ВОПРОС, ПОСТАВЛЕННЫЙ ОКТЯБРЕМ



 

Идущая быстрыми шагами индустриализация нашей страны, рационализация производства, переход на семичасовой рабочий день, на непрерывку, коллективизация сельского хозяйства, рост коммун ставят с особой остротой вопрос о рационализации всей жизни, об организации ее на социалистических началах. Этот вопрос сейчас еще не осознан массами до конца, но он волнует батраков, колхозников, коммунаров, он волнует молодежь, работниц, рабочих. Загораются глаза батрачек, когда говоришь, как надо строить новые поселки в совхозах и колхозах с общественными столовыми и прачечными; создаются бытовые секции при Советах; выходит «Бытовая газета» в Ленинграде; созывает молодежь конференции по быту; устраивают и учащаяся молодежь и рабочие коммуны, которые последнее время стали быстро расти; создаются проекты домовых ассоциаций и пр. и пр. В коммунах молодежи ставится вопрос о единой кассе, о взаимоотношениях и пр.

Было бы большой ошибкой рассматривать все эти вопросы лишь под углом зрения семейного быта, борьбы с пьянством и пр. Вопросы бытовые неразрывно связаны с вопросом громадной социальной значимости, с вопросом о перестройке всей жизни на социалистических началах. Этот вопрос был поставлен во весь рост Октябрем, потом гражданская война, борьба за поднятие промышленности и сельского хозяйства отодвинули этот вопрос на задний план. А сейчас, в связи с нашими успехами на хозяйственном фронте, он вновь воскресает, идет не с верхов, а с низов, повелительно требует своего разрешения.

Нельзя сказать, чтобы за последние годы ничего не делалось для социалистической организации общественной жизни – делалось немало, но, надо правду сказать, делалось довольно беспланово, часто без надлежащей социалистической перспективы. Если при капитализме жили, «равнодушно слушая проклятья в битве с жизнью гибнущих людей», то в наш переходный период от капитализма к социализму вся жизнь должна переорганизовываться таким образом, чтобы она не давила людей, а помогала бы им жить по-человечески.

В данном случае я говорю не о классовой борьбе – это особь статья, а о тине организации всей общественной жизни. Ленин учил нас неустанно' проверять, насколько социалистично то, что мы строим, – говоря теперешними терминами, осуществлять самокритику в области нашего социалистического строительства, осуществлять ее не только с точки зрения темпа, хозяйственной эффективности, но и с точки зрения социалистической рационализации, с точки зрения социалистической эффективности. Владимир Ильич выражал эту мысль очень простыми словами: нам надо смотреть, туда ли везет нас наша машина, куда надо. В области хозяйственной мы, кажись, уже выбираемся на «шаше», па прямую дорогу – тут у нас и плановость, и районирование, и коллективизация, и пр. Но хозяйственное строительство – это лишь одна из составных частей строительства социализма. А как у нас обстоит дело с другой составной частью строительства социализма, с другой проблемой, выдвинутой Октябрем, с социалистической организацией всех звеньев нашей общественной жизни? Тут надо прямо сказать, мы основательно-таки отстаем, и эту отсталость как нельзя лучше иллюстрирует наша пятилетка.

Как у нас стоит вопрос о социальном обеспечении детей, стариков, нетрудоспособных, вопрос о соцстрахе, о праве на труд, о подготовке к труду, об общественной организации труда? Мне кажется, что тут многое надо подвергнуть критике с точки зрения разрешения, задач социалистического строительства. Работа в этом направлении Наркомтруда, Наркомсобеса, Наркомздрава, Наркомпроса, Наркомюста, ВЦСПС, коммунальных секций Советов идет вразброд, отсутствует та плановая четкость, которую мы видим, например, в хозяйственной области. Да и внутри каждого из вышеназванных наркоматов в области социального обслуживания часто правая рука не знает, что творит левая. Может быть, я недостаточно осведомлена, но, по-моему, внимание общественности недостаточно приковано к этим вопросам, то, что делается, часто делается на ощупь.

На фоне проблемы – построить жизнь на социалистических началах – особое значение приобретает коммунальное хозяйство, работа коммунальных секций, которые планируют, где что и как надо строить, как организовывать освещение домов и улиц, водопровод, отопление, бани, прачечные, как организовывать передвижение, организовывать места отдыха и пр.

И, наконец, в связи с коммунальным хозяйством особо остро выдвигается вопрос о создании материальных предпосылок для коллективизации быта. Как организовать наиболее рационально общественные столовки, закупку и распределение продуктов, уборку, чистку помещений, мытье посуды, стирку, починку и пр. Как создать предпосылки для раскрепощения женщины от домашнего рабства.

Около этих вопросов – рационализации всей жизни на социалистических началах, коммунального строительства и механизации быта – надо организовать широкую общественность, повести пропаганду, связать эти вопросы с вопросами культуры, учебы.

Пятилетка перестройки общественного уклада на социалистических началах выглядит убого, нет ясности, четкости в понимании этого вопроса, нет понимания того, что крупная индустрия, крупное сельское хозяйство, его коллективизация повелительно требуют совершенно иной организации всей общественной жизни, чем какая была раньше. У нас есть отдельные достижения на фронте социалистической реорганизации жизни, вроде фабрики-кухни в Иванове, детской столовки в Сокольническом районе, домов отдыха, домов культуры и т. п., но всё это уникумы, а нужно сплошное, непрерывное обслуживание трудящихся масс, нужна перестройка всей их жизни. Над этим надо упорно работать. Только перестройка материальных предпосылок быта окончательно раскрепостит женщину, создаст новые формы быта.

Конечно, это очень большой вопрос, который не может быть разрешен одним росчерком пера, одним каким-нибудь постановлением.

Необходимо сугубое внимание к социалистической перестройке быта, нужно этот вопрос всесторонне осветить в печати, поставить его под контроль масс, организовать их активность в этом направлении, надо пойти и в этом вопросе по линии социалистического строительства.

В двенадцатую годовщину Октября мы должны отдать себе отчет, что в области социалистической организации жизни дело только-только еще начато, надо основательно приналечь на эту сторону дела.

1929 г.

 

КУЛЬТУРА, БЫТ И НЕПРЕРЫВКА ( ДОКЛАД НА СОВЕЩАНИИ, СОЗВАННОМ РЕДАКЦИЕЙ ГАЗЕТЫ " КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА")

 

Товарищи, на собраниях рабочих, когда идут разговоры о соревновании, о непрерывной неделе, очень часто раздаются такие замечания со стороны рабочих: «Надо, – говорят, – не только рационализировать работу на фабрике, на предприятии, надо бы уже подойти поближе к рационализации всей нашей жизни, как-то эту жизнь организовать гораздо разумнее, лучше, чем она организована сейчас». Этот вопрос, конечно, тесно связан с тем переломом, который мы наблюдаем в стране. Мы сейчас видим громадный сдвиг в деревне, мы видим, что в городе создаются новые формы работы, новая культура труда и т. д. Все эти вопросы заставляют нас вновь поставить вопрос о том, как у нас вся культура, весь быт увязываются между собой. Когда мы говорим о культуре, то тут, конечно, имеем в виду не верхушечную культуру, а культуру масс, культурный уровень, который мы наблюдаем в самых широких массах. Вопрос культурного уровня – это нечто другое, чем уровень общеобразовательный. Мы по нашей Советской стране знаем, что у нас часто совершенно безграмотный или малограмотный рабочий является в то же время чрезвычайно сознательным человеком, сознательно относящимся ко всему окружающему, к своему производству. Безусловно, эта малограмотность и безграмотность стоят поперек дороги, но из этого ясно, что нельзя ставить знак равенства между общеобразовательным уровнем и общим развитием масс.

Но что же мы понимаем под культурой?

В начале революции очень много толковали о пролетарской культуре. Казалось, что можно как-то это продумать, проработать в отдельных клубах и лабораториях и потом эту культуру осуществить. Тогда т. Ленин очень резко возражал против такого понимания культуры. В новых томах Сочинений[15] Ленина звездочкой отмечены те статьи, которые не попали в предыдущие издания полного собрания Сочинений Ленина. Очень многие из этих статей касаются вопросов культуры, имеются всякие статьи, тезисы, наброски. Есть статья и по поводу пролетарской культуры. В этой статье Владимир Ильич подчеркивает, что под культурой нельзя понимать что-то такое искусственно придуманное в кабинетах. Он говорил, что культура органически связана со всей жизнью масс, охватывает всю жизнь масс, и поэтому Пролеткульт должен не противостоять Наркомпросу, а, наоборот, вместе с Наркомпросом работать над созданием новой культуры.

Мне кажется, под культурой мы понимаем следующее: как массы относятся к окружающему, как они понимают окружающую природу, как понимают то, что делается кругом в общественной жизни, и т. д. Иначе говоря, миропонимание масс входит в понятие культуры. В это же понятие входит и отношение к поступкам окружающих людей, оценка их поступков, оценка того, что хорошо, что плохо, т. е. то, что называется моралью. Далее, в понятие культуры входит, конечно, и культура труда, и повседневная организация всех сторон жизни (быт, искусство).

Возьмем для примера средневековье. Там культура была в ведении церкви. Тогдашнее миропонимание определялось библией, где земная власть олицетворялась в небесной и оттуда, с неба, якобы вмешивалась в жизнь отдельного человека, и считалось, что человек не волен строить эту жизнь по своему усмотрению. Это мировоззрение широко проповедовалось служителями культа и прививалось массам. Церковь хотела, чтобы массы твердо это усвоили себе. В отношении морали церковная мораль представляла собой насквозь рабскую мораль – в страхе божьем жить, подчиняться безропотно и г. д. 'Церковь старалась всячески привить это мировоззрение трудящимся. В те времена труд считался проклятием божьим, т.е. было чисто рабское понимание культуры труда. Это понятие связывалось всегда с мыслью, что все надо терпеть. То же самое в отношении быта. Если мы посмотрим на роль церкви в деле организации быта, то надо сказать, что церковь того времени была своего рода Совнаркомом. Я приведу пример. Я помню, как один крестьянин пояснял мне и моей приятельнице, для чего существуют церковные праздники. «Летом, в страду, – говорил он, – на работе помереть прямо можно, такая она трудная, а тут тебе и праздник – значит, отдыхать можно». Вот так, чисто с точки зрения охраны труда подходили к этому вопросу! Возьмите пост. Церковь исполняла тут функцию своеобразного Наркомпрода, функцию, смысл которой сводился к воздержанию от еды из чисто экономических соображений. Воздержитесь от еды, чтобы к весне, когда будет мало продуктов, накопить запасец, и т. д. и т. п. Церковь устраивала дома для престарелых, школы для детей и т. п. Возьмите «священные книги»: там вы найдете кучу рецептов наркомздравовского порядка. Одним словом, церковь тогда представляла собой настоящий Совнарком, который воспитывал и организовывал массы в соответствующем духе.

Переходя от средневековья к капитализму, мы должны отметить, что капитализм использовал церковь очень умело для того, чтобы сохранить старое мировоззрение постольку, поскольку это было в его интересах. При капитализме, как и до капитализма, проповедовалось, что бог существует и вмешивается во все дела. Особенно зорко охранялось старое учение церкви о покорности и послушании, ибо это в интересах капитализма. Но одновременно с этим часть функций церкви капитализм отнимает и перестраивает. Так, например, в школах преподается мораль, хотя и рабская, но приноровленная к новым капиталистическим условиям. Труд хотя и рабский, но по виду свободный, наемный труд. В области просвещения капитализм уже стремится воспитывать массу в своем духе, он отбирает школы от церкви и через сеть специально-просветительных учреждений проводит свою насквозь буржуазную линию. В смысле быта наблюдается такое же переключение функций: государство обслуживает потребности масс почти целиком, то же с охраной труда, обслуживанием потребления масс и т. д.

В наше переходное время мы должны отдать себе ясный отчет в том, что, если мы хотим строить новую культуру, культуру, противоположную капиталистической, мы должны работать по всей линии культуры. Мы должны помочь массам осознать все окружающее, осветить отношение человека к природе, осветить путь развития человеческого общества, помочь заменить религиозное мировоззрение материалистическим мировоззрением. Тут мне хотелось бы сказать пару слов об антирелигиозной пропаганде. Наша антирелигиозная пропаганда до сих пор часто носит очень поверхностный характер, часто выражается лишь в насмешках, во внешних протестах. А между тем религия – это определенное мировоззрение, и мы, конечно, никогда не искореним религиозное верование, если мы не дадим на место старого миропонимания нового материалистического мировоззрения. У нас по части разъяснения происхождения человека дело обстоит довольно благополучно, но что у нас отсутствует в пропагандистских выступлениях и книгах – это освещение истории развития человеческого общества. Мы мало внимания уделяем этому вопросу, почти совершенно не даем истории культуры, поэтому у нас получается какой-то провал. Пока дело касается происхождения человека, все идет гладко, а как только вопрос переходит к тому, как развивалось человеческое общество с самых первых времен до настоящего времени, то тут у нас провал. Если мы возьмем нашу прежнюю марксистскую пропаганду, то мы увидим, что там этому вопросу, пропаганде истории культуры в марксистском освещении, уделялось очень много внимания. Эта пропаганда имела среди рабочих очень большой успех, потому что она давала рабочему такое цельное мировоззрение, которое способно было с корнем уничтожить старое миропонимание. Тут я должна сказать, что наша коммунистическая, партийная печать этому вопросу уделяет, к сожалению, мало внимания, потому что злободневные вопросы, которые, по понятным причинам, берутся за исходные пункты, приковывают все наше внимание. Никто из товарищей не отрицает, что этим делом надо заняться, но на практике выходит, что все-таки этой пропаганды не ведется.

Теперь относительно морали. Тов. Ленин по этому вопросу говорил на съезде комсомола, где он подчеркивал противоположность коммунистической морали морали буржуазной, где указывал на то, что коммунистическая мораль заключается в том, что человек свои поступки подчиняет интересам целого. Такое добровольное подчинение личности воле коллектива, интересам ведущейся борьбы и составляет гвоздь коммунистической морали. Но было бы ошибочно думать, что только книжной пропагандой нам удастся разрешить этот вопрос. Тут мало книги – тут нужен показ. Такие вещи, как коммунистические субботники, как соревнование и т. д., – все это как раз и создает в массах понимание необходимости коллективно, общими усилиями, сообща добиваться цели. Мораль коммунистическая выковывается в борьбе.

Перехожу к культуре труда. У нас постепенно, понемногу начинает, по крайней мере среди актива трудящихся масс, изживаться взгляд на труд как на какое-то проклятие божье. Субботники, соревнование, рабочие бригады – все это воспитывает новый взгляд на труд. В быту у нас тоже большой сдвиг. Что характерно для нашей эпохи и что особенно бросается в глаза иностранцам – это организованность и самодеятельность масс.

Когда к нам приезжал Дьюи, известный американский педагог, его больше всего, по его словам, поразило то, что у нас массы так захвачены культурными стремлениями. Он без советского проводника пошел в Ленинградский дом культуры и наблюдал, как через этот дом в течение дня прошло несколько тысяч рабочих. Это его особенно сильно поразило. Другой педагог, один из довольно консервативных американских педагогов, также писал, что его поразило то, что культурно захватываются самые отсталые слои. Вы видите, как оба эти педагога в своих высказываниях отмечают именно эту особенность нашей культуры – глубоко захватывать широкие массы, не верхушечные слои, не только квалифицированные слои рабочих, а самые низы. Конечно, мы все знаем, что у нас делаются только первые шаги по сравнению с тем, чего мы хотим, но несомненно, что за годы революции мы сделали громадный шаг вперед. Этот рост масс особенно сильно бросается в глаза, когда присутствуешь на конференциях, собраниях, пионерслете. Тут только ясно видишь, насколько массы поднялись, как создается новая массовая культура, в корне отличная от капиталистической.

Вспоминается спор Маркса с Лассалем. Последний центральное значение придавал правительственным мероприятиям в пользу рабочих, а Маркс говорил, что буржуазное правительство будет давать лишь подачки и что гораздо важнее пробудить самодеятельность масс, помогать им организоваться, расти в ходе борьбы – в этом видел он гвоздь вопроса. Если вы возьмете высказывания Ленина, то вы увидите, что он вопрос о самодеятельности масс подчеркивал всегда с особой силой, обращал особое внимание на то, как сами массы организуются, действуют, а не на то, что сделано для них. И, конечно, в отношении сознательности массы колоссально выросли за время революции, в отношении общеобразовательного уровня кое-какой шаг вперед сделан, но шаг небольшой. Мы в смысле поднятия общеобразовательного уровня масс очень сильно отстали.

Если же мы возьмем быт, организацию повседневной жизни, тут дело обстоит хуже. Все мы понимаем, что никаким декретом тут ничего не сделаешь, тут нужна упорная, долгая работа. Нам необходимо сознаться, что эта часть культработы – по созданию нового быта – у нас стоит на заднем плане. В этой части мы очень сильно отстали. У нас много пережитков не только капиталистических времен, но даже средневековых пережитков у нас достаточно. Возьмите хотя бы закабаленность женщины, отношение к детям, взаимоотношения в семье – везде вы тут заметите массу старых пережитков, в особенности если дело касается нацменьшинств. Недавно мне пришлось разговаривать с избачами, приехавшими из Хакассии (из Сибири). Пока выступали русские избачи, то казалось, что все там хорошо: и коллективизация развертывается, и антирелигиозная пропаганда ведется, но когда стали выступать хакасы, то получилась картина другая: у них в улусах все. по-старому – шаманство, темнота. Надо отметить, что мы до сих пор мало изучили еще быт небольших национальностей, которые при царизме были чрезвычайно угнетены и по отношению к которым на нас лежит большая обязанность. Кроме того, несомненно, что культура более отсталых национальностей заражает и снижает культуру передовых национальностей. Об этом писал Ленин, указывая на пример Америки, где отсталость негров на культурном фронте снижала культуру белых. Так и у нас: более отсталые, более малограмотные национальности своей безграмотностью, отсталостью влияют на все население в целом, и когда смотришь на все это – на отсталые, глухие деревенские уголки, на культуру страны в целом, – то видишь, как много нужно еще для того, чтобы создать в стране новую, социалистическую культуру, которая должна дойти до самых глубин, до самых низов.

Такое движение, как культпоход, которое имеет целью обслуживание самых низов, вскрывает с особой силой всю нашу бытовую отсталость.

Возьмем положение женщины в семье: даже в городе она по-прежнему в праздники стряпает, вечером приходят гости, устраивается кормежка, затем после них уборка и т. д. Нет достаточного количества детсадов, школ, ребята дома, матери связаны по рукам – не могут пойти ни на собрание, ни в клуб и т. д. Таким образом, весь строй нашего быта еще очень крепко держит женщину в старом положении закабаления. Женщина безграмотна, между тем у нас до сих пор нет всеобщего обязательного обучения, которое особо важно для девочек, которых родители не пускают в школу.

На культурном фронте мы позорно отстаем. И, если бы хозяйственная сторона у нас не развивалась, не ломала старого быта, мы долго еще топтались бы на месте. Деревня, оторванная от города, живущая по заветам отцов, клала бы свою средневековую печать и на культуру города, на культуру рабочего класса. Но в настоящее время в деревне происходит подлинная революция – механизация, коллективизация сельского хозяйства, объединение мелких хозяйств в крупные механизированные хозяйства. Все это производит на крестьянскую массу колоссальное впечатление. Это видно хотя бы из того, что коммуны теперь превратились в места крестьянского паломничества, экскурсии за экскурсиями посещают коммуны, и это стало даже тяготить их. Существование таких крупных хозяйств производит целый переворот в психологии деревни. Возьмите Северный Кавказ, Урал, Сибирь, ЦЧО – те области, где сильно развито земледелие, – мы видим там громадный сдвиг психологии масс. Мы получаем письма от библиотекарей из этих районов, которые пишут, что сейчас крестьяне спрашивают все книжки про коллективизацию, хотят знать, понять, что делается кругом, а таких книг в библиотеках нет. Именно в больших коллективных хозяйствах и появляются в настоящее время и зачатки нового быта. Возьмите совхоз «Гигант» – там строится новая просторная общая столовая, строятся детдома, ясли, бани и прачечные. Недавно у нас в Москве была делегация батраков и батрачек из-под Киева, где они устроили забастовку против хозяев крупных огородов. Когда мы беседовали и когда я стала им рассказывать о том, что в «Гиганте» строятся баня, прачечная, столовая, детдом, то лица батрачек особенно оживились, это мое сообщение нашло у них очень живой отклик и очень заинтересовало их.

В колхозе вопрос о механизации быта стал во весь рост. Конечно, всем понятно, что и в городе старые условия, старое распределение времени представляли очень много препятствий для изменения быта.

Быт этот меняется, конечно, особенно там, где жен-шины работают сплошь на предприятии. И понятно, такой факт, как создание в Иваново-Вознесенске фабрики-кухни, в корне меняет весь быт. Роль столовых, роль организованного питания, роль горячих завтраков в школах и т. д. – все это имеет громадное значение в деле установления нового быта. То же самое и в отношении вопросов здравоохранения, жилищных условий и т. д. – все это оказывает влияние на современный быт, на отношения людей друг к другу.

Все эти вопросы особенно сильно выступили перед нами, когда встал вопрос о непрерывной неделе. Надо сказать, что непрерывное производство очень основательно ломает старый быт: уничтожаются воскресенья, хождение в церковь, хождение в гости к родственникам, где полагалось угощение, обывательская болтовня, меняется форма времяпрепровождения. В праздники раньше полагалось ничего не делать. Теперь же твое свободное время будет тогда, когда многие другие работают, и помимо твоей воли создается какое-то рабочее настроение, и у тебя является потребность использовать свободное время более разумно. Надо заметить, что переход па семичасовую работу не сопровождался, к сожалению, большой работой по изменению бытовых условий. Необходимо, чтобы переход на непрерывную неделю дал толчок бытовым и культурным сдвигам.

При Агитпропе ЦК было созвано совещание вместо с культотделом профсоюзов, Политпросветом и представителями предприятий, которые уже перешли на непрерывку. На совещании товарищи с завода «Серп и молот» рассказали, что раньше столовая не работала по воскресеньям. «Мы, – говорят, – настояли на том, чтобы столовая работала непрерывно». Затем раньше дома в воскресенье каждый рассчитывал покушать вкусно приготовленный домашний обед, а после непрерывки ясно стало, что от этого надо отвыкнуть, и вместо этого начали рабочие нажимать на столовую, чтобы она готовила повкуснее. Вообще вопрос о столовых стоит сейчас очень остро. Если обеды в столовке отпускаются за 70 кои., то еще ничего, чисто в столовке, а там, где за 40 коп., – уже начинается грязь, очереди. Тут необходима самодеятельность масс, нужно привлечь внимание общественности к этому вопросу, и нам удастся разрешить возможные затруднения.

Какое большое значение имеет самодеятельность масс, мы видим хотя бы из прошлогоднего культпохода. Как только массы взялись за это дело, мы имели громадный сдвиг, нам удалось при тех же средствах сделать вдвое больше. Как видите, весь вопрос сводился к организации самодеятельности масс. И теперь, при переходе на непрерывную неделю, успехи наши будут зависеть от своевременной и должной организации этой самодеятельности. Было бы недостаточно разрешить вопрос питания рабочих в общих столовых, надо подумать и о семьях этих рабочих, потребуется также еще большее увеличение школьных завтраков. В таком же состоянии находится вопрос о детях; у нас сейчас ничтожное количество яслей и детсадов. Особенно большой, совершенно новый размах этому делу нужно придать в тех районах, где женщина занята на работе в производстве, ибо там этот вопрос стоит со всей серьезностью. Частичное разрешение этого затруднения возможно без дополнительных затрат. Когда приходишь в детсад или ясли, то видишь, что у руководителей не всегда должная нагрузка, так как ребята не всегда аккуратно приходят. Вообще всегда в детсадах и яслях больше пропусков, чем в школах. Исходя из этого, можно нагрузку на одного руководителя увеличить до 35 человек с тем, чтобы в те дни, когда мать не работает, она могла бы, если захочет, оставить ребенка в детучреждении. В отношении школ, в связи с непрерывкой, высказываются такие взгляды: «А может быть, можно меньше школ построить, вместо нового строительства школ обойтись старыми школами». С этим, конечно, надо бороться, чтобы не снизилось школьное строительство. Теперь в школах получается чуть ли не трехсменная работа. Если в связи с непрерывкой мы будем ребят отпускать два раза в неделю домой, а родителей дома нет, и ребенок будет околачиваться где-то на улице, то будет только вред, – мы должны стараться, чтобы ребенок время отсутствия родителей тоже мог провести в школе. Тут как раз нельзя экономить на новом школьном строительстве, так как это было бы большой ошибкой с нашей стороны. Тут мне кажется обратное. Мы, по-моему, должны взять опыт Америки. У них существуют так называемые платун-школы – особый вид школ, где полдня учатся, а полдня уделяется совместному хождению в библиотеки, экскурсиям, просмотрам культфильмов, обсуждению разных вопросов, играм и пр. Мы можем для этой цели использовать общие клубы, так как по утрам, приблизительно до часу, они будут пустыми и при непрерывке. Теперь насчет занятий взрослых. Раньше, устав от работы вечером, обычно посещали кино. Теперь совсем другое, теперь не будет будней и праздников; часть сегодня работает, но зато другая часть отдыхает и требует удовлетворения той или иной культурной потребности, как-то: послушать лекцию, сходить на экскурсию, позаниматься в кружке и т. д. и т. п. Но и в самую организацию занятий придется ввести изменения. До сих пор все держалось на руководителе, на лекторе, на самодеятельность мало обращалось внимания, как-то плохо молодежь вооружалась умением самостоятельно работать. Теперь, при переходе на непрерывку, необходимо обратить особое внимание на то, чтобы вооружать рабочих умением самостоятельно работать над тем или иным вопросом, и тут консультация, взаимопомощь, заочное образование приобретают совершенно исключительное значение. Надо со всей внимательностью подойти к постановке нашего заочного обучения: достаточно ли доступно оно широким массам, интересны ли задания, понятны ли они и т. д. Через заочное обучение необходимо вооружить широкие слои рабочих умением самостоятельно работать, придать этой работе гораздо большую гибкость. Мы до сих пор все еще обсуждаем, говорим, спорим о всяких хороших вещах; мне кажется, что пора бы уже перейти от обсуждений к осуществлению. Нужно на каждом предприятии, в цехе учитывать, что именно на данном предприятии надо сделать, и приступить постепенно к осуществлению этого мероприятия. Ведь каждое предприятие имеет свою физиономию и свои потребности. Например, «Серп и молот» нуждается в помещении, а рядом стоит Андроньевский монастырь. Рабочие решили отобрать это помещение, обратились в Главнауку (Главное управление научными, музейными и научно-художественными учреждениями. – Ред.) и получили монастырь в свое распоряжение.

Сейчас важно, чтобы в каждом цехе определенной группе были даны поручения выяснить все эти вопросы, чтобы вопросы действительно сообща были обсуждены и предпринимался уже сейчас ряд мероприятий для того, чтобы осуществить и провести в жизнь то или другое мероприятие, которое сама жизнь толкает вперед. Если это будет проводиться в жизнь систематически, то может в результате получиться благоприятный сдвиг, и не будет тогда той растерянности, которая вызвана сейчас переходом на непрерывку, – она будет тем самым изжита. Надо отметить, что этой растерянностью пользуются наши враги – сектанты, у которых нам не мешало бы научиться гибкости. Сектанты все время приноравливаются к условиям: очень часто бывает, что у них молельни в часы отдыха рабочих открыты, а клубы наши закрыты. Тут нужно все учитывать и умело проводить свою линию. Например, в Ивановской области в одном селе население, которое раньше голосовало против закрытия церкви, когда предложено было приспособить церковь под мельницу, проголосовало за отдачу церковного помещения для такого ее использования. Основное тут – раскачать массы; поэтому важно, чтобы не только в культотделе ВЦСПС, не только в Агитпропе комсомола, – важно, чтобы поскорее эти вопросы начали обсуждаться в самих цехах, а когда нам удастся добиться этого, можно будет сделать многое, чтобы сломить старый быт, старые привычки и по-новому, гораздо рациональнее и разумнее организовать жизнь.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

 

Товарищи, сейчас идет непрерывное обсуждение непрерывной недели, и выступавшие здесь товарищи отмечали различные стороны поставленного вопроса. Совершенно правильно говорил товарищ об экскурсионной работе. Приведу маленький пример: две фабрики существуют рядом – одна ткацкая, другая прядильная, и рабочие первой фабрики не знают работу второй фабрики. Теперь это затруднение очень просто будет разрешаться в связи с непрерывкой. При непрерывке будет возможно организовать экскурсию рабочих ткацкой фабрики на прядильную фабрику, причем они ознакомятся с производством на ходу.

Детский вопрос в школе можно будет, может быть, разрешить так: ставить в первые часы занятий более важные предметы, сосредоточить в эти часы всю учебу, а последние часы заполнить такими занятиями, которые не беда пропустить, – занятиями полуклубного характера. На эти часы ребята, может быть, смогут уходить домой, когда родители свободны, зато они смогут проводить праздники в школе, где будут ставиться в эти дни экскурсии, труд в мастерских и пр.

Теперь относительно встреч мужа с женой. Ведь работают одну смену, каждый день 8 часов, и по крайней мере 8 часов муж и жена могут проводить вместе. Так что встречи-то будут, но, может, не так регулярно, не в те привычные часы, как было раньше. Многих интересует вопрос о праздниках. В непрерывке имеется в виду оставить только пять общих праздников, все остальные праздники должны приноровиться уже к условиям работы при непрерывной неделе.

Относительно культурных учреждений уже сейчас имеется постановление Главнауки насчет обслуживания музеями, тут только надо организовать контроль за действительным выполнением. Сейчас самое важное – это конкретные примеры того, как это все проводится на практике. Надо, чтобы предприятия, перешедшие на непрерывку, освещали на конкретных примерах все вопросы, связанные с непрерывной неделей.

Несколько слов скажу о заочном образовании. У нас теперь в большой моде, заочное обучение, почти все организации взялись за это дело. Но когда просматриваешь материал этих курсов, то видишь, что лишь некоторые методологически обработаны, много халтуры, непродуманности. В Главполитпросвете существуют заочные курсы по I и II ступеням. Дело там поставлено, по-моему, хорошо: дается задание, дается указание, работы исправляются и т. д. В общем в этой области нужна еще очень большая работа, надо заочные курсы связать с устной консультацией и пр.

Тут очень правильно отмечали, что нужно смотреть не только на то, что делается на фабрике, но также и в жилтовариществах. Жилтоварищества должны принять соответствующие меры, должны приспособиться к непрерывной работе, создать соответствующие условия для своих жильцов, красные уголки, передвижки, детские комнаты и т. д.

В настоящее время мы очень много говорим о перевоспитании кадров. Часто приходится наблюдать такое явление, когда работник выполняет какую-нибудь небольшую функцию и дальше своего станка, своего цеха ничего не знает, не представляет, как работает другой цех, что за отрасль промышленности, какие достижения есть в этой области, и это не только молодые рабочие, но, бывает, и старые работники не знают всего своего производства. Выдвинута была мысль об организации вводных курсов в производство. Очевидно, в этом чувствуется большая потребность. На Украине нечто такое уже делается; вооружение знанием ведется не в порядке обычной учебы, а в виде экскурсий из цеха в цех, где рабочим даются соответствующие разъяснения. Затем преподавание техники безопасности ведется в форме бесед с наглядным показом с помощью соответствующих фильмов. В этой работе приняла большое участие инженерная публика, и это дело заинтересовало очень многих рабочих. Теперь Культотдел ВЦСПС тоже ставит вопрос о таких курсах, где учеба должна быть не чисто книжной, а базироваться на живом рассказе и на живом показе.

Мне, товарищи, кажется, что непрерывка дает толчок, и серьезный толчок, всей культурной работе. Относительно того, в какую форму все это выльется, сейчас, конечно, трудно сказать что-нибудь определенное, но через некоторое время накопится ценный опыт перешедших уже на непрерывную работу предприятий, и тогда, учтя все недостатки их работы, возможно будет шире и успешнее развернуть работу по переходу на новые рельсы всего быта, всей повседневной жизни.

1929 г.

 

ВАЖНЫЙ БЫТОВОЙ ВОПРОС

 

Вышла очень интересная книжка Л. М. Сабсовича «Города будущего и организация социалистического быта». Я не буду сейчас касаться целого ряда проблем, затрагиваемых в книжке, коснусь лишь одной – воспитания детей. Автор разрешает эту проблему совершенно неправильно. Он говорит: «Воспитание детей с самого раннего возраста может быть рационально организовано и поставлено только как общественное воспитание».

С этим можно согласиться. Но далее идет весьма своеобразное толкование того, что такое общественное воспитание. Указывая на то, что дети считаются «собственностью» родителей, автор говорит:

«В социалистических условиях, при обобществлении воспитания, дети уже не будут являться «собственностью» родителей: они будут «собственностью» государства, которое возьмет на себя все задачи и заботы о воспитании детей. Поэтому первым следствием обобществления воспитания должно явиться то, что дети не будут жить вместе с родителями. С самого же рождения они Должны быть помешены в специальные «дома ребенка», обставленные по последнему слову социалистической педагогики, в наилучших условиях для их физического воспитания и развития в них наилучших, наиболее здоровых задатков».

И далее автор говорит о том, что влияние родителей и семьи в большинстве лишь вредно, и потому «дома ребенка» должны быть устроены подальше от семьи.

Л. Сабсович проектирует особые поселения ребят – «детские городки». В детских городках живут дети и подростки до 16–17 лет (см. стр. 36–42).

Подобные проекты могут лишь скомпрометировать дело общественного воспитания, и они показывают лишь, как плохо еще многие представляют себе социализм.

Дети будут «собственностью» не родителей, а государства. Они не будут ничьей собственностью, да и государство-то будет все больше и больше вытесняться организованной общественностью, все больше отмирать. Мы не мыслим человека будущего как какую-то бесчувственную машину, подавившую в себе все естественные чувства. Л. Сабсович вот думает, что «от родительского чувства» лишь вред один и его просто-напросто надо вычеркнуть из обихода. Несомненно, что в буржуазной и мелкобуржуазной среде родительское чувство принимает часто весьма уродливые формы, вырождается в безмерное баловство «своего» ребенка, в воспитание в нем всяческих антиобщественных чувств. Но меняется обстановка, отмирает частная собственность, отмирает и собственническое отношение к жене, к ребенку. Родительское чувство будет не подавляться, оно вольется в другое русло, будет доставлять гораздо больше радости и детям и родителям. Поэтому будут правы те рабочие и работницы, которые не захотят отдавать ребят в «детские городки» Л. Сабсовича.

Общественное воспитание значит нечто совершенно другое. Оно должно быть не делом каких-то «классных барышень», как выражался Ильич, каких-то стоящих в стороне от кипучей борьбы и жизни педагогов, оно должно быть делом самих трудящихся масс. Когда Владимир Ильич говорил о советской школе, он не даром сказал, что она должна идти по пути к социализму «вместе со своим освобожденным от цепей рабства народом». Все время, 12 лет, толковали мы о том, что школы, детдома и все детучреждения не должны быть чем-то замкнутым, оторванным от жизни. Мы старались составить программы школьные так, чтобы как можно теснее связать их с жизнью. В программе партии говорится о советах народного образования. Через школьные советы, через секции народного образования мы хотим втянуть рабочих и работниц, основную крестьянскую и особенно колхозную массу в работу над воспитанием ребят, а нам предлагают отсылать детей в «детские городки».

Так понимали некоторые общественное воспитание в начале революции. Мы имеем горький опыт с детдомами, которые часто соскальзывали на путь закрытых учебных заведений. Мы знаем, к чему это приводило.

Мы должны стремиться создать такие формы общественного воспитания детей, которые не вырывали бы детей из-под влияния рабочей и колхозной среды, не отрывали бы детей от родителей, но в то же время устраняли бы зло теперешнего воспитания.

Мы заводим при жактах детские комнаты. Это частичка того, что надо делать. Во вновь строящихся домах надо строить не детские комнаты, а детские этажи или детские секторы. Самую лучшую часть дома, самую светлую, выходящую на солнечную сторону, с верандой надо отводить для ребят; надо детский сектор, детскую часть дома строить особенно обдуманно: ясли, детский сад, комнаты для школьников, где бы они могли заниматься, читать, рисовать, петь, бегать, играть, мастерить, что им надо, где бы они могли организоваться, где бы они получали нужное руководство. Необходимо дежурство отцов и матерей. Надо, чтобы можно было в свободное время побыть с ребенком, поговорить с ним и пр. Детский сектор должен постепенно превращаться в детское общежитие. А родители, на глазах которых будет происходить воспитание их ребят, будут учиться делу воспитания.

Детские секторы, детские общежития, где дети будут и питаться, и получать нужный уход, будут раскрепощать женщину. Дети перестанут быть для нее обузой. Будут складываться новые отношения между отцами и детьми.

Конечно, нужны детские общежития и вне больших домов. Много есть ребят, приезжающих учиться из деревни в город, много есть ребят, родители которых на время уезжают, есть ребята, у которых в живых только отец или мать-вдова выходит замуж, – для таких детей нужно общежитие. Не детдом, не приют, а именно общежитие. Сейчас приезжающие из деревни ребята с трудом находят квартиру, нанимают кухарку, живут кое-как. Надо помогать им устраиваться как следует.

Все это надо предвидеть при стройке новых городов.

Наряду с детскими общежитиями надо строить школы. Как? Вполне выработанных, мотивированных планов больших школ у нас еще нет. Их надо немедля создать. Всесторонне обсудить. Надо приблизить школы к производству, к предприятиям, надо иметь и в самих школах мастерские. Все это должно быть продумано хорошенько. Сейчас, когда индустриализация страны, перестройка сельского хозяйства на коллективистических началах создают предпосылки для создания политехнической школы, необходимо особенно тщательно продумать план стройки новых школ. Нельзя строить школы, рассчитанные только на книжную учебу.

Надо строить во вновь строящихся домах детские секторы, надо строить новые школы. Надо шить новую одежду новому быту и новой школе, из старой одежды они уже выросли.

1929 г.

 

ГОРОДА БУДУЩЕГО

 

Темпы нашего хозяйственного строительства подводят нас вплотную к разрешению проблем, которые до сих пор всеми рассматривались как проблемы далекого будущего и которые превратились уже в проблемы сегодняшнего дня.

К числу таких проблем принадлежит вопрос о новых городах. Тут мы неожиданно для многих прямо ткнулись носом в вопрос строительства жилищной оболочки для социалистически организованного общества будущего.

Как строить Сталинград, Магнитогорск под углом зрения социализма? И надо сказать, пока не видать, чтобы мы были очень хорошо подготовлены к разрешению этого вопроса под углом зрения социализма. Конечно, мы знаем, что писал Энгельс в «Анти-Дюринге» о противоречии между городом и деревней, знаем, что Ленин еще в 1897 г. в статье «К характеристике экономического романтизма» ссылался на Энгельса при указании на необходимость изживания противоречий между городом и деревней.

Противоречие между городом и деревней может быть уничтожено лишь с упразднением капиталистического характера промышленности, утверждает Энгельс. «Только общество, способное гармонически приводить в движение свои производительные силы, согласно единому общему плану, в состоянии организовать их так, что будет возможно равномерно распределить крупное производство по всей стране, в полном соответствии с его собственным развитием и сохранением и развитием прочих элементов производства. Таким образом, устранение противоречия между городом и деревнею не только возможно, но оно стало просто необходимым в интересах индустриального и земледельческого производства, а также в целях общественной гигиены»[16], – писал Энгельс 50 лет назад в «Анти-Дюринге». Он говорил там о необходимости «соединить в одно целое – город и деревню», говорил о том, что большие города обречены в будущем на гибель. Однако там же, в «Анти-Дюринге», Энгельс отмечает ненависть буржуазии к большим городам. Говоря о далекой перспективе уничтожения больших городов, Энгельс шутливо добавляет: «...Бисмарк может лечь в могилу с гордой уверенностью, что его задушевное желание – гибель больших городов – наверно осуществится»[17].

Почему же Бисмарк ненавидел большие города, почему их ненавидит буржуазия? Потому, что в развитии пролетариата города сыграли крупнейшую роль, что они помогли вырасти, сорганизоваться, подняться пролетариату и повести борьбу со всем буржуазным строем. Не случайно, что пролетариат больших городов всегда шел во главе движения, что впервые он взял власть в свои руки в Париже. Города являются и долго еще будут являться организующими центрами рабочего движения. Вот почему Энгельс подчеркивал длительность отмирания больших городов, говорил о том, что это будет возможно, лишь когда вырастет новое поколение политехнически воспитанных, всесторонне развитых производителей.

Имея в виду это указание Энгельса, Ленин, говоря о политехническом образовании, всегда включал в круг политехнических знаний и теоретическое и практическое знание сельского хозяйства. Ильич всегда, подходя к вопросу о смычке рабочего класса с крестьянством, подчеркивал необходимость сохранения за рабочим классом руководства над крестьянством. Но еще в статье «Гг. «критики» в аграрном вопросе», написанной в 1901 г., Ленин, излагая точку зрения Энгельса, подчеркивал, что «следует, конечно, представлять себе это уничтожение не в форме одного акта, а в форме целого ряда мер»[18].

Там же он говорил:

«...решительное признание прогрессивности больших городов в капиталистическом обществе нисколько не мешает нам включать в свой идеал (и в свою программу действия, ибо неосуществимые идеалы мы предоставляем гг. Струве и Бердяевым) уничтожение противоположности между городом и деревней. Неправда, что это равносильно отказу от сокровищ науки и искусства. Как раз наоборот: это необходимо для того, чтобы сделать эти сокровища доступными всему народу, чтобы уничтожить ту отчужденность от культуры миллионов деревенского населения, которую Маркс так метко назвал «идиотизмом деревенской жизни». И в настоящее время, когда возможна передача электрической энергии на расстояние, когда техника транспорта повысилась настолько, что можно при меньших (против теперешних) издержках перевозить пассажиров с быстротой свыше 200 верст в час, – нет ровно никаких технических препятствий тому, чтобы сокровищами науки и искусства, веками скопленными в немногих центрах, пользовалось все население, размещенное более или менее равномерно по всей стране»[19].

В статье «Странички из дневника» 22 года спустя Ильич писал: «Город давал деревне при капитализме то, что ее развращало политически, экономически, нравственно, физически и т. п. Город у нас само собой начинает давать деревне прямо обратное. Но все это делается именно само собою, стихийно, и все это может быть усилено (а затем и увеличено во сто крат) внесением сознания, планомерности и систематичности в этой работе»[20].

Мы идем по этому пути, посылая в деревню бригаду за бригадой. Мы видим, какую крупную роль играет сейчас рабочий в колхозном строительстве.

Отказался ли Ленин от точки зрения Энгельса? Нет, он все время говорил о необходимости изжития противоречий между городом и деревней, но мыслил это изжитие не механически, а указывал путь его изжития, подчеркивая прогрессивную роль города для переживаемого нами этапа переходного периода к социализму, когда город играет и долго будет еще играть крупную революционизирующую роль.

Об этом не должны забывать комиссии, планирующие наше строительство. Наряду с агрогородами, соединяющими в себе и город и деревню, нам долго придется erne строить промышленные города, но строить их не по-старому, а по-новому, не по-капиталистически, а по-социалистически. Социалистическая стройка городов должна производиться так, чтобы новый город сохранил все те стороны старого города, которые делали его культурным и организующим центром, и не только сохранил эти стороны, но развил в значительной степени – современная техника связи дает эту возможность.

К сожалению, проекты новых, «социалистических» городов – проекты Магнитогорска, Сталинграда и пр. – эту сторону, наиболее важную сторону стройки городов, обходят.

С другой стороны, новый город должен создать новую оболочку для быта, должен создать рабочему классу оптимальные условия для развития всех его положительных свойств, а также оптимальные условия для развития нового поколения всесторонне развитых людей. В число этих оптимальных условий входит и создание условий для подлинно политехнической школы.

Всякие разговоры о «дезурбанизации», воспроизводящие настроения буржуазии, боящейся скопления пролетариата, толстовская ненависть к большим городам должны быть откинуты. Зато должна всячески укрепляться связь между городом и деревней, город должен широко раскидывать в округе свое влияние, соответственно этому должны быть построены пути сообщения всех видов – соответственно характеру разных форм связи города с деревней: хозяйственной, организационной, культурной. Город должен быть центром телефонной связи, радиосвязи.

Мы недооцениваем организующее значение радио и местных радиостанций, плохо умеем пользоваться радио в целях организации.

В центре города должно быть (как в Брянске) здание, где бы сосредоточены были все советские, профсоюзные, партийные организации, к которому бы примыкало театральное здание, место всяческих больших собраний, съездов и пр., здание, к которому бы вели широкие улицы: нужно, чтобы у города было сердце, живое, бьющееся.

При планировке города расположению общественных зданий, их сочетанию должно быть уделено не меньше внимания, чем стройке отдельных комбинатов-домов.

Город – это ведь не просто сумма домов-общежитий. Это – организм. Что касается отдельных домов-комбинатов, то надо продумать такое их устройство, чтобы люди могли жить в них, не мешая друг другу, не утомляя друг друга и имея в то же время не только возможности общаться, но жить общей содержательной и интересной жизнью. Дом должен быть также не суммой комнат, а организмом. И это должен быть не дом для пожилых, уставших и только отдыхающих людей, в этом доме должно быть отведено главное место подрастающему поколению, молодежи, которая дело отцов доведет до конца. Дом без молодежи, без детей будет тоскливым, мертвым домом.

Когда говорят о детворе, то часто мыслят ее неорганизованной, хулиганящей, всем мешающей. Но новый, социалистический дом должен быть так организован, чтобы детвора могла в нем расти, развиваться, организовываться, учиться у взрослых, также никому не надоедая, не мешая. И, конечно, строя, нельзя экономить каждый сантиметр, надо шить жилищную одежду на рост, предвидя развертывание внутренней жизни дома, его общественной жизни.

Надо одновременно позаботиться о вывозе молодежи в колхозы на временную работу, строя там для них помещения, создавать там поселки, надо иметь свободные помещения для приезжающих на зимнюю работу в город, место для приезжающей оттуда детворы.

Строимся не на день и не на час, а на многие годы, и, строясь, должны думать об естественном срастании города и деревни. Растем в будущее ведь!

1929 г.

 

ВОСПИТАТЕЛИ- ВЫДВИЖЕНЦЫ

 

Мы видим, что во всех областях управленческой и общественной работы идет выдвижение рабочих и работниц. В процессе работы выдвиженцы изучают дело. Есть прямые указания партии о том, что выдвиженцам надо всячески помогать овладеть новой отраслью работы, охватить ее во всем объеме, продумать ее. Опыт показал, что выдвиженцы при надлежащей помощи им вносят в работу много ценного, свежего. Сейчас мы видим, что в области просвещения потребуется громадное расширение кадров. Чтобы осуществить всеобщее обучение,"например, по Центрально-Черноземной области открывается в этом году 2500 дополнительных новых комплектов, по одному Орловскому округу открывается 500 дошкольных изб. Мы стоим перед поголовным обслуживанием подрастающего поколения; жизнь повелительно этого требует. А кадров нет. Нужно массовое выдвиженчество. Нужно, чтобы рабочие и работницы, чувствующие интерес к этой работе, получали возможность научиться ей. Нужны рекомендательные списки книг • по воспитанию, с указанием, как их читать; нужны заочные курсы; нужно написать по-новому целый ряд книжек по воспитанию; нужно указать, как и кого должны выдвигать в воспитатели рабочие организации; надо прикреплять выдвиженцев к лучшим школам, детсадам, систематически инструктировать их, помогать им подниматься вперед со ступеньки на ступеньку. Хотелось бы, чтобы читатели журнала «О наших детях» высказали свое мнение по. поводу педагогического выдвиженчества.

1930 г.

 

О ДЕТСКОМ БЫТЕ

 

Недавно собиралась секция по детскому быту, организованная при комиссии РКИ по быту (Комиссия т. Гольцмана). Представители разных организаций говорили о необходимости немедля же устранить ряд явлений, имеющих место в детском быту. Выяснилось, что «в розницу» кое-что делается, но работа эта не объединена, к ней не приковано в достаточной мере общественное внимание. Указывалось также, что комиссия по детскому быту должна иметь известную перспективу в своей работе, останавливаясь на более вопиющих массовых явлениях, которые должны быть как можно скорее устранены. Если взять, скажем, такие явления, как плохие жилищные условия ребят, с одной стороны, и типизация детских игрушек – с другой, то главное внимание должно быть уделено, конечно, первому вопросу.

Один из серьезнейших вопросов в области детского быта – это вопрос о защите прав и личности ребенка. Кодекс законов, защищающих личность ребенка от насилия, эксплуатации, вынужденного невежества, весьма ограничен; законодательство в этом направлении разработано весьма слабо, соответствующие законы не систематизированы, мало популяризированы, мало известны широкой публике. А те законы, которые есть, – как проводятся они в жизнь? Что может сказать на этот счет Наркомюст, профсоюзы, Наркомпрос? Где статьи в наших журналах, газетах, освещающие этот вопрос? Где органы, наблюдающие за этим делом? Может ли относиться к этому делу спокойно РКИ?

Борьбу с битьем ребят ведет СПОН, ведет «Друг детей», но где законы, на которые и СПОН, и «Друг детей», и каждый гражданин СССР может опираться? Обсуждены ли они достаточно широко на рабочих собраниях, в колхозах? Знают ли о них сельсоветы, горсоветы, бытовые комиссии?

Профсоюзы. Как у них обстоит дело с защитой труда детей, например детей-батрачат и нянек? Кто заботится о соблюдении существующих постановлений в жизни? Кто за это отвечает? Что делает соцстрах по части помощи детям рабочих? Кто контролирует, как питаются дети рабочих, как они живут? При чем же тут соцстрах? – с досадой скажут работники соцстраха.

А ученики кустарей, дети кустарей? Кто охраняет их права, их труд, их личность? Кто охраняет права, труд, личность ребят, отдаваемых на воспитание?

Идет большая работа по введению всеобщего обучения. Но совершенно в тени остается вопрос об обязательности обучения. Поэтому надо особенно горячо приветствовать обязательное постановление Центрально-Черноземного областного исполнительного комитета от 26 декабря 1929 г. о введении всеобщего обязательного начального обучения в ЦЧО. Мы знаем, какие героические меры принимает ЦЧО для введения всеобщего обучения: открывает в этом году 2500 дополнительных комплектов, проводит полную бесплатность обучения в I ступени, бесплатное снабжение детей учебниками 'и учебными пособиями. Это при страшной перенаселенности, при страшно бедном населении. Пункт 3-й постановления гласит:

«Граждане, имеющие на своем иждивении детей школьного возраста, а также ответственные руководители воспитательных учреждений и организаций должны посылать детей восьмилетнего возраста для обучения в школы в обязательном порядке».

Пункт 7-й гласит:

«Лица, указанные в п. 3-м настоящего обязательного постановления, за отказ посылать детей в школы I ступени и за отсутствие с их стороны надлежащего надзора над регулярностью и правильностью посещения детьми школы привлекаются в административном порядке к штрафу в размере: в городах и поселках городского типа – до 50 рублей или к принудительным работам в течение 15 дней, а в сельских местностях – к штрафу до 10 рублей или принудительным работам в течение 10 дней».

В результате не только дети, все взрослое безграмотное население уже в добровольном порядке засело за буквари. Все избы вечером набиты учащимися-взрослыми.

Имеет ли такое законодательство Московская область? Ленинградская область? Есть ли соревнование между ними? И не надо ли брать пример с ЦЧО? И не должны ли привлекать ВЦИК и РКИ к ответственности халатно относящиеся к этому вопросу области и округа? Ставить показательные процессы за тормозящую культурную революцию медлительность?

В деле охраны личности, труда детей, защиты детских прав на учебу мы позорно отстаем. Нам кое в чем надо еще в этой области догонять буржуазные страны. Не пора ли нам давно перегнать их?

Возьмем другой острый вопрос, которого касалась комиссия по детскому быту. Вопрос о детском питании. Православные посты, кончающиеся пасхой, магометанский пост «ураза», кончающийся праздником (байрам), связаны с «благодеяниями» со стороны богатых, подкармливанием в праздники наголодавшейся бедноты богачами, подарками к пасхе – это своеобразная вербовка подкулачников. У этого установившегося веками религиозного обычая могут быть вырваны социальные корни лишь тогда, когда правильная организация общественного питания, поставленная в массовом масштабе, вырвет социальные корни благодеяний богачей. Начать надо с детского питания. Мы устраиваем «образцовые» детские столовки, вроде Сокольнической, где все поставлено «на ять», которые стоят больших денег, обещаем обслужить весь район, а потом выясняется, что столовка стоит очень дорого, и дело понемножку и потихоньку свертывается. Начинается канитель со снабжением. Ну уж если начинать переустройство быта, то начинать надо всерьез, не с устройства заповедников для зверей и домов для советских холостяков по последнему слову архитектурной науки, а с устройства быта детворы. При комиссии т. Гольцмана существует секция по питанию с т. Халатовым во главе и секция по снабжению во главе с т. Калниным. Вот на совместном заседании секций но питанию, снабжению и детскому быту надо обдумать и провести ряд мероприятий по общественному питанию детей в городах и деревнях.

Вновь надо поставить вопрос о школьных завтраках для всех ребят-школьников поголовно, организовать контроль за снабжением и качеством этих завтраков; поставить вопрос о детских столовках и их снабжении при школах, жилтовариществах, при рабочих казармах, в деревнях- при сельсоветах или школах, в коммунах. Надо поставить также вопрос о рационализации детского питания и об усиленном питании слабых ребят (подкармливании их рыбьим жиром, горячим молоком и пр.).

Мы обломали все перья, исписали горы бумаги о том, как любил Ильич детей, а для ребят делаем чертовски мало – некогда все. В шестую годовщину смерти Ильича пора взяться всерьез за организацию общественного питания детворы, а то у нас в Москве, в богатой Москве, дети в детдомах сидят еще на голодном пайке, и не только в Москве, конечно.

У нас ведь есть деткомиссия при ВЦИКе. Что она делает в этом отношении? Она просто собирает средства и передает их разным учреждениям. Правильно ли это? Не нужно ли ей поближе встать к обслуживанию детского быта?

Секция по быту касалась также вопроса детских жилищ, вопроса о необходимости стройки детских общежитий при рабочих казармах, при школах, при жилтовариществах, при ночлежках, коммунах; об устройстве летних общежитий в окрестностях больших городов для целых школ, для детей рабочих отдельных фабрик и заводов, отдельных жилтовариществ; об использовании для этой цели «зеленых городов»; о необходимости организации санитарного надзора над детдомами, детсадами и яслями, над рабочими казармами, над мастерскими кустарей, где работают подростки, и т. п.

У нас нет установленных типов школьных зданий (за исключением небольших деревенских) для разных районов, установленных типов детдомов и детских учреждений, нет законодательных установлений о бронировании помещений во вновь строящихся домах для детских общежитий, детских столовок, детских комнат для занятий, игр, для труда.

Приближается лето. Будут организовываться детские площадки. Но этого мало. Необходимо организовать детский массовый ближний туризм. Для этого нужен бесплатный проезд в автобусах для школьников, нужны даровые детские вагоны, нужна организация опорных пунктов детского туризма в окрестностях больших городов, в колхозах, где можно было бы покормиться, напиться чаю или молока. Необходим поголовный охват ребят этим детским туризмом.

Не такие уж бешеные деньги будет это стоить.

Необходима также немедленная организация подвоза ребят в школы Цутранпроса (Центральное управление просвещения на транспорте. – Ред.). Запрещение школьникам езды в товарных вагонах срывает во многих местах посещение школьниками школ. Пассажирские поезда, само собой, не ориентируются на школьные расписания, ребята опаздывают на несколько часов в школу, болтаются часами на вокзалах в ожидании поездов – учеба срывается. Железнодорожники легко могут выяснить больные участки, необходимо будет организовать прицепные детские вагоны к товарным поездам. РКИ должна проследить, чтобы это было сделано.

Вообще вопросы организации детского быта должны стать предметом обсуждения в секциях Советов, в культотделах профсоюзов, по фабрикам и заводам, в колхозах, в коммунах, на учительских собраниях, в ЦБ юных пионеров, на собраниях ВЛКСМ.

Надо поднять и организовать около детского быта серьезную общественную работу.

1930 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!