История возникновения жанра фэнтези



Государственное автономное образовательное

учреждение

высшего образования Ленинградской области

«Ленинградский государственный

 университет

имени А.С. Пушкина»

Выборгский институт (филиал)

 

                                                               

                                    

Проектная работа

          

              На тему:«МИР ФЭНТЕЗИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

              Выполнили: Зенкина В.А. Васина Д.М

              Курс 1 Группа 13

              Специальность: 40.02.01 «Право и организация

              социального обеспечения»

              Руководитель: Квиринг Галина Николаевна

 

                                                            

Выборг

2019

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….....3

Толкование понятия «фэнтези»……..…………………………………….5

История жанра……………..……………………………………………….6

Современное фэнтези………………………………………………..….....9

Соотношение жанра фэнтези с другими жанрами фантастической литературы……………………………………………………………………….11

Поджанры фэнтези………………………………...……………………...21

Влияние фэнтези на личность подростка…………………………………………………..……………………..26

Популярные авторы и серии в жанре фэнтези………………………….29

Вывод………………………………………………………………………33

Список использованной литературы…………………………………….35

Приложение……………………………………………………………….36

Введение

Чтение книг открывает нам новые горизонты, увлекает романтикой открытий необычайного, неизведанного, влияет на становление нравственно-эстетических вкусов, развивает воображение, творческую фантазию, расширяет кругозор, даже влияет на выбор профессии (например, историка или филолога). Литературный жанр фэнтези также через эмоциональные переживания пробуждает стремление к самосовершенствованию и потребность в самоанализе, развивает чувство прекрасного и способность задумываться не только над сиюминутными, но и над вечными вопросами.

Чтение произведений фэнтези не только заставляет переживать за героя и вместе с героем, не только увлекает и развлекает, но и учит, помогает принимать решения. Именно фантастическая книга спасает от одиночества, скуки, обид. Большинство читателей, в том числе и подростки, стараются подражать положительным героям.

С самого детства я любила читать, мне нравилось мечтать, выдумывать. Я читала очень много сказок и переживала за судьбы каждых героев, будь это даже Колобок. Я чувствовала то, что чувствуют они, переносилась в пространстве и времени. Это доставляло мне массу удовольствия и позволяло уйти в мир полный загадок и тайн. Но я выросла, и сказки были заменены чудесным жанром фэнтези.

Цель работы - выявить воспитательный и образовательный потенциал чтения фэнтези подростками.

Объект исследования – литературный жанр фэнтези.

Предмет исследования – воспитательные и образовательные возможности данного литературного жанра.

Гипотезачтение фэнтези формирует активную, творческую, гармонически развитую личность.

Задачи:

1. Изучить поджанры фэнтези.

2. Выявить основные признаки литературного жанра.

3. Определить наиболее популярных авторов данного литературного направления.

Для пpоведения данного исследования были использованы следующие методики:

Беседа- широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.

Анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету. В данном исследовании мы использовали открытую анкету,требующие самостоятельного конструирования ответа. Вопросы для анкеты и беседы были составлены исполнителем данной работы.

 

                                                                    

                                          

 

 

                           

 

Толкование понятия «фэнтези»

К вопросу о толковании понятия «фэнтези»

В современном литературоведении на данный момент не существует общепринятого определения фэнтези. Многие исследователи данного направления в литературе пытаются дать собственное определение этому понятию. В результате появилось значительное количество дефиниций, иногда противоречащих одна другой. Определения данного литературного направления можно сгруппировать относительно нескольких тенденций, например, чаще всего фэнтези определяют как особое направление фантастики.

«В современном литературоведческом лексиконе всё чаще встречается определение фэнтези (от «фантазия»), представляющее собой целую литературу, где границы реального, фантастического и ирреального, мистического размыты» [Минералова 2002, 156-157].

«Фэнтези (англ. Fantasy) - вид фантастической литературы, или литературы о необычайном, основанной на сюжетном допущении иррационального характера. Это допущение не имеет логической мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению» [Гопман 2001, 1162].

«В самом общем случае фэнтези - это произведение, где фантастический элемент несовместим с научной картиной мира» [Каплан 2001, 158].

«Фэнтези - это описание миров подобно нашему, миров с работающей в них магией, миров с чёткой границей между Тьмой и Светом. Эти миры могут быть какими-то вариациями Земли в далёком прошлом, далёком будущем, альтернативном настоящем, а также параллельными мирами, существующими вне связи с Землёй» [Колдун 1997].

Все данные определения носят скорее описательный характер и дают слишком широкую характеристику. Складывается впечатление, что в широком смысле фэнтези - любое произведение, в котором присутствует элемент необъяснимого, мистического, не поддающегося рациональному истолкованию. В таком понимании к фэнтези можно причислить почти всю фантастическую литературу. Исключение составит разве что научная фантастика с её канонической строгостью и научной определённостью. А вот произведения романтиков XIX века, символистов, постмодернистов, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери вполне отвечают приведённым требованиям. Исследователи относят к фэнтези даже произведения античности: «Одним из первых авторов, творивших в рамках литературного направления фэнтези, был древнегреческий сатирик Лукиан Самосатский, 2 век н. э.» [Смирнова 2005, 207]. В этом случае смешиваются понятия «фантастика как вид литературы», «фантастика как жанр», «фантастика как приём».

Ряд исследователей склоняется к определению фэнтези как разновидности литературной сказки. «По внешним параметрам фэнтези является разновидностью фантастической сказки» [Перумов 2000, 320]. «Сказочной фантасмагорией вымышленных миров» называет фэнтези писатель Э. Геворкян [Геворкян 1989, 11].                                                                    

Итак, в основе фэнтези всегда-либо переработанная каноническая система мифов, либо оригинальная авторская мифопоэтическая концепция, важнейший признак которой – сооздание вторичного мира(целостной картины мира и человека.)                                                    

История возникновения жанра фэнтези

Понятие "ведущие позиции" для фэнтези может пониматься двояко.

Во-первых, необходимо признать, что по объёму изданий и популярности у рядового читателя фэнтези оставило далеко позади многие литературные жанры. Оно уступает по количеству названий и объёмам пpодаж лишь дамскому роману и детективу. Другое значение слов "ведущие позиции" говорит о том, что среди всех литеpатуpных жанров именно фэнтези наиболее быстро развивается, осваивая новые теppитоpии и привлекая всё больше читателей.

Нельзя сказать, чтобы «фэнтези» стала новым литературным явлением. Ведь «фэнтези», как ясно из названия, — литература фантазии, свободного вымысла, не скованного (в отличие от научной фантастики) необходимостью рациональных, научных объяснений происходящего. Однако столь расширенное определение фэнтези не кажется слишком удачным - очень уж многие самостоятельные и признанные литературные направления прошлого и настоящего она в этом случае поглощает.

К фэнтези в таком случае можно отнести и первобытный миф, и древнегреческую трагедию, и классическую литературную сказку, и современную литературу ужасов.

Любое произведение, в котором невозможное соседствует с возможным, и есть фэнтези.

Самый главный, основополагающий элемент фэнтезийной литературы — совмещение абсолютного вымысла и действительности. Причем, основная доля достается именно выдумке, тогда как реализм и достоверность отыгрывают вспомогательные роли второго плана.

Таким образом, отталкиваясь от нашего незамысловатого определения, можно получить приблизительную дату зарождения жанра. Это — середина второго тысячелетия до нашей эры.Первой фэнтазийной историей стал Шумерский эпос о герое Гильгамеше. Именно шумерский Гильгамеш, в отличие от своих мифических собратьев, первым пускается в настоящее полноценное приключение. Он жаждет бессмертия. Именно оно — объект его поиска.

Литература фэнтези ведёт свою историю также от мифов Древней Греции и средневековых эпосов

Первое тысячелетие нашей эры. Именно этот период становится расцветом героической литературы. Сильное влияние на будущий жанр оказали средневековые рыцарские романы. Артурианская легенда с её магией, мечами и романтикой, по мнению Анджея Сапковского, лежит в основе большинства произведений фэнтези. В фэнтези стран Дальнего Востока эту роль играют и средневековые китайские, японские и корейские романы и повести, во многих из которых фэнтезийный элемент очень велик.

Хитроумные персонажи постепенно начинают вытесняться рыцарями, ловко орудующими двуручными мечами, сражающие драконов и прочую нечистую силу.Герои-нищие и герои-воришки постепенно уходят со сцены. Песни бардов и менестрелей о воинской доблести, о славе, о боевых наградах основываются на фэнтезийных сюжетах.

Так и появились легенды о короле Артуре и Рыцарях Круглого стола, что способны сокрушать в одиночку полки врагов. Каждый менестрель умудрялся усовершенствовать деяния, воспетые в «ранних версиях» героических песен: поверженные враги, добытые сокровища, завоеванные королевства. 

Параллельно происходит некое «приземление» цели поиска. Своеобразное приближение к реальности. Герои ищут уже не бессмертие, но звонкую монету и славу да почести. Проблематика становится куда как более актуальной. Под влиянием господствующей церкви эпические баллады получают новую подоплеку. Могучим героям дается задание — искать Святой Граль и Гроб Господень.

Цели поиска перестают быть локальными, обособленными. Раз уж герой могуч и силен сверх всякой меры, то наиболее достойная задача для него — спасти мир.

Именно в период расцвета народного эпоса фэнтези стало обретать привычные нашему глазу черты.

Героями европейской фэнтези чуть позже становятся эльфы и гномы, маги и колдуны, циклопы и сирены — все они давно стали привычными для любого почитателя жанра. Возникли даже стереотипы внешности и поведения. Большие зубы, черный окрас — злой. Добродушная улыбка, пушистая мордочка — хороший. По сей день подобные характеристики остаются актуальными.

1485 год. Публикация гениальной работы, слава которой по сей день будоражит умы многих юных писателей. Легендарная «Смерть Артура» Томаса Мэлори. Первое произведение, которое можно, практически без уступок отнести к жанру фэнтези. Более пятисот лет назад уже были четко оформлены основные принципы произведения-фэнтези.

Но наступает период запустения литературы во второй половине 19 и начале 20 вв., прочно связанной с научно-техническим прогрессом. Сюжетную основу фантастических произведений составляли научные открытия, изобретения. И писатели погрузились в мечты о грядущих достижениях, о фантастических аппаратах способных добраться до других Вселенных.

В середине 20 века писатели вновь возвращаются к фэнтези. Появившиеся произведения «серьезными» читателями воспринимается неоднозначно, но становятся неким откровением для читателя, который давно жаждет открыть двери сказочного мира.

Первые произведения современного фэнтези начали появляться в начале XX века. В их числе — «Дочь короля эльфов» (1924) лорда Эдварда Дансени, «Конан» (первая книга вышла в 1932) Роберта Э. Говарда, «Хроники Нарнии» (1950 - 1956) К. С. Льюиса, «Сказания о Мануэле» Джеймса Кейбелла. Широкую популярность жанру принесла публикация «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина в 1954 - 1955, оказавшая огромное влияние на жанр.

Современное фэнтези.

Период романтичной фэнтези остался во второй половине ушедшего века. Фэнтези становится всё более и более прагматичным. Безумной популярностью пользуются авторы, избравшие следующую примитивную схему: a) Безостановочно "крутеющий" главный герой.
б) Неограниченно появляющиеся все более и более грозные противники, способные на несколько страниц или даже томов противостоять чрезмерно "крутому" главному герою.                                                                        

Соответственно, все повествование сводится к безостановочным "дракам".
в) Минимизация количества "красивых" глобальных и побочных квестов, их примитимизация, с целью дать возможность герою прямолинейно шествовать к основной своей задаче - очередному спасению гибнущего Мира.

Если ситуация, подобная той, что существует в настоящее время в литературном мире не изменится, то судьба фэнтези в нынешнем веке окажется вполне предсказуемой. Не кризис перепроизводства, чуть было не убивший в свое время научную фантастику, но кризис идейный безвозвратно похоронит жанр, и читатель вновь обратит свой взгляд на фантастику, имеющую поистине неограниченный источник новых идей - постоянно развивающуюся и шагающую вперед семимильными шагами, науку.
Анализ произведений, наводнивших отечественный и западный книжные рынки, помогает вычленить несколько характерных особенностей, свойственных как "нашему", так и "заграничному" фэнтези:
1) Для современной литературы-фантазии характерна смесь жанров. В чистом виде, скажем, героическое или классическое фэнтези уже не встречаются. Наиболее удачные представители сочетают в себе черты политической, исторической и юмористической фэнтези. 2) Современный менталитет в средневековом антураже. Действует ли выходец из нашего мира в параллельной реальности, или же на другом временном отрезке, все равно, подчиняясь воле автора, не приемлет средневекового образа мышления. Логика его подобна логике современного человека. 3)Ориентация на рынок. Основная масса писателей ориентируется не на "зов сердца" и не на стремление "создать лучшее и самое оригинальное", но лишь на рыночный спрос.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 3326; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!