Выделите основные черты первого этапа экономической мобилизации.



В чем состоят основные отличия второго этапа экономической мобилизации от первого?

Какие меры применялись для интенсификации труда в сельском хозяйстве и промышленности?

Какие проблемы появились в сельском хозяйстве в годы ВОВ? Как они решались?

Охарактеризуйте основные шаги по созданию антигитлеровской коалиции.

По желанию: подготовьте по дополнительному материалу проекты на тему «Как осуществлялась культурная поддержка в годы ВОВ?» (1-2 человека), «Советская наука в годы войны» (1 человек), «Патриотическая пропаганда в годы войны» (1 человек).

ВНИМАНИЕ: проект – не пересказ или прочтение всего материала перед аудиторией, а анализ текста с последующим выступлением перед аудиторией (10 минут максимум). Презентация приветствуется.

 

Дополнительный материал.Культура в годы войны. На нужды фронта, в интересах победы трудились и работники науки, образования, литературы, искусства. Одни из них ушли на фронт, другие остались на своих местах или были эвакуированы вместе со своими учреждениями в тыл. Казань, Уфа, Свердловск, Фрунзе, Ташкент, Алма-Ата, Ашхабад, другие населенные пункты приняли на свои плечи заботу о миллионах жителей европейской части страны. В этом проявились интернационализм, взаимовыручка и дружба народов СССР. Вместе с патриотизмом они сцементировали волю советского народа к победе.

Научные работники сосредоточились на решении трех основных задач: разработке военно-технических проблем, научной помощи промышленности в улучшении и освоении нового военного производства, мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны, замене дефицитных материалов местным сырьем.

В августе 1941 г. в Свердловске начала работу Комиссия по мобилизации ресурсов Урала, под руководством президента АН СССР академика В. Л. Комарова («комиссия Комарова»). В 1942 г. работа комиссии была расширена. Она была преобразована в Комиссию по мобилизации ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана. Ее состав превышал 800 научных и хозяйственных работников. Рекомендации ученых позволили в относительно короткие сроки компенсировать ресурсы, потерянные в западных районах страны, развернуть промышленность на востоке и вдвое увеличить добычу полезных ископаемых.

Летом 1942 г. в Казани начала работу Комиссия по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья и Прикамья на нужды обороны, под руководством вице-президента АН СССР академика Е. А. Чудакова («комиссия Чудакова»). Она организовала поиск новых нефтеносных площадей и рост добычи на старых промыслах в районе «Второго Баку». Это имело исключительное значение в условиях, когда немцы перерезали пути получения кавказской нефти.

Большую работу по размагничиванию боевых кораблей для их защиты от магнитных мин противника провела созданная в 1942 г. Комиссия по научно-техническим военно-морским вопросам, ученым секретарем которой был И. В. Курчатов. В следующем году он переключился на работы по созданию советской атомной бомбы и возглавил специальную лабораторию по расщеплению ядра урана. В ее составе работал и молодой ученый А. Д. Сахаров.

Советские ученые и инженеры обеспечивали прогресс боевой техники вооруженных сил СССР. Танки Т-34, КВ превзошли лучшие немецкие образцы. Реактивные минометы БМ-13 («Катюши»), выпускавшие 16 снарядов, были гораздо эффективнее 10-ствольных немецких минометов. В «борьбу умов» внесли достойный вклад авиаконструкторы. А. С. Яковлев и С. А. Лавочкин конструировали истребители. С. В. Ильюшин создал лучший в мире штурмовик Ил-2, прозванный «летающим танком» и «черной смертью». A. Н. Туполев, H. Н. Поликарпов, В. М. Петляков, B. М. Мясищев проектировали бомбардировщики. В 1942 г. был испытан первый реактивный самолет конструктора В.Ф. Болховитинова, а в конце войны авиаконструкторы А. И. Микоян и М. И. Гуревич создали истребитель МиГ с реактивным ускорителем.

Вторая мировая война была во многом «войной моторов». Большой вклад в победу внесли создатели авиамоторов А. Д. Швецов, В. Я. Климов, А. А. Микулин и др. Ученые сделали максимум, чтобы советские летчики смогли в 1943 г. завоевать господство в воздухе и обеспечить победу на земле.

Большую помощь бойцам оказали медики, в их числе – Т. Е. Болдырев (главный эпидемиолог Советской армии), М. С. Вовси (главный терапевт СА), Ф. Г. Кротков (главный гигиенист CA), Е. И. Смирнов (начальник главного военно-санитарного управления СА). Главный хирург Советской армии академик H. Н. Бурденко, отвечая за научную помощь фронтовой санитарной службе, разработал метод лечения ранений черепа сульфамидными препаратами, который позволил резко, с 65 до 25 %, снизить смертность среди раненых в голову.

Свой вклад в победу внесли и работники общественных наук – историки, философы, юристы, экономисты, этнографы и др. Руководство страны переориентировало их деятельность на пропаганду патриотизма. Это стало мощным средством мобилизации духовных сил народа на борьбу с врагом.

Большой вклад в этот процесс внесла и Русская православная церковь. Уже в первый день войны Патриарший местоблюститель, митрополит Московский и Коломенский Сергий обратился с посланием к прихожанам. В нем, в частности, отмечалось: «Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью служить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства».

Руководство страны оценило подвижничество церкви. Началась постепенная нормализация отношений между нею и государством. В стране прекратилась антирелигиозная пропаганда, перестали выходить журналы «Безбожник», «Антирелигиозник» и др. 8 сентября 1943 г. состоялась историческая встреча Сталина с митрополитами Сергием, Алексием, Николаем. Вскоре после нее в стране была восстановлена патриархия. Патриархом Московским и всея Руси стал Сергий. 12 сентября архиерейский собор, созванный для избрания патриарха, обратился к христианам всего мира с призывом «объединиться во имя Христа для окончательной победы над общим врагом».

Война тяжело отразилась на системе народного образования, прежде всего школьного. Многие школьные здания были разрушены или заняты под госпитали и другие учреждения, большим дефицитом стали учебники, пособия, тетради. Резко сократилось число педагогов, особенно мужчин. Была свернута программа всеобщего неполного среднего образования (семилетки).

В интересах улучшения военно-физкультурной подготовки мальчиков в 1943 г. ввели раздельное обучение начиная с 5-го класса. В 1944 г. для повышения качества обучения в школе ввели экзамены в 4-х и 7-х классах, экзамены на аттестат зрелости, золотые и серебряные медали выпускникам-отличникам.

Первые годы войны были особенно трудными для высшей и средней специальной школы. Число студентов сократилось в 2,5 раза, число вузов в 2 раза. Многие институты оказались на оккупированной территории, часть была эвакуирована. Гитлеровцы разрушили и разграбили около 2 тысяч высших и средних специальных учебных заведений, в т. ч. 334 вуза.

Многие профессора, преподаватели, студенты были призваны в вооруженные силы или ушли на фронт добровольцами. С оружием в руках защищали честь и независимость родины около 3 тыс. студентов, аспирантов, преподавателей МГУ им. М. В. Ломоносова.

Временный перевод в 1942 г. университетов на сокращенный (3-4-летний) срок обучения подорвал качество подготовки специалистов. С 1944 г. началось возвращение к полному курсу обучения, а для повышения качества выпускников вузов наряду с государственными экзаменами стала обязательной защита дипломной работы.

В 1943–1944 годах большинство вузов вернулось из эвакуации. Началось восстановление разрушенных и создание новых вузов. В последние годы войны было открыто 56 новых высших учебных заведений, в т. ч. Институт международных отношений. К концу войны в стране было 789 вузов, в которых обучалось более 730 тыс. студентов. За годы войны вузы и средние специальные заведения подготовили 842 тыс. специалистов, в т. ч. 302 тыс. с высшим образованием.

Большой вклад в патриотическое воспитание внесли деятели литературы и искусства. Жизнь заставила их отказаться от интернационалистских иллюзий, будто одетые в военную форму немецкие рабочие и крестьяне перейдут на сторону Красной армии и совместными усилиями свергнут власть капиталистов и помещиков Германии. «Убей немца!» – с таким вначале шокирующим призывом обратился к читателям известный публицист Илья Эренбург. В центре внимания литераторов был сражающийся народ. «Народ бессмертен» – так называлась первая книга военной прозы, с которой в 1942 г. выступил писатель Василий Гроссман. Защитникам советской земли были посвящены произведения К. М. Симонова («Дни и ночи»), Вс. В. Вишневского («У стен Ленинграда»), О. Ф. Берггольц («Ленинградская поэма»), А. А. Бека («Волоколамское шоссе»).

Одним из лучших поэтических произведений военной поры стала поэма Маргариты Алигер «Зоя», посвященная жизни и подвигу Зои Космодемьянской. В годы войны вышли первые главы романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия» о борьбе с врагом молодых подпольщиков Краснодона. Образ веселого, мудрого, смелого советского солдата вывел в поэме «Василий Теркин» А. Т. Твардовский. В 1942 г. были написаны обошедшие все театры страны пьесы К. М. Симонова «Русские люди», А. Е. Корнейчука «Фронт», Л. М. Леонова «Нашествие».

Более 42 тыс. деятелей искусства, артисты и музыканты вели военно-шефскую работу в Действующей армии, на кораблях флота, в госпиталях, на оборонных предприятиях в тылу. Они дали 1360 тыс. концертов, каждый четвертый из которых состоялся на фронте, создали более 3700 фронтовых бригад, 20 фронтовых театров. Самыми популярными стали фронтовой филиал театра им. Евг. Вахтангова, ГИТИС, театр музыкальной комедии и миниатюр. Активными участниками военно-шефской работы были П. М. Садовский, А. А. Остужев, Е. Д. Турчанинова, И. Д. Юрьева, Н. А. Обухова, В. В. Барсова, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, Г. С. Уланова и многие другие деятели советского искусства. Некоторые из них имели опыт фронтовых концертов, накопленный еще в годы гражданской войны. Например, Лидия Русланова в 1918–1920 гг. выступала перед красноармейцами с исполнением русских народных песен. В 1942 г. за активную концертную работу в составе фронтовых бригад она была удостоена звания «Заслуженная артистка РСФСР». Бойцам полюбилась ее песня «Валенки».

Война стимулировала развитие патриотического песенного творчества. В первые дни войны, 26 июня 1941 г., на Белорусском вокзале в Москве на проводах бойцов на Западный фронт прозвучала песня-клятва «Священная война» (слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова). Затем появились песни о Родине, о героизме на фронте и в тылу, о партизанах – «Ой, туманы мои, растуманы» В. Г. Захарова, «Заветный камень» Б. А. Мокроусова, «Смуглянка» А. Г. Новикова, «Песня смелых» В. Белого и A. А. Суркова.

Многие композиторы, находясь в Действующей армии, не порывали с музыкальным творчеством, среди них К. А. Листов, Д. Б. Кабалевский, Т. Н. Хренников, B. И. Мурадели и др.

Важным событием культурной жизни страны стала созданная и исполненная в 1942 г. в блокадном Ленинграде седьмая («Ленинградская») симфония Д. Д. Шостаковича. Она получила мировое признание, сняла с композитора незаслуженное обвинение в формализме.

В годы войны самым массовым из искусств оставалось кино – документальное и художественное. Фронтовые кинооператоры создали кинолетопись Великой Отечественной войны. Первым полнометражным документальным фильмом о войне стала картина «Разгром немецких войск под Москвой» (февраль 1942 г.). Фильм начинался колокольным звоном московских церквей и крестным ходом. Православное духовенство благословляло воинов на патриотический подвиг. Подобная пропаганда до войны была невозможна, а во время войны целесообразна. Последним фильмом летописи была лента «Суд народов», посвященная Нюрнбергскому процессу (ноябрь 1946 г., режиссер P. Л. Кармен, текст Б. Л. Горбатова). Фильм утверждал вековую русскую мораль: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!».

Художественные фильмы создавались на киностудиях, эвакуированных в Алма-Ату, Ашхабад, Ташкент и Сталинабад. Военной теме были посвящены фильмы «Два бойца», «Фронт», «Малахов курган». Борьбе в тылу врага были посвящены фильмы «Секретарь райкома», «Зоя», «Непокоренные». Историко-патриотическая тема раскрывалась в фильмах «Кутузов», «Оборона Царицына», «Александр Пархоменко» и др. Для многих деятелей искусства осталась загадкой причина создания в годы войны фильма С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный» (1-я серия). Фильм, снятый по личному указанию Сталина, прославлял победу русских на Волге и царя, превратившего Волгу в великую русскую реку.

Борьба за свободу и независимость Родины стала главной темой творчества художников. Широкую известность получили работы Г. Г. Нисского («Ленинградское шоссе»), А. А. Дейнеки («Оборона Севастополя»), С. В. Герасимова («Мать партизана»), А. П. Бубнова («Утро на Куликовом поле»), творческой группы Кукрыниксы («Таня», «Бегство фашистов из Новгорода»). В различных районах страны организовывались передвижные выставки фронтовых художников студии им. М. Б. Грекова, художников отдельных фронтов. Деятели культуры внесли неоценимый вклад в приближение победы.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 339; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!