Из ярости в любовь и из любви в стенанье;



Ты к сердцу новые дороги находил...

Трудными были первые шаги русского театра: недоставало дров и свечей, на содержание театра отводились мизерные средства, гораздо щедрее одаривали заезжих гастролёров из-за границы. Такое положение не устраивало Сумарокова. Он постоянно обращался с прошениями и письмами к правительству, требуя поддержки и вни­мания к театру, но в 1761 г. Сумароков был отправлен в отставку.

Екатерина II (1729—1796), вступившая на российский престол в 1762 г., не жаловала трагедий, им она предпочитала весёлые маска­рады и комедии. Она и сама сочинила немало весёлых комедий для русской сцены. Во времена её правления особенно блистал Денис Иванович Фонвизин (1744/45 — 1792), с творчеством которого вы знакомились на уроках литературы.

Говоря о путях развития русского драматического театра, следует сказать о возникновении и развитии театра крепостных актёров. Непросто склады­валась жизнь многих талантливых актёров, выходцев из крепостных крестьян. Типичная судьба одного из них показана в рассказе И.С. Тургенева «Льгов». Дворовый человек по прозвищу Сучок среди многих профессий овладел также и профессией актёра:

«— ...Как же, был и ахтёром... на кеятре играл. Барыня наша кеятр у себя завела.

— Какие же ты роли занимал?.. Что ты делал в те­атре?

— А вы не знаете? Вот меня возьмут и нарядят; я так и хожу наряженный, или стою, или сижу, как там придется. Говорят: вот что говори, — я и говорю. Раз слепого представлял... Под каждую веку мне по горошине положили... как же!

— А потом чем был?

— А потом опять в повара поступил...»

Едва ли не самым знаменитым театром, где наряду с профессиональными мастерами играли крепостные актёры, стал театр графа Н.П. Шереметева в подмосковных имениях Кусково и Останкино. Здесь был создан профессиональный театр, для которого сочиняли специальный репертуар, переводили пьесы иностранных авторов, изготавливали декорации и музыкальные инструменты. 116 драм, опер и балетов составили репертуар театра графа Шереметева. Особенно блистала на этой сцене дочь кусковского кузнеца Прасковья Ивановна Ковалёва (сценическое имя Жемчугова, 1768—1803). Обладая редчайшим артистическим дарованием, красивым голосом (сопрано), она приобрела широчайшую известность в кругах истинных любителей театрального искусства.

■ Вопросы и задания

 

1. Какие художественные принципы составляют основу западноевропейского театра барокко? Какое воплощение они нашли в творчестве испанского драматурга Кальдерона? Что представляло собой сценическое действо в театре барокко?

2. Почему XVII век называют «золотым веком» французского театра классицизма? Каковы основные принципы драматургии классицизма? Какое развитие они получили в творчестве Корнеля, Расина и Мольера? Что представлял собой французский драматический театр в XVIII в.? Расскажите о наиболее ярких его представителях.

3. Как развивался русский драматический театр в допетровскую эпоху? Какие изменения произошли в театральном искусстве в Петровскую эпоху? Какова история рождения профессионального театра в России? С как именами она связана? Каковы пути развития русского театра во второй половине XVIII в.?

4. Творческая мастерская

· Современник Корнеля и Расина писатель Жан де Лабрюйер (1645 - 1696) так оценивал творчество этих драматургов: «Корнель нас подчиняет своим характерам, своим идеям. Расин смешивает их с нашими. Тот рисует людей такими, какими они должны быть, этот — такими, какие они есть... Корнель больше занят мыслью, пьесы Расина потрясают, волнуют. Корнель поучителен, Расин человечен».

Насколько справедлива подобная оценка критика? Аргументируйте свой ответ.

Попробуйте выполнить эскизы костюмов или театральных декораций для театра барокко или классицизма.

· Познакомьтесь с картинами французского художника Антуана Ватто, посвящёнными театру «Комеди Франсез». Какое отражение в них находит жизнь на театральных подмостках? Что особенно привлекает художника в театре?

Прочтите одну из комедий Мольера («Тартюф», 1664; «Дон Жуан», 1665; «Мизантроп», 1666; «Скупой», 1668) или посмотрите спектакль (кинофильм) по этим произведениям комедиографа. Напишите рецензии на пьесу или спектакль, используя памятку из справочного раздела учебника.

Попробуйте поставить на школьной сцене фрагменты из наиболее понравившейся вам пьесы одного из французских драматургов классицизма. Продумайте музыку, эскизы костюмов и декораций для вашей постановки.

Посмотрите спектакль (видеозапись) по пьесе Д.И. Фонвизина «Недо­росль». Напишите рецензию на него, используя памятку из справочного раздела учебника.

■ Советуем послушать или посмотреть

Спектакли или кинофильмы по произведениям французских драматур­гов (Корнеля, Расина, Бомарше, Дидро, Вольтера или Мольера).

Спектакли по пьесам Д.И. Фонвизина «Недоросль» или «Бригадир».

■ Темы рефератов, докладов или сообщений

«Западноевропейский театр барокко»;

«Драматургическое творчество Кальдерона»;

«Золотой век» французского театра классицизма»;

«Выдаю­щиеся представители французской классической драмы и комедии»;

«Пути развития русского драматического театра»;

«Театральное искусство Пет­ровского времени»;

«Русский драматический театр второй половины XVIII в.»;

«Жизнь и судьба А.П. Сумарокова»;

«Ф.Г. Волков — «отец рус­ского театра» (В.Г. Белинский)»;

«Театр Д.И. Фонвизина»;

«История теат­ра графа Н.П. Шереметева».

■ Книги для дополнительного чтения

Вояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1988.

Бродский Б. И. Свидетели странного века. М., 1978.

Буало Н. Поэтическое искусство. (Любое издание.)

Всеволодский-Гернгросс В. Н. Русский театр от истоков до середины XVIII века. М., 1957.

Дидро Д. Парадокс об актёре. (Любое издание.) Искусство XVII века. М., 1995. (История искусств).

Кагарлицкий Ю. Западноевропейский театр эпохи Просвещения в оценке русской и советской критики. М., 1976.

Кузнецова А. Крепостные мастера. М.; Л., 1953.

Кусково. Останкино. Архангельское. М., 1981. (Города и музеи мира).

Минц Н. В. Театральные коллекции Франции. М., 1989.

Моров А. Г. Три века русской сцены. М., 1978. Книга первая.

Русский драматический театр / Под ред. Б.Н. Асеева и А.Г. Образцо­вой. М., 1976.

Силюнас В. Испанский театр XVI—XVII вв. М., 1995.

Фёдор Волков. Щепкин. Глинка. Даргомыжский. Серов. СПб., 1996. (ЖЗЛ. Биографическая библиотека Ф. Павленкова).

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!