Художественный мир О.Бальзака (новелла “Гобсек ”)



1. Черты французского реализма бальзаковского периода.

2. Бальзак о реализме. Особенности творческого метода Бальзака.

3. Проблематика произведения.

4. Жанр. Композиция.

5. Образ Гобсека. Структура образа.

6. Синтез романтического и реалистического в новелле Бальзака.

7. Художественное мастерство Бальзака ( живописность бальзаковского портрета, роль детали, предметного мира).                                                                 

Литература:

1)  Обломиевский Д.Д. Бальзак. Этапы творческого пути. - М.: Гослитиздат, 1961.

2)  Реизов Б.Г. Бальзак: Сб. Статей. - Л.: ЛГУ, 1960.

3)  Реизов Б.Г. Творчество Бальзака. - М., 1973.

4)  Бахмутский В..Я. «Отец Горио» Бальзака. - М.: Худ. лит., 1970.

5)  Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. - М., 1970.

6)  Бахман С. Бальзак // История зарубежной литературы XIX в. - М.:Просвещение. 1982, сс. 190-207.

7)  Гриб В.Р. Статьи о Бальзаке // Гриб В.Р. Избранные работы. - М., 1956.

8)  Горький М. О Бальзаке. Собр. соч. в 30-ти тт., т. 24. - М.: Гослитиздат, 1953. Или: Горький М. О литературе. Литературно-критические статьи. - М.: Сов. писатель, 1955.

9)  Затонский Д.В. Бальзак // Затонский Д.В. Европейский реализм XIX в. Линии и лики. - К., 1984.

10) Писатели Франции. - М.: Просвещение, 1964. Глава «Оноре Бальзак».

11) Вюрмсер А. Бесчеловечная комедия. - М., 1967.

 

Самостоятельная работа с текстом повести Бальзака «Гобсек»:

1. Найти в тексте описание внешности Гобсека. Проанализировать лексический ряд. Цветовая символика. Живописные аллюзии.

2. Найти в тексте описание жилищ Гобсека, Анастази де Ресто, Фанни Мальво. Функция предметного мира в новелле.

Сколько раз прерывается рассказ Дервиля о Гобсеке. Какую роль играют эти «остановки» в повествовании?

 

№6. Г.Флобер «Госпожа Бовари».

1. Особенности французского реализма после 1848 года и творчество Г.Флобера.

2. Образ мира в романе. Своеобразие противопоставления провинции и столицы в художественном мире Флобера.

3. Система образов в романе. Образ главной героини. Художественные особенности создания характера, глубина психологического анализа.

4. Авторская ирония и способы ее воплощения.

5. Стиль Флобера. Соотношение понятий формы и содержания в эстетике Флобера.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1.Реизов Б.Г. Творчество Флобера. -М.: Гослитиздат,1955.

2.Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. - М.: Изд-во АН СССР, 1955.

3. История всемирной литературы.- т.7.

4. Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. (беседы по истории

западных литератур) - М.,1998.

5.Набоков В. Гюстав Флобер (см. в интернет-источниках).

 

Работа с текстом:

1. Выбрать для анализа один из фрагментов романа:

- Признание в любви Родольфа Эмме на с/х выставке;

- Прощальное письмо Родольфа к Эмме.

2. Что такое несобственно-прямая речь. Найти примеры в тексте. Определить функцию.

 

Практическое занятие № 7.

Художественный мир Чарльза Диккенса (на материале романа David Copperfield ).

 

1. Место романа «Дэвид Копперфилд» в творчестве Диккенса.

2. Жанровое своеобразие романа: традиции и новаторство.

3. Композиция и принципы сюжетостроения. История жизни как структурообразующий принцип и новаторское использование его у Диккенса.

4. Образ мира и система образов в романе. Природа конфликта и представление о добре и зле.

5. Проблема положительного героя. Своеобразие воплощения темы «молодого человека». Образ Дэвида Копперфилда, способы его создания. Авторское сознание в романе: соединение детского и взрослого восприятия.

6. Тема детства и проблема воспитания в романе. Образ школы.

7. Отражение викторианского сознания в произведении: темы семьи, домашнего очага, воспитания, кодекс джентльмена, понятие нравственного.

8. Своеобразие стиля романа: особенности повествования, юмор, соединение комического и драматического, мелодраматизм и обличительные тенденции.

Литература:

1. Ивашева В. Английский реалистический роман в его современном звучании.-М.:Худ.лит.,1974.

2. Ивашева В. Творчество Диккенса.-Изд-во МГУ, 1954.

3. История всемирной литературы, в 9-ти т.т.-М.: Наука,т.6,1989; т.7,1990.

4. Катарский И. Диккенс.- М.: Худ.лит., 1960.

5. Сильман Т. Диккенс.-М.:Худ.лит., 1958.

6. Теккерей и Диккенс /Теккерей в воспоминаниях современников.-М.: Худ.лит.,1990, с.с.253-289.

7. Уилсон Э. Мир Чарльза Дикккенса.-М.:Прогресс,1975.

8. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. –М.:Худ.литература, 1986.

 

Самостоятельная работа с текстом романа Диккенса «Дэвид Копперфилд»:

1. Найти в романе описание бури на море. Проанализировать фрагмент с учетом основных идей философии Диккенса. Использовать текст на языке оригинала.

2. Выбрать различные варианты английского дома в романе. Проанализировать в контексте концепции викторианского дома.

3. Составить таблицу женских образов в романе с указанием роли в судьбе главного героя. Насколько каждый женский тип соответствует викторианским представлениям о женщине?

4. Выбрать эпизоды, связанные с чудаками и безумцами. Выявить функцию каждого образа.

 

 

Практическое занятие №8

 

У.М. Теккерей и его «правда в искусстве» (на материале романа Vanity Fair )

 

1. Эстетические взгляды Теккерея и его полемика с Диккенсом о «правде в искусстве».

2. Жанровые особенности романа. Смысл заглавия и подзаголовка

3. Композиционные особенности романа: функция рамочной композиции, образа кукольника. Структурообразующие принципы: история жизни, хронотоп дороги. Место авторских отступлений в романе.

4. История Бекки Шарп и Эмилии Сэдли как женский вариант «истории молодого человека». Способы создания образов, значение плутовского начала.

5. Образ мира и система персонажей романа. Сатирическое начало в изображении дворянско-буржуазного общества Англии. Проблема положительного героя. Образ Доббина

6. Основные темы (переосмысление викторианских тем семьи, дома, воспитания, нравственности, добра и зла), конфликты в романе.

7. Эстетические интенции Теккерея и их воплощение. Проблема психологизма.

 

Литература:

1)  Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984.

2)  Ивашева В.В. Теккерей-сатирик. - М.: МГУ, 1958.

3)  Ивашева В.В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. - М.: Худ. лит., 1974, сс. 193-264.

4)  Овчинникова Ф.Г. Творчество Теккерея. - Л.: Знание, 1961.

5)  Клименко Е.И. О романе «Ярмарка Тщеславия» // В. Теккерей. Ярмарка Тщеславия. - М.: Худ. Лит., 1968, сс. 10-20.

6)  Елистратова А.А. Предисловие// У. Теккерей. Ярмарка Тщеславия. - М.: Худ. Лит., 1960, сс. 5-14.

7)  Карельский А.В. От героя к человеку. – М., 1990.

 

Самостоятельная работа с текстом романа У.М.Теккерея «Ярмарка тщеславия»:

1. Выбрать в романе примеры полемики Теккерея с романтическими штампами.

2. Найти в романе эпизоды, в которых автор развенчивает викторианские штампы и стереотипы.

3. Выбрать в романе черты, характеризующие викторианского джентльмена и викторианскую леди (как образец викторианской женщины).

4. Отображение в романе викторианской картины мира (выбрать эпизоды, характеризующие викторианский семейный уклад, домашний очаг, воспитание, кодекс джентльмена, викторианскую мораль и манеры).

INTERNET-источники по темам романтизма:


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 905; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!