Свобода 3-2-1                                         1-3-2 Взаимодействие



Тождественность 2-3-1                          1-2-3 Экспансия

Концентрация 2-1-3

 

Рис.37.13. Шесть Триад в качестве Гексады.

 

Два треугольника символа указывают, каким образом Существование реализует себя в событиях. Триады Порядка, Экспансии и Тождественности вводят мир в Бытие и сохраняют (гарантируют) его существование. Три триады - Свободы, Взаимодействия и Концентрации - дают возможность Существованию выходить за собственные пределы посредством жертвы в акте творчества.

Таким образом, мы выразили в символе больше, чем просто репрезентацию динамизма. Он показывает, как Вселенная может быть одновременно созидаемой и само-созидающейся структурой. Следовательно, гексада возводит нас на стадию понимания того, что находится за пределами простого значения, сконцентрированного в точке, а такие указывают, каким образом событие может стать тотально значимым вследствие взаимного переплетения причины и цели. Мы можем соотнести треугольник Порядок-Расширение-Тождественность с причинностъю, а треугольник Концентрация-Свобода-Взаимодействие - с завершением.

Не существует общепринятых понятий для того, чтобы выразить взаимопроникновение процессов творения и противо-творения; и нам нужно, следовательно, дать по возможности адекватное описание этого атрибута структурированных событий. Мы не усматриваем здесь "прилива" и "отлива": исхождение мира из его Источника и конечного возврата в Источник. Эта интерпретация весьма близкая к индуистской доктрине Alaya-pralaya, Сна и бодрствования Брахмана, слишком подчеркивает понятие цикличности, или повторения. Однако, повторение является лишь одним аспектом того, атрибута, который мы рассматриваем. Дефектом наших обычных понятий о цикличности является то, что различные фазы циклов понимаются как существующие последовательно во времени. Нам следует отбросить такую узко-временную интерпретацию, что даст нам возможность выразить смысл целостной интерпретации всех точек шести характеристик гексады.

Существует замечательный символ, связанный с суфийской традицией, который поможет нам представить в одной фигуре цикличность, прогресс и взаимопроникновение. Этот символ цикличности родственен Пантаклю, принятому в Розенкрейцеровской традиции, но он не обнаружен в розенкрейцеровской литературе.

            8                                          1

 


       7                                                 2

5 4

Рис.37.14. Гексада как прогрессирующая цикличность.

 

Вычисление числа точек (пунктов) берется из периодической десятичной дроби 1/7 = 0, 142857[18].

В то время как при обычном представлении у нас два независимых треугольника, здесь мы имеем два пунктирных треугольника 147 и 285. Это дает возможность выразить двумерный характер творения и противо-творения, а также понятие о движении к цели совершенного процесса. Мы комбинируем таким способом цикличность и прогресс и тем самым устраняем причину разногласия между теми, убеждения которых основаны на чувстве бесконечного возвращения, и теми, кто верит в безграничный прогресс. Этот спор представляется обоснованным в той мере, в какой нашему языку недостает слов, чтобы выразить более глубинную реальность, в которой значение основывается не только на том, что существует постоянно, но также и на том, что находится в процессе становления, а также  на том, чего никогда  не может быть. Вследствие конструкции нашего тела и нашего ума мы не способны прямо представить сращение противоположностей -кроме как взаимное уничтожение.

Мы можем, однако, приспособить слово "сращение" и придать ему строгое значение как унификации бытия и становления. Сращение должно быть понято как свойство структуры, посредством которого значение приобретает глубину и обогащается, сохраняя при этом уникальный характер, присущий конкретному событию.

После этих объяснений, мы можем теперь приступить к установлению терминологии, которую мы будем использовать в отношении гексады:

 

Шестичленная система:                          ГЕКСАДА

Системный атрибут:                               СРАЩЕНИЕ

Дополнительные атрибуты:                    Формы Событий, Повторение, Прогресс и Самореализация. Независимость.

Определение члена:                                ЗАКОН

Законы управляют сращением Событий.

 

Характеристики членов:

1. Порядок

2. Экспансия

3. Тождественность

4. Свобода

5. Концентрация

6. Взаимодействие

 

Связи Первого Порядка:                         ШАГИ (Ступени)

 

Поскольку направление шага влияет на его характер, должно быть 30 шагов, включенных в полностью сращенную структуру.

 

Мы приспособили слово "шаг" для связей, чтобы провести различие между пределами значения и шагами, посредством которых значение реализуется на практике. Гексада - наиболее подходящая система для изучения стркутур в процессе реализации их значений в качестве событий.

Сращение теоретически мало изучено, однако, практические люди знают, что для успеха действия требуется некое тонкое равновесие внимания между тем, что актуально существует, и тем, что потенциально возможно. Они также знают, что события не прекращают свое бытие, когда их актуализация завершена, но продолжают жить и трансформироваться сообразно законам, весьма отличным от законов их актуализации во времени.

Сращения событий требуют трансформации в соответствии со всеми детерминирующими условиями; однако, она отличается от простой актуализации главным образом своим гипархическим компонентом. Именно поэтому мы подчеркиваем тенденцию ассоциировать сращение с повторением и цикличностью. Циклический характер событий является их проекцией на время; сращение же представляет собой целостную трансформацию, которая с трудом постигается до тех пор, пока мы не обнаруживаем ее связи с гексадой. На современной стадии наших исследований мы мало можем сказать о связях гексады, и по этой причине изложение настоящего раздела перевешивает в сторону шести триад. Они столь направляющие при изучении событий, что есть опасность остановиться на них, исключив другие свойства гексады.

Целостная структура событий исключительно труда для постижения, и одной из причин этого является то, что события -на уровне человеческого опыта - смешаны и часто управляются посторонними факторами. Нашим общим опытом является последовательная актуализация во времени; мы слепы и к вечности, а о гипарксисе знаем лишь по проекциям. Наша пространственная интуиция ущербна из-за формы нашего восприятия. Поэтому едва ли может вызвать удивление, что истинный характер значимых событий совершенно ускользает от нас.

Мы должны также помнить, что гексада имеет тенденцию приковывать внимание к обособленности и изолированности событий друг от друга, Для того, чтобы иметь осведомленность о целостной структуре, нам следует перейти к семичленной структуре.

 

ГЕПТАДА

 

Из наших предшествующих исследований должно быть очевидным, что существуют радикально различающиеся способы существования. Все эти способы существования изменяются, и существуют также радикально различающиеся типы изменений способов существования. Простая последовательная актуализация без направления совершенно отличная от целенаправленной деятельности. Если изменение относится к сущностям, то оно совершенно отлично от изменения, не имеющего центральной точки - значения В последнем разделе мы приблизились к такому типу изменения, который интегрирован в большей степени, чем это возможно для развития отдельных сущностей, хотя бы и значимых.

Сращение событий является тотальным изменением, интегрирующим весь регион существования в новую целостность.

Легко наверно понять это различие. Мы полагаем, что различие лежит в том, какова вещь и что она делает, и опускаем, таким образом, те  различия, которые принадлежат к структуре существования. Понятие различных типов  изменения, - отличное от различных типов сущего, то есть различных способов существования - не близко к поверхности и трудно для схватывания.

Мы знаем, что вода - род вещества, отличный от воска, и что она расширяется, когда замерзает, в то время как воск ведет себя обратным образом. Мы знаем, что один человек отличен от другого - но оба дрожат, когда холодно, и потеют, когда жарко. Человечество накопило, зафиксировало и постоянно громадным институтом знаний о вещах и их поведении. Кое-что из этого корпуса знаний наличествует в форме всеобщих законов - таких, как законы механики или термодинамики. Другая - и, вероятно, большая часть - не количественна по своему характеру и поэтому неточна, однако она необходима для успешного действия. Мы склонны просматривать то, что само действие совершенно меняется в различных структурах ситуаций; и хотя это не является серьезной помехой. для понимания более простых систем, такое неразличение становится решающим препятствием для проникновения, более глубокого, в природу Реальности, ч ем это возможно для дуалистического или даже диалектического мышления.

Мы достигли определенного момента, когда мы уже не можем отделять структуру, которую изучаем, от контекста, в котором она существует. До сих пор мы могли рассматривать системы как закрытые, за исключением моментов изменения их в другие системы[19] из это становится невозможным, когда нам следует принимать в расчет изменения в окружении, которые сопутствуют изменениям в рассматриваемой сущности.

Мы должны быть способны соотнести две независимые структуры в пределах некоей суперструктуры, общей для обоих, Это кажется весьма несложным до тех пор, пока мы не пытаемся сформулировать условия, делающие такое соотнесение возможным. Самореализация требует хорошо сформированной тождественности, в то время как для интеграции требуется растворение тождественности. Дилемма не может быть разрешена компромиссом, что могло бы уменьшить космическое значение целого за счет части, или части за счет целого. Дилемма не искусственна: она возникает всякий раз, когда происходит такого типа изменение, в котором наличествует реальный прогресс или же потеря значения.

Это можно видеть, например, в дилемме человека, который должен исполнить свое личное предназначение и остается, однако, полностью интегрированным в человеческое общество. Здесь дилемма заходит дальше, чем противоречие диады, доступное для понимания с помощью понятия дополнительности; мы должны допустить, что комплексы подвергаются изменениям, влияющим на них не только внутренне, и внешне, но также посредством взаимодействия, вводящего новый комплекс, отличный от любого из них.

Ситуация, созданная комбинацией трех независимо изменяющихся комплексов, не может быть описана в терминах статической системы, члены которой имеют фиксированное значение. Ни одна структурированная организация не в состоянии согласовать едва ли не безграничные вариации, которые могут возникнуть, если бы не существовало некоторого принципа порядка, отличного от первых шести систем, рассмотренных нами. И этот принцип мы обнаруживаем в гептаде; однако, описать его значительно труднее, чем те принципы, которые мы изучали до сих пор.

Мы введем понятие трансформации как системный атрибут гептады и определим трансформацию как тип изменения, посредством которого совершается три действия:

 

1. Становление сущности, или сущность реализует себя.

2. Реализуя себя, сущность приобретает новые качества, которые не были потенциальны или даже возможны в ее нереализованном состоянии.

3. Сущность, сохраняя свою тождественность, интегрирована в структуру, как часть в целое.

 

В своем опыте мы обнаруживаем эффект проявления этих действий, но привыкли усматривать в них доказательство того, что все находится в процессе изменения в соответствии с естественными законами. Нам не так легко выявить сущностную (эссенциальную) новизну, вызванную реальными трансформациями. Одной из причин такого положения дел является то, что мы слишком полагаемся на чувственный опыт и недооцениваем более тонкие восприятия нашего внутреннего сознания, другой причиной можно считать то, что истинные трансформации сравнительно редки, поскольку строгие условия, требуемые для их реализации, не возникают без сознательного намерения.

Общепризнанного символа для гептады не существует - возможно, потому, что гептада не может быть полностью представлена какой-либо стационарной фигурой. Трансформацию невозможно понять ни по началу или концу, ни даже по тому пути, который соединяет конец и начало; она может быть понята лишь через ее тотальное действие.

Мы привыкли думать о некоем объекте, подвергающемся трансформации из одного состояния в другое. Это не адекватно. Мы можем добавить к этой картине окружение и признать, что оно также должно участвовать в трансформации. Это уже лучше, но все еще не достаточно. Трансформация сама по себе является реальностью, которая должна быть принята в расчет. Когда Шекспир написал о Заре, как о "золочении бледных струй небесной алхимии", трансформация, которую он вызвал, была тотальной: в объекте и его окружении, в очевидце и в самой "небесной алхимии".


Простейшим способом обрисовать трансформацию является ассоциирование ее с тремя Сферами: Факте, Ценности, Гармонии. То, что трансформируется, есть Факт. То, что приобретается субстанцией в процессе трансформации, есть Ценность. Сама трансформация есть то, что реализуется в Сфере Гармонии. Все три отличны один от другого и являются, однако, одним. Мы можем, частично, представить ситуацию посредством тетрад с общей точкой:

                                7


                  6                            5

                              4

                  3                       2

                                          1

 

Рис.37.15. Символ двойного квадрата.

Каждый из двух квадратов представляет деятельность: один -внутреннюю, другой - внешнюю, а общая точка олицетворяет трансформацию. Слабость символа, в качестве визуального пособия, заключается в очевидной эквивалентности всех точек, включая точку 4. Эта точка в такой же мере репрезентирует трансформацию, как и встречу двух тетрад. Мы можем, например, интерпретировать 1-2-3-4 как область факта, а 4-5-6-7 как область Ценности, и тогда точка 4 должна представлять область Гармонии, Если помнить о трехмерном значении точки 4, диаграмма может быть весьма полезной.

Другая форма Символа:

 

                                                                 7

 


                                                           6

 

 

                                                      5

 

                                          4

 

                                                      3

 

                                                      2

 

 

                                                                 1

Рис.37.16. Символ двойного конуса.

 

Этот символ хорошо выражает различие между семью членами и концентрацию трансформации в пункте 4[20]. Его слабость состоит в излишне сильном убеждении, что гептада конструируется из семи "уровней", или семи "ступеней". Верно, что существуют различные "состояния" трансформации; верно и то, что для некоторых целей эти состояния могут рассматриваться как уровни или даже ступени процесса перехода, - но все они не обладают одинаковой важностью и, в общем, не следуют одна за другой во времени. До тех пор, пока не постигнуто более глубокое понятие "состояния", или "условия", символ двойного конуса может пониматься ошибочно.

Другим способом приближения к гептаде является рассмотрение ее как добавной комбинации триад и тетрад и сравнение ее с додекадой, являющейся комбинацией умножения:

 

3+4=7                    3 * 4 = 12

 

Комбинация систем не производится исключительно сложением, ибо таким образом не выявляется уникальный атрибут, носителем которого является высшая система. Мы должны быть в состоянии понять высшую структуру до того, как увидеть, каким образом низшая структура входит в нее[21].

Т. к. знание о связи 4 и 7 (посредством всевозможных расчетов) было одной из тайн пифагорейцев, мы можем теперь рассмотреть тетрактис и его комбинации в гамме, дающие семь качеств звука. Музыкальная конепция греков основывалась на учении о середине, которая одновременно являлась средней струной лиры и центром гептахорда (Аристотель, Опыты, 19-25). Это позволяет объединить два тетрахорда таким образом, чтобы получить завершенную гармонию гаммы.

Схема приобретает характер трансформации, находящейся за пределами как сложения, так и перехода. Мы получаем:

 

7.                                                   Nete

6.                                                   Paranete

5.                                                   Trite

4.    Mese                                  Paramese

3.    Lychanos

2.    Parhypate

1.    Hypate

 

Рис .37.17. Греческий Гептахорд.

 

Тетрактис Пифагора был не переходом от hypate к nete, от основания к цели, но объединением всех свойств чисел в пределах структуры тетрады[22].

Семитонная музыкальная гамма с неравными интервалами кажется полезной репрезентацией характера гептады. Гурджиев сумел избежать опасности переоценить фактор перехода тем, что он комбинировал три репрезентации гептады: структуру органического вещества (опиума), спектр белого света и звуковую октаву.

Первая подчеркивает семь качеств, вторая указывает на интегративный характер, а третья - на способ: трансформация требует, чтобы присутствовало три независимых фактора[23]. Такая сложность не должна нас удивлять: гептада является развитой структурой, и в ней можно найти самые удивительные сочетания интеграции и многообразия. Это можно увидеть в другом символе, используемом иногда для репрезентации гептады, - символе спиральной раковины улитки:


           

4

     3                         5

               1

2

 

                              6

 

       7

 

Рис.37.18. Гептада как спиральная раковина.

 

В этом символе число 4 кажется изолированным; однако оно является точкой перехода от "внутренней", или "тайной" части раковины, к "внешнему" или проявленному сегменту. Раковина начинается с центральной точки и при раскрытии объединяется с внешним миром.

Трансформация никогда не может быть обязательной или вынужденной. Она должна иметь элемент свободы, а, следовательно, и риска. Именно поэтому она соединяет два несовместимых царства. Для нас, людей, трансформация является принципом нашего бытия. Мы одновременной и духовны и материальны, мы одновременно эссенциальны и экзистенциальны, и мы не можем отречься от какого-либо из двух полюсов нашей природы, не перестав быть людьми. Взаимодополнительность обеих наших природ может привести, шаг за шагом, к трансформации, которая находится за пределами Природы. Тайна трансформации заключается в том, что обе наши природы остаются тем, что они есть, но в бытии, благодаря объединенному действию, они входят в новую Сферу -Гармонию. Поскольку невозможно для каждой из природ перестать быть тем, что она есть, следовательно, должен войти некий третий элемент, отличный от обеих. Это выражается тройственностью: тело, дух и душа. Тело и дух могут быть выражены как две тетрады деятельности, душа и развивается от монады простой потенциальности существования до гептады, интегрирующей в законченное целое самое душу, а также и дух.

Мы должны не упускать из виду смешение качеств, сопутствующее интеграции. Именно поэтому символ радуги, или спектра белого света, столь широко используется в заклинаниях, наряду со многими септернерами (семиричностями}: семь грехов или добродетелей, семь качеств, семь металлов, семь дней недели, семь планет и так далее ad libitum /по желанию/[24].

Одна из трудностей изучения семичленных систем возникает из-за кажущегося противоречия интерпретации систем возникают из-за как семи ступеней и как семи качеств*. При более пристальном внимании, с которым мы подошли к рассмотрению гептады, мы показали, что обе эти интерпретации необходимы и что конфликт разрешается в системном атрибуте трансформации.

Теперь мы можем указать, как гептада предстает в нашем опыте.

Трансформация не достижима полностью в существующем мире. Она лишь приблизительно может быть реализована в космических конструкциях, подобных человеческому организму. К трансформации стремятся, и, в истории, она постоянно ускользает от нас. Жизнь человечества на Земле является гигантской трансформацией, посредством которой две в корне различных природы стремятся к гармонии и завершенности. Через трансформацию значимые события человеческой жизни интегрируются в поток всемирной истории.

Следовательно, мы связываем Гептаду с Историей, и мы находим в гептаде мощную помощь для понимания предназначения человека. В Первом томе мы трактовали гептаду как принцип структуры, посредством которого подчеркивается характер интеграции частей в целое без подавления независимости частей. Так же обстоит дело и в истории: тотальный процесс не подавляет значимости событий, как масштабных, так и мелких.

Теперь попытаемся установить терминологию Гептады.

 

Семичленная система:                ГЕПТАДА

Системный атрибут:                    ТРАНСФОРМАЦИЯ

Дополнительные атрибуты:        Структура, История

Определение члена:                    СОСТОЯНИЕ

 

Характеристика членов:

7.    ЗАВЕРШЕНИЕ

6.    ОТКАЗ (самоотречение)

5.    ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ (инсайт)

4.    ГАРМОНИЗАЦИЯ

3.    ОТДЕЛЕНИЕ (сепаратность)

2.    СЛОЖНОСТЬ /Involvement/

1.    ИНИЦИИРОВАНИЕ (начало)

 

Связи Первого Порядка:             ИНТЕРВАЛЫ

Связи Второго Порядка:             ГАРМОНИИ

 

Интерпретация характеристик семи членов может потребовать пространных объяснений. Члены гептады, строго говоря, не являются ни качествами, ни ступенями, но скорее состояниями, в которых делаются возможными различные качества или ступени. Существует столько разнообразных интерпретаций семи членов, что потребовался бы целый трактат для обобщения их значения, почти невыразимого средствами общеупотребительного лексикона.

Теперь нам следует перейти к Октаде - замечательной системе, завершающей понятие Трансформации, расширяя его так, что оно включает интеграцию ступеней.

 

ОКТАДА

 

На этой ступени нам следует оставить какие-либо попытки исчерпывающей трактовки и основывать наше изучение Октады на непривычном символе двойного квадрата, который более широко чем другие символы, использовался в художественных репрезентациях космического порядка в книгах и диаграммах Юго-Западной Азии.

В своем простейшем выражении символ выглядит так:

 


Рис.37.19. Символ двойного квадрата.

 

Этот символ развивался в сложных композициях ковров, в архитектурных мотивах, в каллиграфии, в живописи, а также в качестве украшений манускриптов; его влияние до сих пор пронизывает все формы искусства, включая поэзию, музыку и танец. Разработки символа являются обдуманными опытами изображения сложности мира и путей, ведущих к Единству с Источниками Всего.

Одна из форм символа, встречающаяся чаще всего как архитектурная тема, развивает каждую из точек символа в квадрат:

 

 

Рис.37.20. Символ из восьми квадратов.

 

Эта форма символа представляет понятие внутрипребывания (withinness): каждый квадрат эквивалентен точке и каждая точка - квадрату.

В более разработанной форме символа звездообразная фигура в центре сокращается, чтобы дать возможность квадратам образовать стороны, или "стены" такой толщины, которая позволяет образовать шесть гексагонов, и восьмиконечную звезду. Этот символ, изображенный на рисунке 37.21., можно увидеть на стенах строений, которые считаются принадлежащим суфийским братствам, во всех частях Юго-Западной Азии и Северной Африки[25].

 

Рис.37.21. Суфийская Октада

 

Эта октада выражает, главным образом, идею единства за внешней видимостью многообразия /wahdat-es-chuhud/ и в то же время - эссенциальное тождество в разнообразии форм /wahdat-al-wudjud/.


Символ двойного квадрата, развитый сообразно принципу Систематики, представляет, как кажется, особую ценность для репрезентации организованных структур и исторических процессов, образующих шкалу диапазонов от единственности и тотальности, Форма, которую мы приняли, образуется соединением всех точек правильного восьмиугольника:

 

                                          1


                  8                                        2

 

 

       7                                                   3

 

                  6                                        4

 

 

                                          5

Рис.37.22. Символ Тотальной Октады.

 

В этом символе показаны все связи Первого Порядка. Два Квадрата - 1-3-5-7 и 2-4-6-8 - совместно очерчивают внутреннюю область, которую можно назвать Ареной. Арена содержит пространство, общее для обоих квадратов, за исключением восьми точек и треугольников, соединяющих каждую точку с ближайшей стороной другого квадрата. Концепция Арены представляется ценной для интерпретации Октады. В Суфийском символе на рис.37.21. Арена представлена центральной звездой, а восемь внешних областей - восемью гексагонами. Эта тема, с различными вариациями квадратов, повторяется в бесчисленных формах в искусстве Юго-Западной Азии. В главе 48 (IV том) будет обсуждаться наличие в Юго-Западной Азии древнего традиционного знания науки эффективного действия.

Арена показана отдельно на рис.37.23., чтобы помочь визуализировать ее место по отношению к восьми точкам.

 

 

                                                         1

 

                  8                                  2

 

 

             7                                                                 3

 

                  6                                  4

 

                                          5

 

 

Рис.37.23. Арена внутри Октады.

 

Два квадрата представляют две сферы, взаимопроникновение которых придает историческому процессу законченность, завершенность. Мы можем, к примеру, рассматривать квадрат 1-3-5-7 как репрезентацию Сферы Ценности, а квадрат 2-4-6-8 - Сферы Факта. В таком случае Арена может быть интерпретирована как Сфера Гармонии. При изучении специфических и конкретных ситуаций квадраты могут сохранять свой разделенный характер и репрезентировать количественный и качественный элементы структуры.

От предшествующих систем Октада отличается способностью представлять одновременно атомический и тотальный характер структур. Это особенно отмечено в горизонтальной линии 3-7, где третья точка олицетворяет единицу, или атомический аспект, а седьмая - тотальность, или социальный аспект структуры. Вертикальная линия 1-5 соединяет духовное и материальное, или форму и содержание. Квадрат 2-4-6-8 репрезентирует состояние, или условие, требующее завершенного действия. Точки 2 и 4 являются функциональными и бытийными аспектами атомических единиц, а точки б и 8 - соответствующими аспектами Тотальности. Аспект Воли содержится внутри Арены.

Нам следует рассмотреть какой-либо практический пример, иллюстрирующий способ, которым восьмичленная система дает нам возможность изучать весьма сложно организованные структуры. ОБРАЗОВАНИЕ осуществляет последовательную связь между поколениями человеческого рода. Оно включено в личные взаимоотношения учителя и ученика. Оно влияет также на всю человеческую расу. Если мы захотим изложить требования идеальной структуры образования человечества, мы долины учесть весь круг человеческой деятельности от жизненно необходимых до высших стремлений человеческого духа. Мы должны принимать в расчет человеческую индивидуальность, но мы также не должны забывать о направлении интеграции всего человеческого общества.

Все эти требования должны быть удовлетворены посредством полного использования природных способностей людей, а также их потенциальных способностей к развитию. Образование должно быть приспособлено к изменяющимся потребностям и к прогрессу идеалов человечества. Это дает нам восемь точек Октады, как указано на рисунке:

 

                                          Дух

                                                         1

                  Идеалы                             Силы

                  8                                  2

 

Человечество                                                   Ребенок

            7                                                                 3

             ж  е    д    г     в ба

 

Необходимости                                    Способности

(нужды) 6                                4

 

                                          5

                                          Жизнь

 

Рис.37.24. Структура Образования.

 

Можно увидеть, что семь связей, исходящих из каждой точки, пересекаются диагональными линиями в семи местах. Обозначим взаимопересечения на линии 3-7 строчными буквами а, б, в, г, д, е, ж; а взаимопересечения на вертикальной линии - заглавными буквами А, Б, В, Г, Д, Е, Ж.

Мы можем интерпретировать линию а-ж как различные стадии организации, требуемой для прогресса в образовании. Две конечных точки, а и ж, находятся вне Арены и не являются, строго говоря, частью образовательной деятельности как таковой. Остальные точки формируют пентаду с Идеальной Школой в качестве фокуса значения. Наличествуют два члена, происходящие из единицы, т. е. ребенок или студент, и два члена, исходящие из человечества как целостности (тотальности) человеческого рода, Таким образом, мы имеем:

 

Субординация

 

а. Единица                                    Ребенок как личность

б. Первоначальное действие                   Учитель и ученик

в. Базисная ситуация                   Класс или группа

 

Координация

 

г. Центральный фокус                             Школа или колледж

 

Суперординация

 

д. Непосредственное окружение Школа внутри общества

е. Руководящий гений                             Нация как культурный источник

ж. Целостность                            Человечество как развивающееся общество

 

Этими семью пунктами представлены все структурные требования к совершенной образовательной системе. Семь пунктов вертикальной линии 1-5 могут подобным же образом соотноситься с результатами, которых следует ожидать от сбалансированной и интегрированной образовательной системы:

 

А. Личные привычки и правила, заученные в детстве.

Б. Рефлекторные сенсорные навыки, включая речь и письмо, применение инструментов (орудии) и основных ментальных операций, общее воспитание социальной дисциплины.

В. Ментальные навыки, навыки ручного труда, изучение фактов и техник, общее обучение.

Г. Образование, приспособленное к личным и социальным обстоятельствам - профессиональная ориентация.

Д. Суждения, моральная ответственность, способность к самостоятельной работе и практической эффективности в жизни.

Е. Творчество, спонтанность, свобода в личных взаимоотношениях, лидерство.

Ж. Полная интеграция завершенной индивидуальности в социальное окружение.

 

Каждая из связей выявляет не только тип действия, но и диапазон действий или интересов. Форма октады, следовательно, дает возможность представить организацию комплексной структуры с детализированностью гораздо большей, чем это было возможно в пределах предшествующих систем. Мы не можем более углубляться в этот столь важный пример, к изучению и описанию которого мы еще вернемся в дальнейшем.

В заключение мы суммируем принятую нами терминологию, прежде чем оставить октаду.

 

Восьмичленная система:                        ОКТАДА

Системный атрибут:                                ЗАВЕРШЕННОСТЬ, или организованная целостность

Определение члена:                                ЭЛЕМЕНТ

 

Характеристики членов разделяются на две тетрады:

 

1-3-5-7                                                      АКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

2-4-6-8                                                      СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Восемь членов-характеристик:

1. ПРЕДЕЛ

2. СОСТОЯНИЕ

3. АТОМ

4. ФУНКЦИЯ

5. ОСНОВАНИЕ

6. НЕОБХОДИМОСТИ

7. ЦЕЛОСТНОСТЬ

8. ИДЕАЛЫ

 

Область, общая для квадратов:              1-3-5-7 и 2-4-6-8:  АРЕНА

 

Все перекрещивающиеся точки внутри этой области репрезентируют различные операции, требуемые для совершенной работы структуры.

 

Первый порядок связей (диады):            КОМПОНЕНТЫ

Второй порядок связей (триады):           ИНИЦИАЦИЯ

Третий порядок связей (тетрады):          ПОЛЯ

Четвертый порядок связей (пентады):   ЗНАЧИМЫЕ СУБСТРУКТУРЫ

 

Терминология, даже в этой суммарной форме, подразумевает неизмеримую сложность завершенных самоуправляемых структур. Октада, без сомнения - чрезвычайно мощный инструмент постижения. Ее ценность заключается в классификации, интерпретации, эвристике и прогнозировании. Все это, однако, лишь некоторое приближение к глубинно организованным структурам. Мы дали пример образования, диапазон которого простирается от индивидуума до всей человеческой расы, от основной инстинктивной деятельности до высочайших ступеней духовного совершенства.

Всеобъемлющее изучение индивидуального человека как октады проводится в Институте, руководителем исследований и Директором которого является автор, но в течение некоторого времени это не представляется возможным для публикации. Краткий очерк дается в главе 40.

      

ЭННЕАДА

 

Нет стадий трансформации за пределами завершенности и, следовательно, октада должна быть последней трансформационной системой. Завершенность не является ответом на все проблемы, касающиеся нашего опыта. При этом не принимаются в расчет ситуации, при которых завершенность невозможна в силу своей природы существования. Полная завершенность невозможна в существующем мире - вое ситуации не закончены и всегда подвержены нарушению непредсказуемыми факторами. Завершенность - лишь приблизительный системный атрибут.

Мы должны пойти за пределы Октады, чтобы обнаружить системы, которые, допуская неопределенность и риск, тем не менее достигали бы гармоничной структуры. В актуальном опыте мира мы никогда не можем обнаружить идеальной полноты, глубина и широта которой представлена Октадой, поскольку здесь нет свободы от несообразностей, неуверенности, несовершенства и врожденной незавершенности. Девятичленые системы, нарушающие идеальную завершенность октады, дают нам возможность не только репрезентировать, но и изучать работу таких структур, с которыми мы ежедневно сталкиваемся. Простейший способ рассмотрения ситуации - обрисовать завершенность октады, нарушенную вхождением чуждого элемента. Если этот элемент октады, не может быть абсорбирован каким-либо из восьми членов, необходимо что-то предпринять, чтобы сохранить гармоничность.

Возьмем наш пример с Образованием и рассмотрим последовательность промежуточных групп - от индивидуума до человечества в целом. До тех пор, пока не включается какой-либо другой элемент, все требования образования могут быть удовлетворены структурой. если же, однако, мы предположим, что человек должен служить некоторым целям, мы предположим, что человек должен служить некоторым целям, не связанным ни с его личной жизнью и исполнением судьбы, ни с обязанностями и идеалами человеческой тотальности, тогда мы не сможем более конструировать образовательную системы лишь из восьми членов. Мы видели уже, что Одухотворение Существования требует специального вклада человеческой Сущности. Это космический вклад должен быть сделан в других измерениях, чем измерение, считающее человека за единицу, а человечество - за целостность. Это - "человек, способный к избирательной трансформации".[26]

Условия должны быть совершенно изменены - теперь мы не будем иметь возрастающую прогрессию социальной организации. Октада нарушается, и необходимо искать новый тип гармонии; Девятый элемент взорвал полноту структуры человеческого общества. Всякий, кто наблюдал человеческие поступки и историю, не может сомневаться, что неопределенность и риск столь же реальны, как порядок и совершенство. И никакое объяснение человека и его окружения не может многого стоить, если только оно не удостоверяет реальность этой неопределенности и не указывает путь за ее пределы.

Ключ к проблеме риска лежит в комбинации динамизма и сращения, осуществляемом соединением свойств триады и гексады. Это достигается добавлением триады трансформации к гексаде, представленной в форме рис. 37.14. - так мы получаем символ, известный как Эннеаграмма:


Рис.37.25. Комбинация Триады и Гексады.

 

Этот символ обычно заключается в круг, олицетворяющий Змею - Хронос (Время), которая пожирает собственный хвост:

 

                                                                             9


                                            8                         1

 

                                  7                                             2

 

 

                                          6                                        3

 

 

5 4

Рис.37.26. Эннеаграмма.

 

В такой форме символ используется в предсказаниях и толкованиях снов во многих регионах Азии. Возможно, он халдейского происхождения и связан с особым положением, которое занимает числа 7 и 10, пропорция которых, в десятичной системе, дает постоянное число 0.142857, соответствующее фигуре Гексады.

Системный атрибут девятичленной системы - ГАРМОНИЗАЦИЯ; два вида членов: существует три ИСТОЧНИКА и шесть СТУПЕНЕЙ.

В диаграмме 37.26. Источники имеют номера 3, 6 и 9, а ступени: 1, 4, 2, 8, 5 и 7. Заметна прогрессия двух движений: по окружности от 1 до 9 и вокруг гексады в порядке 1-4-2-8-5-7.

Приведенная интерпретация принадлежит Гурджиеву Г. И., он заявлял, что обнаружил ее в Суфийской школе Центральной Азии.[27] Нет необходимости слишком интересоваться источниками, поскольку система может быть опробована опытным путем, и уже признано что она дает замечательное действенное объяснение способа, которым может быть достигнута и сохранена гармония структур.[28]

Эннеаграмма лучше всего может быть постигнута через рассмотрение широко известного дефекта в принципе причинности. Чтобы быть эффективно значимыми, действие должно быть уникально соотнесено со своей причиной, так, чтобы было возможно провести линию от причины A к ее эффекту B, представляющую P - путь, или последовательность событий:

 

                              P

       A                                       B

 

Рис.37.27. Идеальная причинность.

 

Процесс P, начавшийся в A, может встретиться с окружающими условиями, которые нарушат простое, один к одному, соответствие AB. Теперь невозможно , зная A, с полной уверенностью предсказать B.

Процесс Р отклонится от ожидаемого пути и приведет к измененному эффекту действия в В1:

 

 

       A                                       B

 

 

                   E                B1

 

Рис.37.28. Отклонение причинной последовательности.

Причинная линия АВ разрывается и заменяется свободной связью AEB1, где Е олицетворяет окружающие условия.

Так, некий человек отправляется из А, чтобы достичь В, и, встретив друга в Е, изменил свои планы и направился в B1. Отклонения такого типа встречаются практически во всех процессах, подчиненных законам Существования, - отсюда, следовательно, и проистекает неуверенность и рискованный характер как человеческой жизни, так и окружающего его мира, понимаемые в самом широком смысле. Есть возможность так организовать события, что линия Р, отклонившаяся из-за Е, вернется к своему первоначальному положению посредством вторичного причинного импульса, что позволит ей в конце концов достичь В. Человек встретивший друга, может вспомнить, что ему надо в B, и, таким образом, вернуться к своему первоначальному пути. Это очень большое упрощение, поскольку тенденции к отклонению слишком разнообразны, чтобы быть предсказуемыми, исключая искусственно созданные эксперименты, где это становится возможным. Это происходит в научном исследовании, которое стремится компенсировать непредсказуемые импульсы Е старательно отрегулированными экспериментальными условиями.

 

       S

 

       A                                       B

 

       E

 

Рис.37.29. Коррекция отклонения.

      

Когда лабораторный эксперимент должен быть изменен в масштабах и перенесен в условия практической жизни, возникают новые проблемы компенсации и урегулирования. Работа с ними сфера технологии, которая требует проникновения в структуры, приходящего лишь в результате значительного опыта.

Неопределенность остается даже тогда, когда все возможные урегулирования произведены, и поэтому результат процесса никогда точно не соответствует начальному плану А.

Мы обнаруживаем, что так обстоит дело для всех видов человеческих занятий, и можем, таким образом, предположить, что это свойственно всем направлениям процесса, подчиненным условиям времени и пространства. Здесь мы можем сослаться на тот принцип -подчеркнутым в разделе 3.8.3. Первого тома, - что потенциальность всегда богаче любой возможной актуализации. Хотя теоретически точная реализация плана возможна, случайности, восстающие против нее, столь значительны, что делают невозможной точную реализацию на практике. Если даже мы интерпретируем А как целостное причинное звено, а В как намерение или цель, неизбежность отклонений все равно остается, поскольку А не может включить в себя все влияния, которые могут воздействовать на процесс, как только он начался; и В не может включить в себя все условия в будущем, которые могут привести к успеху или неудаче предприятия на практике. Человек, путешествуя, может успешно достичь В и обнаружить там, что непредвиденное изменение плана, происшедшее без его контроля, сделало путешествие бесполезным.

Обобщая эти размышления, мы можем переформулировать положение, отмечающее универсальный риск и введенное уже во Втором томе[29], следующим образом:

 

Структура, Вселенной такова, что ни один процесс, будь он причинный или целевой, (или тот и другой), не может достичь, завершения, исключая процессы в искусственно созданных условиях.

 

Это положение подтверждается всем опытом, оно является почти очевидным следствием характера детерминирующих условий пространства и времени. И тем не менее оно обычно игнорируется как при изучении природы, так и в практических делах человеческой жизни. Если мы примем его, тогда в практических делах выражение "искусственно созданные окружающие условия" приобретают огромное значение и становится ключом к пониманию самой жизни.

Нетрудно увидеть, что требуемые условия должны включать по меньшей мере две не зависимые линии актуализации: одна -для того, чтобы задавать исходное направление, а другая - чтобы совершить необходимое урегулирование и адаптацию. Например, для автомашины требуются одновременно мотор и водитель, чтобы она осуществила свое назначение: один делает ее способной к движению, а другой гарантирует, что она будет двигаться в верном направлении. В наше время существуют саморегулирующиеся механизмы - "первичный механизм" и "обратная связь", позволяющая ему приспосабливаться к окружающим условиям; они конструируются независимо.

Теория кибернетики принимает в расчет возможность изменений в конечном пункте, так что механизм является не только саморегулирующимся, но и само управляемым. В этом случае необходима третья независимая операция: проверка конечных условий и сравнение их с идеальными. Операционная обратная связь и программирующее конечный момент усовершенствование являются, совместно о первоначальной конструкцией, тремя членами триады. Замечательно, что когда эти условия соблюдаются на фабрике, производящей механические приспособления типа автомашин, то структура организации процесса оказывается близкой к организации Эннеаграммы.[30]

Изучение живых организмов показывает, что эти структуры, являющиеся не только саморегулирующимися и самообновляющимися, но и целенаправленными, соответствуют этому же паттерну.

Таким образом, оказывается, что хотя сама природа Существования пронизана неуверенностью и риском, существуют внедренные в нее средства, с помощью которых неуверенность и риск могут быть преодолены. Важность такого предположения едва ли может быть преувеличена. Если оно подтвердится, то это может дать нам ключ к Мировой Драме: Deus ex machina /Бог из машины/, благодаря чему трагедия, по видимости безысходная, разрешается и переходит в триумф.

На данной стадии мы можем сделать не более, чем развить формальную систематику Эннеаграммы.

В главе 41 мы вернемся к проблеме существования в условиях пространства и времени и увидим, как эта проблема разрешается созданием структур по образцу эннеаграммы. Теперь мы можем приступить к изложению ряда более или менее очевидных утверждений:

      

1. Каждый процесс, ведущий от начальной стадии А к конечной В, должен претерпеть отклонение и искажение, вызываемые помехами со стороны окружения.

      

2. Лишь при искусственно созданной системе компенсации можно заставить процесс продолжаться в предопределенном русле.

      

3. Точка риска может быть идентифицирована с таким пунктом, где отклонение процесса может быть исправлено посредством влияния второго, независимого - хотя и относительно -процесса CD, начавшегося в этом пункте.

      

4. Второй процесс требует урегулирования точно такого же, как и первый. Когда это второе урегулирование EF производится правильно, система переходит в состояние динамической гармонии, которое может продолжаться неограниченно долго, насколько это выдержит сама конструкция.

      

5. Три процесса должны быть таковы, чтобы они могли смешиваться и усиливать один другой после каждой точки взаимного влияния.

      

6. Конструкция должна быть такой, чтобы место имело взаимоурегулирование, независимо от самих процессов. Последнее производит результат, а первое предохраняет конструкцию от коллапса и дегенерации.

      

Все эти различные требования могут быть представлены символом эннеаграммы.

 

                                                                 9

                                                                                         AB

                                            8                         1

 

                                  7                                             2

                        EF

 

                                          6                                        3

 

 

5            4

                                                                             CD

Рис.37.30. Три взаиморегулирующихся процесса.

 

Три процесса - AB, CD и ЕF - соответствуют трем точкам треугольника 9-3-6. Это - динамизм структуры.

Внутренняя конструкция соответствует фигуре из шести точек 1-4-2-8-5-7, обозначающим способ, посредством которого процессы корректируются и усиливают друг друга с тем, чтобы достичь самообновления.

Первый процесс AB входит в конструкцию в точке 1. Он достигает точки риска 3, где встречается с процессом CD, и оба проходят через точки 4 и 5. В точке 6 - пункт второй риска - регулирование производится вхождением процесса ЕF. Завершение AB происходит в точке 9, где должен быть преодолен финальный риск. Стрелки 1-4-2-8-5-7 показывают направление течения влияний внутри структуры.

Лучше всего можно понять приведенное выше построение, рассмотрев простой пример како-либо процесса человеческой деятельности, находящегося в потоке времени и представляющего подходящую структуру для достижения гармонического равновесия. Хорошо работающей иллюстрацией может послужить устройство кухни, снабжающей пищей какое-либо сообщество. Мы не берем в качестве примера небольшую семью, где кухня обычно не имеет независимой структуры.

Целостная структура кухни включает элементы весьма различной природы, такие как: строение, снабженное кухней со всем ее оснащением, утварь, печь, сырые пищевые припасы и приправы, шеф-повар и его помощники, искусство приготовления пищи, умение составить меню, знание потребностей и вкусов конкретного сообщества. Операции подвержены риску вследствие конфликтующих, но взаимодополнителъных характеристик кухни как утилитарного заведения и как места, связанного с витальными трансформациями и психическим опытом. Это - диада.

Три различных процесса встречаются, пока идет приготовление пищи:

 

AB - вступает в деятельность сама кухня, выполняя цель и назначение своего существования.

CD - сырая пища препарируется и трансформируется в состояние, пригодное для потребления людьми.

EF - еда планируется, вводится в существование и потребляется по долям внутри сообщества.

 

Эти три процесса образуют триаду; достаточно легко увидеть, что все три действительно различны и принадлежат к разным "департаментам" человеческого опыта: АВ - к миру материальных объектов, CD - к миру жизни, ЕF - к миру человеческого опыта. Структура завершается только тогда, когда все три процесса правильно проведены и скоординированы.

Исходным пунктом каждого из процессов является одна из точек треугольников. Кухня в своем идеальном со стоянии, прежде чем началась работа, расположена в точке 9. Деятельность берет начало в точке 1. Пища, в ее сыром состоянии, занимает место в точке 3; ее приготовление начинается в точке 4. Еда, как план действия, - в точке 6; ее реализация начинается в точке 7.

Теперь мы рассмотрим последовательность операций процесса AB, как они следуют одна за другой во времени, разворачиваясь по часовой стрелке от 1 до 9:

 

1. Готовится кухня, приходят повара.

2. Планируются блюда и распределяются задания.

3. Собираются сырые пищевые припасы.

4. Пища очищается и подготавливается.

5. Пища ставится на огонь или изменяется иным образом.

6. Возникает план блюда.

7. Готовятся соусы. Начинается сервировка.

8. Пища приносится в столовую и распределяется.

9. Пища съедается и приносит удовольствие.

 

Если мы рассмотрим приготовление пищи с точки зрения шеф-повара, то заметим, что маршрут его внимания и забот иной. Отправным пунктом для него служит картина уже приготовленных блюд и того порядка, в котором кушанья должны быть сервированы. Другими словами, его деятельность начинается с точки 8.

Исходя из этого, он рассчитывает, когда каждое кушанье должно быть отправлено в печь или на плиту - точка 5. Когда он рассмотрит всю эту картину, включая приготовление соусов и сервировку - точка 7, - только тогда он готов начать действительную работу с точки 1. Теперь он должен принять в расчет количество качество и кондицию сырой пищи, производя изменения в плане, если запасы позволяют это, - то есть он должен обратиться к точке 4 и посмотреть, что должно быть сделано на физическом плане. Конечно, при большой кухне кто-то еще должен входить во все эти детали, однако при всех условиях шеф-повар обязан знать, где что расположено, даются распоряжения - и все начинают работу с точки 2. Внимание шеф-повара постоянно перемещается по пути 1-4-2-8-5-7, образуя фигуру из шести пунктов и являясь, таким образом, примером значения структуры как гармонии. И хотя многие детали могут изменяться, всегда есть шесть ступеней и они всегда связаны двумя различными способами: первый последователен во времени, второй периодически повторяется. Это - внутренняя последовательность, которая и определяет согласованность в работе, совершенство пищи и сервировки блюд, порядок и общую эффективность труда на кухне.

Шеф-повар должен постоянно иметь в виду то время, которое требуется для приготовления пищи (он готовит еду для некоторого сообщества, а не для частных посетителей ресторана). Для приготовления одного блюда требуется час, для другого - минуты. Линии от 8 к 2 и от 8 к 5 всегда должны оставаться открытыми: одна управляет кухней, а другая наблюдает за приготовлением пищи.

Как только приготовление закончено, еда начинает преобладать над пищей как таковой. Центр внимания занят теперь сервировкой кушаний; работа теперь диктуется тем способом и порядком, в котором кушанья должны представляться, чтобы образовать современную процедуру еды. Именно здесь начинается ощущаться точка 6 - как толчок, или стимул, для всей деятельности кухни.

Когда достигнута точка 8, пища раскладывается по тарелкам и отправляется в столовую, где она заканчивают свой цикл трансформации на столе и в пищеварительных органах тех, кто ест ее. Еда, как творческий акт, лишь отчасти заканчивается в столовой. В памяти сообщества она продолжает существовать как то, что объединяло его членов, а также как связь между ними и поварами. Лишь первый процесс - приготовления - завершается в пределах кухни как таковой. Когда еда готова для подачи на стол, шеф-повар следит за тем, чтобы кухня вернулась в свой первоначальный порядок - точка 9 - готовности для приготовления следующих кушаний.

Можно дать еще ряд дополнительных толкований. Точки 4 и 5 - сцена актуальной деятельности приготовления, основание работы кухни. Вот почему на них ссылаются как на основные реакции на риски процесса. Переход от пункта 1 к пункту 2 - обычное, рутинное дело; но коль скоро операции начались, становятся неизбежными неопределенность и отклонение от плана. Они становятся очевидными в точке 3, где намерение изменяется в решение. Это совершенно отлично от риска в точке 6 - он связан с завершением. Лишь очень опытному повару, работающему с хорошо обученным персоналом, может быть доверено приготовление пищи в непредсказуемых обстоятельствах, которые могут возникнуть когда гости собрались. Урегулирование точек 6 и 7 зависит от творческого гения повара. Пункт 9 является одновременно началом и концом процесса. Он может быть "взят как для представления современной еды, так и идеальной кухни.

Структура находится в контакте с внешним миром лишь в пунктах риска. Внутренняя фигура из шести пунктов относится исключительно к внутренней работе и организации.

Конструкция, символизируемая Эннеаграммой, может показаться искусственной и притянутой насильно. И только после детального изучения многих процессов совершенствования мы приходим к убеждению, что она дает минимум требований динамической гармонии. Одну из наиболее потрясающих иллюстраций дает анаболическая трансформация энергий в человеческом организме (Cм. главу 32 Второго тома, 12.32.7.).

Существует три процесса трансформации энергий в человеческом организме: АВ - метаболизм пищи; CD - дыхание и трансформация воздуха; ЕF - ощущения и трансформация впечатления. Эти процессы взаимно регулируются самым чудесным образом. Наиболее поразительной и жизненно важной чертой энергетической трансформации в человеке является различие между действием воздуха, CD, которое автоматично, и сенситивным действием ЕF, которое может быть эффективным, лишь будучи намеренным. Это - одно из ключевых понятий Гурджиевской Антропологии.[31]

Все схемы настоящего раздела основаны на Гурджиевской Системе, основанной на суфийских источниках, проистекающих вероятно, из традиционной мудрости халдейских космологов.[32]

 

ДОДЕКАДА

 

Эннеада показывает нам форму, структуры, дающую возможность преодолеть природный риск. Гармонизация динамична и недетерминирована. Если, при соответствующей комбинации процессов, помехи (риски) преодолены и основная цель достигнута, то вспомогательные процессы все равно остаются не зав ершенными. Это очевидно, ибо одна изолированная завершенная структура не может достичь совершенной гармонии.

В десяти- и более - членных системах мы надеемся найти принципы организаций, посредством которых структуры могут войти в динамические и, однако же, стабильные системы. Представляется, что 10-членная система должна иметь в качестве системного атрибута интегративную дополнительность, под которой мы понимаем способность процессов компенсировать недостатки друг друга и производить единую гармонию, воздействующую на индивидуальные структуры и поддерживающие их. 11-членная система идет дальше и обеспечивает условия взаимного завершения структур разных типов - укажем на это как на синергизм, приспосабливая теологический термин, используемый для того, чтобы выразить учение, что в деле Возрождения воля человека объединяется с Божественной Милостью. (Это явится главной темой последних глав настоящего сочинения).

Изучение столь сложных организаций должно вывести нас за пределы теории систем, поскольку они вообще не могут описываться как "наборы независимых, но взаимно релевантных членов". 10-ти и 11-членные системы лучше всего рассматривать как характеристики обществ или сообщностей в состоянии динамической гармонии. Это не означает, что чистая систематика декады и ундекады находятся за пределами исследования, однако они слишком сложны, чтобы можно было их здесь рассматривать

Переходя к додекаде, мы обнаруживаем тип структуры столь универсальной и столь конкретной важности, что она должна быть тщательно изучена.

Додекада - последняя система в ряду четырех, начавшихся с эннеады, и она, следовательно, должна представлять идеально совершенную структуру, в которой риск полностью гармонизирован.

В предыдущих главах мы обнаружили много примеров, где некая законченная схема классификации и описания, приложимая к некоторому законченному ряду, удовлетворяет как 12-членная система, двенадцатитоновая шкала является естественным основанием любой музыки. Существует 12 категорий Факта (глава 2), 12 уровней Потенциальности ( глава 9), 12 уровней Существования (гл. 12), 12 градаций Энергии (глава 32), 12 Субстанций (глава 33), 12 ступеней Творения (глава 34) и 12 Эссенциальных классов (глава 35).

Вездесущность двенадцати членной системы может быть понята как следствие свойств триады и тетрады, объединенных для выражения динамизма в сочетании с деятельностью. Однако это не так просто объяснить. Сторонники 12-тиричной градации указывают на успехи халдейской арифметики, которая основывалась главным образом на делимости числа 60 на 5 первых натуральных чисел. Хотя наша арифметика в значительной степени халдейского происхождения, странный переход от 12-тиричного исчисления к 10-тиричному может быть объяснен исторически. И все же нам необходимо объяснить замечательную тенденцию натуральных структур обнаруживать 12-членный порядок.

Представляется, что додекада значима для понимания всех целостных структур Вселенной, поскольку это первая система, репрезентирующая все главные элементы нашего опыта. Гексада объединяет дополнительность и динамизм, но никогда не может полностью выразить различие Существования и Сущности. При изучении Воли мы обнаружили, что это различие входит в Мире XII, где шесть триад инициируются эссенциальными импульсами, а шесть триад - экзистенциальными (глава 28 Второго тома). По линии самоограничения Абсолютной Воли это приводит нас к додекаде. Кроме того, мы обнаруживаем три сферы, каждая из которых оформлена как тетрада, встречающаяся в различных формах. Таким образом, в додекаде комбинируются динамизм и множественность, или относительность и связанность.

Более важна, хотя и менее ясна, интерпретация додекады как завершения, треть ей тетрады систем. В последнем разделе мы вывели заключение, что неопределенность и риск существования не могут быть выражены в терминах первых восьми систем, которые, таким образом, не способны передать драматический характер Вселенной. Додекада может быть принята в качестве кульминации трансформаций, посредством которых структура Существования сначала дезорганизуется, потом корректируется (регулируется), затем выправляется и, наконец, завершается. Такая точка зрения согласуется с традиционной верой в то, что число 12 связано с совершенными структурами. В последней главе мы увидим, что совершенное человеческое общество должно состоять из 12 групп. Следовательно, мы должны принять, Совершенство в качестве системного атрибута Додекады.

Так же, как и эннеаде, мы не можем ожидать, что обнаружим в додекаде лишь один тип членов-характеристик. Вероятно, существует три типа характеристик:

 

1. Верхнее и Нижнее:- в гексадах.

2. Динамическое : в триадах.

3. Согласованный: в тетрадах (кооперативный).

 

В следующей главе мы откроем 12-членную структуру Ценности с разнообразными дополнительными структурными чертами. На данной ступени мы, следовательно, обошлись без попытки проиллюстрировать практическое использование додекады.

Наш обзор структур Вселенной показывает, как исключительная сложность сущностей, качеств, процессов и организаций может быть приведена к такой форме, которую наш ум способен постичь применив метод Систематики. Это не означает, что лишь благодаря Систематике мы можем понять Вселенную. Понимание, как говорилось вначале, является свойством Воли, однако без помощи структуральной интуиции такое понимание не может стать сознательным. История человечества показывает, что ум человека на протяжении более миллиона лет постепенно развивал способность выявления и понимания структур. Такие проникновения (инсайты) были и в прошлом, очевидно, достоянием немногих, и они выражали и сохраняли их в символах, а также в мифах.

Некоторые из таких символов были записаны нами и использовались в данной главе. Другие символы остались нерасшифрованными. Сейчас мы находимся на той стадии человеческой эволюции, когда развитие понимания структур является властным требованием времени. Человеческие поступки все еще в значительной мере определяются принципом противопоставления и противоречия: "Прав я, если ты не согласен со мной - ты должен быть не прав". Активность и пассивность, экстраверсия и интраверсия, добро и зло, бесчисленное количество других диад господствуют в нашем языке и поведении. В течение веков люди стремились найти путь, ведущий за пределы диады, однако в целом человечество остается скованным мотивами исключения и противоречия. А тем временем прогресс науки и техники приводит нас к структурным понятиям все большей и большей сложности. Это же справедливо почти для всех областей жизни: психологии и социологии, искусства и истории, религии - везде переходит от наивной веры в простое, неструктурное к запутанным человеческим проблемам и к признанию того, что мы и мир, в котором мы живем - единая организованная сложность, которая может быть понята - пусть даже до определенного предела - лишь через рассмотрение структур, объединяющих всех нас воедино.

В остающихся главах мы будем сначала изучать человека и человеческое общество как

 


Главa 38

 

ЦЕННОСТИ

СИСТЕМАТИКА ЦЕННОСТЕЙ

Ценности приводят в движение Волю. Они являются мотивами, определяющими отношения. Ценности пробуждают интерес и желание, также как и уважение, изумление и чувство долга. Ценности никогда не бывают простыми и предстают перед нами как структурные множества, нуждающиеся в сочетании с фактами, чтобы стать реальными, Мы постигаем ценности не благодаря знанию, но в акте суждения. Как уже было показано во Втором томе, Ценности требуют нашего согласия, и они реальны для нас в той мере, в какой мы принимаем их.

Без сомнения, есть самые разнообразные виды ценностей: богатство, доброе имя, спокойная совесть, красота и правда - все это суть выражения ценностного опыта. Попытки упростить понятие Ценности и свести все ценности к одной главенствующей совершенно бесполезны. Малоуспешны и такие классификации ценностей, или их порядка, с помощью которой предпочтение отдается двум и более ценностям.

Причину всех этих неудач следует искать в структурном характере ценностного опыта. Это легче всего понять на примере великих произведений искусства, пленяющих нас богатством того ценностного опыта, который они пробуждают в нас. Такие творения включают в себя чувственные, эмоциональные и моральные качества, усиливающие друг друга благодаря их разнообразию и даже в силу их внешней конфликтующей противоречивости. Ценностный опыт человека представляет собой целостность качеств, воздействующих на нас таким образом, чтобы привлекать или отталкивать, вызывать восхищение или вселять тревогу, пробуждать в нас чувства надежды, долга, обязанности или справедливости. Именно эта сложная ценностная структура приводит в движение динамизм человеческой деятельности.

Человек, в котором разрушено чувство ценности, впадает в апатию в буквальном смысле слова - он ни к чему не стремится и живет вегетативной жизнью, бесцветной и бессмысленной.

Для человеческой личности, таким образом, Ценность являетcя той целостностью (тотальностью) качеств, которые эта личность способна признать и почувствовать к ним уважение. Тотальность всех таких качеств для всех людей образует Монаду человеческих ценностей.

Если наличествует импульс - к действию, простирающийся за пределы человеческого восприятия, тогда ценность-монада человека является подчиненной целостностью (субцелостностью) внутри Непознаваемого Целого. Конечно, человеческая ценность – монада - развивается и изменяется, хотя не может быть уверенности в том, представляет ли она собой некое содержание, которое изменяется, или же способность, которая может развиться в ценностной опыт.

Внутри монады можно различить два взаимоисключающих типа ценностного опыта. Первый включает все те ценности, которые привлекают наш интерес, пробуждают желание или страх, и с которыми нам приходится считаться даже вопреки собственной воле. Второй тип ценностного опыта объединяет ценности, которые зависят от нашего личного согласия и принятия, и на которые мы отзываемся посредством сознательного волевого действия. Это дает нам диаду ценностей, которая может быть обозначена как удовольствия и обязанности. При этом подразумеваются и негативные их аспекты: отвращение и запрет. Центральной чертой диады является то, что воля действует в противоположных направлениях.

С диадой удовольствия-обязанности мы знакомимся еще в детстве, когда нас учат понимать, что "я хочу" и "я должен" могут двигаться в противоположных направлениях и вое же неразделимы. Если бы не было "хотений", то не могло бы быть и "долженствовании"; и наоборот, реакции-желания перестают быть ценностными, если нет связанных с ними обязанностей.

Два члена диады могут выражаться несколько иначе - как относительное и абсолютное добро. Добро (Благо) - общий термин для Ценности, которым пользовались греки. "Добро, - говорит Аристотель, является целью всего". Он определяет Добродетель как средство, которым может быть достигнуто Добро. Добродетель действия заключается в том, чтобы держаться середины между недостатком и излишеством. Однако Добродетель является также Идеалом, к которому нужно стремиться и который достижим лишь в Высшем Добре, которое есть Бог[33],

Следовательно, для Аристотеля добродетель и добро являются одновременно относительными и абсолютными. Относительное добро проявляется в нашей реакции на воздействие ценностей первого типа - через избегание крайностей. Абсолютное добро заложено в ценностях второго типа.

Необходимо сделать ясным взаимодополнительный характер двух типов ценностей.

Не может быть ценностей для совершенной машины, которая точно выполняет ту задачу, для которой она и была сконструирована. О ценностях можно говорить только тогда, когда имеется сенситивная реакция на различные стимулы, и когда эта реакция осуществляется посредством акта суждения. Когда я заявляю: "Это прекрасно", то я сталкиваюсь с конфликтом "этого" как объективно конкретного и "прекрасного" - как объективно универсального. "Прекрасное" не есть атрибут "этого". Если я стремлюсь сделать его таковым, то однажды столкнусь с возражением, что "это" не есть и не может быть совершенным примером Универсальной Ценности - "красоты". Если же я отрицаю, что "это" прекрасно, я утрачиваю контакт с конкретным объектом, который пробудил во мне переживание "прекрасного", "красоты".

Такого типа противоречия неизбежно всплывают в ценностных суждениях; и они отсутствуют в фактических оценках. Если я говорю: "это - яблоко" - здесь нет двусмысленности, поскольку класс всех яблок совместим с природой отдельного яблока. Но не существует такой совместимости, между любым конкретным объектом и некоторой универсальной ценностью. Мы а разной степени не можем утверждать ни того, что красота находится в объекте, ни того, что она находится вне его. Красота не есть формальное совершенство объектов, это и не атрибут, познаваемый через наблюдение многих объектов. Она находится в противоречии между объектами как носителями Ценности и ценностями как суждениями, сделанными по поводу объектов.

Истина не есть точное соответствие между объектом и образом; это есть видение структуры значений, свободное от компромисса и уверток и поэтому удовлетворительное. Такое универсальное, описание истины противоречит требованиям какой-либо конкретной истины, поскольку дуалистический характер любой другой ценности, столь же несомненен, как и дуалистический характер Истины.

Вряд ли нужно говорить о том, что диада не есть конец нашего рассмотрения ценностей. Ценности динамичны и, таким образом, связаны с трехчленными системами.

Мы привыкли к статической концепции ценностей, унаследованной от Аристотеля и зафиксированной в этике и эстетике европейской мысли. В восточных культурах - например, в Индии и Китае - бытует текучее восприятие ценностей, которое нам трудно уловить. Тем не менее, прогресс нашей собственной культуры вынуждает нас отказаться от жестких понятий фиксированных ценностей и иерархии их значимости. И все же структурный характер нашего ценностного опыта одинаково непостижим пока что как для западного, так и для восточного способов мышления. Следствием этого является положение, при котором теория и практика, этика и эстетика утратили контакт между собой. Релятивизм практических суждений допускается ныне во всех областях знания, но абсолютные ценностные системы все еще признаются теоретически возможными. Например, философы, и теологи и правоведы конструируют этические, религиозные и юридические системы в предположении, что "правильное" и "ложное" суть абсолютные термины; и те же самые люди оказываются вынужденными признать относительность ценностей на практике, поскольку ценности имеют смысл в терминах динамизма, а не в рамках какой-либо статической схемы. Существуют и другие трудности, связанные с нашими понятиями о времени, эволюции и прогрессе.

Общепринято, что прогресс означает "достижение лучшего" -в смысле перехода от "низшего" предыдущего состояния в "высшему" последующему. Не так легко постичь прогресс в смысле углубления значения того, что уже есть. Это может быть проиллюстрировано, в простейшем варианте, феноменом памяти. Какое-либо событие, которое в определенное время казалось запутанным и почти лишенным смысла, в ретроспективе часто представляется имеющим чрезвычайно важное значение в связи с последующими событиями. Обратившись к нему вновь, мы видим его очищенным от всего не относящегося к делу - всего того, что некогда запутывало нас. То, что в качестве следа прошлого факта представляется исчезнувшим, остается в качестве воздействия ценности, приобретая новое содержание, которого мы не видели, когда событие происходило. Событие исчезает из памяти, но остается существующим в качестве влияния на нашу жизнь. И это влияние не подлежит ограничениям времени, хотя и не является безвременным. Именно это мы обозначаем как "прогресс в гипархическую глубину[34].

Когда мы с большей ясностью видим, что Ценности переживаются как структура, различие между "высшим" и "низшим" теряет характер исключения или неприятия. Если же структура игнорируется, мы склонны думать, в терминах высших ценностей, а поступать - в терминах низших.

Структура представляет низшие и высшие ценности объединенными в целостном значении любой ситуации. Дом - значим, потому что он является домом, а не потому, что он имеет крышу. Точно так же не обесценивается его значение и оттого, что его основание скрыто в земле. Так же обстоит дело с ценностями: грубые нужды, слепые орошения в той же мере являются частями структуры, как и чистое видение Красоты или осознание Истины. Прогресс не есть переход от одного к другому.

Паттерн Ценностей становится реальным потому, когда он актуализируется в структуре. Существует степень совершенства, которую следует понимать как ступени в интеграции обособленных элементов Ценности в гармоничный и в то же самое время конкретный паттерн события. Гармония, в конкретной ситуации, требует - но также и создает - интегральные структуры.

Достижение величайшей ступени гармонии требует, чтобы различные виды значений, и даже тончайшие их оттенки, были правильными: правильно согласованы и правильно смешаны. Такая правильность - знак выдающегося произведения искусства. Художник увидел существенное и устранил несущественное; однако он не совершил ошибки приравнивания существенного к "высшему" или "лучшему".

Искусство, стремящееся выражать лишь высочайшее и чистейшие помыслы, становится пресным и далеким от реальности. Уже говорилось, что прогресс есть переход от абстрактного к конкретному, и это не обязательно переход от простого к сложному.

В большинстве ситуаций монада сложна и богата по содержанию; однако до тех пор, пока она постигается лишь как бесформенное множество элементов, она переживается в абстракции от своего истинного значения. То же самое множество, когда оно рассматривается как диады противоречивых элементов, является уже более конкретным и, следовательно, более "реальным".

Ценностные импульсы мы воспринимаем постоянно. Содержание их очень разнообразно, и иногда они переполняют и ошеломляют нас своим богатством. Но если мы не способны осознать их как значимые структуры, ценностные влияния могут ввергнуть нас в замешательство или даже вызвать ощущение безнадежной фрустрации.

Мы не способны к эффективному ответу на ценностные импульсы до тех пор, пока не сформулируем свои суждения о них, а это становится возможным при условии, что ценностные импульсы воспринимаются нами как две противоречивые группы: ценности, свойством которых является пробудить естественные импульсы желаний и страстей; и такие ценности, которые вызывают супер-естественные импульсы долженствования и почитания. Посредством такого разделения мы переходим от Каталога добродетелей - который мы находим в любом этическом трактате от Аристотеля до Спинозы, или от Канта до Сорли[35] - к Категориям Ценности.приобретающим постепенно вид систематической структуры, в которой находят свое место и значимы все ценности.

Уверенность в том, что все ценности производят необходимый вклад в конкретную целостную структуру, не требует, чтобы мы отбросили веру в прогресс. Прогрессивность предполагает переход от меньшего к большему лишь в том случае, когда мы сводим ее к временной последовательности[36],

Существует прогресс в углублении конкретности и связности ценностных суждений, однако этот прогресс первично гипарксичен и лишь вторично - временен.

От диады естественных и супер-естественных ценностей -или удовольствия и обязанностей - мы переходим к триаде. Триада - источник "динамических ценностей", и этот источник скрыт в самой природе человека как "самости". Существует три вида ценностей, относящихся к Семейству Самостей:

 


Высшая часть Самости               Универсальные Ценности

Центральная часть Самости       Персональные (личностные) Ценности

Нижняя часть Самости                Естественные Ценности

 

Мы будем представлять их символами У, П, Е.

Персональные ценности представляют собой разнообразные импульсы, побуждающие Самость примирять в своей собственной природе утверждение Универсального Блага с множеством тех стремлений, которые испытываются внутри Самости и наблюдаются вокруг нее. Универсальное утверждение Ценности скорее разрешительно, нежели принудительно, и потому оно может игнорироваться, искажаться или отрицаться.

Все противоречия, несовместимости и неопределенности Естественного Порядка также не являются принудительными. Человеку не следует отождествлять себя с ними.

В своем поиске такой Реальности, в которой оба утверждения - Универсальных и Естественных ценностей - были бы согласованы, человек приходит к Динамизму Ценностей.

Мы можем перечислить Законы Динамизма Ценностей посредством их сравнения с Шестью фундаментальными Триадами главы 28:

 

У-Е-П (Экспансия)           Человечество как инструмент для передачи Ценности

Е-У-П (Концентрация)     Человечество как эволюционирующее средоточие Природы

У-П-Е (Взаимодействие) "Я" как связующее звено природного и сверхприродного

Е-П-У (Тождественность) "Я" как местонахождение Цен. импульсов

П-У-Е (Порядок)              Человек как ответственное существо

П-Е-У (Свобода)              Человек как творец Новой Ценности

 

Шесть триад Ценности имеют эссенциальную и экзистенциальную формы, и характер их изменяется по мере перехода с одного уровня на другой[37]. Взятые вместе, они определяют все пути, которыми ценности проникают в человеческую жизнь: ценность-опыт, ценность-суждение, ценность-поиск. Но они не указывают нам, как должна быть организована деятельность ценности-реализации и как она должна поддерживаться, Для этого нам следует перейти от триады к тетраде.

Каждая тетрада ценностей составляется двумя мотивационными и двумя инструментальными членами. Это различие может быть обнаружено в Аристотелевском разделении Добра и Добродетели. Добро - мотивационная ценность, добродетель - инструментальная ценность. Тетраду, как объединяющий элемент, можно обнаружить во всех этических системах. Так, Декарт отличает те мотивы, которые есть "чистые действия внутри души", от мотивов, которые имеют своим предметом тело.[38]

Инструментальные члены тетрады - Ум и Материя. Поскольку Декарт отрицает понятие цели и финального завершения, его тетрада коллапсирует в диаду. Это общий порок картезианской философии. У Спинозы различаются "интеллектуальная любовь к Богу", как высший мотивационный член, и пассивные эффекты - как низший; инструментальными членами являются "разум", основанный на истинном знании, и "способности", присущие каждому индивидууму[39]. Мотивациоными членами кантовской этики являются Категорический императив (или трансцендентальное чувство долга) и естественные наклонности, Его столь известное разграничение личностных и универсальных санкций действия есть следствие двух аспектов инструментальной схемы ценностей[40].

В наших действиях мы руководствуемся интуитивным чувством Долга, а Моральное Учение, которое мы имеем, дает нам возможность поступать сообразно совести. В "Критике суждения" Канта (1790) проводится различие между Возвышенным и Прекрасным как областью эстетических ценностей и нашими способностями восприятия этих ценностей - как инструментами.

Таким образом, в четырех философских системах, развивающих идеи - во многом противоречивые - о человеке, Мире и Боге, мы обнаруживаем тетраду ценностного действия, члены которой интерпретируются совершенно по-разному, но всегда есть различие между этими двумя родами мотивов и двумя типами действия. Поэтому вполне можно заключить, что Систематика Ценности является истинными "Основами" (используя кантовский термин) любого морального или эстетического учения. Комбинация триады и тетрады - как мы делали это неоднократно во многих ситуациях - дает нам додекаду: 12 фундаментальных катеторий, в терминах которых выражается весь возможный опыт, в том числе ценностный опыт, а также реализация ценностей.

В то время как во Втором томе мы конструировали тетраду, принимая два крайних пункта А и В и два пути АВ, ВА между ними, теперь мы имеем в распоряжении менее жесткую процедуру, полученную посредством различения мотивационных и инструментальных источников деятельности, - хотя результаты получаются примерно одинаковыми. Предположим, что каждая из трех групп ценностей - Естественные, Персональные и Универсальные - включают в себя собственную завершенную деятельность. В этом случае разработка всех деталей требует тщательности и пристального внимания к содержанию систем, то есть к тому, что происходит и что испытывается в каждом пункте системы.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!