А. фон Шамиссо «Удивительные приключения Петера Шлемиля» (1814) .



Методические рекомендации

Для проведения лабораторных, практических и семинарских занятий

Как правило, практическое занятие проводится после того как прослушана лекция по соответствующей теме, чтобы студент смог воспользоваться тем теоретическим и/или историко-литературным материалом, с которым он познакомился в аудитории. Но практическое занятие может и опережать лекцию, и в этом случае предполагается самостоятельное изучение отдельных разделов учебной программы.

От практического занятия семинар отличается прежде всего тем, что на обсуждение выносится не одно художественное произведение, а два или три, при этом сопоставляется художественный язык нескольких авторов, выясняется сходство и отличия на уровне жанра, композиции, образов главных персонажей и т.д.

Для подготовки к практическому занятию или семинару необходимо завести отдельную общую тетрадь. В ней следует записывать имена персонажей, перечень ключевых моментов в сюжете изучаемых произведений, цитаты из художественных текстов, делать заметки в процессе работы над текстом и во время занятия в аудитории. Основное место отводится конспектам научной литературы по темам практических занятий.

Сама подготовка к практическому занятию/семинару предполагает ряд этапов.

На первом этапе подготовки нужно внимательно прочитать текст, разобраться в соотношении фабулы или сюжета. Чем более вдумчиво прочитано художественное произведение, тем легче будет его проанализировать, определить авторскую сверхзадачу (концепцию), по достоинству оценить его художественный язык. Устный ответ значительно выиграет, если на практическом студент процитирует наизусть отрывок текста, а если это лирическое произведение, то продекламирует целиком.

Обязательный элемент подготовки к практическому занятию/семинару – чтение художественного произведения В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ.

Второй этап подготовки предполагает ознакомление с вопросами, вынесенными на практическое занятие. Планы практических занятий к соответствующим курсам содержатся в методических пособиях к соответствующим курсам, в разделе ПРАКТИКУМ КУРСА. Они состоят из 5-6 вопросов, касающихся наиболее актуальных проблем изучаемого произведения. Очень важно также усвоение новой терминологии, встречающейся в плане практического занятия. Краткое определение терминов дано в разделе ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ КУРСА методических пособий.

Третий этап подготовки включает в себя составление конспекта научных источников, их список прилагается к плану практического занятия и насчитывает 5-10 позиций. Из этого списка необходимо выбрать и законспектировать две-три научные работы. Составление конспекта предполагает и его правильное оформление:

1. Имя (отчество), фамилия исследователя, например: С.С. Аверинцев, Михаил Бахтин и т.п.

2. Полное название источника (статьи, раздела, книги, монографии).

3. Выходные данные, т.е. где и когда была издана научная работа, общее количество страниц.

Составление конспекта требует определенных навыков. Не следует излагать в нем, то, о чем можно прочитать в любом учебнике: биографические данные, творческий путь художника, банальные фразы и клише наподобие – «выдающийся поэт», «великий художник» и пр. Главное внимание необходимо уделять анализу художественного текста, выяснению таких, например, вопросов как особенности жанра, конфликта, повествования, своеобразие художественного языка и пр.

Идеальный конспект – это изложение квинтэссенции (сущности) научного исследования, небольшой по объему текст, в который включены основные положения источника (не больше 1/8 от первоначального текста). Также в конспект можно включить наиболее глубокие по смыслу и яркие по форме высказывания цитируемого литературоведа.

Независимо от того, цитируется первоисточник дословно или тезисно передается основные положения работы, необходимо указывать номера законспектированных страниц.

Существует два подхода к конспектированию материалов по теме практического занятия – по вопросам плана и отдельно по статьям/монографиям. Второй подход предпочтительнее, так как он позволяет сохранить логику рассуждений автора и его концепцию. С другой стороны, конспектирование по вопросам позволяет быстрее сориентироваться в процессе ответа на практическом занятии. В зависимости от того, какую форму конспектирования выбирает студент, необходимо соблюдать следующие правила:

· при конспектировании по вопросам на полях следует указывать выходные данные каждого источника и номер страницы;

· при конспектировании источника целиком следует на полях указывать номер страницы, откуда взят тот или иной фрагмент текста, а также вопрос семинара, к которому относится данный материал.

В процессе подготовки к занятию могут быть использованы не только печатные издания (книги, журналы), но и материалы из Internet. Их также необходимо конспектировать от руки, чтобы к процессу усвоения и осмысления информации подключалась также и моторная память, способствующая запоминанию. В качестве дополнительных материалов на практическом занятии можно использовать распечатки, но только в том случае, если они проработаны, т.е. в них выделены ключевые идеи, на полях сделаны пометки о том, к какому вопросу семинара относится тот или иной абзац.

Накануне семинара следует обязательно перечитать конспект, сделать необходимые пометки, продумать ответы на вопросы плана. Наличие конспекта на практическом занятии/семинаре ОБЯЗАТЕЛЬНО, в противном случае, оно не будет зачтено. Конспект, написанный после даты проведения занятия никакой практической ценности не имеет.

 

Практическое занятие №1

 

А. фон Шамиссо «Удивительные приключения Петера Шлемиля» (1814) .

( A. von Chamisso “Peter Schlemihls wundersame Geschichte”)

1. Особенности жанра, проблематика.

2. Реальное и фантастическое в повести: изображение немецкой действительности, тлетворная сила золота, роль фантастики в повествовании.

3. Фольклорные мотивы и образы. Образ Черта. Проблема тени.

4. Идеалы и положительный герой Шамиссо. «Энтузиасты» у Э.-Т.-А. Гофмана и А. Шамиссо.

5. Особенности художественного метода Шамиссо в повести, связи с просветительской традицией.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1) Манн Т. Шамиссо. - Собр. соч. в 10-ти тт. - М.: ГИХЛ, 1960, т.9, сс. 451-478.

2) Самарин Р.М. Шамиссо / История немецкой литературы. - М., 1966, т.3.

3) Сверстняк Є. Казка про трагедію втрати // Шаміссо А. фон. Дивні пригоди Петера Шлеміля. - К.: Дніпро, 1966, сс. 120-138.

4) Федоров Ф.П. Пространственно-временная структура художественного мира «Удивительной истории Петера Шлемиля» А. Шамиссо // В сб.: Художественное пространство и время. - Даугавпилс, 1987, с. 13-31.

 5) Шамиссо А. Избранное. Пер. с нем./ Предисл. Е. Маркович. – М.: Худ. лит., 1974.

 

Практическое занятие №2

В.Скотт «Айвенго» (1820)

1. Роль В. Скотта в создании исторического романа.

2. Проблематика, характер конфликта и его романтическое осмысление, особенности композиции и сюжетостроения.

3. История и вымысел; приметы времени, историзм и социальная обусловленность в изображении героев и конфликтов.

4. Проблема народа и государственной власти.

5. Система образов; исторические, фольклорные и вымышленные персонажи. Положительный герой. Социальные и этические идеалы автора.

6. Художественные особенности романа.

7. Особенности творческого метода В. Скотта и его влияние на дальнейшее развитие литературы. В.Г. Белинский о В. Скотте как творце романа нового типа.

ЛИТЕРАТУРА:

1) Белинский В.Г. Избр. произв.: в 3-х тт. - Т.1, с. 444-445, т.2, сс. 23-24, 40-41, 225.

2) Бальзак о Вальтере Скотте // Бальзак О. Собр. соч. в 24-х тт. – М., 1960. – Т.24.

3) Бельский А.А. Английский роман 1800-1810 гг. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1968.

4) Бельский А.А. Английский роман 1820-х гг. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1975.

5) Вальтер Скотт. Библиографический указатель. – М., 1958.

6) Вексельман В.М. О путях развития английского исторического романа ХІХ века // Реализм в зарубежных литературах ХІХ-ХХ вв. – Саратов, 1989.

7) Дайчес Д. Сэр Вальтер Скотт и его мир. - М.: Радуга, 1987.

8) Долинин А.А. История, одетая в роман: Вальтер Скотт и его читатели. – М.: Книга, 1988.

9) Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. - М.: Наука, 1978.

10) Клименко Е.И. Проблемы стиля в английской литературе. - Л.: ЛГУ, 1959. Гл.2.

11) Клименко Е.Л. Английская литература первой половины ХІХ века: очерк развития. В. Скотт. – Л., 1971.

12) Орлов С.А. Исторический роман В. Скотта. - Горький: изд-во Горьк. ун-та, 1960.

13) Пирсон Х. Вальтер Скотт. – М., 1983.

14) Пушкин А.С. О романах Вальтера Скотта. - Собр. соч. в 10 т. - М.: Худож. лит., 1962. - Т. 6, с.303.

15) Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. - М.-Л.: Худож. лит., 1965.

16) Яськова Н.М. Проблема героя в англо-шотландском историческом романе первой половины ХІХ века // Художественное осмысление и действительность. - М., 1988. - С. 115-122.

 

Самостоятельная работа с текстом романа В.Скотта «Айвенго»:

1. Приметы времени в романе. Выбрать в тексте романа описания быта, событий, традиций, характерных именно для воссозданной в романе эпохи.

2. Какие легенды, сюжеты старинных баллад использует в романе В.Скотт? Найти их и проанализировать. Какова их роль?

3. Как в романе сочетается историческая правда и художественный вымысел? Показать на примере образа короля Ричарда Львиное Сердце. Причины отступления от исторической достоверности.

4. Проанализировать 1 главу романа. Какие черты времени отразились в разговоре Гурта и Вамбы.

5. Сравнить описания замков Седрика и Фрон де Бёфа. Как в описании жилищ отражено своеобразие времени, обычаи саксов и норманнов?

6. Как связана система образов романа с основным конфликтом. Как вы его определяете?

7. Функция образа Айвенго. Определите связь Айвенго с другими персонажами. Как он связан со всеми затронутыми проблемами в романе (государственной, национальной, религиозной, семейной, любовной)?

8. Мотив страсти в романе «Айвенго». С каким образом в романе, прежде всего, соотносится эта важная категория для романтической эстетики? 

9. Связь семейного (отцов и детей), любовного, национального и государственного конфликтов в романе. Какой из них обуславливает остальные?

10.  Образ Бриана де Буагильбера. Проанализировать его диалоги с Ревеккой. Как раскрывается его характер в этих диалогах. Связь образа с романтической концепцией личности.

11. Образ Ревекки. Функция портрета. Как передается в романе национальный колорит, какова его роль.

12. Эпиграфы в романе. Выбрать одну главу и проанализировать функцию эпиграфа.

13. Образ леди Ровены. Проанализировать финальную сцену встречи Ровены и Ревеки.

 

Практическое занятие № 3.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 1470; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!