У нас, после Постановления ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград» Ахматова до сих пор в обмороке, хихикнул Андрей Александрович.



Человек, который вошёл в культурную историю Санкт-Петербурга и стал «легендой и былью города Грязовца»

(Об Аскольде Ивановиче Кузьминском и его творчестве)

 

 

 

 

                                                                       Автопортрет А.И.Кузьминского

Что связывает небольшой вологодский «городок на Московской дороге» Грязовец с одним из крупнейших городов России и мира городом Санкт-Петербургом? В контексте данного момента напрашивается ответ – имя А.И.Кузьминского (1938-2005гг.), художника-графика, члена Союза дизайнеров РФ, приезжавшего в Грязовец из Санкт-Петербурга, и для него эти  два города, по силе любви и притяжения  к ним  стояли, пожалуй, на одной ступени. Имя это продолжает и сейчас связывать наши города, о чём свидетельствует недавнее посещение грязовчанами открытия выставки А.И.Кузьминского к 80-летию со дня его рождения, состоявшееся во всемирно известном музее С-Петербурга Эрмитаже. Впрочем, расскажем всё по порядку.

С Ленинградом - С-Петербургом А.И. связывало очень многое – семья (жена Ольга Зусмановна Кузьминская (Докторова) – коренная ленинградка, 40 лет, до последних дней жизни проработавшая экскурсоводом и искусствоведом в Эрмитаже, сын Константин, издатель и дизайнер книг по искусству, также сотрудничает с известными музеями С-Петербурга), сам Аскольд Иванович здесь жил с 1958 года, когда уехал   получать и получил профессиональное образование художника-графика. С 1963 года работал в Ленинградском институте дизайна, стал его ведущим специалистом, выполнил более двух сотен дизайн-проектов, имеет 38 авторских свидетельств по оформлению улиц, парков, проспектов, часов и т.д. этого красивейшего города, затем был главным художником Театрального музея. Много работал в области прикладной и книжной графики, им созданы иллюстрации к ряду книг, плакаты, афиши, каталоги и т.д. Участник выставок в Ленинграде, Москве, Штутгарте, Загребе, Бомбее, Будапеште. Наконец, он – известный сотрудник в разработке проектов и самого Эрмитажа и, прежде всего, является автором его фирменного графического стиля.

К 75-летию со дня рождения художника, 5 лет назад, вышла замечательная статья Бориса Докторова, брата Ольги Зусмановны Кузьминской, профессора, доктора философских наук, социолога, живущего в США, под названием «Аскольд Кузьминский: его творчество знакомо миллионам, его имя знают немногие». В начале статьи автор пишет:

« Прежде всего раскрою смысл заголовка. Петербургским графиком и дизайнером Аскольдом Ивановичем Кузьминским (1938–2005) — создана эмблема петербургского метро — буква «М», с которой все настолько сроднились, что не замечают её. Ему принадлежит эмблема Елисеевского магазина. Это – самый известный и красивый в городе продуктовый магазин, отмечающий исторический центр Санкт-Петербурга. В 1995 году Кузьминским была завершена полуторагодовая работа над логотипом Государственного Эрмитажа; его можно увидеть на афишах, книгах и альбомах, издаваемых музеем, на входных билетах и буклетах выставок. Все это незаметно вошло в художественную, культурную атмосферу города, стало ее составной частью. Существует без авторства, живет само по себе. Как народная песня».

Для более полного знакомства с именем А.И.Кузьминского как нельзя лучше помогут отрывки из вышеназванной статьи Б.Докторова: «… По отзывам специалистов, Кузьминский был замечательным рисовальщиком, ему удалось создать особую легкую, изящную линию, придававшую его новым графическим знакам классическую завершенность и выразительность. Мне кажется, его работы – истинно петербургские, глубоко интеллигентные.

В силу многих обстоятельств жизнь Кузьминского сложилась так, что, хотя сделано им было немало и работы его получали признание, он оставался известен прежде всего в узком кругу людей, знавших его лично. Он не выставлялся на крупных художественных выставках, о нем не писали центральные газеты, он не делал портреты передовиков производства, его не осаждали журналисты. Он не стремился к расширению профессиональных контактов, не участвовал в гонках за грантами. Не сидел в президиумах и не был диссидентом.    Его влекла тонкая, камерная работа, он искал простые, негромкие выразительные средства. И всегда был скромным, даже стеснительным…

Аскольд родился в селе Рослятино в 60 км. от Вологды. Школу он закончил Грязовце, в те годы, я давно там не был, — тихом городе, в котором и сейчас проживает 15–16 тыс. человек. Знал я неплохо и его родителей — провинциальных интеллигентов, десятилетиями несших образование детям, обиженным судьбой. Мать преподавала русский язык и литературу в школе для детей с нарушенным слухом, отец возглавлял школьное образование в Грязовецком районе, а потом долгие годы был директором выстроенной им школы-интерната для слепых и слабовидящих детей и учил их истории. Еще школьником Аскольд начал рисовать, первые профессиональные уроки ему дал учитель рисования. Возможно, что родители хотели, чтобы он продолжил преподавательское дело, имея серебряную медаль, Аскольд поступил на физический факультет Вологодского пединститута. Но через год или два, в 1958 году, уехал в Ленинград и начал учиться в Ленинградском художественно-графическом училище.

        В нашу семью он пришел, когда заканчивал обучение в училище. Он недолго преподавал рисование в школе и в 1963 году нашел работу в новой по тем временам области прикладной графики — в Ленинградском институте дизайна…

Несколько лет Кузьминский учился на заочном отделении Московского полиграфического института, но оставил его. Ничего это обучение не могло ему дать. К карьере он не стремился, а в профессиональном отношении давно перерос студенческий уровень. Он собирал дома коллекцию книг и альбомов по многим направлениям изобразительного искусства и изучал все самостоятельно. Он был энциклопедически образованным в области графического искусства. Я помню беседы с ним о линии у Дюрера и Леонардо, Пикассо и Дали. Я тогда учился на математико-механическом факультете ЛГУ, и линия для меня была лишь набором точек определенного свойства. Уже в первой половине 1960-х Аскольд говорил об эстетике линии, о том, как через ее восприятие зритель формирует образ изображаемого предмета. Постепенно он шел к своей графике. Она – не статична, не обременена деталями, призывает зрителя к сотворчеству…

Аскольд брался за многое. Разрабатывал фирменный графический стиль для различных организаций Петербурга, несколько лет был главным художником Театрального музея в Санкт-Петербурге, выполнял заказы для телевидения, в частности — для «Пятого колеса», делал плакаты, афиши, каталоги, упаковку для чая и т.п.»

«Две работы Кузьминского в области книжной графики: иллюстрации к 2-томнику сочинений Эдгара По (1995 г.) и к книге Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим» (2000 г.) представляются мне особенно интересными. В них отражена творческая философия художника, его уникальный стиль и собственная техника работы…

На столе он раскладывал листы бумаги, чертежные инструменты: рапидограф, параллельная линейка с внутренним валиком и черную тушь, тонкий фломастер, шариковую ручку. Тщательно и скрупулезно он работал с каждым штрихом, линией, деталью».

Особое место в жизни художника занимали личности А.С.Пушкина и А.А.Ахматовой, которые в его творчестве переплетались, общались на перепутьях и перекличке времён. И об этом тоже пишет Б.Докторов:

 «Так случилось, что на той же Кавалергардской улице (тогда она называлась улица Красной Конницы) жила Анна Андреевна Ахматова, и мы с сестрой учились в одной школе с Анной Каминской, внучкой известного историка искусств Николая Николаевича Пунина, который был мужем Ахматовой. Потом моя сестра и Аня учились на искусствоведческом факультете Академии художеств, и Аня познакомила ее с Аскольдом, который был другом ее будущего мужа, художника Леонида Зыкова. Никто не мог знать, что эта дружба пройдет через всю нашу жизнь и многое в ней будет согрето воспоминаниями о регулярных, прежде всего осенне-зимних, встречах в Комарово на маленькой даче Ахматовой, которая в ее стихах помечена как Будка.

… Приведу воспоминания Аскольда о моменте его знакомства с нею:

«1961 год. Комарово. Идем мимо магазина, рынка, выходим на широкую улицу, ведущую к Щучьему озеру. Именно здесь Анюта познакомила меня с Ольгой Докторовой, моей судьбой на всю жизнь. Вот и «Будка». Открываем калитку. С крылечка величественно и торжественно спускается дама в китайском халате с рукавами-крыльями.

— Ахматова — шепчет Каминская. Робко подхожу.

Анюта знакомит.

— Это Аскольд.

— А отчество? — интересуется Анна Андреевна.

— Иванович, — дрожит мой голос.

— Может быть... Лучше, чем Роберт Иванович — это ужасно. Поэт обязан был сменить имя. Вы знаете о ком я говорю? Стало как-то легко... Все пошли пить чай».

Эта история извлечена мною из тоненькой малотиражной книжки, Кузьминского «Memoire» с подзаголовком — «Двести лет со дня рождения Александра Пушкина и сто десять лет со дня рождения Анны Ахматовой». Приведу полностью текст предисловия к этой книжке Ирины Николаевны Пуниной, мамы Анны Каминской: «С 1956 года Ахматова проводила лето, а иногда и осень в Комарово, все больше привязывалась к этому месту. Дел и забот там хватало на всех, говорила она с хитринкой, — особенно, когда с 1962-63 годов поток посетителей стал расти в геометрической прогрессии. Аня Каминская и «сопровождающие ее лица» — как назвала ее друзей Анна Андреевна в одном из писем — часто бывали в Комарово. Они много помогали по хозяйству, привозили из Зеленогорска дрова, пилили и кололи их, растапливали дачу перед приездом хозяйки, убирали участок, привозили и отправляли почту.

По вечерам регулярно разжигали костер рядом с «лесной корягой», принесенной Каминской и Варварой Сперанской из леса. Анна Андреевна простодушно и с видимым удовольствием участвовала в нехитрых молодежных развлечениях, особенно в сидении у костра и чистке грибов.

Среди друзей Каминской был и Аскольд Кузьминский, в то время студент Художественно-графического училища. С тех пор прошло несколько десятилетий, Аскольд Иванович стал известным дизайнером и выполнил много работ в области книжной графики. Теперь Аскольд Иванович дебютирует в области литературы...».

Приведу рассказ Кузьминского о рождении в 1965 году его рисунка Ахматовой:

«Анна Андреевна как-то сказала, что ей надоели во всех изданиях одни и те же ее портреты (Альтман, Анненков и т. д.) Нет ли новых, молодых дарований.

Накануне мне был подарен “Реквием” (в машинописном варианте), я переплел его и на обложке нарисовал портрет автора.

На следующий день принес свое творение. Анна Андреевна долго рассматривала:

— Пожалуй, подпишу Вам “Реквием”, хотя никогда этого не делала. И этот портрет пригодится. И эти печальные брови».

Потом Ахматова уехала в Англию, потом в Москву, потом Анны Андреевны не стало...».

Об этом портрете пишет Б.Докторов и особые строки в статье: «Но есть в его наследии и работы принципиально иного плана, утонченные и загадочные. Летом 2012 года в Петербурге в музее Анны Ахматовой проходила выставка ее портретов. В официальной информации об этом событии отмечалось, что выставка открывалась графическим портретом Ахматовой, нарисованным Амедео Модильяни. Также на ней были представлены канонические изображения поэтессы, созданные Николаем Тырсой, Владимиром Фаворским, Аскольдом Кузьминским, Гавриилом Гликманом и ряд других работ. Кто знаком с историей российской графики, согласится с тем, что Кузьминский здесь назван в ряду выдающихся художников. Этот портрет Ахматовой — яркий пример стиля Кузьминского. Несколькими линиями создан оригинальный портрет Ахматовой, в котором соединены классические образы поэта, восходящие к Модильяни и Натану Альтману».

«В этой книжке не только сюжеты-воспоминания, но и истории «под Хармса», написанные Кузьминским и сопровожденные его веселыми рисунками. Ограничусь цитированием двух таких текстов:

«Встретились как-то Александр Христофорович Бенкендорф и Андрей Александрович Жданов.

— Пушкин совсем от рук отбился, — плачет шеф III отделения.

— А Вы, Александр Христофорович, создайте ЦК - «Царский Комитет» и примите «Постановление ЦК о журнале «Современник».

У нас, после Постановления ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград» Ахматова до сих пор в обмороке, хихикнул Андрей Александрович.

— Благодарю Вас, товарищ Жданов, пожал Александр Христофорович руку Андрею Александровичу и на цыпочках поплыл в сторону кабинета Николая Павловича.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!