ОБРАЩЕНИЕ К РАБОТНИЦАМ И КРЕСТЬЯНКАМ В СВЯЗИ СО СМЕРТЬЮ ЛЕНИНА



 

Товарищи рабочие и работницы, крестьяне и крестьянки!

Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. д. – всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим. Помните, как много еще нищеты, неустройства в нашей стране. Хотите почтить имя Владимира Ильича – устраивайте ясли, детские сады, дома, школы, библиотеки, амбулатории, больницы, дома для инвалидов и т. д., и самое главное – давайте во всем проводить в жизнь его заветы.

1924 г.

 

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ И РАБОТНИЦА

 

Когда мы хотим дать себе отчет в том, как партия относится к тому или другому вопросу, то мы прежде всего должны посмотреть, сказано ли что-либо по этому вопросу в программе и что именно. Это важно потому, что коммунисты относятся к своей программе со всей серьезностью. Они считают, что то, что написано в программе РКП, написано не для красного словца, а для того, чтобы направить на правильный путь всю борьбу и деятельность как партии в целом, так и каждого ее члена.

Что говорится в программе РКП об отношении к работнице?

Об этом говорится в п. 4 общеполитической части. Там говорится, что РКП прежде всего позаботилась о том, чтобы Советская власть составила такие законы, которые освобождают работницу и крестьянку от власти мужа. В крепостнических и буржуазных странах закон подчиняет женщину мужчине, создает ей в семье – открыто или прикрыто – положение рабы мужа. Ну, этого в Советской России нет. Перед законом муж и жена равны теперь.

Но закон законом, а в жизни-то еще очень многое идет по-старому, следы старого неравенства, старого предубеждения еще глубоки, и надо не покладая рук работать над тем, чтобы эти следы вытравить из повседневной, семейной и общественной, жизни. Поэтому партийная программа говорит о том, что коммунисты и коммунистки ни на минуту не должны забывать, что дело освобождения женщины еще далеко не закончено, что оно только еще начато и что теперь-то и нужна большая идейная и воспитательная работа.

Однако на пути освобождения женщины от семейного гнета стоят большие трудности. Самая большая из них та, что женщина завалена выше головы работой по дому, по хозяйству, по уходу за детьми, она привязана к дому крепко-накрепко всеми этими бесконечными делишками, заботами, которые не дают ей даже мыслью уйти от печки, от корыта, от ребятишек. И потому в программе Коммунистической партии говорится о важности открытия яслей и детских садов, общественных прачечных, починочных, общественных столовых и пр. – всего того, что облегчает женщине ее работу, создает ей возможность принимать участие в общественной жизни. Вот о чем говорит программа РКП.

– Ну, тут ничего нет нового! – скажут многие. – Это давно уж известно!

Но программа стремится не к тому, чтобы непременно что-либо новое сказать; цель программы – указать, в каком направлении работать, чего добиваться. А повседневной, черной, незаметной, но важной работы по завоеванию для женщины подлинного, не на словах, а на деле равенства – непочатый край.

И не только то, что сказано в п. 4 общеполитической части программы, имеет отношение к работнице. К ней имеет прямое отношение не только эта часть программы, но вся программа в целом. В программе говорится о рабочем классе, о его жизни, о его борьбе, о путях его к победе. Работница – член рабочего класса, ее дети, все ее близкие – члены этого класса, и потому все, что касается рабочего класса, касается и ее самым непосредственным, самым прямым образом.

В данной заметке я не буду разбирать программу РКП в целом, скажу только, что программа эта составлялась при участии Владимира Ильича. Он придавал программе очень большое значение, а потому принимал очень большое участие в обдумывании и разработке ее, старался, чтобы она как можно вернее указывала путь, по которому надо идти.

Тот, кто хочет знать, какой путь намечал Ильич, куда и как он вел за собой трудящихся и тех, кто шел с ними, должен ознакомиться с программой партии. Из программы он это узнает лучше всего.

Правда, программа написана довольно трудным языком, но каждый коммунист знает свою программу, руководится ею и потому должен уметь объяснить ее всякому желающему.

Познакомиться с программой РКП, выражающей взгляды Ильича, надо бы каждой работнице.

1924 г.

 

ДЕТСКИЙ САД В ДЕРЕВНЕ

 

В СССР сельского населения в 5 раз больше, чем городского. По данным на 1923 г., по всему Союзу числилось свыше 133 миллионов жителей, из них в селах более 111 миллионов и в городах около 22 миллионов. Эти цифры еще раз подтверждают то, что ни на минуту нельзя забывать, что деревня играет колоссальную роль во всей жизни страны, что от того, куда пойдет деревня, зависит будущее СССР. И потому работе в деревне должно уделяться громадное место. Все виды культурной работы должны ориентироваться на деревню, должны уделять ей должное внимание. Так дело обстоит и с работой дошкольников.

Чтобы вести работу в деревне, надо прежде всего отдать себе отчет в том, что представляет собой современная деревня. Когда-то народники идеализировали ее, представляли себе дело так, что крестьяне – это прирожденные социалисты, что психология у них коллективистическая и что посему скачок в царство социализма для русской деревни легче легкого.

Эти иллюзии давно изжиты. Во времена крепостного права деревня представляла собой действительно сплоченный фронт против помещика, и народникам – в своем большинстве выходцам из помещичьей среды, – естественно, бросалась в глаза прежде всего эта сплоченность. Л. Толстой, умевший смотреть, умевший наблюдать, в своем замечательном рассказе «Утро помещика» дал картину крепостной деревни. Бедняк, у которого изба разваливается и грозит придавить его и который не желает просить у мира лесу, кланяться миру, который предпочитает гибнуть, – проливает свет на то, что в те времена представляла собой деревня. А с тех пор не мало воды утекло. По мере того как крестьянство все больше начинало производить не только для собственного потребления, но и на продажу на рынок, все ярче стал обрисовываться мелкособственнический облик крестьянина.

Рабочие на фабрике работают вместе, по общему плану, работа и условия производства, а равно и общность интересов воспитывают у них общественные инстинкты и чувства, общественные навыки, создают коллективистическую психологию. Мелкий производитель работает, напротив, в одиночку, он не нуждается в организации, он с недоверием смотрит на всех. Если психология рабочего может быть выражена лозунгом «Все за одного, и один за всех», то психология мелкого производителя, мелкого собственника – это «Каждый за себя, и только бог за всех». «Каждый за себя»...

Исторические условия – крепостное право и потом экономическое и политическое засилье помещиков – сделали русского крестьянина еще вдобавок ко всему темным, суеверным, безграмотным, не знающим самых простых вещей.

Деревня – это вместе живущие, но внутренне ничем не объединенные мелкие производители.

Страна неограниченных возможностей и безграмотных, разрозненных поселян – мелких производителей – не является страной социалистической. Социализм зиждется* на коллективизме, на объединении всех усилий для планомерной работы ради достижения общих единых целей.

А что же говорят коммунисты? Как же будет?

Коммунисты говорят; «Да, мы знаем, что такое представляет собой современная деревня, но мы знаем также, что Октябрьская революция тесно спаяла крестьянство с рабочим классом, и рабочий класс употребит все свои силы, всю свою власть, чтобы постепенно, путем долгой, упорной работы сделать крестьян грамотными, знающими, чтобы создать такие условия, которые толкнут крестьянство на путь объединения; рабочие будут крепить свой союз с крестьянством, политически поведут его за собой, постараются идейно все время влиять на него – и цель будет достигнута».

Чтобы толкнуть крестьян на объединение, надо самым широким образом развивать все виды кооперации. Надо поставить кооперацию так, чтобы на участие в ней толкал крестьянина его собственный интерес. И тогда дело добровольного объединения мелких хозяйств пойдет быстрыми шагами. Кооперация тесно свяжет крупную государственную промышленность с сельским хозяйством и подведет базу под смычку рабочих и крестьян.

В области политической организации путь также ясен. В нашей Советской Конституции закреплен политический союз между рабочим классом и крестьянством. Надо только через Советы углублять этот союз.

Наконец, третье, что должно помочь крестьянину в деле кооперирования и в деле его политической совместной с рабочим классом организации, – это вооружение его грамотностью, умением пользоваться книгой, нужными ему знаниями, с одной стороны. С другой стороны, надо внести сознательность в его жизнь, помочь ему осмыслить значение кооперирования, осмыслить значение политического союза с рабочим классом, понять идеологию рабочего класса. Необходимо также заразить крестьянина коллективистическими настроениями рабочего класса. В этом направлении должна идти вся культурная работа в деревне.

В своей последней статье о кооперации Владимир Ильич писал о том, что теперь перед нами стоит громадной важности задача – это «культурная работа для крестьянства». «При условии полного кооперирования мы бы уже стояли обеими ногами на социалистической почве, – писал он. – Но это условие полного кооперирования включает в себе такую культурность крестьянства (именно крестьянства, как громадной массы), что это полное кооперирование невозможно без целой культурной революции»[2].

Культурная работа в деревне должна вестись различными путями, через все виды этой работы. Должна вестись она и через детские дошкольные учреждения.

Когда все культурные работники всё глубже и глубже осознают необходимость принять участие в этой работе, неужели работники дошкольных учреждений останутся в стороне от общего движения?

Что может дать детский сад деревне?

Остановимся сначала на вопросе, что может дать детский сад крестьянским ребятам. Прежде всего детсад может дать многое в смысле охраны здоровья ребят. Нельзя с пренебрежением смотреть на эту задачу.

По прежним данным, в России умирала половина детей до пяти лет. Думается, что дело теперь не улучшилось, а много ухудшилось, и особенно в деревне.

Детсад в деревне должен всячески заботиться о здоровье деревенских ребят, развивая у них гигиенические привычки, заботясь об их одежде, об их питании, об их лечении.

Другая задача – дать детям навыки того, как надо жить и работать сообща.

Я видела детские сады в Швейцарии и Франции. Там учили только слушаться и работать в одиночку. Важно, чтобы работа детского сада была так организована, чтобы детям сначала в кругу небольших групп, а потом и в более широких группах постоянно приходилось разрешать общие трудовые и организационные [задачи]. Построй домик, сделай садик, но не в одиночку, а вдвоем, втроем, вчетвером. Играй не в одиночку, а вместе. Учись не в одиночку, а вместе.

Система Монтессори тем и нехороша, что она разъединяет, а не объединяет ребят. Страшно много может дать в смысле привычки сообща действовать игра. Тут нужен тщательный подбор игр, нужно культивировать игры, которые укрепляли бы умение действовать по правилу «все за одного, и один за всех», которые приучали бы действовать сообща, иметь в виду общие интересы. Все игры по команде, без внутреннего увлечения, стоят очень мало.

Третья задача – развить наблюдательность, умение смотреть, проверять свои наблюдения наблюдениями других, точно их фиксировать, научить ребят искать причины явлений. Все это даст ребятам лучшую материалистическую закваску, чем что-либо другое.

И, наконец, четвертая задача – это дать детям как можно больше коллективных переживаний. Совместное слушание захватывающе интересного рассказа, хоровое пение, участие в празднике, общая радость и горе страшно сближают ребят.

Для всего этого не нужно больших средств, все это прекрасно может проводить самый дешевенький, самый примитивный детсад с хорошо инструктированной комсомолкой во главе.

Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на вею дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в области подсознательной. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки.

И вот необходимо дать деревенским дошкольникам запас переживаний, которые помогут им потом стать активными работниками в деле кооперирования, в деле объединения мелких хозяйств, в деле направления деревни на путь коллективизации. Это то, что может дать детсад деревенскому ребенку.

Но он может дать чрезвычайно много и взрослому населению. Если крестьянин насквозь пропитан индивидуалистической психологией, то еще больше это можно сказать о замужней крестьянке, все интересы которой замкнуты в узкой сфере собственного хозяйства. Замужние крестьянки – особенно темный, особенно чуждый общественности элемент. Есть, конечно, исключения, но таково общее правило. Так не должно оставаться, крестьянку надо вывести из ее замкнутости и вовлечь в общественную работу, если мы хотим вести ее по пути к социализму.

Деревенский детский сад дает возможность подойти к замужней крестьянке, найти живой провод от ее личных интересов к общественным. Задача дошкольного работника – сорганизовать крестьянок на работе около детсада, дать крестьянке возможность почувствовать себя общественным работником. Это – трудная работа, требующая много внимания, много упорства. Но, завоевав крестьянку для работы при детсаде, мы завоевываем ее для женотдела, для сознательной общественной работы. Мы вырываем ее из лап мохнатого одиночества. Через крестьянку-мать мы находим верный путь для борьбы с деревенской темнотой, косностью...

Большая, нужная работа, которая способна зажечь энтузиазмом [до]школьных работников, придать им мужества и энергии!

1924 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!