Основные графические элементы в композиции.



Точка Первое касание листа бумаги карандашом или пером дает нам точку. Линия, штрих, пятно являются производными точки. Среди основных элементов изобразительного языка очевидна первичность точки.

В. Фаворский, известный художник и теоретик графики, уделявший много внимания языку графики, ее композиционным особенностям, говорил о двойственной природе восприятия черной точки на белом листе бумаги. Вот как этот вопрос развивает А. Лаптев: «Точку можно рассматривать двояко: и как мельчайший предмет, и как мельчайший прокол. В первом случае бумага будет пространством по отношению к точке, во втором - бумага будет предметом в отношении к проколу (пространству) точки», т.е. в первом случае мы видим изображение мельчайшего предмета, лежащего на бумаге, а во втором мы видим часть пространства за листом бумаги, через изображение точечного прокола.

На первый взгляд возможности точки невелики. Но мы помним, что и линия, и штрих, и пятно ‑ это производные точки, правда, точки в них сливаются и полностью теряют самостоятельность. Точка работает во взаимосвязи с другими точками. Пример ‑ современная полиграфическая печать, основанная на совмещении в различных сочетаниях мельчайших точек основных цветов. Такой метод при наличии высокоточной технологии позволяет получать качественные репродукции даже с живописных произведений. Но точка здесь не работает как отдельный элемент, ее очертания не воспринимаются глазом.

В работах от руки точку понимают как «минимальное» прикосновение инструмента (пера, карандаша, кисти) к поверхности бумаги. В. Кандинский предлагал точки различного начертания, многие из его точек похожи на следы, которые в пунктирной гравюре оставляют на металле пуансоны. Смысл точек различной конфигурации в фактурном разнообразии получаемых поверхностей.

Но, при выделении значения очертания, контура точки, мы приближаемся к понятию скорее пятна. Граница между точкой и пятном трудноуловима. Точка перед нами или пятно - определяется по отношению их величины к величине формата, что, конечно, не очень удобный критерий. Поэтому, говоря о точке, мы чаще всего имеем в виду точку идеальную, а не материальную.

ЛинияЛинию, безусловно, можно рассматривать как одно из универсальных и основных средств изобразительного искусства в целом. Линией используется во всех видах искусств. Линия начинается точкой и заканчивается точкой, линия ‑ как траектория движения точки. Слово движение является определяющим – оно способно менять скорость и траекторию, характер движения. Линия лежит всеми своими точками на поверхности листа бумаги и этим как бы удерживает изображение в пределах формата, подчеркивая двухмерность плоскости.

Одна из основных задач линии - очерчивание, определение границ формы, отделение изображения предмета от окружающего его зрительного пространства. Протяженность линии может быть любой, функции разнообразны - не только контурное очерчивание, в линеарном рисунке. Даже незаконченная, она способна выполнять одновременно несколько функций: отграничивать форму, компоновать изображение, определять характер и движение всей формы, ее пропорции и т. д. Плавность, текучесть и направленность линии при нанесении контура позволяют выявить пластические качества формы. Практическую работу над композицией чаще всего начинают с линейного рисунка.

Пятно.Пятно (тональное и цветовое) имеет большое значение как в набросках и зарисовках, так и в работе над эскизами композиции. Необходимость применения тонального пятна в качестве графического средства возникает главным образом при решении следующих задач композиции: для выявления или подчеркивания объемности формы, для передачи ее освещенности, для показа силы тона в окраске формы, фактуры ее поверхности с целью передачи глубины пространства, окружающего объемную форму.

В некоторых случаях тональное пятно наносится в начале работы, а затем уже уточняется контур формы. Нередко в набросках, зарисовках, эскизах композиции используются одновременно линия, штрих и тональное пятно (или комбинация: линия и тон), а также цветовое пятно, когда необходимо передать контрасты тональные и цветовые. Тональное пятно всегда дается на фоне более светлом, чем оно само, иначе пятно не будет читаться. Цветовое пятно лучше всего показывать в окружении, отношении к другим цветам. Здесь речь идет о цветовых контрастах, которые способны строить основу выразительности композиции.

Цвет и фактура.

Цвет. Три стандартных качества цвета ‑ цветовой тон (собственно цвет), насыщенность и светлота ‑ тесно связаны с не первичной, но для композиции очень важной характеристикой ‑ яркостью. Именно яркость зрительно выделяет предмет, играет роль контраста. Когда композиция строится в основном цветом, целостность достигается сближением пятен по светлоте, тогда различие в тонах и насыщенности может оставаться значительным. Если гармоничность композиции строится в монохромии или близких тонах, то различие в светлоте тоже желательно уменьшить. Эта ситуация весьма сходна с такими средствами композиции, как контраст или нюанс.

Часто свойство цвета используется для создания иллюзии приближения или отдаления предмета: насыщенные теплые тона как бы приближают, а холодные, малонасыщенные тона отдаляют. Таким образом, только с помощью цвета можно передавать пространство. Цвет как средство композиции присутствует буквально в каждом изображении независимо от его композиционных задач и форм. Вездесущность цвета дает ему право считаться универсальным и необходимым средством композиции.

Фактура. Фактура ‑ это характер поверхности: гладкость, шершавость, рельефность. Фактурные показатели несут в себе определенные черты композиционного средства, хотя не так явно и не так категорично, как, допустим цвет. Фактура поверхности – дополнительный эффект освещения, объема и ассоциативная категория композиции.

Фактура широко используется скульпторами, архитекторами, дизайнерами. В живописи она играет иногда выступает равноправным средством художественной композиции, как, к примеру, в картинах Ван-Гога.

Приемы композиции

Группировка

Этот прием является самым распространенным и, в сущности, самым первым действием при составлении композиции. Сосредоточие элементов в одном месте и последовательное разрежение в другом, выделение композиционного центра, равновесие или динамическая неустойчивость, статическая неподвижность или стремление к движению — все по силам группировке. Любая картина прежде всего содержит элементы, так или иначе взаиморасположенные относительно друг друга, но сейчас речь идет о формальной композиции, поэтому начнем с геометрических фигур.

Группировка вовлекает в композицию и пробелы, то есть расстояния между элементами. Группировать можно пятна, линии, точки, теневые и освещенные части изображения, теплые и холодные цвета, размеры фигур, текстуру и фактуру — словом, все, что зрительно отличается одно от другого.

Членение

В скульптуре есть два практических метода работы. По первому методу глина частями накладывается на каркас и постепенно наращивается до нужной формы. По второму методу берется приблизительно общая масса фигуры и затем убирается вся лишняя глина, форма как бы освобождается от ненужных масс. Нечто подобное происходит и при рождении композиции. Группировка и наложение аналогичны первому методу скульптора, а членение напоминает второй метод, то есть прием членения извлекает детальную композиционную структуру из большой монотонной поверхности.

Членение — вторичный прием, он, в общем-то, является обратной стороной группировки и имеет дело с уже имеющейся композиционной основой, давая произведению ритмическую выразительность. Типичный пример построения композиции с помощью членения — живописные полотна Филонова. В них каждый фигуративный элемент композиции разбивается на ряд цветовых пятен, что придает работе особое своеобразие, и с точки зрения композиции картина воспринимается прежде всего как совокупность этих ячеек цвета, а уж потом — как изображение фигур и предметов. Прием членения широко применяется в архитектуре от античных ордеров и готических храмов до конструктивизма двадцатого века.

Наложение и врезка

По композиционному действию это группировка, перешагнувшая границы фигур. Размещение элементов или их фрагментов один под другим, частичное перекрытие силуэтов являются моделью композиционной схемы картины при передаче ближних, средних и дальних планов, линейной и воздушной перспективы. Особенно эффектно этот прием выглядит тогда, когда одновременно используется изменение цвета, контраста и масштаба с удалением планов.

Независимо от конкретных художественных задач, жанров, манер, образов, нравственных посылок, художник при создании композиции использует всего несколько формальных приемов. Бесконечно широкий диапазон конкретных результатов обеспечивают те средства, те инструменты композиции, которые, оставаясь формальными, являются уже носителями эстетических категорий, отвечают нашему чувственному восприятию мира. Это и ритм, и контраст, и цвет, и чувство пропорции, и другие проявления нашего осознания порядка в природе.

Отдать предпочтение какому-либо из средств композиции, принять их неравнозначность совершенно невозможно, поэтому в этой работе последовательность их рассмотрения — чистая случайность.

Явление оверлеппинга. Например ‑ один объект находится впереди другого, но контуры обоих предметов изображаются полностью, так как одно и то же пространство принадлежит сразу двум или нескольким объектам (выделение цветом, штриховкой или фактурой участков пересечения форм); один объект находится впереди другого и контур переднего изображается полностью, а находящийся на дальнем плане частично перекрыт и контур его прерывается.

Стилизация

Средство композиции декоративного искусства, где очень важна ритмичность целого, уплощенность, упрощение, стилистика.

Стилизация ‑ обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, приведение фигур в удобную стилистическую форму, трансформация формы или цвета, преувеличение и ли уменьшение характерных особенностей объекта стилизации. Стилизация применяется в станковом изобразительном искусстве для усиления декоративности, в ДПИ ‑ орнаменталистика, роспись тканей, ткачество вышивка и т.д.

Особенно широко используется стилизация при создании растительного орнамента. Натурные зарисовки — исходный материал для стилизации. Природные формы, нарисованные с натуры, слишком перегружены несущественными деталями, случайной пластикой, обилием цветовых нюансов.

Стилизуя, художник выявляет декоративную закономерность форм, отбрасывает случайности, упрощает детали, находит ритмическую основу изображения. Стилизованная форма легко укладывается в любой вид симметричных преобразований, обладает устойчивостью монады в самом сложном переплетении элементов.

5.)Ассоциация — психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом. Фактически каждый предмет вызывает какую-либо ассоциацию, каждая форма выражает определенный характер (эскимос — снег, север; ночное небо — бесконечность; пантера — изящество и коварство). Очень простая ассоциация у слова «карнавал». Это яркие краски, динамика, огненные вспышки, контрасты. А если взять более тонкие связи, например, звуки скрипки, стихи Маяковского, то мы вступим в тот раздел композиции, который потребует дополнительного мыслительного процесса, чистого творчества, идущего дальше технического мастерства. Творчество — процесс почти неуправляемый; если стихосложению можно научиться, то поэзии научиться нельзя. Но все же... попробуем чуть снизить, приземлить проблему, может быть, тогда наши рассуждения смогут принести ощутимую пользу. Обратимся к тем формам и средствам композиции, которые наиболее тесно связаны с внешней стороной изображения, то есть сами по себе материальны: цвет, контраст, симметрия, текстура и т. д. Эти средства активно ассоциируются с предметами и абстрактными понятиями, легко применимы и, главное, легко перекладываются на слова. Ассоциация является связующим звеном между инструментальной, рационально-рабочей стороной композиционной деятельности и высокими духовно-чувственными задачами художественных произведений. Так уж случилось (и это, скорее всего, закономерность), что самые первые художники в своих наскальных рисунках изображали вполне конкретные предметы: копья, стрелы, животных, охотников. Искусство зарождалось как подражание реальности, и до наших дней оно продолжает развиваться на почве предметного подражания, хотя духовно-ассоциативное наполнение приобретает главенствующее положение.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1659; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!