше было, чтобы каждая хозяйка себе сама месила хлеб, или нужно что-то новое? Нужно ли шить по-прежнему руками или нужна швейная машина? Должен ли каждый для себя готовить или нужна столовка?

Теперь о детях. Это всех касается – и избачей и других работников. Из всех писем от колхозов и коммун видно, насколько этот вопрос всех интересует. Одна коммуна совсем было распалась, а ребята явились пропагандистами коллективизации и сами организовали коллектив. Из соседних сел приходили ребята смотреть на них. Родители вначале им грозили, но они убегали. Я помню, как вначале избачи жаловались, что ребята осаждают избу-читальню, и один избач придумал способ – из ведра их окатывать, потому что они, как мухи, облепляли избу-читальню. Сейчас мы должны найти другие формы для организации детей. Надо организовать их активность.

Когда мы говорим о сплошном обслуживании, необходимо иметь особого вида работников: не избача, который на месте сидит, а актив и особых, может быть, платных инструкторов, которые переезжают с места на место. Эти инструкторы смогут указать, как организовать работу, какие газеты выписывать, как их использовать, как организовать кружок и т. д. Это – инструкторы разъездные, они уже стихийно создаются, и их надо оформить. Они будут иметь большое значение. Конечно, важно, чтобы кооперация сказала инструктору, что ей нужно, профсоюзы – что им нужно и т. д. Инструкторы должны быть общие. Сейчас это стоит на очереди дня. Это чрезвычайно важный вопрос. На возможности в настоящий момент жаловаться не приходится.

Там, где имеется радио, оно играет колоссальную организующую роль. Это такие возможности, которых в прошлое время не было. Бее их надо использовать и поставить на службу колхозному движению.

1929 г.

 

ПОЧВА ВСПАХАНА, НУЖНО ЗЕРНО

 

Советская деревня Переходит на коллективные формы Хозяйствования.

Вопросами коллективизации заняты все газеты, журналы.

Но общественное внимание приковывается пока что почти исключительно к хозяйственной стороне дела, а та коренная ломка всего традиционного крестьянского мировоззрения, всей привычной мелкособственнической психологии крестьянина, которая идет параллельно переходу масс на коллективное хозяйство, совершенно в недостаточной мере освещается в прессе и вообще не привлекает к себе того внимания, которое должно бы привлекать.

Этот перелом мировоззрения, перелом психологии очень слабо обслуживается, предоставляется воле судеб; муки родов массового коммунистического мировоззрения происходят где-то на задворках, и насчет помощи этому акту родов как-то мало думают. А помощь необходима.

Роды происходят в зараженной старыми предрассудками атмосфере, в темноте.

Надо широко распахнуть окно и впустить свет знания, надо так широко, как никогда, поставить пропаганду коммунизма, придать ей небывалый размах, нужен широкий весенний сев идей марксизма-ленинизма, почва вспахана уже – нужно зерно...

В этой обстановке посылка культбригад имеет совершенно исключительное значение. Именно сейчас культбригада может сделать неимоверно много.

Конечно, для этого надо, чтобы в культбригады вступали самые ценные работники.

Не «в чинах и орденах» тут дело, а в том, насколько люди вооружены идеями Маркса и Ленина, насколько горячо убеждены в их правоте. Важно не то, сколько лет просидел человек над изучением истмата, экономполитики, истории классовой борьбы – чем глубже он их изучил, тем лучше, конечно, – но самое важное для культбригадиров марксистская убежденность, знание основ марксизма-ленинизма, стремление передать свое знание, понимание массам.

Это необходимо для культбригадира.

И еще необходимо для культбригадира ясное понимание того, что он едет в колхоз не только учить, но и учиться.

Сила Ленина была в том, что он умел, как никто, учиться у масс. Он умел вслушиваться в вопросы, задаваемые ему рабочими, крестьянами, солдатами. Умел вслушиваться в мимоходом брошенные замечания. Он продумывал каждый заданный ему вопрос, каждое замечание, выяснял себе, что заставляет человека именно так, а не иначе, ставить вопрос.

В простых словах умел разбирать голос истории.

Мы не Ленин, и потому нам надо быть вдвое внимательнее к совершающемуся вокруг нас; нам надо быть начеку, чтобы не впадать в чванство горожанина перед жителем деревни, надо учиться по-товарищески подходить к потянувшемуся к идеям Маркса и Ленина колхознику.

Особенно надо быть начеку учащейся молодежи. Вступление в бригаду для нее должно превратиться в поступление на курсы живого марксизма-ленинизма.

Но, конечно, было бы большой ошибкой, если бы бригадиры отправлялись только изучать пробуждающуюся к новой жизни деревню. Деревня ждет от культбригад реальной помощи. И каждый бригадир, едущий в деревню, должен все силы употребить на то, чтобы передать деревне свои знания, свой организационный опыт.

Пожелаем ему успеха в этом деле.

1930 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!