День. 10.07.18 перевал Нижнешавлинский 1б (3300 м)

Это простейший, если не считать перехода через моховое плато (перевал Орой) перевал, выводящий к Шавлинским озёрам. По этой причине он является одним из самых посещаемых на Северо-Чуйском хребте. Ведёт он с ледника, что питает ручей, впадающий в Нижнее Шавлинское озеро в его середине, через северный отрог основного хребта на ледник Левый Маашей. На пути по леднику препятствий нет, он пологий, обычно (начиная с июля) открытый и без трещин. Достаточно одного перехода, чтобы подойти к подножию перевального взлёта. Под ним в леднике две глубоких чаши, в начале лета заполняющиеся водой, в результате чего образуются два красивых голубых озера.

Сложность и опасность подъёма очень сильно зависят от количества снега на склоне. В разгар лета, когда снега нет, подниматься надо по скалам слева по ходу от двойного ледового языка, спускающегося с перевального гребня. Чтобы выйти на них, приходится сначала ползти вверх по осыпи, лежащей на льду и скрывающей под собой неширокий бергшрунд. По разрушенным скалам набита тропа, но идти по ней надо очень аккуратно: довольно круто и всё летит из-под ног. Тропинка выводит направо и поднимается вдоль границы со льдом на осыпь, выводящую уже на перевальный гребень. Чтобы попасть на перевальную седловину, надо двигаться направо вдоль гребня. Менее часа достаточно, чтобы подняться с ледника на перевал.

В конце лета возможен и другой путь подъёма: по скальному контрфорсу, выводящему практически прямо на седловину. Но такой вариант становится реальным только в том случае, когда полностью стаивает лёд, отделяющий эти скалы от перевала.

В снежное же время года, во-первых, северо-западный склон, по которому происходит подъём, становится лавиноопасным, а во-вторых, если лавины сошли и обнажили под собой голый лёд, подняться по нему без кошек становится практически невозможным. Это повышает сложность перевала до 2А.

На перевале Нижнешавлинский 1б.

Спуск с седловины на ледник Маашей существенно проще. Летом он ведёт по осыпи, нижняя часть которой, правда, лежит на льду, так что надо аккуратно проходить последние метры перед выходом на ледник. В снежное время в эту сторону нависает небольшой карниз. На леднике препятствий никаких нет. Надо идти прямо вниз, в направлении той точки левого борта долины, где ледник делает поворот налево.

Спуск с перевала Нижнешавлинский.

Здесь, вскоре после выхода с ледника на морены, можно найти хорошие щебневые площадки для стоянки. Рядом текут ручьи и есть небольшие озёрца. Если, однако, есть время и дальнейший путь лежит вниз по леднику, то лучше пройти дальше. После поворота долины "тропа", намеченная туриками, выводит налево на моренные поля и, по мере спуска, постепенно смещается в сторону их левого края. Здесь можно свернуть налево и спуститься в моренный карман, заросший травой оазис с чистыми ручьями. До морен с перевала идти минут 40, а до моренного кармана - ещё полчаса.

Можно, не спускаясь в оазис, пройти дальше, спуститься по тропе с морен и остановиться на следующей поляне, где тропа делает поворот направо, а слева за завалом находится синее озеро. На этот переход потребуется ещё около получаса. До следующих мест для стоянки идти минут 20. Тропа спускается по моренным валам до озера, с которого просматривается ледник Машей, при спуске к озеру сошел сель, и новая тропа уходит резко влево, огибая отвесный склон после схода селя. Ясно.

10 день. 11.07.18. спуск по долине вдоль реки Маашей до слияния с р. Карасу

Весь день идем по хорошей тропе, оставляя позади ледник Маашей, спускаемся вниз по долине Маашей до р. Карасу. Погода отличная, солнечно. По-пути проходим бывшее озеро Маашей, и ниже по ходу, наблюдаем последствия прорыва плотины, к вечеру дошли до стоянки алтайцев на р.Карабах, где предлагают баню и продукты, но у нас еще есть в запасе время, группа в хорошем самочувствии, и мы решаем спуститься ниже по долине и встать у ручья Карасу. Встали на ночь в трех километрах от моста через Чую, за пределами частной территории, огороженной забором.

11 день. 12.07.18 мост через Чую – поселок Чибит

Доходим до Верхнего моста через Чую, он тоже платный, там дежурил алтаец, который спросил с нас по 100 руб./чел. Дальше налево вдоль р.Чуя уходит грунтовка до поселка Чибит, источников воды по дороге нет , и мы взяли с собой воду в гидромешках. Погода солнечная, Ясно. В Чибите чуть дальше поселка встаем в кемпинге на турбазе «Кочевник» за 150 руб./чел., заказываем баню и отдыхаем весь следующий день, сходили в радиалку на водопады в 7 км от «Кочевника».

5. Выводы и рекомендации

Пройден интересный и красивый маршрут заявленной категории сложности, Запас технической и физической подготовки участников позволил успешно преодолеть все встреченные препятствия. Предыдущий опыт и хорошая подготовка по рельефу и особенностям района позволили избежать серьезных ошибок при ориентировании на местности. Участники, впервые попавшие в Шавлинское ущелье, смогли получить достаточно полное представление о новом и незнакомом для них горном районе.

Климатические условия данного сезона оказались благоприятными для нас, не было дождей, за исключением одного ходового дня, было очень много дней с ясной солнечной погодой, что позволило нам сделать большое количество фотоснимков.

6 Список Литературы

Материалы отчетов с сайта westra.ru

Материалы отчетов с сайта http://www.mountain.ru

Информация по району и перевалам http://www.tssr.ru/mountain/pereval/altay/

Информация по ледникам http://www.glims.org/maps/gtng

Фото 6-4 На перевале Сказка 1Б

Фото 8-1 Подъем в цирк перевала Шавлинский Нижний

Фото 8-2 Подъем к Перевалу Шавлинский Нижний

8-3 Цирк перевала Нижнешавлинский, перевал Нижнешавлинский.

Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!