Композиционное построение формы. Формальные признаки композиции.



Композиционное построение формы предполагает:

1) наличие замысла, (цели, идеи).

По определению Н. Волкова «композиция, конструкция для смысла». Даже, в том случае, если произведение представляет собой несюжетную абстрактную картину, она может содержать художественный замысел, идею, реализуемую формальными средствами ‑ отношениями форм, цветовых пятен, линий, выражающих борьбу, взаимодействие сил, напряженность, ‑ они могут воздействовать на эмоции, рождать ассоциации, ‑ будучи приведены к гармоническим отношениям, обладать эстетической ценностью. В этом случае гармония форм, цветовых отношений, борьба противоположных начал сама становится «сюжетом» и смыслом картины. В картине может преобладать или образно-сюжетное начало или структурное начало, выраженное в формальных отношениях элементов композиции. Но композиция, будучи понятием организующим, органически соединяет в себе оба эти начала, и закономерности ее построения подчинены закону гармонического единства содержания и формы.

2) Характерным признаком композиционного построения является то, что оно всегда развивается в определенных границах. Эти границы определяются не только пространственными ограничениями (формой, размером и форматом листа, пространства стены или ограничением во времени в танце и музыке). Смысл границ, рамок в том, чтобы отделить мир реальный от мира изображаемого. Благодаря наличию границ, рамок «перед нами встает некий особый мир со своим пространством, временем, системой ценностей... Рамки обозначают рубеж между внутренним миром картины и внешним миром» — писал Б. Успенский. Внешние границы, с одной стороны, связаны с окружающим пространством, с другой, с внутренней структурой произведения, с организацией элементов внутри композиции, которая определяет тип композиции (замкнутая, открытая).

По типу организации композиция может быть замкнутой, вписывающейся в определенную форму, (формат) и подчиненной ей, может быть открытой, предполагая мысленное продолжение в пространстве. В любом случае внешние границы и тип композиции определяются внутренними связями между ее элементами. Эти композиционные узлы держат ее изнутри в пространственно-временных границах.

3) Характерным признаком композиционного пост роения является также структурность, сложность внутреннего строения произведения. Композиционное построение отличает наличие частей, связанных друг с другом системой отношений. Это сложное целое состоит из неравноценных по смыслу и значению частей. В нем всегда можно выделить главное и второстепенное, центр и периферию. Даже в орнаментальных композициях при отсутствии организационного центра композиции можно выделить главный мотив и сопровождающие его подчиненные мотивы. Соподчиненность частей внутренней структуры композиции – признак композиционного построения формы.

4) Единство и цельность, гармония целого — важнейший признак композиции. В законченной композиции все взаимосвязано и все подчинено единой цели, идее, художественному замыслу. Эта связанность проявляется и в сюжетно-образном решении произведения, и в гармонической упорядоченности его формы. В единстве содержания и формы. Гармония целого — необходимое условие композиционного построения, важный его признак.

Гармония (греч. har-monia - связь, стройность, соразмерность) соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органичное целое. В древнегреческой философии - организованность космоса, противостоящая хаосу. В истории эстетики гармония рассматривалась как существенная характеристика прекрасного.

Очень важным является понимание гармонии ‑ как единства противоположностей. Единство подразумевает связь, слаженность. Любое художественное произведение, представляет собой борьбу противоположных начал, ‑ это проявляется и в сюжете ‑ в противопоставлении характеров, ситуаций; и в формальном решении ‑ в отношениях предметов и пространства, в цветовых отношениях, тональных, в движении, в равновесии и т.д. Соразмерность (или мера) - один из признаков гармонии. Мера - необходимо и достаточно, ни много, ни мало, целесообразность в самом точном выражении. Из соразмерности вытекает пропорциональность. Соотношение величин как основа и результат функциональности. Важнейший признак гармонии - равновесие.

«Единое органичное целое» всегда самодостаточно, сбалансировано. Уравновешенность, устойчивость ‑ основа цельности.

Гармония хорошо читается, ей присуща ясность. Если композиция неясна, значит - запутанна, как следствие негармонична. В композиции все противоречивые моменты уравновешиваются, приводятся к гармонической упорядоченности.

Мы рассмотрели признаки, по которым можно судить о композиционности произведения искусства, целесообразности ее структуры. Признаки эти являются зримым проявлением тех важнейших принципов композиции, которые лежат в основе композиционного построения , о которых мы будем говорить далее. Это:

1. Принцип целесообразности.

2. Принцип единства сложного (целостность произведения).

3. Принцип доминанты (наличие главного, ведущего начала).

4. Принцип соподчинения частей в целом.

5. Принцип динамизма (движение — основа жизни и искусства).

6. Принцип равновесия, уравновешенности частей целого.

7. Принцип гармонии (гармоническое единство элементов формы между собой и единство формы и содержания в композиции на основе диалектического единства противоположностей).

Все эти принципы проистекают из естественных, объективно существующих факторов, из особенностей восприятия человеком реально существующей действительности и из социально-биологической потребности в познании, в искусстве как в способе освоения мира и как форме общественного сознания.

Вопросы для контроля знаний студентов.

1. Научные основы композиции

2. Методологические основы композиции

3. Что является характерным признаком композиционного построения.

4. Каковы формальные признаки композиции.

5. Дайте определение композиции, ее роли и значения в структуре художественного произведения.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 306; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!