СПАСО-СУМОРИН ТОТЕМСКИЙ мужской монастырь, 18 страница



С. В. Булгаков 

 

ТОЛОКА.См.: ПОМОЧИ.

 

ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (24.08.1817–28.09.1875), русский прозаик, поэт, драматург. Детство провел в Черниговской губ. в имении своего дяди Алексея Перовского (известного в литературе под псевд. Антона Погорельского), поощрявшего рано пробудившиеся у мальчика литературные интересы.

В 1834 Толстой выдержал экзамен в университете и был зачислен «студентом» в Московский архив министерства иностранных дел. В 1837 был прикомандирован к русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, в 1840 возвратился в Россию и был назначен чиновником в канцелярию по законодательству.

Впервые в печати Толстой выступил с фантастической повестью «Упырь». В 1840–е Толстой писал много, но напечатал лишь одно стихотворение, все же написанное в это время появилось в печати значительно позже.

В 1850–е Толстой вместе с своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создает образ Козьмы Пруткова, от имени которого они выступают с литературными пародиями и сатирами. С 1854 стали появляться в «Современнике» лирические стихи Толстого и прутковские сатиры. Эти годы были самыми плодотворными в творчестве писателя. Выйдя в 1861 в отставку, он жил в деревне под Петербургом или в Черниговской губ., изредка наезжая в столицы. Творчество Толстого многожанрово. В 1867 вышел первый сборник его стихотворений. В 60-е им написаны роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия: «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870), высшее его художественное достижение; ряд баллад и сатир.

Последние годы жизни Толстой тяжело страдал от расстройства нервов, облегчая боль приемами морфия. Умер он в имении Красный Рог в Черниговской губ.

Творчество Толстого, проникнутое любовью к здоровой земной жизни, русской природе и родине, отразило движение русской литературы от романтизма к реализму, достижения которого сказались в ясности и точности изображения природы, в верности и глубине раскрытия душевных переживаний, в сатирическом обличении крепостничества.

 

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (29.12.1882/10.01.1883–23.02.1945), русский прозаик, публицист, драматург. Воспитывался на хуторе под Самарой в доме отчима. Учился в Петербургском технологическом институте и в Художественном училище. Первые публикации — стихи. Распаду помещичьей усадьбы посвящена ранняя проза Толстого («Заволжье», 1910, романы «Чудаки», 1911, и «Хромой барин», 1912).

С началом Первой мировой войны в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей» неоднократно выезжает в зону боевых действий, привозя оттуда очерки и заметки о патриотизме и мужестве русских воинов. Меняются литературные пристрастия Толстого; разочаровавшись в декадентском искусстве, он резко осуждает его за безжизненность и никчемность.

Февральскую революцию Толстой принимает восторженно, но Октябрьский переворот рушит его идиллические надежды: гибнут два его родных брата, расстреляны дядья, несколько родственников умирают от голода и болезней. «Физически возненавидев большевиков» как виновников смуты, Толстой уже в 1918 через Одессу перебирается во Францию, затем в Германию.

Эмигрантские годы писатель назовет позднее «самым тяжелым периодом всей своей жизни». Бытовая неустроенность отягощалась его несовместимостью с эмигрантской средой, в целом не разделявшей его безоглядную веру в русский народ. Преодолевая гнетущее одиночество, писатель пишет пронизанные воспоминаниями о прошлом повести «Детство Никиты» и «Приключения Никиты Рощина» (1922) и фантастическую повесть о прекрасном мире всеобщего счастья и справедливости «Аэлита» (1923).

В эмиграции написан роман «Сестры» (1919–22), 1-я часть будущей трилогии «Хождение по мукам».

В 1922 Толстой публикует «Открытое письмо Н. В. Чайковскому», объясняя ему причины своего разрыва с белой эмиграцией и признавая советскую власть как единственную силу, способную спасти Россию. С программой «укрепления нашей великодержавности» в 1923 Толстой с семьей возвращается на родину.

В последующие годы наряду с многочисленными рассказами и повестями Толстой пишет вторую и третью книги «Хождения по мукам» — «Восемнадцатый год» (1928) и «Хмурое утро» (1941).

В 30-е, наряду с откровенно неудачными «официальными» повестью «Хлеб» (1937) и пьесой «Путь к победе» (1938), писатель пишет один из лучших исторических романов в русской прозе «Петр I» (1930–45, третья часть завершена в годы войны).

Публицистический дар Толстого с особой силой раскрывается в годы Великой Отечественной войны . Он написал свыше 60 патриотических статей (в т. ч. знаменитый очерк «Родина», 7 ноября 1941), фронтовой цикл «Рассказы Ивана Сударева» (1942–44), драматическую трилогию «Иван Грозный».

Из-за болезни писателя остался неосуществленным замысел писателя о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне.

 

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (28.08.1828–7.11.1910), граф, русский писатель. Родился в имении Ясная Поляна Тульской губ. Получил первое начальное домашнее образование. С 1844 учился в Казанском университете, сначала на восточном факультете, затем на юридическом. В 1847 оставил университет и возвратился в Ясную Поляну.

В 1851, поступив на военную службу, Толстой отправился на Кавказ. Здесь он написал автобиографические повести «Детство», «Отрочество» (опубл. в 1852 и 1854). Позднее (в 1857) вышла последняя повесть этой трилогии, в которой Толстой выразил стремление личности к постижению своей сущности, к нравственному совершенствованию. Служба и участие в военных действиях на Кавказе (1851—53) дали Толстому богатые впечатления об армейской жизни, о быте коренных народов, что потом получило отражение в рассказах и повестях Толстого. В 1854 Толстой добровольно отправился в действующую Дунайскую армию, а с ноября 1854 участвовал в обороне Севастополя , запечатленной в «Севастопольских рассказах» (1855–56).

В 1856 Толстой вышел в отставку в чине поручика, сотрудничал в журнале «Современник» . В к. 1850–х принял участие в обсуждении проектов крестьянской реформы. Толстой дважды ездил за границу: в 1857 во Францию и Швейцарию, в 1860—61 — во Францию, Англию и Германию.

Возвратившись в Россию в 1861, Толстой принял участие в проведении реформы 1861, был мировым посредником в Крапивенском у. Тульской губ., защищал интересы крестьян, что вызвало неудовольствие местных помещиков и отстранение Толстого от должности. В 1859 им была создана яснополянская школа для крестьян (действовала до 1862).

В течение 20 лет (до 1882) Толстой жил с семьей в Ясной Поляне, изредка наезжая в Москву. В этот период им были написаны эпопея «Война и мир» (1863–69), роман «Анна Каренина» (1873–77), «Азбука» для детей (1871–72), «Новая азбука» (1874–75), 4 выпуска «Русских книг для чтения». В н. 1880–х происходит разрыв Толстого с той средой, к которой он принадлежал по своему рождению и воспитанию, отказ от прежнего образа жизни. Он теоретически обосновывает свое миропонимание в «Исповеди», «Исследовании догматического богословия», «Соединении и переводе четырех Евангелий» и особенно в трактате «В чем моя вера», создает свою религиозно-философскую систему. Толстой призывал к преобразованию общества путем морально-религиозного самоусовершенствования, отказа от всякого насилия (проповедовал тезис «непротивления злу насилием»).

Толстой стал всемирно известным писателем и мыслителем, имевшим почитателей и последователей в России, Западной Европе, в Индии, Японии и др. странах. В 1880–х —90-х им были созданы романы и повести, в которых обсуждались насущные проблемы современности в социальном и религиозно-философском аспектах: «Воскресение» (1889–99), «Смерть Ивана Ильича» (1884–86), «Крейцерова соната» (1887–89), «Хаджи-Мурат» (1896—1904), драмы «Власть тьмы» (1887) и «Живой труп» (1900), комедия «Плоды просвещения» (1891). В 1884 по инициативе Толстого в Москве было основано просветительское издательство «Посредник», издававшее для народа доступную по цене художественную, научно-популярную и нравоучительную литературу.

За выступления против Православной Церкви Толстой в 1901 был отлучен от нее.

28 октября 1910 Толстой тайно ушел из Ясной Поляны и направился в Оптину пустынь , возможно, чтобы совершить обряд покаяния, но по дороге простудился и заболел воспалением легких. Чтобы спасти душу грешника, отлученного от Церкви, на станцию, где лежал больной Толстой, приехал святой оптинский старец Варсонофий . Однако враги Христовой веры, окружавшие Толстого, не допустили русского святого к умирающему писателю.

7 ноября Толстой скончался без покаяния на ст. Астапово Рязано-Уральской ж. д. Похоронен в Ясной Поляне без церковного обряда.

В. Ф. 

 

ТОЛСТОЙ Федор Павлович (10.02.1783–13.04.1873), граф, русский медальер, скульптор, художник. Участвовал в оформлении храма Христа Спасителя . Рисунки к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька». Один из руководителей Петербургской Академии художеств .

 

ТОЛШЕВСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ мужской монастырь в Воронежской еп., находится на правом берегу р. Усмани в 40 км от Воронежа. Основан в 1-й пол. XVII в. отшельником Константином. В н. XX в. имел два каменных храма: во имя Всемилостивого Спаса и Успения Божией Матери. В монастырской библиотеке хранились книги XVII — XVIII вв.

 

ТОМСК , центр Томской обл. и Томского р-на. Расположен на юго-востоке Западно-Сибирской равнины, на правом берегу р. Томи, в 60 км от ее впадения в Обь, и на берегах р. Ушайки. Население 473 тыс. чел.

Основан в 1604 как русская крепость в бассейне Томи. С 1629 — центр области, торгово-ремесленный центр Сибири. В 1719 Томск причислен к Енисейской провинции, в 1726 — к Тобольской, с 1782 областной город Тобольского наместничества. Со строительством Сибирского тракта Томск приобрел важное значение в транзитной торговле; были развиты кожевенное и мыловаренное производства, кузнечное и столярное ремесла. Население Томска и окрестных деревень занималось извозом. С 1804 Томск — центр Томской губ. Добыча золота в Томской и Енисейской губерниях с к. 1830–х усилила торговое и транзитное значение Томска. При строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали в Томске в 1896 была проложена железнодорожная ветка, построены железнодорожные мастерские, город начал быстро расти и приобрел роль крупного экономического и культурного центра Сибири. В 1880 здесь основан первый в Азиатской части России университет, в 1896 — первое в Сибири высшее техническое учебное заведение — Технологический институт.

 

ТОРГОВАЯ КАЗНЬ , публичное наказание, применявшееся на Руси в XV—XIX вв. Во время торговой казни виновного били кнутом на торговой площади (отсюда название) или в других общественных местах. В к. XVIII в. от торговой казни освобождались дворяне, духовенство и купцы. Отменена в 1845.

 

ТОРЖОК , город в Тверской обл., центр Торжокского р-на. Расположен на Торжковской гряде, на р. Тверце (приток Волги). Население 50 тыс. чел.

Славянское поселение на территории Торжка существовало уже в XI в. Впервые упоминается в летописи под 1139 в связи с захватом его суздальским кн. Юрием Владимировичем Долгоруким . В XII—XV вв. Торжок (назывался также Новый Торг) — центр Новоторжской волости, входившей в состав Новгородской феодальной республики; важный пограничный форпост на юго-восточных границах владений Великого Новгорода. Ввиду своего ключевого положения Торжок в XII—XVII вв. свыше 20 раз подвергался нападениям, трижды был полностью разрушен и возрождался вновь. С 1478 в Московском государстве; был пристанью на водном пути из Новгорода в Москву, ямской станцией на сухопутной дороге в столицу. С постройкой в н. XVIII в. С.-Петербурга Торжок — промежуточный пункт на тракте Москва — С.-Петербург. С XV в. развивались гончарное, плотницкое, золотошвейное ремесла, с н. XIX в. кожевенное, обувное, кузнечное.

Архитектурные памятники: деревянная Старовознесенская церковь (1653), Новоторжский Борисоглебский монастырь (основан в 1038; собор 1785–96, арх. Н. А. Львов), Новоторжский Воскресенский монастырь (известен с XVI в.), бывшие здания присутственных мест, Городской управы (все 2-й пол. XVIII в.), Путевой дворец Екатерины II (1770–е), Спасо-Преображенский собор (1822) и др.

 

ТОРОПЕЦ , город в Тверской обл., центр Торопецкого р-на. Расположен на западе Валдайской возвышенности, у истока р. Торопи из озера Соломено. Население 17,5 тыс. чел.

Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1074 как город Смоленского княжества, до XII в. принадлежал Новгороду. С 1167 центр удельного княжества. В XIII — 1-й пол. XIV вв. Торопец неоднократно подвергался нападениям литовских феодалов, в сер. XIV в. Торопец захвачен литовским кн. Ольгердом, вошел в состав Великого княжества Литовского. В 1503 отвоеван русскими войсками, вошел в Московское государство. В XVI—XVII вв. один из значительных торгово-ремесленных центров на западной границе Русского государства. С XVIII в. развивалась выделка кож. После строительства в 1905–07 торопецкого участка железной дороги Бологое — Полоцк город стал центром торговли лесоматериалами.

Архитектурные памятники: комплекс Троицкого Небина монастыря (осн. в 1592), Корсунско-Богородицкий собор (1795–1804); церкви — Богоявленская (1751—71), Никольская (1666), Покровская (1766), Иоанна Предтечи (1703–04), Казанская (1698–1765) и др.

 

ТОСНО , город в Ленинградской обл., центр Тосненского р-на. Расположен на берегу р. Тосны (приток Невы). Население 35 тыс. чел.

Впервые деревня Тосно упоминается в 1500; входила в состав Водской пятины Новгородской феодальной республики. С н. XVIII в. ямская станция на дороге от С.-Петербурга до Москвы. К к. XVIII — н. XIX вв. Тосно становится самым крупным населенным пунктом и почтовой станцией на Московском тракте.

 

ТОТЕМСКИЙ монастырь. — См.: СПАСО-СУМОРИН ТОТЕМСКИЙ монастырь.

 

ТОТЬМА , город в Вологодской обл., центр Тотемского р-на. Расположен на р. Сухоне (порт). Население 11 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1137 как погост Тодма. В 1500 в 15 км ниже погоста по р. Сухоне, близ р. Ковды, были обнаружены соляные источники и заложены соляные варницы (одни из старейших в России), у которых основан посад Соль Тотемская. В 1539 посад разорен казанскими татарами, жители его переселились на берег р. Сухоны, где в 1554 был основан Спасо-Суморин монастырь (в 1555 получил право беспошлинного производства соли и торговли ею). Возле солеварен вырос новый экономический и административный центр волости — Тотьма. В 1565 Тотьма зачислена в опричные города. В XVI—XVII вв. крупный центр солеварения (ежегодно производилось от 50 до 170 пудов соли) и важный торговый пункт на пути к Белому морю. В XVII—XVIII вв. местные купцы вели большую торговлю с Сибирью, Тотьма была значительным складским пунктом заграничных товаров. Во 2-й пол. XVIII в. на средства тотемских купцов было снаряжено 20 экспедиций на Аляску, на Лисьи острова. Один из первооткрывателей русской Америки И. А. Кусков , уроженец Тотьмы, основал в 1812 крепость Форт-Росс близ г. Сан-Франциско и 10 лет был ее правителем.

Дома-музеи морехода Кускова, поэта Н. М. Рубцова . Архитектурные памятники: церкви Входоиерусалимская (XVIII в.), Рождества (1793) и др., деревянные жилые дома с декоративной резьбой.

 

ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ. — См.: ВЕЛИКАЯ СИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ.

 

ТРАПЕЗА (застолье), вкушение пищи с соблюдением благочестия и благообразия.

Сложный комплекс благочестивых представлений и устойчивых норм поведения был связан со столом, застольными местами, порядком потребления пищи. Одна из активных корреспонденток, отвечавших на программу Этнографического бюро кн. Тенишева , Зорина Варвара, дочь местного священника, собравшая в к. 1890–х материал о повседневной жизни ряда волостей Жиздринского у. (Калужская губ.), сообщила существенные сведения о взглядах русских крестьян на стол, за которым совершалась семейная трапеза в их собственной избе. Стол четко связывался в крестьянском сознании с престолом Божиим в церкви. К столу относились, как к святыне. Это проявлялось, в частности, в том, что стать ногами на стол считалось святотатством. При переходе в новую избу первым из мебели вносили стол и, поставив его, молились на четыре стороны.

В любой крестьянской избе по всей территории расселения русских стол ставился в переднем (красном, святом) углу, где располагались иконы, и место «под святыми» считалось самым почетным: здесь усаживался хозяин или наиболее уважаемый из гостей. Далее рассаживались по старшинству. За стол садились все члены семьи, а если были работники — то и они тоже. Всех присутствующих в это время в избе по какому-либо поводу приглашали обедать. Если младшим не хватало места на скамьях, то они ели стоя, либо же в очень больших семьях собирали 2 — 3 обеда. При обилии людей в застолье детей иногда отсаживали на полок (полати) и там кормили.

В некоторых местах сохранялось определенное устойчивое распределение мест в застолье между членами семьи. Так, П. Пешков, сын крестьянина из Усть-Вельской вол. Вельского у. Вологодской губ., описал в 1899 следующий постоянный порядок размещения семьи за едой: большак садится на угол стола по мужской лавке (т. е. стоящей вдоль досок пола, женская — поперек); большуха, которая подает кушанья, садится на стуле или на скамье у угла, направленного к середине избы и к печке; молодуха — на углу, «накрест» с большаком; молодой мужик или парень — на углу «в сутках», т. е. на почетном месте под иконами. Мальчики сидели за едой между мужиками вдоль стола, а девочки — между молодухой и отцом; девка молодая, если в семье было много детей, садилась на скамейке с матерью, если же детей не было — рядом с молодухой. Это же описание позволяет нам представить себе, что видели сидящие за столом. «В переднем углу — большая божница, на ней — большая икона «Троеручицы», писанная на дереве в Шенкурском женском монастыре, где живут в монахинях сестра и дочь Андрея Семеновича (хозяина. — М. Г. ) . В простенках — картины: 1) Сотворение мира и жизнь первых людей — тоже из Шенкурска; 2) Два портрета — царя и царицы, литографии чьей — не упомню. Картины царя и царицы сверху украшены большими крыльями, в виде орла».

Перед едой все молились. Молитва начиналась по почину хозяина. Во время обеда было принято молчать либо же вести серьезные разговоры. Старики не позволяли молодым смеяться за обедом. Из Галичского у. Костромской губ. корреспондент В. Решеткин даже писал, что пустословие и смех во время еды «строго преследуются» стариками. Детям говорили: «Што гогочешь? Ты гогочешь, а в ложку-то тебе бес кастит!»

За столом полагалось сидеть смирно, не болтать ногами. Распространено было представление, что болтающий ногами качает на них черта. Детям в этом случае говорили: «Али беса на ногу посадил, да качаешь?» Существовало в народе убеждение: если за столом бранятся, то ангел Господень отходит от стола и начинает горько плакать, а на его место является дьявол и радуется.

За едой проявляется особое отношение к хлебу. Хлеб — дар Господень, «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сорить крошками хлеба считается грехом. Тщательно следили, чтобы крошки не упали на пол, не были растоптаны, поэтому кусок старались разламывать над чашкой. Упавшие на стол крошки собирали и съедали. Нередко неосведомленные люди оценивают такие поступки как проявление ненужной скупости или застарелую привычку бедняка. На самом деле основа этих норм народной этики — чисто духовная: отношение к хлебу как к святыне. «Крестьянка никогда не скажет «делать хлебы», а всегда — «творить хлебы»; самое действие это совершается постоянно с молитвою, как священнодействие», — писал А. Балов.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!