А в это время Пушкин и Ахматова встретились на вокзале в Москве.



— Вы куда, Александр Сергеевич?

— В Петербург, — тяжело вздохнул Александр Сергеевич.

— А я в Ленинград, — тяжело вздохнула Анна Андреевна».

И ещё: «Тогда мы не могли знать и, наверное, даже не предчувствовали, что со смертью Ахматовой заканчивался важный этап жизни всей нашей дружеской компании… Но не стало «Будки», прекратились наши Комаровские встречи, закончилось время ранней молодости; во многом безрассудной, свободной, не угнетающе безденежной и не очень задумывающейся о завтрашнем дне».

«Он не был «буйным оптимистом», скорее «умеренным пессимистом». Но что безусловно, он обладал чувством юмора, веселой импровизации. Потому в заключении приведу еще одну «хармсовскую» историю Аскольда:

«Однажды, в рюмочную на улице Красной Конницы врывается Пушкин. А очередь, надо сказать, была преогромная.

— Господа! Спешу к Ахматовой. Можно без очереди?!

Я заказал ему 150 с килечкой.

— Поднимем стаканы,

Содвинем их разом!

Экспромт все бурно одобрили.

В тот вечер Пушкин так и не встретился с А. А., хотя жила она этажом выше».

  Именно грязовчане были первыми зрителями этих иллюстраций – на выставке «Грязовчане - 200-летнему юбилею А.С.Пушкина»(А.И. был и главный инициатор выставки), потом в Петербурге вышел первый литературный опыт художника – «Мемуары» к 200-летию А.С.Пушкина и 110-летию со дня рождения А.А.Ахматовой. И содержание «Мемуаров», и иллюстрации к ним удивительны, остроумны, оригинальны в изящном сплетении временных и пространственных границ, единении близких по духу великих поэтов из разных эпох, в небезучастии самого автора по отношению к этим великим личностям, в рифмовке 19 и 20 веков, золотого и серебряного - в русской поэзии – и всё это с долей доброго юмора и с благоговением перед тенями Пушкина и Ахматовой.

Для творчества А.И. вообще характерно и притягательно умение передать, порой неожиданно и причудливо, но так верно подмеченную связь времён, их перекличку, способность проникаться той или иной культурой, самому быть участником всяких перевоплощений и при этом оставаться самим собой.

Эти все приёмы нашли объёмное и в то же время лёгкое воплощение в «книге, по-видимому, весьма дорогой ему – «Легенды и были города Грязовца». Кузьминский – её автор и иллюстратор» (Б.З.Докторов).

Грязовец тоже любит и помнит А.И.Кузьминского. Он так много сделал своим творчеством – утончённым, умным, ироничным – для Грязовца и  грязовчан, что мы  можем просто гордиться, что Аскольд Иванович был в нашей жизни.  

Нам, его грязовецким друзьям и поклонникам творчества, было дано счастье быть знакомыми, общаться и даже быть в дружбе, быть коллегами с ним. Благодарим судьбу за встречу с Аскольдом Ивановичем.

Он так органично вошёл в нашу жизнь, стал другом городского музея, Грязовца и многих из нас. Мы полюбили его за добрый взгляд, приветливость, искреннюю в нас заинтересованность, за любовь к Грязовцу, за его талант и огромную притягательность общения с ним. Он же любил нас. Наша провинциальная осторожность порой заставляла удивляться такой его открытости, готовности по-настоящему дружить, легко общаться. А он организовывал нас и вдыхал в нашу жизнь свежие, необыкновенные нотки. Чем-то удивительно тёплым в душе отзываются все встречи, которые он вдохновлял, инициировал – будь то встречи в музее, выходы в кедровую рощу, открытие выставок в любимые праздники - Старый Новый год, в День города Грязовца… Он был генератором идей и гениальным сплотителем близких по духу и интересам людей. Его любовь к Грязовцу для нас может быть поистине примером по трепетности этих чувств. Истинно, А.И. любил наш маленький городок   наравне с Петербургом.

Первое знакомство А.И. с творческим миром грязовчан, к сожалению, состоялось поздно, после того, как много лет он приезжал в Грязовец и подлинное знакомство с городом имеет широкую предисторию. Его первая встреча с Грязовцем состоялась в 1957 году, когда сюда из Бабушкинского района переехали на постоянное место жительства его родители -  педагоги, интеллигенты Черепановы Александр Дмитриевич, ставший Почётным гражданином Грязовецкого района, и Лидия Осиповна. С тех пор и он стал постоянно бывать здесь – сначала один, потом с семьёй (кстати, однажды сын Костя, ленинградский школьник, в сочинении на тему «Как я провёл лето» написал «Лучший город Советского Союза – это Грязовец!»). Первая встреча с городом запечатлелась для него обликом тогда ещё стоявшего на центральной площади Христорождественского собора, вдруг словно выросшего, когда он шёл по незнакомому городу с вокзала. Спустя несколько лет так же неожиданно храма не стало… «Оглянулись, уж нет куполов…» - эта символичная строчка из стихов грязовчанки Е.Ф.Лялиной оказалась очень созвучной настроению души художника, буквально строчкой из его жизни (в знак благодарности и дружбы с Е.Ф.Лялиной он проиллюстрирует её сборник с грязовецкой поэмой «Синий лён»). Много лет спустя отзвуком впечатления об утраченном храме станет его иконографическая картина «Всем миром», посвящённая мечте о возрождении собора и выполненная в дар грязовчанам в честь 220-летнего юбилея Грязовца.

 

  Именно «40-летию первой встречи с городом Грязовцем» была посвящена выставка его графических работ, организованная в Грязовецком музее в 1997 году, ставшая  первым подарком Аскольда Ивановича полюбившемуся городу. Это была и его первая же (!) персональная выставка, которую он пожелал сделать именно в Грязовце, в краеведческом музее, тогда филиале Вологодского музея-заповедника и, надо заметить, что такого уровня выставки с тех пор больше не было в Грязовце. Через год, уже к 40-летию творческой деятельности Аскольда Ивановича, была организована, по приглашению впечатлённых выставкой в Грязовецком филиале специалистов ВГИАХ музея-заповедника, персональная выставка художника в стенах Вологодского музея.

На открытии первой персональной выставки в Грязовце в скромном краеведческом музее Ольга Зусмановна Кузьминская отметила: «Весь период активного творчества А.И. связан и с этим небольшим городом… Так что смело можно сказать, что А.И. является достойным представителем Грязовца в столичного и европейского уровня городе С-Петербурге». А они для нас были представителями истинной высокой культуры Санкт-Петербурга, Эрмитажа в нашем городе, самое главное, что мы приобщались к этой культуре, стремились к её уровню в своих культурных проектах, музейных выставках, а зачастую являлись первыми зрителями новых творческих работ А.И.

Грязовчане сочли за честь принимать у себя и очень тепло приняли тогда  художника из Петербурга, в творческой судьбе и биографии которого уже так много было всего. Наверное, выставок могло быть и больше, могли быть и персональные. Но совсем не главным, что было совершенно очевидным, это было для Аскольда Ивановича, не гнался он ни за славой, ни за популярностью, вообще количеством чего-либо. Очень искренний и естественный, скромный, далёкий от конъюнктурности и пафоса, он представлял своё творчество там, где это было, по его собственному ощущению, действительно нужно, где он, наверное, чувствовал неподдельный интерес и внимание, где он мог и хотел что-то сказать людям языком своего искусства. Воочию вспоминается А.И. - милый, обаятельный, подчёркнуто мало говорящий, ибо обо всём, об очень многом, говорили его художественные работы.

              

 

 Грязовчане тогда, действительно, увидели очень много на выставке – и шуточного, и серьёзного, тонкого и глубокого. Это были серии рисунков, в том числе о Грязовце уходящем; о путешествиях по Вологодчине, рисунки из жизни их семьи в различных интерпретациях, например, серия «Серебряный альбом» к серебряной свадьбе; о Петербурге контрастном, как у Достоевского.  Зритель удивлялся умению художника негромко и просто, но сильно и проникновенно говорить о волнующих и важных для всех проблемах – нравственных, экологических, философских, о вопросах отношения к нашим святыням, памяти, нашей общей истории. Как творческая, умная личность, душой понимающий художник, он в своих работах нередко обладал даром провидения, предсказания, предчувствия. Так, его графический рисунок «Погружение во тьму» вызывал искреннюю душевную боль и сопереживание за разрушение архитектурных памятников великого города С-Петербурга в эпоху постперестроечных 1990-х. Или серия «Вдоль по Сухоне» с изображениями умирающей деревни с остовами-скелетами и пустыми глазницами окон оставленных домов по берегам реки. А книжная, станковая графика: иллюстрации к пьесам Метерлинка (ряд из них потом окажется готовыми илл-ми к «Легендам и былям города Грязовца» и стихам Сиротина), илл-и к произведениям Эдгара По, которого называли гением чтеца человеческих душ. И к таким гениальным произведениям смог создать илл-и А.Кузьминский, в одном рисунке сумев выразить идею всего произведения - так же гениально, так ему близок оказался «Король Ужаса и Красоты». Рисунки изумляли лаконичностью, ёмкостью, образностью и, одновременно,  глубиной содержания, изящностью, тонкостью и лёгкостью исполнения. Воздушный, небесный, духовный талант, покоривший многих!

       Был на той выставке представлен и комплекс, посвящённый проекту по созданию фирменного графического стиля Эрмитажа. Удивительный факт был озвучен тогда Кузьминскими о том, что самые оригинальные идеи в дизайн-проектах, связанных с Эрмитажем, возникали у художника в Грязовце. Именно во время пребывания здесь Аскольду Ивановичу пришла мысль  в логотипе слово «Эрмитаж», трудное для понимания иностранцев, пересечь дугой. И эта гениально простая идея делает узнаваемым Эрмитаж во всём мире, «дуга» моста является как бы опознавательным знаком знаменитого музея вдоль набережной Невы.  

 А ещё там были его дизайн-проекты по оформлению городской среды, афиши к выставкам в ведущих музеях Санкт-Петербурга, дипломы, рекламная продукция, календари с символами разных лет, много илл-й к учебникам, взрослым и детским книжкам, сказкам, письма в виде илл-й сыну Косте и много всего другого.

Вряд ли можно было найти более удачную идею, чем та выставка, для настоящего знакомства с грязовчанами, сближения и общения с заинтересованным кругом близких по духу людей, к чему так стремился А.И. И эта идея удалась!

С тех пор Аскольд Кузьминский стал для грязовчан земляком, своим и выдающимся. Совершенно органично и с радостью он влился в «семью» грязовецких художников, вошёл в Общественный совет музея. Как художник он на равных участвовал в различных грязовецких выставках, делал это с желанием, часто сам их инициировал и вдохновлял. Каждый раз он удивлял нас. Каждый его приезд в Грязовец сопровождался всплеском новых впечатлений и эмоций – то ли от его новых петербургских работ и проектов, которые он неизменно привозил с собой будто в качестве творческого отчёта и чтобы поделиться радостью удачных находок с грязовецкими друзьями, то ли от оригинальности и свежести очередных его грязовецких затей, которые он изобретал одну за другой. Чего стоили одни староновогодние музейные встречи и выставки, ставшие с его лёгкой подачи доброй традицией. Он сам был всегда их участником – очно или заочно, присутствие его всегда чувствовалось – как художника и друга в виде всякий раз ещё неизвестных нам работ, каких-то остроумных сценарных идей, наконец, в виде замечательных открыток – поздравлений со Старым Новым годом, которые он специально придумывал, готовил и выпускал для нас всех, кто бывал и даже, по его мнению, просто мог быть на этих встречах, а мы ждали и храним их сейчас, неповторимые, в его исполнении, с участием его самого в сюжетах. с чувством хорошего юмора и иронии, грустные и озорные одновременно, как он сам.  В свои 60 с лишним он был совершенно молодым по мироощущению человеком, и общаться с ним приятно и интересно было людям самого разного возраста. Рядом с ним никто просто не мог быть старым или скучным. Сам он просто не переносил одиночество. У него был талант общения, а добродушие просто не знало границ. Каким собеседником он был для одних, слушателем для других, а каким джентльменом был он!

Заинтересованность, неравнодушие к Грязовцу и грязовчанам не могли не вылиться для художника в ряд собственных и совместных творческих проектов, главным среди которых, вершиной его творческой привязанности к Грязовцу и посвящением любимому городу к 220-летнему юбилею стала книга «Легенды и были города Грязовца». И его очередной вершиной в области книжной графики. Всё больше узнавая Грязовец, знакомясь с грязовчанами – ныне живущими, с выдающимися земляками в прошлом, он пришёл к идее оригинального повествования о городе в запоминающихся фрагментах истории – отсюда название «Легенды и были…» (он и группа грязовецких сподвижников отыскали яркие сюжеты, некоторые автор интерпретировал по-своему, ведь любая значащая история обрастает пикантными домыслами, кое-что вымыслил сам, но очень точно подметив, что именно так могло быть на грязовецкой земле, о чём-то помечтал – и получилась книга. И всё это повествование им же было и проиллюстрировано. 

         Вся книга – о любви к Грязовцу, начиная с обложки. Хотя как раз обложка была придумана гораздо раньше, как илл-я к пьесе Метерлинка. Но она-то и оказалась как нельзя более подходящей: в свете керосиновой лампы – маленький мирок, светлый, уютный, со своей жизнью, проблемами, судьбами, историей. В тени – человек, прохожий, который со стороны наблюдает за этой жизнью. Так и читатель, открыв эту книгу, страница за страницей проследит за тем, как развивалась грязовецкая быль, обрастающая порой и небылью.

Эта книга – следующий его замечательный подарок, которому может позавидовать любой другой город и, поверьте, завидует!

Книга открывается текстом Главы самоуправления Грязовецкого муниципального района В. И. Чиркова, как признание в любви к городу и знак признательности к человеку, подготовившему книгу о нем. Начинается предисловие словами: «Мой любимый Грязовец! Есть такой маленький, но самый главный для нескольких тысяч человек городок на московской дороге. Чтобы полюбить его всей душой, прирасти к нему всеми «корнями», иному вполне достаточно родиться в нем, провести здесь, скажем, детство и... навсегда обрести каким-то мистическим образом силу притяжения к нему». Далее говорится о том, что любовь к малой родине позволяет человеку осознать свою причастность к большой истории России». И в конце: «Книга, которую вы держите в руках, поможет вам понять это. Читайте, делайте открытия, узнавайте, вспоминайте прошлое, вдумывайтесь в настоящее, вглядывайтесь в будущее нашего Грязовца, грустите, улыбайтесь... и влюбляйтесь в него подобно тому, как произошло это с автором книги, петербуржцем Аскольдом Кузьминским и его грязовецкими помощниками».

Вот как прокомментировал содержание «Легенд и былей…» Б.Докторов: «Книга, действительно, познавательна и по-доброму иронична, это изложенные Кузьминским исторические факты и легенды о Грязовце, начиная с неолита и до наших дней. А завершается все коротким рассказом Аскольда «Пятый сон Веры Павловны, или город Грязовец в конце 3-го тысячелетия н. э.», ясное дело, написанным по мотивам романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». То обстоятельство, что Грязовец расположен на Московской дороге, позволило Кузьминскому, соединив правду и вымысел, привести в городок Петра I и Екатерину Великую, Александра I и Наполеона, и, конечно же, А. С. Пушкина».

         По страницам книги можно путешествовать во времени. И она позволяет о многом задуматься. «Без любви к малой родине, её памятникам и природе невозможно и почитание родины большой», - сказал мудрец. Так и эта книга от первой до последней страницы как будто призывает читателя: «Любите свой город, узнавайте новые страницы его истории, мечтайте об улучшении его облика и жизни, старайтесь воплотить эти мечты в реальность».

«….Нет ничего лучше этого чудного городка!» Согласимся и мы с этими заключительными словами книги.

Не правда ли, редкий, необыкновенный подарок Грязовцу и грязовчанам и блестящий пример истинной любви к родному краю и отчим местам.

 По мотивам книги была создана в Грязовецком музее выставка с одноимённым названием «Легенды и были города Грязовца», открытая в 2005 году, уже после ухода А.И., и, заметим, выставка также оставила заметный след в сердцах   посетителей, более того, стала победительницей на Вологодском областном конкурсе проектов в области культуры «Звёздное кружево Севера» в номинации «Из глубины веков». 

Можно с уверенностью сказать, что всё, что делал в творчестве А.И., имеет глубокий смысл. Творчество его очень жизненно, как будто направлено на сближение с душой зрителя и читателя. Достигал художник это через образы, родственные его собственной умной душе, причём находил их и в настоящем, и в прошлом, и в будущем.

Одним из таких образов явился для него поэт 19 века, родом из Грязовецкого уезда, В.И.Сиротин. В книге ему посвяшён целый триптих «Сшёл безвесно, скитаетца по миру…» Поэт, который не оставил громкой славы при жизни, но творчество его оставило след в отечественной культуре – пусть и немногими сохранившимися стих-ми. «Забытый у судьбы» - так говорил о себе сам В.Сиротин – опальный священник-расстрига, смелый и неугодный властям поэт-сатирик, обличитель, с незадачливой житейской судьбой, трагичной и мистической.  

Эта судьба так прошла через сердце художника, оказалась такой близкой, что он отчасти буквально слился с ней, сам включившись в доступную и так любимую им перекличку времён, людей из разных эпох. А.И., кажется, дано было переноситься в другие времена, чувствовать колорит той жизни, заводить там знакомства и друзей, чтобы потом напоминать нам о них. Он так хотел донести хотя бы до грязовчан полузабытый образ и талант земляка Василия Сиротина, что просто до мистики перевоплотился сам в его уходящем облике …. И так же вдруг сам неожиданно ушёл от нас навсегда.

Василий Сиротин – автор широко известного русского романса или песни «Улица, улица…», считавшейся долгое время народной. Её исполняли самые прославленные певцы с самых знаменитых подмостков, например, Ф.Шаляпин.

Вот что сказано у Б.З.Докторова: «…центральной фигурой книги Кузьминский сделал поэта Василия Ивановича Сиротина (1830 — не ранее 1885), родившегося в Грязовце и прожившего трагическую, скитальческую жизнь. Самое известное его стихотворение, дошедшее до нынешнего времени, — «Улица, улица, ты, брат, пьяна». Никаких изображений Сиротина не сохранилось, но Кузьминский в своей книге посвятил ему триптих: по бесконечной дороге идет пожилой, усталый путник. В жизни Сиротина… Аскольд увидел то немалое, что роднило их, и он изобразил в поэте себя.

Незадолго до смерти Кузьминский составил и оформил первую книгу Сиротина. В нее включены автобиографическая поэма «Исповедь», стихотворения «Летний вечер», «Ливанские кедры», «Питейный», известнейшее — «Улица, улица, ты, брат, пьяна» и ряд других. В нее также вошли биографические материалы о Сиротине и свыше 20 иллюстраций Кузьминского. Эта книга должна была стать полным собранием сочинений Сиротина. Но пока эта задумка не реализована».

 Теперь мы наверняка знаем, что и Сиротин, и А.Кузьминский не случайно приходили к нам со своими талантами. Они не просто так даны были Грязовцу. Сиротин был по происхождению грязовчанином, Кузьминский практически сделался им. А.М.Дубинин так написал в статье «Памяти друга»: «Аскольд очень любил Грязовец и нас, его жителей, всегда рвался к нам сюда. Уже тяжело болея, мечтал побывать на родине. Обычные рациональные критерии никак не подходят к Аскольду. Если он умер, то не весь. Его произведения остались с нами. Книги, им оформленные, читаемы и любимы. Думаем, что и в Питере люди, знавшие Аскольда, скажут то же самое. Такие люди не умирают, они существуют где-то рядом, недосягаемо с нами…Мы любим тебя, Аскольд».

Мы, грязовчане, лично знавшие семью Кузьминских, очень благодарны за то, что было сделано ими для Грязовца. Истинные интеллигенты, добрые, с тонким чувством юмора люди, они, по большому счёту, были миссионерами подлинной культуры, искусства в г.Грязовце, хотя сами ни в коем случае не претендовали бы на это и, наверное, улыбнулись бы, услышав это   в свой адрес. Но ведь это правда! Как было сказано ещё тогда на открытии выставки, грязовчане остались благодарны Аскольду Ивановичу «за любовь к земле, которая стала родиной для его родителей, где эпизодически прошли его юность и зрелые годы, за неизъяснимое стремление отдать ей долг за добрые мысли и чувства, родившиеся здесь, желание поделиться с земляками всем самым дорогим, значимым, что накоплено за прожитые годы. На такое способны очень преданные, открытые бескорыстные люди, искренне верящие в человеческую отзывчивость и силу искусства…»

 Бесспорно, много сделал Аскольд Иванович в деле сохранения исторической памяти о Грязовце и дорогих его сердцу земляках, в расширении границ интереса и любви к этому «городку на Московской дороге» в своём удивительном творчестве, своими произведениями – очень точными, утончёнными, умными, высокохудожественными, своим небесным талантом. И  за это, бесспорно, имя его достойно самой высокой памяти и знания о нём.

В 2018 году исполнилось 80 лет со дня рождения А.И.Кузьминского. В честь этого события и к этой дате грязовецкие друзья и почитатели его талантов подготовили и провели вечер памяти, который назвали «Он очень любил Грязовец…». Ведущей и автором вечера выступила О.В.Баранова, краевед, бывшая в 1990-е годы заведующей Грязовецким краеведческим музеем, в период, когда и произошло настоящее знакомство Грязовца с Аскольдом Кузьминским.

    

 

 

Грязовецкие друзья и поклонники вспоминали Аскольда Ивановича, возвращались к его творчеству, благо сохранились видеозаписи о подготовке и открытии его удивительной «грязовецкой» выставки, обращались к кадрам вологодского областного телевидения, прекрасно представившим имя и творчество Василия Сиротина, в том числе «видеоклипом» песни «Улица, улица, ты, брат, пьяна…», снятом в Грязовце, слушали песню в исполнении других выдающихся певцов, таких, как И.Кобзон, а в завершение и сами дружно исполняли её, как было это в былые времена на домашних  праздниках.

 

Вечер прошёл в не менее интересном месте, а именно, в восстановленном в течение 9 лет недюжинными усилиями семьи предпринимателя Константинова В.Н. памятнике истории и культуры регионального значения и превратившегося с недавних пор в туристический объект – в БАШНЕ, что стоит с 1916 года на городском рынке. Перед БАШНЕЙ постамент – «Я люблю Грязовец». Вечер памяти А.И.Кузьминского как нельзя лучше, органично вписался в эту обстановку истории и старины. И, более того, стал первым… заседанием Клуба любителей города Грязовца, который был открыт прямо на вечере с имени Аскольда Ивановича Кузьминского. И в который может вступить каждый, кто побывает в старинных стенах восстановленной БАШНИ. Всё это нашло отражение на страницах областной газеты «Красный Север», в №4 16 января 2019 г., где была опубликована статья корр. Владимира Романова под названием «Автору логотипа «Эрмитажа» и ленинградского метро посвятили вечер в Грязовце».

             Аскольд Кузьминский хотел продолжения грязовецких «Легенд и былей…» Они продолжаются (вот в этой БАШНЕ, например), он сам стал легендой и останется живой былью города Грязовца, который он любил всей душой. Не хочется  верить, что Аскольд Иванович больше не приедет в Грязовец. Впрочем,    его грязовецкие друзья   выразили надежду и уверенность, что и в другом мире он будет помогать  им, удивлять и радовать, вдохновлять на то, что он обязательно бы поддержал, одобрил, к чему бы присоединился.  И эти ожидания подтвердили  последующие события, вновь благодаря Аскольду Ивановичу соединившие Грязовец и Петербург.

           С начала юбилейного года мы знали, что Петербург готовится ознаменовать 80-летие художника выставкой его графических работ в Государственном Эрмитаже(!), проектом, одобренным М.Б.Пиотровским, и с огромным интересом ждали её открытия.

         И вот в газете «Эрмитаж» за 30 сентября 2018 года была опубликована небольшая заметка Артура Мезенцева и Льва Широкова: «Логотипчики рангом поменьше», которая открывалась словами: «В этом году исполнилось 80 лет со дня рождения Аскольда Ивановича Кузьминского, создателя эрмитажного логотипа».  Так было обозначено публичное признание авторства Кузьминского в рождении графического образа, знака всемирно известного музея.  В статье так и говорилось: «В 1995 году этот проект был завершён, и вот уже более двадцати лет знакомый фирменный знак можно видеть везде: на афишах, книгах и альбомах, издаваемых музеем, на входных билетах и буклетах выставок. То есть он победно шествует по миру, напоминая всем о великом музее и его достижениях».
 Авторы статьи справедливо называли сделанное Кузьминским частью большой эрмитажной истории, более того, «историей Эрмитажа через её логотип», ибо работа над логотипом, продолжавшаяся полтора года, сегодня предстает большой серией выполненных в едином ключе тонких и умных миниатюр. Всюду присутствует буква «Э», но применительно к той или иной эпохе или событию она дополнена характерными деталями времени. «Эрмитаж советский» передан двумя рисунками: в одном случае в сердцевину буквы «Э» вставлен крейсер «Аврора», в другом – буква «Э» образована серпом и молотом. В «Эрмитаже 1937 года» буква «Э» согнута из колючей проволоки, а в проекте «Ленин в Эрмитаже» в букве «Э» видна вытянутая рука Ильича, указывающая прямую дорогу к коммунизму. «Что же касается эрмитажных отделов, то и в этом направлении Аскольд Иванович тоже сделал много интересного. Например, логотип отдела реставрации. Буква «Э» в нём не завершена, она ещё пишется кистью! Для сотрудников Эрмитажа, работающих в запасниках, Кузьминский придумал букву «Э», подёрнутую паутиной. Для хозяйственной части другой вариант: в букве «Э» устроена маленькая кладовка. Там есть ведро, швабра и даже гвоздь, на котором сохнет тряпка. А что придумал А.И. для дирекции? В середину буквы «Э» он поместил факсимильную подпись самого Михаила Борисовича Пиотровского. Теперь эта подпись символизирует правильно принятое окончательное решение».
 Статья завершается словами: «Все эти варианты, а также многие другие можно будет вскоре увидеть в фойе Эрмитажного театра на юбилейной выставке Аскольда Ивановича
Кузьминского».

     Выставка в Эрмитаже открылась 16 февраля 2019 года. Две афиши (на русском и английском языках) по обе стороны зала, где была развёрнута выставка, лаконично представляли её название – «Кто придумал букву «Э»? К 80-летию со дня рождения А.И.Кузьминского».  В таком же стиле были оформлены приглашения на открытие выставки от Государственного Эрмитажа и каталог выставки, которые получил каждый гость, заявивший о своём желании быть участником этого события. Город Грязовец не мог не откликнуться на приглашение быть на открытии выставки, и в качестве его представителей в Санкт-Петербург отправились О.В.Баранова, организатор первой персональной выставки А.И.Кузьминского в г.Грязовце, и, что оказалось особенно знаменательным и символичным, - глава МО Грязовецкое Л.Ю.Воронина. Надо заметить, это путешествие из Грязовца в Петербург стоило того – впечатления от него превзошли все наши ожидания, для нас это была большая радость и честь.

Вот как охарактеризовано  содержание выставки    в официальных публикациях о ней: «Эта выставка – дань памяти петербургскому графику и дизайнеру Аскольду Ивановичу Кузьминскому (1938–2005), автору логотипов Государственного Эрмитажа, Ленинградского метро, Елисеевского магазина, Диплома почетного гражданина Санкт-Петербурга.

А.И. Кузьминский закончил Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище, и до середины 1990-х годов работал в Ленинградском филиале Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики. Его первая встреча с музеем состоялась в эрмитажной археологической экспедиции 1960-го года, под руководством Г.П. Гроздилова, в Пскове. Начиная с этого времени А.И. Кузьминский считал себя неразрывно связанным с Эрмитажем: здесь служила его супруга, работали многие его друзья. В середине 1990-х годов эта связь воплотилась в работе над созданием фирменного графического стиля Государственного Эрмитажа.

 

 

В декабре 2008 года в Зимнем дворце были представлены некоторые материалы, связанные с работой Кузьминского над логотипом музея. Настоящая выставка является продолжением той экспозиции и расширяет границы нашего понимания творчества мастера.

На выставке представлены две грани творчества А.И. Кузьминского. Первый раздел знакомит с ранней графикой в основном 1960-х годов. В этих работах еще совсем молодого художника, практически неизвестных зрителю, виден серьезный сформировавшийся мастер. Во многих из них А.И. Кузьминский смешивает, казалось бы, несовместимые техники и пробует материалы в необычном использовании.  Самый характерный пример в этом поиске – двойной портрет, изображающий самого автора (А.И. Кузьминского) и брата его жены (Б.З. Докторова). Для создания границ фона художник использовал линейку, а в качестве рисующего материала – копировальную бумагу, протирая которой по изображению, он добивался различной глубины тона.

 

 

 

 

Среди графических работ также представлены цветные пейзажи, выполненные пастелью, восковыми мелками и акварелью.                                                Вторая часть выставки посвящена Кузьминскому – дизайнеру, прежде всего, разработке фирменного графического стиля и логотипа Эрмитажа.  Аскольд Иванович пытался объединить русскую и латинскую (английскую) версию логотипа, искал в характерных и знакомых эрмитажному зрителю произведениях мотивы. Это и звери из скифских украшений, и решетка ворот Большого двора Зимнего дворца. Творческий поиск отражает и шутливый подход автора. Это видно, например, на листах с логотипами «Рубенс в Эрмитаже», «Собчак в Эрмитаже», логотипами некоторых эрмитажных отделов и подразделений, знаками директора и главного хранителя, и в пригласительном билете на открытие «общественных помещений под Иорданской лестницей».

 

 

На  выставке также представлены книги, которые были оформлены А.И. Кузьминским. Он много работал в книжном дизайне, оформил двухтомник рассказов Эдгара По, «Вечера с Петром Великим» Даниила Гранина, книги «Володин. Первые воспоминания», «Театр Резо Габриадзе». Значимое место занимают воспоминания «Memoire», написанные художником, им же иллюстрированные и опубликованные за свой счет маленьким тиражом.

Большинство экспонатов на выставке, предоставленных сыном художника Константином Кузьминским, показаны впервые.

К выставке выпущена иллюстрированная брошюра «Кто придумал букву «Э»? К 80-летию со дня рождения А.И. Кузьминского» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2019. – 32 с. : ил.), которую предваряет статья М.Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа.

Куратор выставки – Николай Леонидович Зыков, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа».

Для лучшего представления и понимания выставки процитируем её   создателей. Вот, например, что сказал в интервью, данному им сетевому изданию «Собака.ru» накануне открытия выставки сын художника, Константин Кузьминский: «Свои самые известные работы — эмблему петербургского метро, Елисеевского магазина и, конечно, логотип Эрмитажа он придумал уже в 1990-е — на фрилансе. Институт эстетики почти прекратил свое существование, а имя в профессиональной среде осталось. Поэтому когда эти организации стали искать кого-то, то нашли Аскольда Ивановича. Звучит не очень скромно, но тогда просто некому было это сделать — он был практически единственным в Петербурге. В какой-то мере он предвосхитил и интерес к урбанистике — внимательно изучал городскую среду. Он понимал, что большинство информации человек получает визуально, поэтому так важно, как выглядит жизнь вокруг: улицы, вывески, какого они размера и каким шрифтом написаны, сколько их на доме и как они к нему приделаны».                                     А вот, что рассказал на страницах книжки-каталога выставки ее куратор, один из ведущих специалистов Эрмитажа по западно-европейской живописи Николай Зыков: «До появления современного логотипа Эрмитаж часто использовал характерное сокращение «ГЭ», понятное многим. Его можно найти и на старых открытках, и в некоторых книгах, выпущенных издательством Эрмитажа. Однако с точки зрения графического исполнения это лишь простое использование существующих шрифтов и представление музея с их помощью.
Задачей Кузьминского было выделить Эрмитаж чем-то очень характерным и запоминающимся надолго. Думаю, ему это вполне удалось. Получился спокойный, не вызывающий, уверенно говорящий о музее логотип. На выставке можно увидеть работы художника по поиску нужного образа. Налицо и метод старой, еще докомпьютерной, школы с  множеством зарисовок в блокноте и на отдельных листах».                                                                                                     

 

На открытии выставки с приветствием к сотрудникам музея и первым посетителям выступил директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский, выдающийся исследователь и специалист, занимающий уникальное место в современной мировой художественной культуре. По его словам, Кузьминский не просто создал очень удачный логотип Эрмитажа, но воплотил в нем идею музея — хранителя традиционного стиля, несущего его в новый мир. «И я рад, что во всем мире наш логотип признан, кроме того, логотип Кузьминского продолжает быть гарантом сохранения внутренней стилистики развития Эрмитажа, музея с 250-летней биографией, которую он сумел так чётко уловить и передать. Кузьминский — потрясаюший художник, работавший в разных жанрах, человек высочайшего вкуса, я люблю держать в руках книгу Эдгара По с его иллюстрациями». И еще он заметил: «Человек, который сделал логотип Эрмитажу, "короновав" букву "Э", и знак ленинградского метро, уже останется в культурной истории города. Это очень неплохо для художника – войти в историю как автор двух узнаваемых символов». Так началось открытие выставки.

Нас, небольшую делегацию грязовчан, встретили в Эрмитаже очень радушно и даже почтительно, мы чувствовали постоянную заботу и внимание, и, знаете, не покидало ощущение, что сам Аскольд Иванович как будто незримо помогает и поддерживает нас. Среди тщательно отобранных экспонатов выставки многое узнавалось по первой «грязовецкой выставке А.Кузьминского, много было и новых открытий.  Самое замечательное, что мы сразу увидели в экспонатах дорогой Аскольду Ивановичу Грязовец – и в рисунках, как например, «Овин под Грязовцем», и, конечно, в книжной графике – несколько экземпляров книги «Легенды и были   города Грязовца» лежали под стеклом, раскрытые на разных страницах.     

 

На выставке к нам подходили друзья и коллеги Аскольда Ивановича, знакомились с нами, с кем-то  мы узнавали друг друга по переписке в сетях Интернет и, конечно,   получали в этом процессе общения с «первооткрывателями» выставки что-то новое, интересное. Например, Марфа Телепова-Тexier рассказала о дружбе Аскольда и её отца – художника, а ещё о том, что в иллюстрации «Пётр Первый в Грязовце» из книги «Легенды и были…» Аскольд Иванович, со свойственным ему юмором и озорной шуткой, в облике Петра воплотил черты … француза Жан-Жака Тexier, её мужа. Тепло поговорили с А.Г.Каминской, которая всегда была большим другом семьи Кузьминских и, напомню, приёмной внучкой Анны Ахматовой.

Кульминацией внимания к Грязовцу и грязовчанам, к полной неожиданности для нас, стало в завершение церемонии открытия выставки объявление о том, что право перерезать ленточку с символикой Эрмитажа в знак открытия выставки предоставляется наряду с М.Б.Пиотровским, директором Государственного Эрмитажа, и Н.Л.Зыковым (кстати, сыном А.Г.Каминской), куратором выставки, мэру города Грязовца Любови Юрьевне Ворониной. Потрясающий момент, исполненный высокой памяти о А.И.Кузьминском и его  отношении к Санкт-Петербургу и Грязовцу!

 

 

И после мы имели возможность пообщаться с М.Б.Пиотровским, говорили  о трёх персональных выставках А.И.Кузьминского с географией Грязовец – Вологда – Санкт-Петербург. М.Пиотровский подчеркнул, что получилась «чудесная выставка», «подлинно Эрмитажная» и то, что «автором эрмитажного логотипа Аскольд Иванович Кузьминский оказался не случайно». В каталоге он дал такую оценку творчества художника: «Блестящий график, утончённый и опытный мастер дизайна, он принадлежал к тому интеллектуальному кругу, который давал право и возможность понять и передать символические смыслы слова и явления «Эрмитаж».

Добавим, что в этот день М.Б.Пиотровским открывалась ещё одна выставка в Эрмитаже, и обе они  проходили в честь 100-летия со дня рождения его отца   Б.Б.Пиотровского, также бывшего многие годы директором Эрмитажа. А нам была предоставлена возможность свободного осмотра выставок великолепного музея, а также честь быть приглашёнными от имени директора Эрмитажа «на бокал по случаю торжественного открытия выставок «Кто придумал букву «Э» К 80-летию со дня рождения А.И.Кузьминского», « “Флора” Франческо Мельци. К завершению реставрации». И даже на этом великолепно организованном фуршете-«бокале» не раз до нас доносилось имя «Грязовец».

 

 

 

На открытии выставки – О.В.Баранова, куратор выставки Николай Зыков, Л.Ю.Воронина, сын и владелец творческого наследия А.И.Кузьминского Константин Кузьминский

Грязовец, в свою очередь, поблагодарил создателей выставки – и  записью своих представителей в «Книге отзывов», и так, чтобы авторы выставки смогли почувствовать хотя бы краешек теплоты, любви, интереса к городу, ставшему таким близким и родным для Аскольда Ивановича, и это было сделано дарами в виде брендовой фирменной продукции нашего городка и вообще Вологодчины – вологодского масла, издавна производившегося в нашем крае. А спонсором – партнёром в этом деле выступило ОАО «Северное молоко», любезно предоставившее подарочные бочонки «Вологодское масло» и свои фирменные сыры, которыми   также славится далеко за пределами города  грязовецкое предприятие. И опять всё оказалось уместным и символичным. Ведь славу вологодского маслоделия также увековечил Аскольд Иванович. Удивительно, но факт: на выставке одна из книг «Легенды и были города Грязовца» была раскрыта именно на страничке о грязовецком маслоделии. В ней   рассказывается о том, какую немалую заботу уделяло развитию и поддержке славы этой отрасли хозяйства грязовецкое Земство. И как однажды пригласило датских мастеров-маслоделов для обмена опытом. На илл. – делегация. Юмор (характерный для творчества А.И.) - в том, что среди членов делегации на равноправных основаниях изображён и портрет коровы. А ведь и впрямь, кому как не ей, представлять достоинства грязовецкого молока и масла!

Мэр города Грязовца Л.Ю.Воронина вручила подарки со словами: «Наше фирменное масло – прямо с завода «Северное молоко». С полным правом носит наименование «настоящий вологодский продукт». Давно уже стало аксиомой то, что «вологодское – значит настоящее». Угощайтесь, пробуйте, кушайте на здоровье – нашего, своего, домашнего вологодского-грязовецкого масла! – настоящего!!!»

Поездка в Петербург на выставку А.И.Кузьминского оставила неизгладимые впечатления. Впечатлила масштабом внимания и интереса петербуржцев к выставке. Даже организаторы были удивлены таким количеством пожелавших прийти на её открытие гостей. В связи с этим хочется привести слова Бориса Зусмановича Докторова, которого вполне можно представить в числе вдохновителей и создателей выставки, автора замечательных статей об Аскольде Кузьминском, в том числе одной из них опубликованной в каталоге выставки. Слова, которые могут подытожить всё вышесказанное: «Этой барочной, абсолютно в стиле Растрелли букве «Э» Аскольд Кузьминский, несомненно, войдет в историю музея, но, скорее всего, он не думал о том, что его работы будут выставляться в Эрмитаже. Более пяти лет назад я впервые написал об Аскольде Кузьминском, статья была озаглавлена: «... его творчество знакомо миллионам, его имя знают немногие»… Тогда я перерыл весь Интернет, и никакой информации о художнике Кузьминском не нашел, сегодня она уже есть. Слова о том, что творчество Кузьминского знакомо миллионам, а его имя знают немногие, стали мемом. Надеюсь, после выставки в Эрмитаже этот мем придется «подправить». Имя Аскольда Кузьминского останется в сознании многих ценителей культуры».

В унисон звучит и вывод куратора выставки Николая Зыкова в его статье в каталоге: «Настоящая выставка..., по возможности, расширяет границы нашего понимания творчества мастера, оставившего важный след в художественном наследии Санкт-Петербурга», а мне хочется добавить, «и города Грязовца».

Грязовчанам поэтому хочется пожелать всё больше открывать имя Аскольда Ивановича Кузьминского, который считал Грязовец своей родиной, постигать его творчество, с одной стороны, простое и ёмкое, с другой - в котором так много скрытого, загадочного, неожиданного, порой бездонно глубокого или же запредельно высокого. А ещё пожелать такой же  проникновенной любви и привязанности к городу Грязовцу – чувств, которые до конца дней владели сердцем художника с вологодскими корнями и петербургскими вершинами в  искусстве.

                                                                      Ольга Баранова, февраль 2019г.

  

 

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!