Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
Ø авторов, названия прочитанных произведений;
Ø сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;
Ø особенности композиции прочитанных произведений;
Ø тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть;
Ø основные признаки изученных теоретических понятий: гипербола, постоянный эпитет, художественная деталь, антитеза, символ, композиция произведения, лирический монолог, былина, былинный стих, баллада, поэма, рассказ, новелла, героическая повесть, цикл произведений.
Учащиеся должны уметь:
Ø правильно, осознанно, бегло читать изученные художественные произведения, учебные, научно-популярные тексты, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
Ø выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, с соблюдением норм литературного произношения;
Ø раскрывать идейно-тематическую направленность и художественное своеобразие изученного произведении;
Ø выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
Ø владеть различными видами пересказа;
Ø составлять простой, сложный и цитатный планы к прочитанному произведению, его фрагменту (описанию природы, интерьера и др.), строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;
|
|
Ø участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, учитывая мнение оппонента;
Ø словесно воспроизводить художественные образы и картины;
Ø составлять простой и сложный планы индивидуальной и сравнительной характеристики литературных персонажей с последующей развёрнутой характеристикой образов;
Ø аргументировать принадлежность произведений литературы (фольклора) к определённому жанру;
Ø обосновывать смысл названия изученного произведения;
Ø высказывать собственное аргументированное суждение об актуальности или популярности изученного художественного произведения в наши дни;
Ø сравнивать изученное художественное произведение (фрагменты) с его интерпретациями в других видах искусства (живопись, музыка, театр, кино и др.) с выражением собственного восприятия;
Ø давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении, просмотренном спектакле или кинофильме;
Ø создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению.
Литература, 7 класс (2 часа в неделю; за год — 66 часов)
|
|
Всего — 66 часов
Развитие речи — 2
Внеклассное чтение — 2
Контрольная тестовая работа — 2
Контрольное сочинение — 2
Литература родного края — 1
Текстуальное изучение произведений — 57
№ п/п | Кол-во часов | Содержание учебного материала | |
1 | 1 | ВВЕДЕНИЕ Человек – главный объект изображения художественной литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его миропонимание и отношение к изображаемым героям. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу. Теория литературы. Развитие понятий о художественной литературе. | |
2 | 1 | Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки – Ведьмы», «Петр и плотник» Теория литературы. Предания (начальные представления). | |
3 | 1 | Русские былины «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Садко». Возникновение и бытование былин.«Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда в былине. Эпическое состязание богатыря-пахаря с воинами. Роль детальных описаний, постоянных эпитетов и гипербол в былине. | |
4 | 1 | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Героическое содержание и патриотический смысл былины | |
5 | 1 | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Тема торговли и социального устройства новгородского общества в былине. Теория литературы. Понятия о былине, былинном стихе, гиперболе. Развитие понятия об эпитете (постоянный эпитет). | |
6 | 1 | Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Теория литературы. Пословицы, поговорки (развитие представлений). | |
7. | Развитие речи 1 Создание текста по пословице | ||
8 | 1 | ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.«Повесть о Петре и Февронии Муромских» – жемчужина древнерусской повествовательной литературы. «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений). | |
9 | 1 | Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ . Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого» Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Теория литературы. Ода (начальные представления). | |
10 | 1 | Александр Сергеевич ПУШКИН Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. | |
11 | 1 | «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Поэтическое изображение быта и нравов Киевской Руси. Столкновение человека со своей судьбой. Образы князя Олега и кудесника. Возвышенность поэтического языка произведения. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. | |
12 13 | 2 | «Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы в произведении. Изображение «маленького человека» в повести. Драматизм судьбы героини. Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении Пушкина. Гуманизм повести. Теория литературы. Понятие о композиции произведения. . Баллада (развитие представлений). Повесть (развитие представлений). | |
14 | 1 | Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ. Краткий рассказ о писателе. «Песня про… удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта ХVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до 18конца Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества, оценка героев с позиции народа. Образы гусляров. Язык поэмы. | |
15 | 1 | Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...»)- готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. «Когда волнуется желтеющая нива». Проникновенные, трепетные строки о красоте и гармонии природы.. | |
16 | 1 | Литература родного края. Героический эпос Донбасса. Василь Лукич Юхимович «Сказ о камне огня». II четверть | |
17 18 | 2 | Николай Васильевич ГОГОЛЬ. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба». Связь повести с фольклорным эпосом. Патриотический пафос произведения. | |
19 | 1 | Прославление военного товарищества, романтическое воспевание подвига, осуждение предательства. Героический характер Тараса Бульбы. | |
20 | 1 | Противопоставление жизненного выбора в судьбах его сыновей. Целостность натуры Остапа, его верность идее защиты родной земле. Трагедия Андрея: конфликт чувства и долга. | |
21 | 1 | Мастерство писателя в раскрытии характеров героев. Массовые сцены и их значение. Картины природы. Особенности гоголевской прозы. | |
22 | Подготовка к сочинению | ||
23 | 1 | Контрольное сочинение 1 | |
24 | 1 | Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа | |
25 | 1 | Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Своеобразие лирического произведения в прозе. Многообразие их художественного содержания и формы: признание-раздумье, живописная зарисовка, бытовой рассказ. Особенности авторского мира «Стихотворений в прозе». Красота и величие природы и человека как первоосновы бытия. Средства создания лирического героя. | |
26 | Внекл. Чтение Стихи в прозе. Философский смысл, выразительность языка | ||
27 | 1 | Николай Алексеевич НЕКРАСОВ. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. | |
28 | 1 | «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. | |
29 | 1 | Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». Теория литературы. Гротеск (начальные представления). | |
30 | Контрольная работа №1 Литературный диктант РЕЗЕРВ 2 часа III четверть | ||
31 32 | 2 | Лев Николаевич ТОЛСТОЙ. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия). Сюжет и композиция художественного произведения. Портрет в художественном произведении. | |
33 | 1 | Антон Павлович ЧЕХОВ. Краткие сведения об авторе. «Хамелеон». Высмеивание чинопочитания, беспринципности, корыстолюбия, самоуничижения, подхалимства, трусости. «Говорящие фамилии» в рассказе «Хамелеон». Диалоги и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. | |
34 | 1 | «Злоумышленник». Проблема необразованности, невежества, отсталости российского крестьянства конца ХIХ – начала ХХ века. Безответственная наивность Дениса Григорьева. Комический эффект рассказа. Смысл названия произведения. Авторская позиция в рассказе. | |
35 | 1 | Иван Алексеевич БУНИН . Сведения о писателе. «Цифры». Пристальное внимание автора к внутреннему миру маленького героя. Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Идея доброты и человеческой чуткости. | |
36 37 | 2 | Максим ГОРЬКИЙ Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». | |
38 | 1 | Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). | |
39 | 1 | Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. | |
40 | 1 | ВН. ЧТ.2 «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения. Портрет. | |
41 | 1 | Леонид Николаевич АНДРЕЕВ Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. | |
42 | 1 | Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразиестихотворного ритма, словотворчество Маяковского. | |
43 | 1 | «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Теория литературы. Лирический герой. Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления). | |
44 | 1 | Андрей Платонович ПЛАТОНОВ (Климентов). Краткие сведения о писателе. «Юшка». «Величие простых сердец» в рассказе А.П. Платонова. Утверждение необходимости сочувствия и сострадания в произведении. Кротость и смирение, жертвенность и душевная щедрость главного героя произведения. | |
45 | 1 | «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы А. Платонова. Теория литературы. Развитие понятия о рассказе. Портрет героя (развитие представлений). | |
47 | 1 | Борис Леонидович ПАСТЕРНАК. Слово о поэте. «Никого не будет дома...», «Июль». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ. Краткие сведения о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. | |
48 | 1 | Развитие речи. ЧАС МУЖЕСТВА Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления). | |
49 | 1 | Федор Александрович АБРАМОВ. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади», Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Теория литературы. Литературные традиции. | |
50 | 2 | Евгений Иванович НОСОВ. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. | |
51 | 1 | Юрий Павлович КАЗАКОВ. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. | |
52 | 1 | IV четверть Дмитрий Сергеевич ЛИХАЧЕВ. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления). | |
53 | 1 | «ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ» Михаил ЗОЩЕНКО Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | |
54 | 1 | «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА...» Стихотворения о родной природе Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего. Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами. | |
55 | 1 | Литература родного края 2 Стихи поэтов Донбасса о родной природе. | |
57 | 1 | ПЕСНИ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА И.А. Гофф «Русское поле». Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге...». А.Н. Вертинский «Доченьки». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. | |
59 | 1 | Джордж Гордон БАЙРОН Краткие сведения о жизни и творчестве английского поэта. «Ты кончил жизни путь, герой!..».Настроения эпохи, отразившиеся в стихотворении. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. + Роберт Бернс «Честная бедность» | |
60 | 1 | ИЗ ЯПОНСКОЙ ПОЭЗИИ Японские трехстишия (хокку). Мацуо БАСЁ . Кобаяси ИССА Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку). | |
61 | 1 | О. ГЕНРИ (Уильям Сидни Портер) Краткие сведения о писателе. «Дары волхвов». Мир большого города и судьба маленького человека в нём. Романтика и сила любви («Дары волхвов»). Способность к самопожертвованию ради близкого человека как отличительная черта героев. Смысл названия и гуманизм новеллы О.Генри. Особенности художественного мастерства писателя. Теория литературы. Понятие о новелле. | |
62 | 1 | Рей Дуглас БРЭДБЕРИ. Краткие сведения о писателе. «Каникулы». Фантастический мир рассказов Р. Брэдбери. Боль за человека, предупреждение о возможных опасностях и последствиях уже содеянного, проблемы дальнейшего развития цивилизации в произведениях Р. Брэдбери. Теория литературы. Понятие о фантастической и научно-фантастической литературе. | |
63 | 1 | Контрольная работа №2 64-66 - Резерв |
Для заучивания наизусть
|
|
|
|
Отрывок из былины (по выбору учителя и учащихся).
Ломоносов М.В. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).
Пушкин А.С. «Полтава» (отрывок). «Медный всадник» (отрывок). «Песнь о вещем Олеге» (отрывок).
Лермонтов М.Ю. Одно стихотворение (по выбору учащихся). «Песня про… удалого купца Калашникова» (отрывок).
Гоголь Н.В. «Тарас Бульба». Один отрывок из повести: описание степи (глава II) или «Речь Тараса о товариществе» (глава IX), или описание гибели Тараса Бульбы (глава XIII).
Тургенев И.С. Стихотворения в прозе (одно по выбору учителя).
Некрасов Н.А. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок)
Толстой Л.Н. «Детство» (отрывок по выбору учителя).
Горький М. «Легенда о Данко» (отрывок).
Пастернак Л.Б. Одно стихотворение (по выбору учащихся).
Твардовский А.Т. Одно стихотворение (по выбору учащихся).
Одно стихотворение русских поэтов о войне (по выбору).
Одно стихотворение русских поэтов о родной природе.
Одна из песен на строки русских поэтов ХХ века.
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!