К СЪЕЗДУ РАБОТНИЦ И КРЕСТЬЯНОК



 

10 октября по постановлению Президиума ЦИК СССР созывается Всесоюзный съезд работниц и крестьянок – членов сельсоветов, горсоветов и волостных (районных) исполкомов.

Созыв этого съезда накануне X годовщины Октября имеет особое значение.

Празднование этой годовщины превратилось во всенародный учет того, что проделано нами за эти 10 лет в деле осуществления лозунгов Октября. Эти лозунги с необычайной четкостью освещали те цели, к которым будет стремиться Республика Советов. Эти лозунги на долгие годы осветили путь борьбы, зажгли энтузиазмом массы трудящихся. Прошло 10 лет. Советская республика изо дня в день идет по пути их осуществления и многое сделала уже на этом пути. Нам до чрезвычайности важно трезво учесть наши достижения, не преувеличивая их, чтобы яснее стало, над чем надо еще упорно, не покладая рук работать.

Предстоящий съезд работниц и крестьянок должен показать, что сделано для того, чтобы наряду с установлением принципа юридического равноправия между женщиной и мужчиной на деле оградить нрава женщин.

Надо показать, что на деле сделано, чтобы вырвать женщину из домашнего рабства, чтобы сделать ее грамотнее, культурнее, сознательнее; что сделано, чтобы вовлечь ее в общественную деятельность, в управление государством; что сделано, чтобы освободить женщину-нацменку от векового рабства.

 

Может быть, ни на чем так ярко не видать, как многого мы достигли, как на положении женщины. Но чем дальше мы продвигаемся вперед, тем яснее становится недостаточность сделанного.

Рост женского рабочего движения стоит, само собой, в тесной связи со всем нашим ростом и строительством.

Девять лет тому назад, 16–21 ноября 1918 г., происходил первый Всероссийский съезд работниц. Материалы этого съезда бросают свет на пройденный путь.

Съезд 1918 г. был исключительно съездом работниц. Представительства от крестьянок там не было. Кроме того, на этом съезде не было представительства от работниц и крестьянок нацменьшинств.

Как созывался съезд? В первых числах октября в Москве об[раз]овано было Бюро работниц из 15 делегаток Москвы и 6 – из провинции и Петрограда, на обязанности которого лежала нелегкая задача – в пятинедельный срок подготовить и созвать Всероссийский съезд работниц. Мне рассказывали, как Бюро рассылало также агитаторш по России «будить» провинцию. Забирались они и к работницам махорочных фабрик, и в Тамбовскую и Орловскую губернии, где в самых антигигиенических условиях работают десятки тысяч женщин; заглядывали в текстильные центры красного Иваново-Вознесенска, в город первых бунтарей – Орехово-Зуево; пробирались в плодородные, богатые и сейчас хлебом губернии юга – Симбирскую, Саратовскую – до самого Царицына. Что из того, что агитаторов по пути подстерегали опасности, особенно вдоль Волги, где еще тянулся белогвардейский фронт и где банды Краснова угрожали советскому Югу?

Тогда надо было еще агитировать за съезд, убеждать, тогда при фабриках и заводах не было еще и следа организации работниц, тогда женщины-агитаторши с опасностью для жизни «пробирались» на юг, «заглядывали» в Иваново-Вознесенск, исследовали его, точно неведомую страну.

О съезде работниц и делегаток – членов сельсоветов, горсоветов и волисполкомов – тогда не могло быть и речи.

Сейчас, в 1927 г., в горсоветах работает 21 221 женщина, в сельсоветах – 146 251, в волостных (районных) органах Советов – 31575, в волостных (районных) исполкомах – 4166.

Это наш женский советский актив. Это не весь женский актив – у нас есть еще актив партийный, комсомольский, профсоюзный. Около 20 тысяч крестьянок работает в крестьянских комитетах взаимопомощи, в народные заседатели в 1926 г. по 52 губерниям избрано было 102 146 женщин. Число организованных работниц и крестьянок, принимающих участие в общественной работе (делегаток), – 620 тысяч. Все это говорит о том, что в предстоящем съезде примет участие далеко не весь женский актив. Но съезду придан такой характер, чтобы учесть именно ту сторону женской общественной работы, которая составляет особенность нашей советской действительности: участие работниц и крестьянок в управлении государством – в Советах. Этот съезд покажет, что завет Ленина – втягивать в управление государством и самые отсталые слои женщин – не забыт. Около 20% всех членов горсоветов, лишь около 10% всех членов сельсоветов составляют женщины – они там самый живой актив. Это уже достижение, и не малое.

Первый Всероссийский съезд работниц обсуждал также ряд вопросов, связанных с раскрепощением женщины. Он поставил вопросы об охране материнства и младенчества, об охране женского труда, о социальном воспитании детей за счет государства, о строительстве новых форм общественного воспитания, об изживании старых форм хозяйства. «Коллективное хозяйство, – говорится в резолюции съезда, – должно заменить домашнее хозяйство и раскрепостить работницу как хозяйку»[10]. «Вместо доморощенных печного горшка и корыта должны быть созданы как в городе, так и в деревне общественные кухни, общественные столовые, центральные прачечные, мастерские для штопанья платья, артели для чистки белья и квартир и т. д.»[11].

По докладу А. Калининой принята была резолюция, в которой говорилось, что необходимо: «1) организовать для всех единое, равное воспитание, сосредоточив его в руках социалистического государства; 2) начинать это воспитание с первого периода младенчества и 3) внести равное и трудовое общественное воспитание в целях укрепления рабочей дисциплины, в целях изменения понятий о человеке и окончательного уничтожения эгоизма, который вносит рознь в ряды трудящихся и тормозит развитие социализма, для чего Первый Всероссийский съезд требует, чтобы трудовое воспитание вводилось как основа социалистического строя, без которого нельзя окончательно установить социалистическое общество»[12].

Все резолюции первого съезда насквозь пропитаны пониманием того, что дело раскрепощения работниц неразрывно связано с развитием и укреплением рабочего движения, с укреплением Советской власти, с общими успехами строительства социализма.

Съезд происходил в 1918 г., в разгар гражданской войны и военного коммунизма, и это наложило печать на резолюции съезда. Тогда казалось, что все дело в том, чтобы ясно осознать стоящие в области раскрепощения женщины задачи, что осуществить их очень легко. Тогда еще очень смутно осознавалось положение Ильича, что «гвоздь строительства социализма – это организация».

За время, прошедшее с ноября 1918 г., мы многому научились. Мы научились тому, что добиться наших целей мы можем только путем огромной организационной работы, лишь прочно, камень за камнем закладывая фундамент здания социализма, постоянно испытывая прочность закладываемых камней.

Первый съезд работниц набросал общий план работы. Это его великая заслуга. Теперь, на предстоящем съезде, будет учтено, что удалось за эти годы по этому плану сделать. По докладам Наркомздрава, Наркомпроса будет рассказано, что сделано в области охраны материнства и младенчества, что сделано в деле общественного воспитания ребят. По докладу о положении работниц и крестьянок в СССР к X годовщине будет, вероятно, рассказано и о социальном страховании, и о домах отдыха, и об охране труда, и об общественных столовых и т. д. Все это лишь первые камни закладываемого фундамента.

Над организацией первого съезда работниц больше всего работали тт. Инесса Арманд, Самойлова, Сталь, А. Калинина. Инессы и Самойловой нет уже в живых, но дело, начатое небольшой еще сравнительно тогда группой товарищей, – дело фактического раскрепощения женщины-работницы и крестьянки – не заглохло, оно растет и ширится с каждым годом.

На первом съезде работниц почти не освещался еще сколько-нибудь полно вопрос о раскрепощении женщин восточных национальностей. Этот вопрос жизнь выдвинула со всей настоятельностью несколько позднее. На предстоящем съезде этот вопрос займет подобающее место.

Удельный вес предстоящего съезда очень велик, он поможет докатиться великим лозунгам Октября о раскрепощении трудящейся женщины до самых низов, до самых глухих углов.

Пожелаем же съезду успеха в его работе,

1927 г.

 

«О НАШИХ ДЕТЯХ»

 

Много есть журналов, где говорится о том, как учить детей, как их воспитывать. Но эти журналы пишутся обычно для учителей, много в этих журналах такого, что не всякому интересно и понятно. Журналов же таких, которые имели бы в виду родителей и вообще всех тех, кто интересуется тем, как в школе и дома воспитывать ребят, нет совсем. А они очень нужны. Нам нужен журнал о наших детях.

В нем нужно говорить о том, как надо растить, учить и воспитывать ребят.

Но, чтобы рассказать все это как можно понятнее, надо как можно лучше знать, как живут и развиваются наши дети. Теперешние дети мало похожи на прежних ребят – они бойчее, развитее, но вместе с тем они слабее здоровьем, более впечатлительны, более нервны. Журнал можно поставить, если будут писать родители о жизни своих ребят: как и сколько они спят, в каких условиях живут, много ли бывают на воздухе, как питаются, как проводят время, играют, шалят, работают, что видят и слышат, чему радуются и чем огорчаются. Эти письма помогут нам лучше узнать, о чем больше всего надо писать в журнале, на какие вопросы надо прежде всего ответить.

Писать о ребятах важно еще и потому, что это приучает внимательнее вглядываться в жизнь ребят, внимательнее наблюдать их. Уметь наблюдать ребят важно для всякого воспитателя.

Каждая мать, каждый отец хотят, чтобы их ребята выросли здоровыми, умными, дельными людьми.

В журнале «О наших детях» надо писать о том, что нужно для того, чтобы ребята росли здоровыми и сильными, надо говорить о том, как это делать, как помогать сообща укреплять ребятам их здоровье.

Нужно писать о том, что дает развитие ребенку, о том, как он развивается при помощи игры, какие игры ему нужны, как он развивается, читая, слушая рассказы, наблюдая жизнь и природу. Нужно писать о том, как дать ему все то, что нужно ему для развития.

Нужно писать о детском труде, о полезном и вредном для детей труде, об охране детского труда, о том, как взрослые могут и должны помогать ребятам учиться труду.

Нужно писать о том, как учить ребят дружно играть, работать, учиться, как надо помогать ребятам организовываться.

После всего этого яснее станет, как надо ребят воспитывать в школе и чем можно помочь школе в этом деле.

Нужно обсудить вопрос об организации пионеров, о помощи со стороны комсомола, партячейки, учителей, делегаток, добровольных обществ и т. п.

Вместе с рабочими надо обсуждать основные вопросы воспитания в семье и школе.

Журнал должен помочь работ[ницам] и рабочим ближе стать к школе и помочь школе лучше наладить свою работу.

Накануне того, как Ильич был ранен в 1918 г., он выступал на съезде по народному образованию. Закончил он свою речь такими словами:

«Необходимо приложить все силы, энергию и знания, чтобы возможно скорее возвести здание нашей будущей трудовой школы, которая лишь одна сумеет оградить нас в будущем от всяких мировых столкновений и боен, подобно той, что продолжается уже пятый год»[13]. Ильич мыслил, что эту новую школу, которая будет воспитывать молодое поколение в духе социализма, можно построить лишь вместе с освобожденным от цепей капиталистического рабства народом. Он говорил об этом в той же речи.

Мы бесконечно мало еще сделали для строительства новой школы, для привлечения к работе над ней рабочих масс, но рук не опускаем.

Журнал будет шагом на этом пути.

1928 г.

 

О БЫТЕ РАБОТНИЦ

 

Рабочий день теперь сокращается; многие фабрики переходят уже на семичасовой рабочий день. Больше станет времени у рабочего и работницы. И невольно встает вопрос о быте. Многое в быту еще идет по-старому, и, если мы этого старого не изживем, мало толку будет от того, что прибавится свободного времени.

Работница загружена домашней работой. Эта домашняя работа мешает ей читать, учиться. Ей недосуг. Эта работа мешает ей интересоваться общественной работой – некогда. Надо бы о многом потолковать с мужем, поделиться с ним своими мыслями – все некогда. Работа на фабрике размерена по часам. Загудел гудок – работе конец. А домашней работе конца нет.

Как изменить дело? Надо, чтобы для малышей были ясли, детские сады. Надо, чтобы были общественные столовые, чтобы были починочные мастерские. Надо, чтобы платье, одежду можно было покупать готовыми, чтобы были общественные прачечные.

Если мы посмотрим на более передовые в промышленном отношении страны, мы увидим, что там много такого, что раскрепощает женщину. В Лондоне никому не придет в голову дома стирать белье. За бельем приедут, дешево, быстро выстирают и через несколько дней вернут обратно.

В Париже самая бедная работница ничего не шьет себе дома – ни платье, ни белье для себя, для детей, для мужа. Все можно купить в магазине за дешевку, по мерке и по вкусу. В любом городе Швейцарии в столовках кормятся целые семьи; обед в столовке обходится не дороже, чем домашний. Но, если хозяйка даже стряпает дома, ей много меньше хлопот, чем у нас: и молоко, и мясо, и овощи ей принесут на дом; в любой лавке она найдет дешевые, вкусно и здорово приготовленные консервы, часто можно купить уже сваренные овощи; масса всяких приспособлений, которые экономят время. Дома у хозяйки – готовая плита, всякие машинки для очистки овощей, для уборки.

У нас еще плоховато с рационализацией быта. Тут надо налегать на Нарпит, на Советы, на тресты. Уж если в буржуазных странах можно достигнуть многого, тем более можно у нас. Но старое еще властно над нами, и сами рабочие и работницы не налегают тут должным образом на соответствующие органы. А надо всерьез добиваться раскрепощения работницы.

Пока что нужно, чтобы в быту не все сваливали на работницу, чтобы все члены семьи – и муж, и сыновья – все несли равную долю забот. Кое-что делается. В некоторых школах мальчики наряду с девочками и заплатку положат, и суп сварят, и пол вымоют. Но это редко где. Надо, чтобы пионеры вносили тут новое в быт, надо, чтобы комсомолец считал за стыд, что мать или сестренка на него работают, а он до холодной воды не дотронется. Надо, чтобы каждый сознательный рабочий смотрел на семью как на дружную коммуну.

Новое уже начинает пробиваться в быт; теперь уже видишь, как взрослый рабочий ведет гулять малышей, как муж помогает жене по хозяйству; но все это только в начале, тут только первые шаги делаются.

Другой вопрос быта – это вовлечение работницы в общественную работу. Тут тоже много старого. Мужья очень часто не очень-то доброжелательно смотрят на общественную работу своих жен. Тут много чего рассказывали работницы на недавнем съезде работниц и крестьянок.

– Мне муж сказал, – рассказывает одна, – поедешь на съезд – так там и оставайся, я тебя в дом не пущу. Не знаю уж, что и будет.

Но в этой области лед уже тронулся: не только работница становится общественницей, но и крестьянка. Самый уклад заводской работы толкает работницу на путь общественной работы. Общественная работа вносит новое в семейные отношения. Жена смотрит на мужа не только как на любимого человека, но как на товарища; и муж начинает на жену смотреть по-другому, уже не как на свою рабу, на предмет своего удовольствия, а тоже как на товарища. Это вносит новое в их отношения, вносит взаимное уважение, помогает легче разрешать целый ряд недоразумений. Дети тоже начинают смотреть на мать не только как на мать, но как на члена организации. Мне писала одна комсомолка-вожатая из далекой Сибири, со ст. Барабинск:

«Когда был окружной съезд работниц и крестьянок и были выборы на всесоюзный съезд, то и выбрали мою мамашу. Она поехала туда и была на этом съезде в Москве. По приезде обратно она рассказала нам обо всем дома, т. е. в своей семье. Мы все заинтересовались этим рассказом, а в особенности – мои братишки младшего возраста, 10–14 лет. Я тогда и думаю: «Наверное, и мои пионеры будут очень довольны и рады, если им рассказать все это». И стала спрашивать об этом некоторых своих пионеров; они даже стали просить меня, чтобы я пригласила эту делегатку, т. е. мою мамашу. Пошла я в женотдел и поговорила с заведующей женотделом. Там мне сказали, что пошлют ее побеседовать с пионерами, поделиться впечатлениями о московском съезде. И вот на одно из пионерских занятий мы пригласили ее, и она рассказала нам о Москве и о съезде. Ребята очень заинтересовались».

Это письмо наглядно показывает, как растет новый быт. Для этой комсомолки мать уже не просто мать, а делегатка, член организации, и она не прямо сговаривается с матерью, а идет в женотдел и просит заведующую послать мать на собрание. Между матерью и дочерью складываются совсем новые отношения, которые ограждают их от свары, мелких дрязг, неуважения друг к другу. Тут – новое, светлое – то, что вырастает в нашей Республике Советов.

Работница-общественница перестает быть такой одинокой, какой она была раньше. Она чувствует, что делает нужное дело, что заботится об общем деле, и это накладывает опять-таки особую печать на ее мысли и поступки. Она уже не ищет защиты у бога, не плачется на обиды. Сама жизнь уже показывает, что это так.

Это завет Ильича – сделать жизнь светлой. Ильич всем нам дорог. Дорог и работнице.

Чем дальше, тем полнее будет проводиться в жизнь новый быт. Через общественность старое будет изжито, а развитие крупной промышленности и кооперации поможет до конца раскрепостить работницу, снять с нее бремя домашних забот.

1928 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!