В) ГАЛИЛЕЙ СОЗДАЕТ ПРОЕКТ НОВОЙ НАУКИ.



Сближает математический объект с объектом физическим.

1.Математизация (идеализация, геометризация) физики.

2.Материализация математики.

 

МАТЕМАТИЗАЦИЯ ФИЗИКИ.

У Галилея впервые проводится математическое обоснованиефизики. Как?

Отождествил доказательство в физике с доказательством в математике.

Объяснить у Галилея означает:

1)преобразовать проблему из физической в математическую,

2)а потом решить ее математически.

Суть доказательства сводится к двум моментам. Во-первых, вводится принцип, представляющий собой предположение (гипотезу). Во-вторых, из этой гипотезы выводится следствие. Связь между предположением и выводом носит математический характер.

Преимущества такого доказательства:

- Перевод физических проблем на язык математики позволяет придать полученным на определенном единичном примере выводам универсальное значение.

- Математизация доказательства позволяет придать физическому примеру всеобщность. Вместо физического движения Галилей рассматривает его математическую модель, которую он конструирует, и эта мысленная конструкция, как правило, носит у него название эксперимента.

 

МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ МАТЕМАТИКИ как пересмотр понятия материи.

1.Создается новый тип математики. Между физическим движением и его математической моделью нет никакого различия. Дифференциальное исчисление.

2.Пересматривается античное понятие материи.

- она есть реальное физическое бытие: всепроникающая и телесная «среда»;

- она неизменна как математическое тело.

Условия эксперимента у Галилея должны быть выполнены так, чтобы физический объект оказался идеализованным, чтобы между ним и математической конструкцией, было как можно меньше различия. Вот почему для Галилея так важна точность его экспериментов — именно она служит залогом возможности превратить физику в математическую науку. Такая точность возможна только при одном условии - если материя сама превратится в математическое, т.е. самотождественное тело. Поэтому у Галилея материя предстает как всегда себе равная, неизменная, самотождественная, то есть получает характеристику, которую в античности Платон давал умопостигаемому сущему — идеям, а Аристотель — форме.

Итак, создание математической физики потребовало переосмысления понятия материи. С одной стороны – у Галилея, ради возможности математически точного эксперимента, материя выступает как неизменное и самотождественное начало («идеальная материя» как математическое тело). А с другой - как среда «напряжения сил», порождающая все виды движений и взаимодействий тел.

Для такой «трансформации» подходило понятие «эфира», «теплорода» как всепроникающей и неизменной субстанции. Так происходил пересмотр античного понятия материи. «Помогло» понятие «пневмы» стоиков. Она пронизывает оба мира (и земной, и небесный), реальна (особо: в учении стоиков душа признается не сверхматериальной, но как раз материальной, только материя ее — тоньше и подвижнее всякой другой) и неделима (как душа). Так, уже у Ньютона, в понятии ньютоновского эфира, а позднее — в понятии абсолютного пространства, совмещаются два практически не связанные между собой понимания материи (абсолютное пространство неизменно и протяженно - всепроницаемо, источник активности).

Т.о., начиная с Галилея и кончая Кантом, в конце XVIII века подытожившим теоретическое развитие естествознания Нового времени, метафизика природы превращается в метафизику материи.

 

ЗНАЧЕНИЕ НОВОЙ НАУКИ ГАЛИЛЕЯ:

1. Снимает различие между физикой как наукой, объясняющей причины движения, и математикой как наукой, позволяющей лишь описать это движение, т. е. сформулировать его закон.

2. Устраняет принципиальное различие между математикой и физикой как науками, с одной стороны, и механикой как искусством, с другой.

3. Отменяет старое представление о том, что математика — это наука о неизменных сущностях, и тем самым кладет начало новому роду математики, способному как раз описывать движение и изменение, устанавливать законы изменения.

4. Приводит к выводу о том, что для физика важнее установить закон, описывающий процесс изменения явлений, чем искать умопостигаемые причины последнего.

С) ФИЛОСОФИЯ ДЕКАРТА.

1.Разработал учение о 2-х субстанциях – духовной (мыслящей) и материальной (протяженной).

2.Отождествил материю и пространство.

3.Устранил душу как реальность.

4.Устранил силу как свойство природы.

ОНТОЛОГИЯ

Вопрос о возможности материализовать идеальную — т. е. математическую — конструкцию был принципиальным и для Декарта. Поэтому и у него проблема материи оказывается в центре внимания. Но решение он предлагает более радикальное. У Декарта материя отождествляется с пространством и характеризуется как протяженная субстанция, нечто неизменное и равное себе, благодаря чему оказывается возможным и эксперимент, т. е. воплощение математической модели, и применение математики в науках о природе.

Декарт определяет природу как протяженную субстанцию, отличая ее от субстанции мыслящей. Субстанции определяются через противоположность друг другу: ум — субстанция неделимая, тело — субстанция делимая. Первая составляет, по Декарту, предмет метафизики, вторая — предмет физики, т. е. механики. Чтобы последовательно провести разделение всего сущего на две субстанции, Декарту потребовалось устранить ту реальность, которая делала возможным преодоление разрыва между умом и телом: душу. Животные - автоматы, так же как и человеческое тело, последнее - машина.

ФИЗИКА

В протяженной субстанции мы можем мыслить, по Декарту, ясно и отчетливо только ее величину, фигуру, движение, расположение ее частей; именно эти свойства составляют реальность того, что мы называем природой.

Под движением Декарт понимает лишь движение перемещения. Остальное – нет, т.к. касательно таких свойств телесных вещей, как цвет, вкус, запах и т. п. нет и не может быть ясного и отчетливого познания. Поэтому и сами указанные качества носят название вторичных (субъективных), в отличие от тех, которые объективны, т. е. реально присущи природе, а потому именуются первичными качествами.

Главное определение природных тел — это их протяженность в длину, ширину и глубину. Поэтому именно геометрия, должна стать основой всех наук о природе. Учитывая, что телам присуща и фигура, а изучение фигур — тоже дело геометрии, ясно, что эта наука должна стать универсальным инструментом познания природы. При этом, однако, она должна быть преобразована так, чтобы с ее помощью можно было изучать также и движение, чего не делала античная геометрия. Тогда она предстанет в виде некоторой универсальной математики, универсальной науки — Mathesis universalis - Метода.

 

МАТЕМАТИЗАЦИЯ ФИЗИКИ

Картезианское понимание природы как пространства и протяжения содержит в себе решение той задачи, которую в течение многих лет обсуждал и пытался решить Галилей, а именно максимально сблизить физический объект с математическим. К проблеме конструкции физического объекта Декарт подошел более решительно. Постулировав 1.тождество материи и пространства, Декарт 2.получил онтологическое обоснование для сближения физики с геометрией, какого не было еще у Галилея. У Декарта мир природы 3.превращается в бесконечно простирающееся математическое тело. 4.Сила, активность, деятельность вынесены за пределы природного мира; их источник — трансцендентный Бог. С помощью закона инерции Декарт 5.связывает движение с протяжением, 6.устраняя из природы — с помощью догмата о творении — всякое представление о конечных причинах. Есть одна конечная причина – Бог.

 

ТЕОЛОГИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ФИЗИКИ

Создавая предельно механистическую картину природы, Декарт выступает против распространенного в эпоху Возрождения герметического представления, что мир — это второй Бог. Декарт лишает самостоятельности как мир в целом, так и все явления и процессы, в нем происходящие: он отрицает не только наличие мировой души, но даже души отдельных индивидов.  Непротяженной (нематериальной) субстанцией, по Декарту, является только разумная душа, т. е. мыслящее Я. Физика Декарта парадоксальна в том отношении, что природные тела не наделены у него никакой самостоятельной силой, в том числе и силой инерции. Все определяется лишь волей Бога и только одного(!) Бога.

Поскольку Бог является внешней причиной но отношению к миру, то и  внешними причинами (другими телами) должны быть объясняемы все процессы и явления в мире. Поэтому как сохранение состояния тела, так и изменение этого состояния объясняется только действием извне. В механике такого рода действие — это толчок, соударение тел. Законы соударения тел составляют фундамент картезианской механики.

 

D ) МЕХАНИКА НЬЮТОНА.

1.Сформулировал законы классической механики

(1-ый - закон инерции, а не принцип - как у Галилея).

2.Ввел в качестве одного из главных свойств материи силу.

3.Сформулировал понятия абсолютного времени и пространства – предложил субстанциональный взгляд на природу пространства и времени.

 

УЧЕНИЕ О СИЛЕ КАК СВОЙСТВЕ МАТЕРИИ

В отличие от Декарта, Ньютон вводит в качестве одного из главных свойств материи силу. Ею наделены все тела без исключения как на Земле, так и в космосе. Это - тяготение. Сила тяготения тел есть та причина, с помощью которой можно не только математически описать, но и объяснить явления природы. Это последняя причина, к которой восходит всякое познание природы. Но сама она в рамках механики объяснена быть не может.

В отличие от Декарта, Ньютон подчеркивает, что активное начало присуще самой природе: Ньютон решительно возражает против отождествления материи с пространством. Ньютон хочет возвратить природному телу, природному миру в целом важнейшую долю того, что Декарт безоговорочно приписал трансцендентному Богу. Разумеется, Ньютон тоже убежден, что мир есть творение Божие, но как само это творение, так и отношение между Богом и миром он понимает совсем не так, как Декарт.

Интересно ньютоново понимание закона инерции. Существенное отличие от декартова. «Всякое тело сохраняет (perseverare) свое состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, пока приложенные к телу силы не вызовут изменения этого состояния». Глагол perseverare, который переводится как «сохранять», «удерживать». В латинском этот глагол имеет несколько значений: продолжать, продолжаться, длиться, но также и упорствовать, быть настойчивым, упорно держаться. Ньютон не случайно употребил именно глагол perseverare, а не, скажем, manere, который тоже имеет значение сохраняться, длиться, пребывать. Ему важно было подчеркнуть не просто дление того или иного состояния — покоя или движения, а упорство тела в сохранении своего состояния, которое предполагает наличие некоторого стремления, силы этого тела противостоять всякой тенденции к уничтожению его настоящего состояния.

 

ТЕОЛОГИЯ

Полемика теологов, по-разному толкующих природу и сущность Бога и шире — сущность духа вообще. У Декарта Бог — чисто духовное, а потому непротяженное бытие, бытие сверхприродное, трансцендентное. Ньютон же различает протяженность и телесность: Бог бестелесен, но протяжен. А значит протяженность - это нечто нетварное, совечное самому Богу. И если у Декарта материя рассматривается как протяжение прежде всего, то у Ньютона она есть скорее сила.

С точки зрения Ньютона, отстаиваемая Декартом трансцендентность Бога ведет к обезбожению мира, к атеизму, материалистическому истолкованию природы. Характерен аргумент Ньютона: чтобы Бог мог создать протяженную вселенную, материю, Бог должен быть сам протяжен, ибо как иначе Он может создать нечто, абсолютно Ему инородное?

Но как понимать тезис о протяженности Бога? Ведь все протяженное — делимо; значит, Бога тоже надо мыслить делимым на части, как всякую материальную вещь? Ньютон вводит понятие абсолютного пространства, которое он мыслит всегда равным себе, самотождественным и неподвижным. «Относительное же есть его мера, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел и которое в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное...».

Отвергая картезианское отождествление пространства с материей, Ньютон утверждает существование нематериального пространства, неподвижного и вечного (совечного Богу), — оно выступает как «вместилище» всего, что существует в физическом мире. Но если у атомистов пустота есть синоним отсутствия, небытия (Декарт потому и отвергал пустоту, что не мог признать небытие существующим), то у Ньютона пустота оказывается синонимом присутствия, но не присутствия материи, а присутствия Бога. Абсолютное пространство Ньютон наделяет особым свойством активности, называя его «чувствилищем Бога» (Sensorium Dei).

 

ПАНТЕИЗМ

Напрашивается аналогия с мировой душой неоплатоников или мировой пневмой стоиков — та и другая осуществляет связь всех вещей во вселенной. Налицо пантеистическая тенденция в ньютоновской натурфилософии - тенденция к сближению Бога и мира. И хотя Ньютон не согласен считать пространство мировой душой, поскольку это понятие трудно совместимо с христианством, тем не менее, он в определенной мере возвращается к возрожденческой идее мира как второго Бога, разумеется, не употребляя таких выражений.

Ньютон не сразу пришел к той интерпретации силы тяготения, которую мы обнаруживаем в «Началах». Первоначально он придерживался широко распространенной гипотезы всемирного эфира как той среды, с помощью которой передаются различные силы. Понятие эфира ведет свое происхождение от герметической традиции. Именно следуя этой традиции, Ньютон вводит посредническую сущность эфир, чтобы как-то нагляднее представить то, что впоследствие он назвал всемирным тяготением.

Как «пятый элемент» эфир известен и из физики Аристотеля. Эфир отличался своей тонкостью и, так сказать, нематериальностью: точнее, он находился как бы «посредине» между материальным и нематериальным, обеспечивая благодаря этому правильность и самотождественность движений в надлунном мире. Но аристотелевская концепция эфира была пересмотрена в период становления нового естествознания, стремившегося преодолеть несоизмеримость земного и небесного миров, при помощи понятия эфира, еще в III и II вв. до н. э. разработанного античными стоиками.

Стоики отрицали существование эфира в его аристотелевском понимании — как пятого элемента, стихии небесного мира. С их точки зрения, эфир, или так называемая пневма, т. е. тончайшая материя, родственная душе — а стоики считали душу материальной, протяженной, — проникает собою все тела и в небесном, и в земном мире, тем самым обеспечивая единство космоса. Это - пантеизм. В пантеистическом учении стоиков, в котором эфир, или Небо, или «первый Бог» проникает собой, связует и одушевляет все сущее, не только снималась онтологическая граница между Небом и Землей, но и давалось иное — по сравнению со средневековым, христианско-теистическим — истолкование материи: ведь этот всепроникающий элемент — spiritus mundi — мыслился ими как нечто телесное. Бестелесное приравнивается у стоиков к пустому, а эфир, который, как видим, называется еще и «дыханием» (спиритус — это не только «дух», но и «дыхание»), характеризуется также как «напряжение».

Понятие эфира, «мирового дыхания» ассоциировались у некоторых возрожденческих натурфилософов с мировой душой неоплатоников, которая мыслилась как тончайшая материя или, как мы видели у Ньютона — как пространство. При этом последнее рассматривается как одушевленное пространство у ряда представителей герметизма; у Ньютона желавшего остаться в пределах христианской теологии, оно получает название «божественного чувствилища» или абсолютного пространства.

 

СУБСТАНЦИОНАЛИЗМ

Абсолютное пространство необходимо Ньютону для определения понятия силы. Сила в физике Ньютона есть причина реального движения (отличного от движения относительного – меры абсолютного пространства), которое и есть движение в абсолютном пространстве. Для Ньютона сила означает не математическую абстракцию, а некоторую абсолютно данную действительность, реальное физическое бытие.

 

Абсолютное пространство – «вместилище» для вещества – материи. Однородно, неподвижно, трехмерно. Время – совокупность равномерных моментов, следующих один за другим в направлении от прошлого к будущему. Пространство и время рассматриваются Ньютоном как объективные, самостоятельные сущности, не зависящие друг от друга, а также от характера протекающих в них материальных процессов.

Лейбниц критиковал субстанциональную трактовку пространства и времени. Предложил реляционную трактовку. Пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и независимо от них не существуют. Пространство – порядок взаиморасположения тел, а время – порядок сменяющих друг друга событий. Первый реляционист – Аристотель. Критиковал Демокрита (за пустоту) и утверждал, что пространство – система естественных мест, занимаемых материальными объектами.

 

ФИЛОСОФСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

В результате переосмысмысления античной физики происходят радикальные изменения и в философско-мировоззренческом плане:

1.Возможность представляется в новое время онтологически предшествующей действительности.

2. Движение из процесса обретения сущностью смысла в естественном ей месте в космосе переосмысливается как состояние.

3. Покой при этом либо становится онтологически равным движению, либо понимается из движения, а не движение — из покоя, как это было в аристотелевской физике. Для античных же философов возможность связывается всегда с материей, а действительность — с формой, так что возможность не может быть первичнее действительности.

4.Метафизика природы превращается в метафизику материи.

5.Вместе с математизацией физики и пересмотромпонятия материи из науки о природе с необходимостью элиминируется понятие цели.

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА: ПУСТОТА, БЕЗМОЛВИЕ, БЕССМЫСЛЕННОСТЬ

1.Поэтому на место конечного космоса встает бесконечное однородное пространство новой вселенной.

2.В ней человек, да и планета Земля, становится исчезающе малой величиной.

3.Место «первого» кругового движения занимает в этой вселенной движение прямолинейное, фундаментальное значение которого утверждает закон инерции.

4.Это идеализованное движение происходит в пустоте (у Декарта нет пустоты), где нет помех для его вечного продолжения,

5.так как закон инерции «красноречиво» свидетельствует о том, что в новой картине мира между телами нет не только никакой иерархии,

6.но нет и прежней гармонической связи.

7.Всякое тело, двигаясь в пустоте, предоставлено самому себе, и в его движении нет ни конца, ни цели, если не считать целью стремление к самосохранению:

8.ведь, согласно закону инерции, тело стремится удержаться в своем состоянии — покоя или равномерного прямолинейного движения.

 

КРИТИКА НАУКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Метафизика природы это метафизика материи. Природа на протяжении XVTII-XX вв. предстает именно как материя. Нередко эта материя утрачивает даже те свои «идеальные» свойства, какими ее наделяли сторонники понятия эфира, в частности Ньютон, и выступает как механический конгломерат атомов или как производное от пространственных структур, как это имело место у картезианцев. И отношение к таким образом понятой природе не случайно оказывается инструментально-техническим: она становится для человека объектом овладения, манипулирования, а также кладовой сырья. Истоки такого хищнического насилия над природой следует искать в том типе науки, который возник именно в математически-экспериментальном естествознании Нового времени. Экологический кризис, порожденный технотронной цивилизацией, превратившей природу в просто материю, не может быть преодолен, пока мы не найдем возможности преодолеть ту парадигму мышления, которая родилась в XVII-XVIII вв.

Идея: эта парадигма устранила из природы «целевую причину», а между тем совершенно очевидно, что принцип целесообразности - это начало всего живого, а природа – это, прежде всего, ЖИЗНЬ!

 

ВЕК.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!