Руки перстами сплетя, однако и в меди безмолвной
Мысль не утихала его, но мнилось, в труде неустанном
Вечным раздумьем была занята. Ланиты втянулись,
Бремя усилий труда многодумного взору являя,
А проницательный взор обличал высокую мудрость.
В храмах скульптура не получила распространения, т.к. восточная христианская церковь рассматривала её как пережиток язычества. Но был распространён декоративный рельеф - разнообразные капители колонн, прорезной орнамент.
Развивалась мелкая пластика - резьба по кости, изображающая светские и религиозные сцены; изделия из серебра с тончайшей рельефной орнаментикой античного стиля. Сохранилось описание кафедры епископа Максимилиана (VI в., Равенна). Она была покрыта резными пластинками из слоновой кости, повествующими о жизни Христа, Марии, апостолов.
Свидетельством высокого мастерства ваятелей Византии является портрет Юстиниана, хранящийся в Венеции. Голова императора высечена из порфира и дышит мощью. Он молод, в богатом головном уборе, украшенном драгоценными камнями. В нем нет и тени самодовольства, любезности, торжества победителя. Представлен человек властный, хотя и не жестокий, исполненный энергии и сознания своей силы.
Еще более удивителен мраморный портрет императрицы Феодоры из музея Кастелло Сфорческо в Милане. Её красоту в свое время ярко описал Прокопий Кесарийский. Мраморный портрет совпадает с этим описанием.
Подлинными шедеврами светской портретной скульптуры являются портреты императоров - от Константина до Ираклия. Если Константин I - суровый, волевой, даже жестокий, огромные холодные глаза, тонкие губы, портрет дышит мощью и величием, то его преемник Аркадий предстает совсем юным с красивым открытым лицом; черты его правильны; четкий овал, прекрасные глаза, полные, красивого рисунка губы - всё составляет гармонию юности, надежд, соединенных с сознанием своей власти. Далее следуют сугубо индивидуализированные портреты Феодосия I, статуя Маркиана и др.
|
|
Для характеристики театральных зрелищ в Византии необычайно интересно изображение актрисы с тремя масками в одной руке и лирой - в другой (VI в.). На голове актрисы головной убор, напоминающий шлем, волосы ниспадают круто завитыми локонами, лицо большое, с крупными чертами, достаточно выразительными, фигура несколько грузновата, одежда в красивых складках, облегающих тело, у пояса висит длинный меч.
В дальнейшем скульптура не получила в Византии широкого развития, особенно после разграбления и разгрома Константинополя крестоносцами.
Мировое признание в средние века получили произведения художественного ремесла и прикладного искусства Византии - ювелирные украшения из золота и драгоценных камней, диптихи и ларцы из слоновой кости, украшенные резьбой и инкрустациями, вышитые причудливыми рисунками шелковые ткани, утонченные изделия из цветного стекла - сосуды, бусы, светильники. Византийские художники долгое время были законодателями вкусов в области прикладного искусства. Они создали технику украшения золотых изделий перегородчатой эмалью. На золотой пластине напаивались золотые ленточки, ребра образовывали ячейки, которые потом заполнялись разноцветной эмалью. После обжига она шлифовалась.
|
|
Античные традиции сохранялись в резных изделиях из слоновой кости - образцы античных богов, героев, гладиаторов, маски . Широко была распространена керамика с изображениями фантастических птиц и животных.
В Х-ХII вв. высочайшего уровня достигла торевтика - изготовление художественных изделий из золота, серебра, бронзы и других металлов. Предметы культа - реликварии, лампады, паникадила, кованые с рельефами врата храмов, складки с образами святых, оклады икон и книг - были истинными произведениями искусства. Много изделий из металлов находилось в быту императоров и высшей аристократии - посуда, чаши, кубки, блюда, ларцы и т.д. Расцвет прикладного искусства этого периода имел прямую связь с торжеством эстетики церемониала, парадности, культа императоров.
|
|
Поздневизантийское декоративное искусство как бы подводит итоги продолжительного и почти непрерывного развития художественной обработки различного материала. В чем-то оно несхоже с наследием предшествующих эпох, несмотря на то, что имеет с ним много общего. Тут и склады икон, и металлопластика. и напрестольные кресты, и резьба по стеатиту, и деревянная скульптура (барельефы) и др. Особый интерес представляют разнообразные плащаницы, сюжетное золотое шитьё литургического облачения и императорских одежд.
История Византийского прикладного искусства не обрывается в 1453 г. Она находит свое продолжение и на порабощенных турками землях, и в далекой Московской Руси.
Поздневизантийское искусство в целом остается далёким от реализма, оно сохраняет верность спиритуалистическим традициям. И в этом велика роль исихазма, победившего идеи гуманистов и рационалистов. Исихасты понимали красоту как образ Бога, смирения и веры. Высокая духовность, перенесенная в область искусства, обусловила новый шаг в понимании красоты и в развитии приемов и средств её художественного воплощения. Но победа исихастов была во многом тормозом для судеб византийской культуры: исихазм задушил ростки гуманистических идей в литературе и искусстве, человеческие фигуры так и не приобрели объема и телесности, красочные плоскости не сменяются светотеневой моделировкой, а фантастические декорации фона не вытесняются интерьером. Вновь полностью побеждают мистические начала, в живописи сухость, линейная графичность берёт верх над сочностью и красочностью некоторых лучших творений «палеологовского ренессанса», динамичная экспрессивность вновь сменяется неподвижностью.
|
|
Следует оговориться, что в связи с доминирующим положением религии в духовной жизни общества большинство ученых говорит о наличии лишь отдельных элементов Возрождения во время правления Палеологов, т.е. точнее следует называть этот период «Предвозрождением»[43]. Но в нём уже возникают многие явления духовной культуры, которые в соответствующих условиях могли бы привести к Возрождению. Повышенная эмоциональность, мистический индивидуализм, усиление личностного начала, светских тенденций в изображении религиозных тем - все это черты, характерные для палеологовского искусства Предвозрождения. Подчеркнутый интерес к «национальному» прошлому, каким для Византии всегда была античная эпоха, а при Палеологах - интерес к IX -X вв. - особенность, связанная с тем историзмом, который характерен для Предвозрождения и для Возрождения.
Но Византия никогда не станет гуманистической и ренессансной страной по образцу Италии, во всяком случае, термин «палеологовское Возрождение» не может быть идентифицирован с итальянским Ренессансом - сложным социокультурным западноевропейским явлением, ознаменовавшим начало крушения феодального общества и освобождения умов от религиозного миросозерцания.
Суровое предупреждение звучало в Византийских церквах в первое воскресение Великого поста в отношении античности: «Изучающим языческие науки, и не ради одной лишь образованности в них упражняющимся, но и мнения их суетные приемлющим - анафема!»[44]. Вот тот критерий, по которому средневековый подход к античности отделяет себя от ренессансного. В Византии едва начали пробиваться ростки тех социально-экономических и культурных явлений, которыми уже была пронизана жизнь итальянских городов-республик. «Искусство Византии, - справедливо пишет З.В. Удальцова, - как бы остановилось на пороге, так и не перейдя заветной черты, отделявшей средневековое спиритуалистическое художественное творчество от полнокровного, чувственного реалистического искусства Возрождения»[45].
Византия погибла. Но вряд ли справедливо было бы заключить, что завершилась история византийской культуры вообще. Она осталась в основе духовной жизни греческого народа и в эпоху иноземного господства. Её традиции сохраняли народы и других православных стран (Болгарии, Сербии, Грузии), оказавшиеся под властью завоевателей-иноверцев. Достижения Византийской культуры продолжали жить особой жизнью в единственном православном государстве, ставшем с 1461 г. неподвластным мусульманам, - в Московской Руси, ареал которой с ХVI века стал быстро расширяться за счет бескрайних просторов Азии. Наконец, духовные ценности греко-византийской цивилизации составили весьма существенную и неотъемлемую часть цивилизации общеевропейской, обогатив культуру Ренессанса и внеся крупный вклад в формирование культуры реформационной и контрреформационной Европы. Подобно свету далекой, давно угасшей звезды, огни византийской духовности не померкли окончательно - они продолжают озарять и в наши дни небосклон мировой цивилизации.
Библиографический список
Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы / С.С. Аверинцев. – М., 1997
Античность и Византия: Сб. ст. / Отв. ред. Л.А. Фрейберг. - М., 1975
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. - М., 1965
Виппер Р.Ю. История древнего мира. История средних веков / Р.Ю. Виппер,Васильев А.А. - М., 1993
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. - М., 1984
Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII в.) / А.Я. Гуревич. - М., 1989
Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А.Я. Гуревич. – М., 1990
История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Под ред. С.Д. Серебряного. – М., 1998
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. - М., 1992
Лихачева В.Д. Искусство Византии IV - XV вв. / В.Д. Лихачева. - Л., 1986
Удальцова З.В. Культура Византии / З.В. Удальцова. - М., 1985
Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV - XV вв. во Франции и Нидерландах / Й. Хейзинга. - М., 1988
Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI – XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм / А.Л. Ястребицкая. – М., 1975
Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке / А.Л. Ястребицкая. – М., 1995
[1] А.Я. Гуревич.Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. - М., 1984
[2] Ю.М. Лотман.Беседы о русской культуре / Ю.М. Лотман. - СПб, 1997. - С.14
[3] К. Маркс. Избранные сочинения. В 9 томах / К. Маркс, Ф. Энгельс.. - М., 1986. Т.5. - С. 524
[4] Л.Н. Гумилев. От Руси к России: Очерки этнической истории / Л.Н. Гумилев. - «Экопрос», 1992. - С.8-9
[5] Там же, с. 15
[6] Там же, с.16
[7] Ж. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. - М., 1992.- С.9
[8] М. Вебер. Социальные причины падения античной культуры / М. Вебер // Избранное. Образ общества: Пер. с нем. - М., 1994
[9] Ж. Ле Гофф. Указ. соч. - С.12
[10] Ж. Ле Гофф. Указ. соч.- С.20
[11] К. Ясперс. Указ. соч. - С. 83
[12] Ж. Ле Гофф. Указ. соч. - С.140
[13] Библия. Второзаконие, 22, пс. 11-13
[14] Ж. Ле Гофф. Указ. соч. - С.27
[15] Ж. Ле Гофф. Указ. соч. - С.133
[16] С.С. Аверинцев. Порядок космоса и порядок истории / С.С. Аверинцев // Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1997. – С.110
[17] См. подробнее: А.Л. Ястребицкая. Средневековая культура и город в новой исторической науке / А.Л. Ястребицкая. – М., 1995. – С.256-257
[18] С.С. Аверинцев. Указ. соч. - С.110
[19] Г.П. Федотов. Абеляр. - Пг., 1924. - С.9-10. Цит. по: А.Я. Гуревич. «В этом безумии есть метод» / А.Я. Гуревич // Мировое древо. №3 1994. - С.81
[20] Л.М. Баткин. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л.М. Баткин. - М., 1989. - С. 12
[21] А.Я. Гуревич. Указ. соч. - С.80
[22] А.Я. Гуревич. Категории средневековой культуры. - С.19
[23] С.С. Аверинцев. Знак, знамя, знамение / С.С. Аверинцев // Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1997. – С.130
[24] С.С. Аверинцев. Византия и Русь: два типа духовности / С.С. Аверинцев // Новый мир, 1988, №7
[25] А.И Комеч. Древнерусское зодчество конца X – начала XII в. / А.И. Комеч – М., 1987. – С.35
[26] П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. - М., 1992. - С.431
[27] История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение / Под ред. Ц.Г. Нессельштраус. – М.,- 1982. - C.51
[28] Цит. по: История всемирной литературы в 9 томах. Т.2, - M., - 1984. - С.515
[29] Цит. по: История всемирной литературы в 9 томах. Т.2. - М., 1984. - С.541
[30] Ж. Ле Гофф. Указ. соч. – С.11
[31] З.В. Удальцова. Византийская культура / З.В. Удальцова. – М., 1988. – С.13
[32] Иеромонах Иоанн (Экономцев). Византинизм, славяне и Россия / Иоанн (Экономцев) // Вопросы истории. 1989, №5. – С.55
[33] Г.Л. Курбатов. Византия во второй половине XIII – сер. XV вв. // Культура Византии. XIII – первая половина XV вв. – М., 1991. – С. 219 – 220
[34] З.В. Удальцова. Указ. соч. - С.277
[35] К.В. Хвостова. Византийская цивилизация / К.В. Хвостова // Вопросы истории. – 1995, №9. – С.33
[36] З.В. Удальцова. Указ. соч. -–С.59
[37] М.А. Поляковская. Развитие политических идей в поздней Византии / М.А. Поляковская, И.П. Медведев. // Культура Византии XIII – первой половины XV вв. – С.265
[38] Там же. С.274
[39] История всемирной литературы. В 10 тт. Т.3 .- М., 1984. – С.342
[40] С.С. Аверинцев. Литература византийского региона / С.С. Аверинцев // История всемирной литературы. В 10 тт. Т. 3. - М., 1984. - С.41
[41] Подробнее см.: В.В. Бычков. Эстетический лик бытия. Умозрение Павла Флоренского / В.В. Бычков. - М., 1990
[42] А.Л. Якобсон. Византийское зодчество эпохи Палеологов / А.Л. Якобсон // Культура Византии. - С.484
[43] В.Д. Лихачева. Изобразительное искусство Византии в эпоху Палеологов / В.Д. Лихачева // Культура Византии. - С.447
[44] Цит. по: История Всемирной литературы. Т. 3. - С.31
[45] З.В. Удальцова. Указ. соч. – С.272
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!