Православное мировоззрение в русской летописной традиции 35 страница



О. М. Рапов  

 

НИКИТИН Иван Никитич (ок. 1680 — не ранее 1742), живописец. Происходил из среды московского духовенства. Вначале обучался граверному делу в типографической школе при Оружейной палате.

Уже в ранних портретах Никитин отходит от условных приемов парсуны, стремится передать индивидуальные черты модели (портреты цесаревны Анны Петровны, царевны Натальи Алексеевны, оба до 1716).

В 1716 Никитин и его брат Роман в числе первых были посланы в Италию: в Венецию и Флоренцию. В 1719 Никитин с блестящим аттестатом вернулся в Россию. Радушно принятый Петром I , Никитин становится придворным живописцем. В портретах канцлера Г. И. Головкина, «напольного гетмана», юного барона С. Г. Строганова, написанных в 1720-е, Никитин добился точности и убедительности передачи характера личности петровского времени, достиг высокого уровня понимания натуры и профессионализма. В январе 1725 Никитин был приглашен во дворец, чтобы в последний раз запечатлеть своего покровителя («Петр I на смертном ложе»).

В 1732 Никитин с братьями был привлечен в политическому процессу, в 1737 был бит кнутом и сослан в Тобольск.

Л. Н. Вдовина 

 

НИКИТИН Иван Саввич (21.09.1824—16.10.1861), русский поэт. Родился в Воронеже в семье купца и владельца небольшого воско-белильного завода. В восьмилетнем возрасте он поступил в духовное училище, затем в Воронежскую семинарию, где у него пробудился интерес к литературе, он зачитывался Жуковским, Пушкиным и Кольцовым , которые стали любимыми его поэтами. Никитин мечтал поступить в университет, но разорение отца не позволило ему кончить даже семинарии, из которой он ушел в 1843, чтобы помогать семье. Завод был продан на уплату долгов, и вместо него отец приобрел полуразвалившийся постоялый двор, управлять которым начал Никитин. В письме о своей жизни в это время он рассказывал: «Любовь к родной литературе, к родному русскому слову не угасала во мне... Сердце мое обливалось кровью от грязных сцен; но, с помощью доброй воли, я не развратил своей души. Найдя свободную минуту, я уходил в какой-нибудь отдаленный уголок моего дома. Там я знакомился с тем, что составляет гордость человечества, там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца».

Ранние стихи Никитина относятся к 1849–54. Первое появившееся в печати (21 ноября в «Воронежских губернских ведомостях») стихотворение «Русь» было перепечатано многими газетами и принесло Никитину известность. В 1856 появился сборник его стихотворений.

В 1859 Никитин открыл книжный магазин с целью способствовать просвещению молодежи. Тяжелая жизнь, нужда, бесконечные хлопоты и огорчения, доставляемые отцом, впавшим с горя в запой, напряженные занятия поэзией в свободные от дел минуты — все это подорвало силы Никитина. Он умирает от чахотки.

 

НИКИТНИКОВ Григорий Леонтьевич († 1651), крупный русский купец, по происхождению посадский человек Ярославля. С 1614 — гость . В 1622 переехал в Москву. Вел крупные торговые операции в Европейской России, Сибири, Средней Азии и Иране. Основу его богатства составила торговля сибирской пушниной. Никитников начал с 1632 вкладывать капиталы в солеваренную промышленность. К к. 1630-х в Соликамском у. ему принадлежало 13 варниц. Помимо зависимых от него людей, на них работало св. 600 наемных работных людей. Для продажи соли Никитников имел особые дворы в Нижнем Новгороде, Коломне и др. городах. Никитников давал средства для постройки собора в Ярославле. По его заказу и на его деньги в Москве была построена церковь Троицы в Никитниках (1634). Обе церкви сохранились и являются замечательными памятниками русской архитектуры XVII в.

 

НИКИТСКИЙ женский монастырь , Московская еп., в Москве на Большой Никитской улице. Основан боярином Никитою Романовичем Юрьевым, около 1584. В монастыре находились части мощей разных угодников, часть перста вмч. Никиты и весьма чтимая икона его.

 

НИКИТСКИЙ мужской монастырь , Владимирская еп., недалеко от Переславля. Известен был в XII в. под именем лавры. В 1611 монастырь был разорен литовцами, а затем был восстановлен, благодаря щедротам царя Михаила Феодоровича . Здесь подвизался прп. Никита Столпник ; над мощами его в соборном храме его имени (освященном в 1574) была устроена серебряная, чеканной работы, рака; при ней вериги прп. Никиты. Близ храма, на месте столпа, где подвизался преподобный, был сделан каменный столп. В числе церковной утвари хранились вклады Анастасии Романовны (супруги Иоанна Грозного), Михаила Феодоровича , патр. Филарета и бояр. В церкви Благовещения замечательна художественно-вышитая икона прп. Никиты — дар Анастасии Романовны. Ежегодно 24 мая и 21 июля совершались крестные ходы из Переславля в монастырь.

С. В. Булгаков 

 

НИКИФОРОВ-ВОЛГИН Василий Акимович (настоящая фамилия — Никифоров ) (24.12.1900/6.01.1901—14.12.1941), писатель. Эпиграфом к творческому наследию Никифорова могут послужить тютчевские строки: «Утомленный ношей крестной, всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя». Многочисленные рассказы, зарисовки, миниатюры Никифорова складываются в тихую задушевную песню о России. Во времена беззаконий, гонений, обрушившихся на родную землю, в море человеческих страданий Никифоров отыскивает зерна христианской любви, рисует персонажей, которые сохраняют и несут Святую Русь в своем сердце. Это — странники, богомольцы, церковнослужители, юродивые, которые утешают страдающий народ, лечат души, очищают сердца. Все они — простые, коренные русские люди («Архиерей», «Странники», «Юродивый» др.). Один из постоянных мотивов Никифорова — умиротворение, просветление человеческой души.

Тема соединения, исцеления распадающегося мира особенно явственно звучит в рассказе «Мати-пустыня», где красноармеец, умирающий на руках матери, в родном доме исповедует свои грех и примиряется с Богом — мирная кончина его происходит «тише падения золотого листа с дерева»; в короткой новелле «Черный пожар», где боец Красной Армии спасает раненого белого, в котором вдруг увидел брата, «земляка» по России.

В безмятежно-радостные, светлые тона окрашены рассказы цикла «Земля именинница», где мир увиден глазами ребенка, приобщающегося к Православию. Христианская вера, Церковь являются для Никифорова единственной надежной опорой, соединяющей все бытие в целостный и гармоничный мир. Подобно И. С. Шмелеву Никифоров сочетает в своих рассказах яркую, образную простонародную речь с элементами церковнославянского языка.

Повесть «Дорожный посох» (1938) написана в форме дневника сельского священника, которому довелось пережить войну, революцию, арест, издевательства безбожников, приговор к расстрелу (Никифоров как бы пророчески описал свою собственную судьбу и кончину — он был расстрелян большевиками в декабре 1941). Вся книга словно тихий плач о родной земле, до боли любимой героем. «Все устали. Все горем захлебнулись. Все чают Христова утешения», — сокрушается рассказчик. Чудом избегнувший смерти, батюшка несет страдающим людям евангельский свет.

А. М. Любомудров 

 

НИКОДИМ КОЖЕЕЗЕРСКИЙ , Хозьюгский , преподобный († 3.07.1640), в миру Никита, родился в крестьянской семье в Ростове. После смерти родителей переселился в Ярославль, где занимался изготовлением гвоздей и вел скромную, богомольную и трудолюбивую жизнь. При архим. Пафнутии он поступил в московский Чудов монастырь , принял там постриг и провел 11 лет в строгих подвигах. Когда же его настоятель стал митрополитом Крутицким, св. Никодим последовал за ним на Крутицы, но через год удалился в Кожеозерский монастырь в Архангельском крае, на оз. Кожа. Поселился он в уединенном месте на берегу р. Хозюга. Здесь преподобный занимался рыболовством и обрабатывал небольшой огород. В Москве хранили о нем благоговейную память. Сам патриарх прислал ему шубу, но ее св. Никодим отдал в монастырь. Перед кончиной он пришел в монастырь, где и скончался. В 1695 его причислили к лику святых.

Память прп. Никодиму отмечается 3/16 июля.

 

НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ , преподобный (1749—1.07.1809), родился в Греции на одном из Кикладских островов — Наксосе от благочестивых родителей Антония и Анастасии Калливурси и при крещении был наречен Николаем. С ранних лет он выделялся среди сверстников остротой ума, прилежностью и духовной сосредоточенностью. Высшее образование Николай получил в малоазийском городе Смирне, где изучал богословские дисциплины и языки. В 1770 из-за турецких притеснений Николай оставил Смирну и вернулся на Наксос, где был принят митр. Анфимом в качестве секретаря. Здесь Николай сблизился с несколькими иноками, поведавшими ему о Святой горе. В 1775 он прибыл на Афон, где принял монашеский постриг с именем Никодим. Митр. Макарий (Нотар), в 1777 посетивший Святую гору, попросил Никодима просмотреть готовившуюся к изданию «Филокалию» (Добротолюбие) — сборник аскетических творений св. отцов и другие книги. С этого началось его главное монашеское послушание — переводить, писать и издавать духовные книги. Св. Никодимом было подготовлено и издано множество книг. Он перевел с латыни и значительно отредактировал книгу итальянского монаха «Невидимая брань». Переведенная на русский язык в XIX в. св. Феофаном Затворником , эта книга в наши дни стала одним из самых любимых и широко читаемых духовных сочинений в России. Николай Святогорец был удивительно кротким и смиренным иноком. Его глава ныне хранится на Афоне в келье Скуртеон в Карее. Прп. был причислен к лику святых указом Константинопольского патриарха Афинагора 31 мая 1955.

Память прп. Никодиму отмечается 1/14 июля.

 

НИКОЛА БОЛЬШОЙ КРЕСТ , церковь Николая Чудотворца в Москве на Ильинке, главная святыня русского купечества . Построена архангельскими купцами Филатьевыми в 1680–97. Пятиглавый храм сверкал нарядным блестящим убранством с бледно-голубой окраской, в несколько этажей на подклете, служил в то же время и товарным складом. В храме, по обету его создателей, воздвигнут огромный, саженной высоты, крест со 156 частицами мощей. Крестное целование ставится в связь с обычаем приводить к присяге лиц, тяжущихся в Кремле в царских приказах . Для украшения храма были приглашена самые лучшие мастера.

В 1933 церковь была разрушена еврейскими большевиками.

 

НИКОЛА ПСКОВСКИЙ БЛАЖЕННЫЙ (по прозвищу Саллос ), Христа ради юродивый († 1567), родом из Псковской земли. Согласно преданию, он спас своим вмешательством Псков от жестокой расправы во времена царствования Иоанна Грозного . В феврале 1570 государь, обвинив новгородцев в измене, предал их город страшному разорению. С большим подозрением царь относился к псковичам. Из Новгорода он отправился прямо к Пскову, жители которого пришли в трепет, прослышав об этом. Утром, после того как царь переночевал в близком от города Николаевском Любятове монастыре, все псковичи, каждый перед своим домом, поставили столы с хлебом и солью. Во время въезда в город все встали на колени, склонив головы под государеву волю. Лишь один блж. Николай, вдохновляемый Господом, не испытывал страха. После того как Иоанн вышел из собора, в котором псковское духовенство отслужило молебен, блж. Николай предложил государю кусок мяса. «Я христианин и не ем мяса в пост», — сказал царь. «Ты пьешь кровь христианскую», — ответил ему блаженный. Эти слова заставили Иоанна одуматься. И хотя некоторые богатые дома были разграблены, Псков избежал горькой участи Новгорода. Блж. Николай преставился в 1567. Благодарные псковичи погребли его в соборной церкви, где до этого хоронили только князей и епископов. И после смерти блаженный не оставил молитв о родном городе. Так, во время нашествия в 1581 польских войск на Псков некоему старцу Дорофею было видение, в котором блаженный Николай ходатайствовал к Пресвятой Богородице о спасении города. Его молитвами Псков был спасен.

Память блж. Николаю празднуется 28 февраля/12 марта.

 

НИКОЛА СВЯТОША , Черниговский, Печерский († 1143), первый русский князь, принявший иночество, сын Черниговского кн. Давида. По воле родителей Никола, носивший в миру имя Святослав, женился и стал Луцким князем (дочь его была замужем за блгв. кн. Всеволодом Новгородским ). Не по душе миролюбцу были постоянные ссоры русских князей. В феврале 1106 кн. Святослав, оставив семейство, принял постриг в Киево-Печерской обители . Здесь он с великим смирением работал в поварне, рубил дрова, носил воду, был привратником. На свои средства построил надвратный Троицкий храм и больничную церковь свт. Николая, около своей кельи развел сад. Его никто не видел праздным, все труды его сопровождались непрестанным произнесением молитвы Иисусовой (первый известный пример на Руси). Пройдя разные послушания, подвижник наложил на себя обет безмолвия, который соблюдал в продолжение тридцати лет. Он стяжал дар прозорливости и врачевания.

Память прп. Николе отмечается 14/27 октября, 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю (воскресенье) Великого поста.

 

НИКОЛАЕВ , город в Новороссии на берегу Бугского лимана Черного моря, у слияния рек Южный Буг и Ингул, морской и речной порт. Основан во время Русско-турецкой войны 1787–91, когда в 1788 здесь была построена верфь, положившая начало развитию города. В 1803–61 русский военный порт, а с 1862 и торговый порт с составе Херсонской губ. Музей судостроения и флота (1792–94), Николаевская церковь (1817), Офицерское собрание (1824).

 

НИКОЛАЕВСК-НА-АМУРЕ , город в Хабаровском крае, центр Николаевского р-на. Расположен на левом берегу Амура. Население 35 тыс. чел.

Основан в 1850 российским мореплавателем адмиралом И. Невельским как военно-административное поселение (Николаевский пост), которое в короткий срок приобрело важное экономическое и политическое значение на Тихоокеанском побережье. В 1855 сюда перенесен порт из Петропавловска-Камчатского. Город Николаевск с 1856, после образования Приморской обл. стал областным центром (до 1880). В 1872–73 порт перенесен во Владивосток.

 

НИКОЛАЕВСКАЯ ОЗЕРСКАЯ пустынь . — См.: ГОРНЕ-УСПЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ .

 

НИКОЛАЕВСКИЙ женский монастырь , Владимирская еп., в г. Переславле. Основан в XIV в. св. Димитрием Прилуцким . Разоренный поляками в н. XVII в., он вскоре восстановлен был схимонахом Дионисием († 1645). Первоначально он был мужским; в 1898 обращен в женский.

 

НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь , Курская еп., близ Рыльска. Упоминается в 1505; возобновлен ок. 1614. Здесь находилась местночтимая икона свт. Николая . Ежегодно 6 мая совершался крестный ход на острове близ с. Асмолова, места явления иконы.

 

НИКОЛАЕВСКИЙ ВЯЖИЩСКИЙ мужской монастырь , Новгородская еп., в окрестностях Новгорода, на болотистом месте, называемом Вяжищи. Время основания монастыря неизвестно; в XIV в. он уже существовал. В летописи упоминался в первый раз в 1411. В соборном храме покоились под спудом мощи прп. Евфимия , архиеп. Новгородского, здесь же находилась чудотворная икона свт. Николая , современная основанию монастыря.

С. В. Булгаков 

 

НИКОЛАЕВСКИЙ КАТРОМСКИЙ мужской монастырь . — См.: СЕМИГОРОДНАЯ УСПЕНСКАЯ пустынь.

 

НИКОЛАЕВСКИЙ КОСИНСКИЙ женский монастырь , Новгородская еп., близ Старой Руссы, на косе, образуемой реками Полистью и Снежною. Основан в XIII в. прпп. Константином и Космою Косинскими (оба ск. ок. 1240). В 1764 он был упразднен и обращен в приход. В 1890 здесь учреждена была женская община, которая в 1896 преобразована в монастырь. В притворе Николаевской церкви покоились под спудом мощи прпп. Константина и Космы.

С. В. Булгаков 

 

НИКОЛАЕВСКИЙ ЛУХОВСКИЙ мужской монастырь , Костромская еп., в Юрьевецком у., близ г. Луха. Основан в 1498 прп. Тихоном Луховским , мощи которого здесь и почивали. В монастыре находились чудотворные иконы: прп. Тихона и свт. Николая , оставшиеся невредимыми во время пожара в 1668, и празднуемая 12 ноября древнего письма Смоленская икона Божией Матери, пред которой, по преданию, молился прп. Тихон и которою он благословил братию пред своей кончиной; кроме того, в монастыре хранилось много ковчежцев с мощами, Евангелие и Апостол, писанные полууставом рукой прп. Тихона, два деревянных ковша, блюдо и семиглавый ковчег, сделанные им же, а также и соха, в которую он сам впрягался, обрабатывая со своими учениками поле.

С. В. Булгаков 

 

НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь , Екатеринбургская еп., в г. Верхотурье, Пермской и Тобольской губ., в 45 верстах от Нижнего Тагила, на берегу р. Кыртомки. Учрежден в 1893 из образовавшейся монашеской общины, начало которой было положено поселившимся здесь в 1878 иноком Адрианом, который, проведя на Афоне три года, сам принял там иночество и, вернувшись на родину, поселился в означенной местности для иноческих подвигов; с 1880 сюда стали стекаться другие ищущие уединения; была построена часовня и несколько зданий, а в 1890, с разрешения епархиального начальства, была устроена в одном из деревянных корпусов домовая церковь.

С. В. Булгаков 

 

НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОЗЕМЕЛЬСКИЙ скит . — См .:  КОРЕЛЬСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь.

 

НИКОЛАЙ (в миру Ярушевич Борис Дорофеевич) († 13.12.1961), митрополит Крутицкий и Коломенский. Учился в Петербургском университете. В 1914 принял монашество. Окончил Петроградскую духовную академию. Архимандрит Александро-Невской лавры . В 1922–24 заключен еврейскими большевиками в тюрьму. В 1939 назначен экзархом Западной Украины и Белоруссии, энергично борется с антирусским движением униатов. Во время войны один из руководителей православного патриотического движения в поддержку армии. Член комиссии по расследованию немецких преступлений на оккупированных территориях. Участник встречи руководителей Русской церкви с И. В. Сталиным в сентябре 1943, на которой фактически было восстановлено патриаршество. После войны сыграл большую роль в борьбе с подрывной деятельностью католицизма и униатства на западнорусских территориях. Решительно выступил против погромной деятельности Н. С. Хрущева против Русской Церкви, за что по требованию богоборческих властей был лишен всех церковных постов и отправлен на покой. Умер через год после отставки. Существует версия, что его смерть была ускорена спецслужбами по указанию Хрущева.

О. П. 

 

НИКОЛАЙ КОЧАНОВ , Новгородский, Христа ради юродивый († 27.07.1392), сын богатых новгородских горожан Максима и Иулиании. Мать вложила в сердце сына любовь к Богу и ближнему, научила его молитве. В детстве он не любил играть, а став взрослым, избегал общества своих веселых сверстников. Благочестивого юношу многие стали почитать. Но этого он больше всего боялся, что заставило его взять на себя крест юродства Христа ради. Он стал жить на улице, в бедной одежде, босой, притворялся потерявшим рассудок. Многие оскорбляли его, но блаженный все терпеливо сносил. Больше всего он любил бывать в церкви, поучал горожан спасению, заблудших вразумлял, а печальных утешал. Жил Николай на Софийской стороне, а на Торговой стороне жил другой Христа ради юродивый — блж. Феодор Новгородский . Обе стороны враждовали между собой. Однажды блж. Феодор появился на Софийской стороне и тут же на него напал блж. Николай. «Как ты смеешь приходить на эту сторону?» — закричал он Феодору. Спасаясь от него, тот бросился бежать к Волхову и побежал прямо по воде. Наконец Николай остановился и бросил вдогонку св. Феодору кочан капусты. Феодор подхватил его, а Николай кричал: «Феодор! Отдай кочан, он мой, не твой!» Случай с кочаном повторялся не раз, и блж. Николая прозвали Кочановым. Скончался он в 1392, в один год со своим сподвижником блж. Феодором. Похоронили св. Николая в храме Св. вмч. Пантелеимона, переименованном потом в Николо-Кочановский. С могилы его стали брать песок и воду, освящаемую в великие праздники. Память блж. Николаю отмечается 27 июля/9 августа.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!