Свобода утверждения может проистекать только из внутреннего состояния чистой восприимчивости. 8 страница




Глава 31.

 

ОБУСЛОВЛЕННАЯ ВОЛЯ

 

11.31.1. Миры нашего обычного опыта

 

Человек может быть рассматриваем как множество многочленных систем. Как организм он является сообществом многих членов. Как существо он - система из четырех элементов: материальной, реактивной, разделенной и истинной Самостей. Как эссенциальный класс он - пятичленная система, связывающая Самость с Индивидуальностью. Как полная гармония он - семичленная система, связанная с семью мирами, от Мира III до материального Мира. Есть бесчисленное количество других возможностей рассмотрения человека; мы же занимаемся только одним из них - изучением человека как орудия Воли.

В предыдущей главе мы рассматривали с помощью средств триадического анализа миры, недоступные обычному опыту человека. Даже Мир XXIV, место обитания Истинной Самости человека, находится за пределами чувственного опыта и непостижим для нашего обычного способа мышления. Истинная Самость содержит свои собственные триады и потому обладает космической значимостью, поскольку она может воспроизводить все космические законы в пределах собственной триадической природы. Низшие самости - другого рода, чем Истинная Самость, поскольку все они в большей или меньшей степени зависят от внешней поддержки и экзистенциальных импульсов. Теперь мы должны обратиться к изучению этих самостей и управляющих ими законов.

Мир Разделенной Самости (Divided Self) - это Мир XLVIII. Это "средний мир", в котором Существование и Сущность распределены равномерно. Здесь каждый из шести фундаментальных законов принимает восемь различных форм, половина которых доминируема Сущностью, а половина - Существованием.

Это можно видеть, выписав каждый из шести фундаментальных законов в полной форме. В качестве иллюстрации приведем восемь законов Экспансии в Мире XLVIII в симметричной форме; это будет выглядеть следующим образом:

 

       1     1     1     1     1*   1*   1*   1*

       2     2     2*   2*   2     2     2*   2*

       3     3*   3     3*   3     3*   3     3*

 

 

Рис.31.1. Симметрия законов в Мире XLVIII

 

Каждой из эссенциально-доминируемых триад в левой части диаграммы соответствует экзистенциально-доминируемая триада в правой части. Можно предположить, что этот мир должен быть миром максимального разделения Сущности и Существования, равно как и возможности их взаимопроникновения и взаимодополнения.

Разделенная Самость - это диада, то есть двучленная система, в которой элементы различны, но взаимно необходимы друг для друга. Эта самость начинает существовать позже момента зачатия, в то время как Истинная Самость с ее тремя частями формируется в момент соединения мужского и женского принципов в оплодотворенной яйцеклетке. Истинная Самость отличает человека и может возникнуть только в существах, способных стать носителями Полной Индивидуальности. Разделенная Самость формируется не только в человеке, но и в чувствующих животных, способных испытывать чувства и обладающих инстинктами как различными импульсами. Разделенная Самость возникает из взаимодействия двух факторов: сущностного паттерна, который вечен и постоянен, и влияния окружающей среды, которая всегда изменяется. Они приспосабливаются друг к другу в организме посредством гипархического регулятора, но он не может объединить Волю. Поэтому Воля остается разделенной и действует как сила, или движущая способность в Самости.

Мы уже видели, что каждая истинная диада порождает силу. Сила, которая проявляется в Разделенной Самости, обозначается такими терминами как либидо, подсознательные побуждения, скрытые мотивы, животные страсти. Эта сила необходима для жизни тела, равно как и для внешних проявлений самости. Состояние Разделенной Самости может быть названо Воплощением (embodiment). Разделенная Самость, с ее двойственным содержанием и силой, которую оно порождает, является необходимым инструментом Истинной Самости. Ее слабость состоит в отсутствии внутреннего согласующего принципа, подобного тому, который существует в Истинной Самости. Она не может проявиться без экзистенциальной опоры, и поэтому она насквозь подвержена изменениям, распаду и смерти. Это "плотский человек", не способный достичь бессмертия. Тем не менее, без этой самости Истинная Самость не может соприкасаться с материальным миром, не может иметь чувственных восприятий, мыслей и желаний.

Самость Мира XCVI характеризуется наличием негативных триад и, следовательно, нуль-событий. Ее законы уравновешиваются между позитивными и негативными проявлениями Воли. В этом мире три четверти триад либо негативны, либо доминируемы экзистенциальными импульсами. Самость здесь не способна к истинным проявлениям Воли, потому что единственная часть, которая может отвечать эссенциальным импульсам, лишена соприкосновения с внешним миром, включая другие самости. Поэтому мы называем ее Регулирующей Самостью. Она не "действует", а только "реагирует".

Реагирующая Самость, будучи порождением чувствительности, связанной с жизнью, присуща всему живому. Форма Воли повсюду одинакова - это простой тропизм влечения и отталкивания. Будучи связана с человеческим организмом, Реагирующая Самость обладает чувственными восприятиями, чувствами, мыслями и другими функциональными деятельностями человека, но не истинно "человеческой" волей. Содержание Реагирующей Самости начинает формироваться до рождения, посредством ощущений и рефлекторных действий. Она может рассматриваться как сумма обусловленных рефлексов или привычек, сформированных в организме, связанных с формой воли, в которой в данный момент присутствует только один из трех космических импульсов. Остальные два импульса всегда являются для Реагирующей Самости внешними. Поэтому ее ответы всегда принимают форму утверждения, отрицания или вынужденного согласия. В такой самости не может быть независимой или "свободной" воли, она управляется своим собственным содержанием и изменяющимися влияниями окружающей среды.

Из этого не следует, что Реагирующая Самость является бесполезным грузом для Истинной Самости. Напротив, способность реагировать необходима. Реагирующая Самость дает человеку орудие чувствительности, без которой физический организм не мог бы жить. Ее правильная функция по отношению ко всей природе человека состоит в том, чтобы быть инструментом трансформации энергий и поддерживать вегетативную жизнь человека.

Если, однако, Реагирующая Самость теряет соприкосновение с высшими самостями, она захватывает их функции. Поскольку она чувствительна, она заимствует из внешнего мира искусственное содержание опыта, памяти, привычек - одним словом, реакций, порождающих "Воображаемое Я" или ложную личность. Доминируемая экзистенциальными, или негативными, триадами, она склонна верить в реальность только Существования и считать негативные реакции нормальными и даже законными. Таким образом, Реагирующая Самость впадает в грех и, будучи отрезана от Индивидуальности, приходит, в конце концов, к отрицанию сущностных миров, самого их существования. Слуга становится хозяином, инструмент начинает вести себя как владелец инструмента. В этих условиях человек впадает в иллюзию и становится игрушкой материальных сил низшего из миров. Изолированная Реагирующая Самость может поэтому быть также названа "Иллюзорной Самостью".

Материальная Самость отличается от Реагирующей в основном отсутствием чувствительности. Она существует на уровне вещности и подлежит ее законам. Она не имеет степеней свободы поскольку Материальная Самость не может передавать более одного импульса триады. Ее истинная функция - быть совершенно пассивным инструментом для внешних проявлений Истинной Самости. Будучи невероятно сложным и разносторонним инструментом, она может делать все необходимое для внешнего обмена между человеком и окружающей средой. Но когда Реагирующая Самость узурпирует функции Истинной Самости, Материальная Самость уже не может быть правильно используема. Не будучи управляема и направляема высшей волей, Материальная Самость проявляется автоматически. Не способная к истинному выбору или решению, она, тем не менее, по внешнему поведению кажется человеческой Самостью. Временами способность реагирования как таковая исчезает, и Материальная Самость становится эффективным источником поведения организма. Это низший уровень, на который может опуститься индивидуум.


Чтобы лучше понять действие трех низших самостей, или "душ", в человеке, мы должны рассмотреть законы Миров XLVIII и XCVI и состояние Материального Мира. Систематика человеческой природы может быть подытожена в следующей диаграмме:

 

Мир III                   Космическая Индивидуальность             Единое

 

Мир VI                               Универсальная Индивидуальность Множественное Единство

 

Мир XII                  Полная Индивидуальность                       Единство

 

Мир XXIV              Истинная               Высшая Самость

Самость                             " Я "            Троичность

Низшая Самость

 

Мир XLVIII            Разделенная           Психе                     Двоичность

Самость                 Личность

 

Мир XCVI              Реагирующая Самость                                          Единичность

 

Материальный                   Материальная Самость                             Нуль-ность

Мир

 

Рис.31.2. Семеричная структура воплощенной Самости.

Эта схема объемлет семь миров, от Мира III до материального Мира, в то время как в главе 27 мы давали схему семи миров от Мира I до Мира XCVI. Мы можем рассматривать семичленную систему как составленную из трех пар противоположностей, группирующих вокруг центральной точки. Здесь есть общая симметрия "три вверху и три внизу". Занимаясь разработкой структуры Воли - как она может быть понята человеком, - мы брали за центральную точку Индивидуальность как ключ к эссенциальной природе человека. Это дает три мира над Индивидуальностью и три ниже нее, то есть диапазон от Мира I до Мира XCVI. Если же нас интересует проявление воли в человеческой природе, центральной точкой становится Истинная Самость, и цикл простирается от Мира III до Материального Мира. Если бы мы изучали Волю с космической точки зрения, центральной точкой был бы Мир VI, и мы рассматривали бы три мира выше и три мира ниже его. Двигаясь в противоположном направлении и рассматривая Волю на Земле, мы должны взять Мир VI как верхнюю границу структуры, а Материальный Мир разложить на высшую и низшую части, из которых вторая лишена опыта Самости. Использование семичленной системы как средства анализа оказывается исключительно плодотворным. Любое объяснение человеческого опыта, не учитывающее различные уровни Самости, неизбежно будет противоречивым. Более того, недостаточно говорить о "сознательной" или "бессознательной" самости, поскольку различение относится не к сознанию - то есть Бытию, - а к различной степени ограниченности Воли.

Мы, люди, безусловно чувствуем, что мы - более чем материальные объекты. Часто мы можем отличить "себя" от своих реакций. Но, пытаясь уточнить значение слова "Я", мы обнаруживаем, что оно ускользает от нас. Распознавая характер различных самостей, мы обнаруживаем, что большая часть нашего опыта ограничена нашей Реагирующей Самостью, и мы лишь редко осознаем более глубокие ответы нашей Самости. Четыре самости человека в различной степени вовлечены в Существование и не могут избежать экзистенциальных влияний. Здесь применим Закон Синхронии, согласно которому "высшее организует, а низшее дезорганизует". Низшие самости имеют тенденцию загрязнять высшие, в то время как высшие не могут гармонизовать низшую, пока она не пробудилась. Посредством изучения трех низших самостей мы можем связать анализ Воли с повседневными проблемами человеческой жизни на Земле.


11.31.2. Разделенная Самость

 

Есть большое различие между троичной Истинной Самостью и двоичной Разделенной Самостью, поскольку первая может осознавать собственную высшую и низшую природу, в то время как последняя не имеет опыта собственного разделения. В Истинной Самости может быть подлинное самосознание, поскольку она является опорой для "Я". Разделенная Самость может осознавать только "другое" и тем самым остается вне собственного опыта. Это основано на самой природе законов, ограничивающих Волю в Мире XLVIII.

Разделенная Самость подвержена риску, отсутствующему в высших мирах, поскольку она принадлежит к Миру XLVIII, где половина законов открывается экзистенциальными импульсами. Действие таких законов порождает состояние зависимости, в котором Самость не может удерживаться в своем существовании без поддержки внешнего мира.

Истинная Самость, будучи построена в форме триады, может в границах собственного "сосуда" создавать полные триады. Например, высшая природа может утверждать, низшая - отрицать, "Я" - согласовывать. Разделенная Самость не обладает таким "сосудом". Это диада и она не может создать полную триаду без внешней помощи или поддержки. Один из трех импульсов всегда должен приходить со стороны, извне ее собственного присутствия. Возникают различные ситуации, когда:

 

(а) третий импульс приходит сверху, то есть от Истинной Самости;

 

(б) третий импульс приходит снизу, то есть от Реагирующей Самости или

Материальной Самости;

 

(в) третий импульс приходит из соприкосновения с другими самостями;

 

(г) третий импульс приходит из внешнего мира.

 

Разделенная Самость - это диада; следовательно, это генератор сил, а не носитель отношений. Психологическим следствием наличия в человеке неполной воли является его зависимость от внешних стимулов, к которым мы вернемся позже. Здесь отметим лишь, что эта зависимость касается также проявлений Разделенной Самости. Они осуществляются посредством Реагирующей и Материальной Самостей через психофизиологические механизмы, связанные с телом. Разделенная Самость является источником внутренних сил, которые действуют на автомат. Это первичные побуждения естественного человека, которые ведут его через все процессы жизни. Таким образом. Разделенная Самость зависит от сил, порождаемых ее собственным дуализмом. Если бы могло быть установлено полное равновесие между создающими дуализм природами, эти силы исчезли бы и Разделенная Самость растворилась бы в Истинной Самости и, прекратив быть отдельной формой Воли, стала бы составной частью объединенной Самости. Это - идеальное состояние, которое редко можно встретить среди человеческих существ, живущих ныне на Земле.

 

11.31.3. Низшие Самости

 

В Реагирующей Самости доминируют внешние силы, имеющие дуалистический характер, поскольку два рода законов - позитивные и негативные - детерминируют состояние Боли в Мире XCVI. Это не есть, однако, истинная диада, потому что она может передавать только один Космический Импульс в данный момент. Это - основная характеристика Реагирующей Самости, и она объясняет роль, которую последняя играет в общей экономии Самости. Это - источник фундаментального дуализма человеческих реакций - с их диадами удовольствия и боли, приязни и неприязни, активности и покоя, утверждения и отрицания. Все эти реакции автоматичны - то есть это нуль-операции Воли. Поэтому Реагирующая Самость может также быть названа "Ничтожеством" или "Нульностью (Nulliti) в человеке".

Реагирующая Самость может испытывать действие только одного Космического Импульса в любой данный момент времени. Под действием утверждающего импульса она не сознает отрицающей силы, ей противостоящей. Это порождает положительную реакцию, проявляющуюся посредством автоматизма Материальной Самости. Равным образом, отрицающий импульс порождает негативное проявление. В этих реакциях нет выбора или решения. Здесь есть полярность, но внутри Самости расположен только один полюс.

Поскольку Реагирующая Самость - это только канал, через который может протекать тот или иной импульс, возможны ситуации, в которых она проводит действие согласующего импульса. Другими словами, Реагирующая Самость может отвечать Божественному Милосердию. Своим принятием его она связывается с высшими частями Самости. Обычно Реагирующая Самость из-за привычек, глубоко впитанных чувствительной материей гипархического регулятора, не может отвечать тонким влияниям, возникающим в Истинной Самости. Тем не менее, даже "отравленная" этим, Реагирующая Самость является необходимым инструментом, поскольку она все время действует как чувствительный посредник, связывающий материальное и духовное царства. В живых организмах она связана с работой гипархического регулятора, который находится между вечным паттерном и электрохимическими механизмами тела. Реагирующая Самость, из-за своей единичности, [73] является местонахождением нечувствительности человека к вечности и гипарксису. Ее истинная роль связывания всегда подвержена опасности превратиться в противоположную роль барьера или экрана, который отгораживает "внешние" части Самости от ее "внутренних" частей. То, что должно быть прозрачным, становится темным; то, что должно подчиниться, занимает место правителя. Реагирующая Самость, которая должна быть идеальным инструментом для передачи импульсов Индивидуальности в Материальный Мир, становится отражающим материалом, отбрасывающим материальные влияния обратно в Материальный Мир посредством грубых процессов привлечения и отталкивания, утверждения и отрицания и целого набора реакций, которые определяют обычные поведенческие паттерны человека.

Все это - следствие существования в мире, характеризуемом негативными триадами, то есть в мире нуль-процессов. Реагирующая Самость ничего не делает, ничего не создает, ниоткуда не приходит и никуда не идет. И все же, будучи наделенной чувствительностью и способностью реагировать, она может занять место Истинной Самости и имитировать принадлежащие последней акты воли.

Будучи изолированной, Реагирующая Самость - это ничто (нуль; в состоянии иллюзии она не сознает свою неспособность осуществить какой-либо истинный акт воли и, следовательно, "верит" в свой собственный мир). Из-за этой иллюзии она становится подверженной удовольствию и боли как актуальным фактам, будучи неспособной видеть компенсирующие моменты, сводящие их к нуль-ситуациям. Идея сведения полярности к нулю, ничему, иллюстрируется электрической нейтральностью больших тел. Сколь бы ни были интенсивны локальные электростатические поля, окружающие атомы, есть распределенная в пространстве компенсация, которая делает тело в целом совершенно нейтральным. Ситуация в Мире XCVI аналогична этому. Не будучи соотнесенной с высшими мирами, Воля в Мире XCVI изолирована и не принимает участия в трансформации сущностей, кроме как в форме универсальных законов.

Чтобы понять, как возможна Материальная Самость, мы должны различить реагирование и поведение. Реагирующая Самость - это чувствительный комплекс, который, возможно, ассоциируется с регулирующим механизмом живого тела. [74] Физико-химический комплекс, актуализирующийся во времени и являющийся носителем взаимодействия между чувствительным регулятором и внешним миром, не чувствителен. Это "вещь" в мире вещей. Это не препятствует тому, чтобы Воля действовала в механизме, поскольку Воля предполагается вездесущей, присутствующей во всем, что существует. До сих пор мы рассматривали только те триады, в которых импульсы происходят или из Мира III - эссенциальные, или из Мира VI - экзистенциальные. Но могут быть и импульсы - и они составляют большую часть содержания Материального Мира, - которые на два и более шага отделены от эссенциального источника. Они могут быть названы "материальными влияниями", поскольку они передаются через механизм в актуальном состоянии хилэ. Когда воля ассоциируется с актуальным механизмом тела, отличным от чувствительного регулятора, мы называем это Материальной Самостью. Это может показаться самопротиворечащим выражением в применении к модусу Воли, и это действительно так, ибо, поскольку Воля не существует, она не может быть материальной. Тем не менее, человеческое поведение показывает, что человек может находиться в состоянии нечувствительности, в котором он не имеет контакта с другими самостями.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!