Критерии выделения периодов в истории Цинь



Целуйко М.С. (ИСАА)

Политическая история царства Цинь (VIII-III вв. до н.э.): основные периоды и их характеристика

Введение

В статье рассматривается политическая история царства Цинь. которое существовало на территории современного Китая в период Восточного Чжоу (771-221 гг. до н.э.)[1]. В центре нашего внимания ее важнейшие аспекты: история получения, удержания и передачи власти правителями. Единственным источником, охватывающим всю историю Цинь. о: начала до конца существования, являются Шицзи ("Исторические записки") Сыма Цяня, прежде всего пятый цзюань "Основные записи [о деяниях дома] Цинь" (Цинь Бэньцзи) [Исторические записки, т.2, 20031. наша цель заключается в разработке моделей краткого описания событийной истории одного политического образования эпохи Восточное Чжоу. Такое исследование актуально, поскольку в рассматриваемый период на территории современного Китая существовало большое число отдельных политических образований[2]. Единая модель описания и анализа их истории в будущем позволит провести сравнительный анализ хода политического процесса в разных царствах, выявить его закономерности и особенные черты [Деопик и др., 2004]. В исследовании были использованы методы структурного и количественного анализа исторических источников. Первый подразумевает выделение структурных элементов текста разного уровня и исходных единиц информации ("действия", "простейшие события" и др.); второй - создание базы данных, и которую занесены все сообщения источника о событиях, их систематизацию и последующий анализ[3]. Структура статьи такова: сначала дается характеристика источника, рассматривается структура главы, в которой описана история Цинь; далее называются и характеризуются критерии выделения периодов, перечисляются события, которые усиливают или ослабляют отдельное правление, затем выделяются и описываются сами периоды.

Источник

Сначала скажем о некоторых особенностях изложения истории Цинь в пятом цзюане Шицзи В зависимости от изменения субъекта исторического действия — правителя, этот цзюань можно разделить на две большие части. Первая включает повествование об эпохах Ся, Шан (XVI-XI вв. до н.э.1. Западное Чжоу (1027-771), вторая — Восточное L1жоу (771-221). В первой части субъектом являются легендарные императоры Шунь и Юй, а деяния легендарного же предка правителей Цинь (Дафэй) даются только в связи с их упоминанием. Далее сведения о деяниях, опять же, видимо, легендарных предков Цинь (Фэй-чан, Чжун-янь и др.) даются в связи с событиями истории Шан. С эпохи Западного Чжоу начинается непрерывная линия правителей дома Цинь, однако основным историческим субъектом являются чжоуские ваны. При этом в тексте информация о правителях Цинь постепенно возрастала. На легендарный период приходится шесть упоминаний предков дома Цинь, на период Шан — четыре упоминания, Западное Чжоу — уже восемнадцать. Вторая часть — это собственно циньская история, которая начинается в период Восточного Чжоу с 765 г. до н.э. с приходом к власти Вэнь-гуна (765-716). Это первый правитель Цинь, который является основным субъектом событий, упомянутых в тексте. Ниже будет рассмотрена история Цинь от Вэнь-гуна до Ин Чжэна (будущего Цинь Ши-хуана): всего двадцать девять правлений. В информационном плане, т.е. с точки зрения частоты фиксации событий на го . эту часть можно разделить на два "этапа". Первый: повествование о правлениях до прихода к власти Хуй Вэнь-цзюня (337-325), который s 324 г. принял титул вана — с 765 по 337 гг. до н.э. Второй: от Хуй Вэнь-цзюня. до Ин Чжэна: с 337 по 221 гг. до н.э.

Частота фиксируемых событий:

"первого этапа": 1 событие на три года,

"второго этапа": 2,4 события в один год.

Как видим, частота информации во второй период значительно больше. Изменяется и характер повествовании. После описании правления Хуй Вэнь-цзюня практически исчезает прямая речь, которая характерна для всего предыдущего повествования, текст превращается в перечисление событий в хронологическом порядке, становится сухим и предельно кратким. Число упомянутых событий значительно увеличивается (см. таблицу N2 3). Последний случай прямой речи встречается в правление циньского У-вана (310-307) под 308 г. до н.э. Такое изменение характера подачи исторической информации представляется неслучайным. При отце Хуй Вэнь-цзюня — Сяо-гуне (361-338) после масштабных преобразований, которые провел Шан Ян, в Цинь произошли значительные изменения, .мощь царства возросла. Цинь стало основной угрозой для других царств.

Критерии выделения периодов в истории Цинь

Периодизация — важнейший аспект изучения истории. В нашем случае ее выявление позволит описать особенности протекания исторических процессов на территории Цинь[4]. Зачастую мы не знаем их содержания точно (в памятнике может не быть сведений за несколько десятилетий), однако сели мы сформулируем устойчивые критерии ,ля выделения и характеристики периодов, то тогда у нас появится возможность со сравнительно большой точностью судить и о динамике исторического процесса[5].

 В основе разделения истории Цинь на периоды лежит наличие и отсутствие кризиса в политической жизни Цинь, поэтому понятие кризис" является особенно важным [Деопик и др. 2004, с. 40]. Кризис - это результат нарушения равновесия внутри власти. Под кризисом мы понимаем тот момент в истории Цинь, когда противоречия между властью "реальной" и "номинальной" становятся невыносимыми для одной из сторон, что заканчивается сменой легитимного на тот момент правителя нелегитимным. Подчеркнем, что кризис - это не тот момент. когда эти противоречия возникают (он не отражен в источнике, зачастую нам о нем ничего не известно), а тот момент, когда эти противоречия становятся явными и получают отражение в источнике.

С помощью таблицы № 1 "Характеристика правлений" (см. приложение) охарактеризуем критерии периодизации и дадим характеристики правлениям государей Цинь с Чжуан-гуна до Цинь Ши-хуана включительно. Каждое правление характеризуется по следующим критериям: длительность, стабильность, ослабление или усиление, получение 'и передача власти. Один из важнейших критериев характеристики правления - длительность. Правления менее девяти лет названы"короткими" и обозначены в таблице цифрой "1". Правления от девяти лет до девятнадцати лет названы "средними" и обозначены цифрой "2". Правления от девятнадцати лет названы "длительными" и обозначены цифрой "3 ср. [Деопик и др. 2004, с. 39-40].

Заметим, что такой критерий, как длительность сам по себе тоже недостаточен для констатации кризиса - в таблице зафиксирована серия правлений, которые были короткими, но соответствующие правители передавали власть своим легитимны м наследникам, к тому же нет никаких сообщений о бунтах или мятежах. Соответственно, этот критерий сам по себе недостаточен для того, чтобы констатировать кризис. Он непосредственно связан со следующим критерием периодизации - стабильностью правления. Под стабильностью правления мы подразумеваем наличие или отсутствие сообщений о бунтах, мятежах и переворотах. При наличии подобных сообщений мы в графе стабильность ставим минус, что означает нестабильность, при отсутствии - плюс, что означает стабильность.

Еще один критерий - это усиление или ослабление власти монарха. Мы судим об усилении или ослаблении власти по наличию военных побед или поражений. При наличии первых мы ставим в таблице № 1 в соответствующей колонке плюс, при наличии последних - минус. Список событий, которые могут трактоваться как признаки усиления или ослабления, представлены в таблице № 3.

Следующие критерии - это получение и передача власти. Причина их особой важности в том, что информации, предоставляемая нам источником, весьма ограничена, поэтому мы не всегда можем узнать о той политической обстановке, которая существовала внутри правления, однако источник всегда описывает, каким образом тот или иной правитель получил власть. Если правитель передал власть старшему сыну, который был предварительно объявлен наследником. только в этом случае в графе "передал власть" мы ставим плюс. Если же он передал власть другому сыну, внуку, или не передал власть никому, а "высшие сановники поставили" следующего правителя или он пришел к власти в результате переворота, то в этой графе мы ставим минус. В принципе, эти две графы во всей возможной полноте описывают ситуацию с переходом власти из одних рук в другие.

Однако критерий передачи власти сам по себе не является роста точным для констатации кризиса. В таблице № 1 отмечены правители, которые передали власть внуку, но при этом отсутствует кризис. По крайней мере, по тексту Сыма Цяня нам не дано никакой пряной или косвенной информации о внутриполитической нестабильности (Вэнь-гун, Ай-гун и др.). В периоды кризиса мы наблюдаем совместно и отсутствие легитимной передачи власти, и следование коротким правлений сразу после длительных и наоборот. Поэтому условием, необходимым для фиксации кризиса, является перепад коротких и длительных правлений. Итак, мы констатируем кризис при сочетании двух критериев - передачи власти и динамики длительности правлений.

В связи с этим необходимо сделать несколько замечаний об обстоятельствах престолонаследия. Замечено, что в моменты кризиса и ослабления власти правителя вопрос о наследовании решали не родственники правителя, а "высшие сановники" (часто с титулом, например "дашучжан"). Похожее явление мы встречаем и в истории Западного Чжоу. Так, когда Ю-ван (781-771) назначил своим наследником второго сына, то столкнулся с противодействием клана матери первого сына. Тогда противоборство вана и главы этого клана, некоего Шэнь-хоу, закончилось убийством Ю-вана.

Это заставило нас обратить внимание на отдельные кланы родовой знати, которые являлись лидерами в ее противостоянии с правителем и зачастую решали вопрос о том, кто будет следующим правителем. Из теории исторической науки известно. что такие кланы являлись соперниками правителя в борьбе

за "рациональную" (реальную) власть. Имеется в виду не "сакральная" власть, которая безраздельно принадлежала правителю, но та власть, которая решает куда идут войска, какой город обносить стеной и так далее. [Бондаренко, 1995, с. 216-217, 227, 237][6]. Правители в эпоху Чуньцю в противоборстве с лидерами таких кланов предпринимали целый ряд мер: переселения, наказание родичей обвиняемого, связанного тремя степенями родства., казни заговорщиков, личное предводительство в битве, установление кровнородственных связей с другими домами, образование уездов, поощрение политической иммиграции, раздачу земель и т.д. Без них управлять остальными было невозможно.

Далее скажем несколько слов о событиях, которые могут быть признаками усиления или ослабления власти правителя. Они собраны в таблице № 3 "События в описании истории царства Цинь, которые могут трактоваться как отражающие усиление или ослабление власти правителя" События, которые являются признаками усиления: охота, гадание, принесение жертв, строительство жертвенников - связаны с "сакральной" стороной власти правителя. Военные походы без союзников, изменения в титулатуре, раздача званий, титулов, взимание податей и др. связаны с "рациональной" стороной власти. События, которые являются признаками ослабления, также разделяются на "рациональные" и "сакральные". К первым относятся: восстания подконтрольных земель, бегство чиновников, смерть наследников и др. Ко вторым относятся природные явления, отрицательно сказывающиеся на сельском хозяйстве - так называемые дурные предзнаменования. Военные поражения, по нашему мнению, в период Чуньцю относятся больше к "сакральным", а в Чжаньго - к рациональным событиям (ср. с [Бондаренко, 1995, с. 224-225]). Теперь выделим и охарактеризуем сами периоды в истории.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!