СПАСО-СУМОРИН ТОТЕМСКИЙ мужской монастырь, 15 страница



Слово, внимание к нему — одна сторона русской театральной эстетики. Не менее важна и другая. «От избытка сердца говорят уста», — сказано в Писании. Наш театр — не только прибежище разума, «кафедра» знаний, но и школа нравственных чувств: «Глаголом жги сердца людей» (курсив мой. — М. Л. ). Такой взгляд на назначение и природу искусства был связан с пониманием того, что сумма знаний, умозрительно усвоенных норм и правил сама по себе еще не делает человека совестливым, добрым и честным. Глубина и действенность наших прозрений определяется тем, выстраданы ли они, подкреплены ли опытом эмоциональным. Гражданская и нравственная чуткость зрителя зависит от возможности со-чувствия, со-переживания. Эти душевные свойства нуждаются в воспитании и упражнении, как и другие. И русский театр в этом смысле — могучая сила. Это великолепно понимал уже А. П. Сумароков (чей талант и универсальность недооценены): «Трудится тот вотще, кто разумом своим лишь разум заражает: не стихотворец тот еще, кто только мысль изображает, холодную имея кровь, но стихотворец тот, кто сердце заражает».

Потому и «ум» Пушкина требовал от русского драматического писателя прежде всего «истины страстей и правдоподобия чувствований». Лишь такое искусство может наиболее глубоко и полно захватить зрителя, заставить его не только понять, но и пережить совершающееся на подмостках, эмоционально обогатить его опыт, оставить в душе неизгладимые следы. «Голые тенденции и прописные истины недолго удерживаются в уме, — писал замечательный драматург А. Н. Островский, — они там не закреплены чувством... Но чтобы истины действовали, умудряли, убеждали — надо чтобы они прошли прежде через души... Иметь хорошие мысли может всякий, а владеть умами и сердцами дано только избранным».

Разрабатывая принципы русской актерской школы, Станиславский назвал ее «искусством переживания». Утверждая, что ценность искусства определяется его духовным содержанием, великий реформатор театра полагал, что полноценно выявить, воплотить его способно только творчество, опирающееся на принцип естественного переживания, на живую природу человека-артиста: «Легче всего воздействовать на ум через посредство сердца, и этот верный путь по преимуществу избрало для себя наше искусство».

Не только раскрыть внутренний мир героя, но и увлечь им. Так кристаллизовалась самобытная основа нашей сцены: ее язык — язык сердца, сердца доброго, чистого и возвышенного.

На всем протяжении отечественной истории театра его лучшие представители воспринимали сцену как универсальное средство совершенствования человека. Их привлекали жизнетворческие, созидательные возможности театрального искусства. Так понимали его назначение и крупнейшие идеологи русского театра — А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. С. Щепкин, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой. Большой вклад в разработку концепции национальной сцены внесли статьи В. Г. Белинского, А. А. Григорьева, А. И. Герцена. В XX в. успешно развивали театральную методологию мхатовские воспитанники режиссеры А. Д. Попов, М. Н. Кедров, замечательный театровед В. Н. Прокофьев.

Кроме МХАТа цитаделями национальной театральной школы и в XX в. оставались старейшие (императорские, а в советскую эпоху именовавшиеся академическими) коллективы — Малый театр в Москве, Александрийский театр в Петербурге-Ленинграде. В этом русле работали и многие театры в провинции, среди которых наиболее заметными были Ярославский, Нижегородский, Казанский, Саратовский, Харьковский.

После 1917 русский театр, как и вся культура, подвергся мощному, разрушительному по своим результатам, политическому и организационному давлению: еврейские большевики стремились превратить его в орудие своей пропаганды, подчинить догмам марксистской эстетики и фальшивой методологии т. н. «социалистического реализма». Лишь громадный творческий потенциал, накопленный ранее, и сила консервативной культурнической инерции позволили русскому театру в первые советские десятилетия выжить и оказывать определенное сопротивление большевистскому тоталитаризму. Ценности и идеалы русской цивилизации оживали в реалистическом и одухотворенном творчестве старейших театров, в искусстве рожденных народом, взращенных национальной почвой великих актеров, в спектаклях русской классики, в продолженной и в советское время деятельности театральных гениев Станиславского и Немировича-Данченко.

Русский народ в «немой борьбе» (А. А. Блок) с иудо-большевистскими силами все же вынуждал правящий режим идти на уступки, не допуская полного разгрома культуры. В театральном искусстве явственно обозначились ориентация на реализм и классическое наследие, противостояние авангардизму и мейерхольдовщине. В 1930–е Немирович-Данченко, направляя деятельность МХАТа, следовал своему кредо: «Самое высокое в искусстве исходит только из недр глубоко национальных ».

Однако во 2-й пол. XX в. необычайно усилилась еврейская экспансия в сферу российского театрального искусства, которое постепенно утрачивало свою национальную русскую природу и эстетику. Еврейскому захвату подверглись административный аппарат, управляющий театральным процессом, сфера театрального образования, в особенности подготовка режиссерских кадров и театроведов.

С уходом из жизни русских режиссеров и театральных деятелей «второго поколения» — А. Д. Попова, М. Н. Кедрова, Ю. А. Завадского, Н. П. Охлопкова, Б. И. Равенских, А. А. Брянцева, А. М. Лобанова, В. П. Кожича, Л. С. Вивьена, а также плеяды блистательных мастеров, игравших на сценах академических театров, — утрачиваются последние опоры национальной сценической традиции, прерывается живое преемство поколений творцов Русского Театра, подвергаются забвению и даже поруганию его каноны, его художественный камертон.

Именно национальная самобытность нашей сцены подвергалась разрушающей агрессии со стороны космополитических и воинствующе антирусских сил. Эту опасность ясно провидел Станиславский, который еще в первые послереволюционные годы резко протестовал против засилья левых, авангардистских и, в сущности, русофобских «театров и направлений». Он писал: «Далеко не все из них органичны и соответствуют природе русской творческой души артиста. Многие из новых театров Москвы относятся не к русской природе и никогда не свяжутся с нею, а останутся лишь наростом на теле». Критикуя моду на «теории иностранного происхождения», Станиславский ставил правильный диагноз: «Большинство театров и их деятелей — нерусские люди, не имеющие в своей душе зерен русской творческой культуры». По поводу одного из них — внедрившегося во МХАТ еврейского режиссера И. Я. Судакова — Станиславский весьма категорично заявлял: «В течение почти десяти лет судаковская группа не может слиться и никогда не сольется с МХТ... Это кончится плохо, сколько бы ни представлялся Судаков моим ярым последователем. У всех этих лиц другая природа. Они никогда не поймут нас».

В к. XX в. в театральном пространстве России образовалась грандиозная художественная химера с очевидными признаками духовного, нравственного и эстетического нигилизма и с преобладанием жизнеотрицающего (по отношению к России и русскому народу) настроя. Ее своеобразие — в интегральной дисгармонии, возведенной в эстетический канон. Ее основы — инородческий менталитет режиссеров («брюнетов-пессимистов», по выражению Станиславского), насильственная дрессура русских актеров, превращаемых в покорных марионеток, мещанская драматургия, создаваемая полчищами местечковых авторов, пасквилянтская интерпретация отечественной классики, изображение жизни как сплошного темного царства.

В океане русскоязычной театральной антикультуры к. XX в. скромными островками еще пока уцелевшей исконно русской сценической эстетики с присутствием неискаженной классики в репертуаре остаются московский Малый театр, МХАТ им. Горького под руководством Т. В. Дорониной , немногие провинциальные труппы. Если и они погибнут, дело возрождения Русского Театра встретит громадные трудности.

М. Н. Любомудров 

 

ТЕЛЕВИДЕНИЕ , передача зрительной информации на расстояние радиоэлектронными средствами; основоположником телевидения является русский ученый В. К. Зворыкин , создавший в 1931 в США передающую трубку (иконоскоп), сделавшую возможным развитие электронных телевизионных систем.

 

ТЕЛЕШОВ Николай Дмитриевич (29.10/10.11.1867–14.03.1957), русский прозаик. Из купеческой семьи. Организатор знаменитого московского литературного кружка «Среда» (1899—1916). Ранние очерки и рассказы написаны под влиянием А. П. Чехова . Особую литературную ценность представляет цикл «Легенды и сказки»: прежде всего навеянные народными поэтическими преданиями «Крупеничка» (1919) и «Зоренька» (1921).

После революции работал в Наркомпросе, занимаясь детской литературой. В эти годы его наиболее значительным художественным произведением стала повесть о революции 1905 «Начало конца» (1933).

Наибольшую историко-литературную ценность представляют мемуары Телешова «Записки писателя» (1925–55).

 

ТЕМНИКОВ, город в Мордовии, центр Темниковского р-на. Расположен на правом берегу р. Мокши (приток Оби). Население 9,6 тыс. чел.

Впервые упоминается в к. XIV в. (ныне с. Старый Город). Перенесен в 1536 выше по течению р. Мокши на 8 км. Входил в состав Касимовского царства. С 1779 уездный город.

 

ТЕМНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков Казанской чудотворной иконы. Находилась в Преображенском соборе г. Темникова.

 

ТЕМРЮК, город в Краснодарском крае, центр Темрюкского р-на. Расположен на северном берегу Таманского п-ова, на правом берегу р. Кубани, близ впадения ее в Азовское море. Население 36 тыс. чел.

В 1237 татары, захватив кубанские степи, построили на территории современного Темрюка город. В XIV в. здесь находилась генуэзская колония Копа. В к. XV — н. XVI вв., во время турецко-татарского владычества, город назывался Тумнев. Предположительно, название Темрюк происходит от имени кабардинского кн. Темрюка Айдаровича (Идаровича), который с помощью русских войск изгнал с Тамани татар и турок и построил здесь крепость Новый Темрюк. В 1570, после ухода русских войск, турки и татары вновь восстановили свою власть, завладели крепостью, переименовав ее в Адис. В XVII — XVIII вв. в составе Турции, с 1774 в России. В 1778 возведено Старотемрюкское укрепление. С 1793 казацкое темрюкское урочище. С 1821 местечко, с 1831 казацкий курень, с 1843 станица. С 1860 город Темрюк. В 1860–1910 уездный центр Кубанской обл.

 

ТЕНИШЕВА Мария Клавдиевна (20.05/1.06.1867–14.04.1928), русская художница и общественный деятель. Изучала живопись в Петербурге и Париже, была ученицей А. Н. Бенуа . Вышла замуж за кн. Тенишева, богатого инженера-предпринимателя, основателя крупного машиностроительного завода в Брянске. Получив возможность заниматься меценатством, основала и финансировала художественные школы в Петербурге н Смоленске, перед которыми была поставлена задача возрождения русского народного искусства. На свои средства создала музей русского искусства в Смоленске. Имение Тенишевых Талашкино под Смоленском стало одним из художественных центров России. Здесь работали самые выдающиеся русские художники н. XX в. Тенишева также субсидировала журнал «Мир искусства» . После 1917 эмигрировала во Францию, где занималась живописью по эмали.

 

ТЕРЕБЕНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в мужской Теребенской Николаевской пустыни Тверской еп., на берегу р. Мологи. Празднуется 14/27 мая.

 

ТЕРЕБЕНСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ пустынь, Тверская еп., близ р. Мологи. Основана в 1641 иноком Авраамием и сподвижником его Артемием при церкви св. Николая Чудотворца, построенной в 1492 помещиком с. Теребни Михаилом Обутковым на месте явления иконы святителя, которая и находилась здесь; икона эта обносилась с крестным ходом по всем соседним селениям. Здесь же находился список прославившейся в 1654 и не сохранившейся подлинной Теребенской иконы Богоматери, на котором Она изображена в поясе с молитвенно поднятыми руками и со стоящим у Ее лона на шаре Богомладенцем с распростертыми руками; празднование в честь этой св. иконы совершалось 14/27 мая.

С. В. Булгаков 

 

ТЕРЕБОВЛЯ (до 1944 Трембовля), город в западнорусских землях на р. Гнезна (приток Серет). Известен с 1097 как центр Теребовльского княжества. С 1199 в составе Галицко-Волынского княжества . В 1349 захвачен Польшей, с 1772 — Австрией. В 1919–39 в составе Польши. В 1939 возвращен России. Сохранились руины крепости (XIV—XVII вв.), Николаевская церковь (XVI—XVII вв.).

 

ТЕРЕШКОВА Валентина Владимировна (р. 6.03.1937), русская летчица-космонавт, первая в мире женщина, совершившая 16—19 июня 1963 полет в космос.

 

ТЕРЕЩЕНКО Александр Власьевич (1806–21.02.1865), русский археолог и этнограф. Труды по археологии причерноморских степей «Очерки Новороссийского края», «О могильниках, насыпях и каменных бабах в Екатеринославской и Таврической губерниях».

Основное сочинение Терещенко «Быт русского народа» (1847–48) в семи томах — энциклопедия русской жизни ушедших эпох. Русскую этнографию Терещенко рассматривал как постоянно развивающуюся науку, а свой труд о быте русского народа — как начало исследования, в котором примут участие многие ученые: «Изложить быт народа, — писал он, — со сколь можно должной верностью нет возможности одному человеку: это труд многих. Я старался представить его, сколько мог по своим силам, и отнюдь не думаю, чтобы мой труд не был дополнен в самое ближайшее время, и надобно желать, чтобы любители отечественной старины добавляли к нему новые сведения».

Платонов 

 

ТЕРМОЯДЕРНАЯ БОМБА, выдающееся мировое изобретение русских ученых под руководством И. В. Курчатова , впервые в мире создана в 1953 в России.

 

ТЕРНОПОЛЬ, русский город на р. Серет в Малороссии. Впервые упоминается в 1540 (название от терновых полей, на которых было древнерусское поселение Топильче, или Сопильче, уничтоженное в XVI в. татарами). В XVI—XVII вв. подвергался разорительным набегам турок и татар. Находясь на торговом пути с Востока на Запад, быстро развивался. Жители города участвовали в борьбе за возвращение России под руководством Богдана Хмельницкого ; в 1772 захвачен Австрией, в 1809—15 — в составе России, в 1815—1918 — под властью Австро-Венгрии, в 1919—39 оккупирован Польшей, в 1939 возвращен России.

Е. Ж. 

 

ТЕТЮШИ, город в Татарии, центр Тетюшского р-на. Расположен на Волге, на берегу Куйбышевского водохранилища (пристань). Население 11,6 тыс. чел.

Основан в 1574–78 (по другим сведениям, в 1555–57) как Тетюшская застава. С 1781 уездный город. В к. XIX в. основными занятиями жителей были торговля хлебом, рыболовство, обслуживание пристани.

 

ТИВЕРЦЫ, восточнославянское племенное объединение, обитавшее по Днестру до Черного моря и устью Дуная. По летописи, тиверцы в 907 в качестве союзников кн. Олега и в 944 в составе войск Игоря принимали участие в походе на Царь-град. С сер. X в. тиверцы вошли в состав Киевской Руси . Под ударами печенегов и половцев тиверцы к XII в. отошли к северу, где постепенно смешались с соседними славянскими племенами. В междуречье Днестра и Прута сохранились остатки нескольких групп славянских поселений и городищ, которые связываются с летописными тиверцами. Археологическими раскопками на городищах Алгедар, Екимауцы и др. исследованы оборонительные укрепления. Открыты остатки жилищ, ремесленных производств, обнаружены русская керамика, украшения, шиферные пряслица и др.

 

ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич (22.05/3.06.1843–28.04.1920), русский ботаник-физиолог. По окончании Петербургского университета продолжил научную деятельность под рук. А. Н. Бекетова . Его основная научная заслуга состояла в экспериментальной и теоретической разработке проблемы фотосинтеза растений. Высказал ряд теоретических положений по различным разделам физиологии растений: о водном режиме, минеральном питании и пр.

Имя Тимирязева присвоено бывшей Петровской сельскохозяйственной академии и Институту физиологии растений в Москве.

 

ТИМОФЕЕВ Петр Васильевич (12/25.07.1902–1982), русский ученый в области электроники. Окончил Московский университет . Занимался проблемами фотоэффекта, вторичной эмиссией электронов, разрядом газов и электронной оптикой.

Разработал ряд фотоэлементов, электронных умножителей, электронных ламп. Изобрел супериконоскоп.

 

ТИМОФЕЙ, апостол, священномученик († 680), празднуется 22 января/4 февраля. По крестьянским приметам, на день этого святителя приходится половина зимы, поэтому его называли Полузимником. На Тимофея же бывали сильные морозы, которые по имени этого святого назывались тимофеевскими.

 

ТИПИКОН (Устав), богослужебная книга, содержащая в себе подробное указание, в какие дни и часы, при каких Божественных службах и в каком порядке должно читать или петь молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове, Октоихе и других богослужебных книгах.

 

ТИРАСПОЛЬ, русский город на месте поселения Старой Суклеи на берегу Днестра. Основан А. В. Суворовым в 1792 как крепость «Средняя». В 1795 прикрепостное селение, с 1806 в составе Херсонской губ. Сохранились валы и рвы древней крепости.

 

ТИТ ПЕЧЕРСКИЙ, пресвитер († 28.02.1190). В Печерском монастыре жили два друга: пресвитер Тит и Евагрий, диакон. Но по диавольскому действию дружба их сменилась столь сильной враждой, что если им случалось служить литургию вместе, то они дерзали при этом не примиряться. И братии не удавалось их примирить. Однажды, по воле Божией, прп. Тит захворал и стал плакать о прегрешении своем. Он послал просить Евагрия о прощении, но тот не захотел прийти, и братия насильно привела его к болящему. Св. Тит со слезами и поклоном стал просить его: «Прости меня, отче, и благослови». Но Евагрий отвернулся от него и произнес страшные слова: «Я никогда не хочу примириться с ним, ни в сем веке, ни в будущем». Сказав это, он упал мертвым, и братия не смогла сложить ему руки и смежить веки, точно тот был уже давно мертвым. Прп. Тит встал же здоровым, как будто и не болел. Он поведал братии, что во время болезни видел ангелов, отступивших от него и плачущих о погибели души его, и бесов, радующихся по причине гнева его на брата. Поэтому Тит и послал просить прощения. Когда же он поклонился Евагрию, а тот отвернулся от него, увидел некоего немилостивого ангела, поразившего Евагрия огненным копьем. Самому же Титу тот же ангел подал руку и воздвиг его от одра болезни здоровым. С тех пор прп. Тит особенно утвердился в мире и любви к братии своей и среди подвигов предал душу свою Богу.

Память прп. Титу отмечается 27 февраля/12 марта и 28 августа/10 сентября.

 

ТИУН, первоначально княжеский или боярский слуга из холопов , вроде приказчика или дворецкого; позднее судья низшей инстанции, назначавшийся наместниками и воеводами.

 

ТИФОНТАЕВСКИЙ мужской монастырь, Владивостокская еп., в местности под названием «Тифонтаевская Сопка», Приморского края. Учрежден в 1910.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!