Особенности работы масляными красками методом «а-ля прима»



В отличие от многослойного способа живописи, который предполагает затрату большого отрезка времени на создание картины, способ «а-ля прима» определяет односеансовый срок выполнения определенного задания, поставленного перед автором, позволяет в один прием решить основную задачу - передать общее цветовое и тоновое состояние изображения и передачу основных, форм и объемов.

При работе «а- ля прима» живопись выполняется в один слой. В случае работы в два и даже три приема краски, нанесенные на невысохшие слои, смешиваются с предыдущими, образуя один общий красочный слой. При таком методе живопись получается очень прочной, так как краски просыхают равномерно, что препятствует образованию трещин. Можно писать сразу красками или по предварительно нанесенному легкому ориентировочному рисунку. Начинать работу можно с нанесения тонких слоев разведенных растворителем красок или сразу с наложения более корпусных красок. Способом «а-ля прима» сложно прописывать мелкие детали изображения.

Если картина не закончена в один сеанс, применяют меры к задержанию высыхания красок, для чего полотно ставят в холодное и темное место и изолируют от воздействия воздуха.

 «А-ля прима» помогает более обостренно, обобщенно вылепить основное, характерное в изображении этюда живой натуры, пейзажа или натюрморта. Этот способ позволяет передать первое, самое яркое восприятие натуры, определенное мимолетное состояние природы изображаемого.

Работа способом «а-ля прима» способствует развитию цветового ощущения натуры, ее пластического строя, острого характерного акцента на ту или иную основную деталь.

Способ письма в два приема, близкий к «а ля прима», заключается в том, что по корпусному просохшему подмалевку наносится одна полугустая прописка – лиссировка.

 

Межслойная обработка

Техника а-ля прима представляет собой живопись «по сырому» — один-два дня краски на картине остаются непросохшими. Если используемый в картине грунт хорошего качества, если основа подготовлена соответствующим образом, а краски отобраны художником с учетом их свойств и на свежем связующем — сохранность живописи в будущем, как в отношении ее материальной структуры, так и оптических свойств, будет хорошей.

При длительной работе над картиной с использованием подмалевка, прописи, цветовых подкладок, лессировок, художник должен возвращаться к ранее написанным местам. В этом случае перед выполнением каждого нового этапа он должен проводить межслойную обработку.

Причинами необходимости в такой обработке являются: во-первых, плохое сцепление между отдельными слоями масляной краски. Например, если на высохшую масляную краску, имеющую прочную глянцевую корку, нанести кистью связующее (масло), мы заметим, что масло не смачивает поверхности краски, а собирается в капли, что говорит о том, что свежий слой масляной краски не будет иметь прочного сцепления с предыдущим.

Во-вторых, участки живописи, написанные ранее, могут не совсем устраивать художника по своей фактуре, цветовому решению или трактовке формы, в этом случае требуется дополнительная механическая обработка.

В-третьих, за время просыхания между этапами в работе картина покрывается пылью, которая налипает на свежую краску и загрязняет поверхность живописи.

Для проведения межслойной обработки желательно иметь масло (льняное), масляный лак (копаловый), ретушный лак, разбавитель. 

Вначале проводится удаление поверхностных загрязнений, выравнивание фактуры. Эта процедура проводится очень тщательно, чтобы не испорть предыдущей работы или вообще ее не уничтожить. Всегда следует помнить об уязвимости масляной краски, о недопустимости порезов, царапин, пробоин в красочном слое.

Если красочный слой хорошо просохший, предчтительнее механическая обработка пемзовым рошком, нанесенным на мокрую холщовую ткань. Поверхность живописи шлифуют плавными круговыми движениями с ровным нажимом. По окончании операции картина промывается холодной водой и насухо вытирается. Обработанная таким образом поверхность должна иметь ровную матовую поверхность, для продолжения работы красками ее необходимо протереть маслом. Масло необходимо удалить с ее поверхности холщовой, не оставляющей ворсинок, тканью.

 

Вопросы для контроля знаний.

1. Технические приемы, используемые при выполнении учебных заданий маслом.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!