Православное мировоззрение в русской летописной традиции 32 страница



С. Семанов 

 

«НАША СТРАНА», международная монархическая русская газета. Основана в 1948 в Буэнос-Айресе (Аргентина) И. Л. Солоневичем . Лозунг газеты: «Только Царь спасет Россию от нового партийного рабства». Главной задачей газеты было не просто патриотическое просветительство, а создание народной монархической интеллигенции, способной повести за собой русский народ. Программной установкой газеты был труд И. Л. Со-лоневича «Народная монархия». В 1940—80-х «Наша страна» сыграла выдающуюся роль в сохранении русского национального сознания за рубежом.

О. Платонов 

 

НЕВЕЛЬ , город в Псковской обл., центр Невельского р-на. Расположен на берегу оз. Невель. Узел ж.-д. линий. Население 21,6 тыс. чел.

Впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Грозного в числе городов, основанных в его царствование. С 1580 неоднократно оккупировался Польшей и Литвой. В 1772 возвращен России, получил статус города.

 

НЕВЕЛЬСКОЙ Геннадий Иванович (25.11.1813—17.04.1876), известный исследователь Дальнего Востока, адмирал (с 1874). Из семьи костромских дворян. Окончил Морской кадетский корпус (1832) и офицерские «классы». До 1846 служил на кораблях в Северном, Балтийском и Средиземном морях.

В 1849 Невельской, будучи командиром военно-транспортного корабля «Байкал», прошел с грузом из Кронштадта вокруг мыса Горн в Петропавловск-Камчатский, исследовал и составил описание о. Сахалина, доказав, что Сахалин — остров, а не полуостров, как ранее считали; исследовал Сахалинский залив, Татарский пролив, низовья Амура и др. районы Дальнего Востока. Ему покровительствовал генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский. В 1850 Невельской основал пост Николаевский (ныне г. Николаевск-на-Амуре).

В 1856 из-за трений с Адмиралтейством Невельской был отстранен от своей должности и отозван в Петербург; в 1857 назначен главой Ученого отдела Морского технического корпуса. Именем Невельского названы пролив и залив на Дальнем Востоке и город на Сахалине.

B. А. Федоров 

 

НЕВЬЯНСК , город в Свердловской обл., центр Невьянского р-на. Расположен на восточном склоне Среднего Урала, на р. Нейве. Население 28,2 тыс. чел.

Основан в 1700 как поселок Невьянский Завод в связи со строительством казенного чугуноплавильного и железоделательного завода (в 1701 передан первому из династии крупнейших заводовладельцев Демидовых ; на Невьянском заводе впервые появилось клеймо Демидовых «Старый соболь»). В 1902 здесь впервые в России было организовано производство драг для золотоплатиновой промышленности.

 

НЕДЕЛЬНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ , порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.

В воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.

В понедельник прославляются бесплотные силы — ангелы , созданные прежде человека, ближайшие слуги Божий.

Во вторник прославляется св. Иоанн Креститель , как больший из всех пророков и праведных.

В среду воспоминается предательство Господа Иудой и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются св. апостолы и св. Николай Чудотворец.

В пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).

В субботу — день покоя — прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

 

НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВИЯ , первая неделя (воскресенье) Великого поста , когда совершается торжество Православия, установленного в Греции в IX в., в память освобождения и победы православной церкви над ересями, особенно иконоборческою. Патриарх Константинопольский Мефодий установил тогда же богослужение, названное чином Православия и значительно дополненное в XII и XIV вв. Теперь чин Православия совершается в первое воскресенье Великого поста и состоит исключительно в поминовении усопших, причем молитву читает патриарх. В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как напр. Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря , и др., которые в к. XVII в. и в н. XVIII в. упоминались только в форме: «Кассиан архимандрит со товарищи», а также прибавлены новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума , многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В к. XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были:

1) множество имен, которым возглашалась вечная память и 2) имена многих гражданских преступников и всех расколоучителей, которым провозглашалась анафема. В таком виде, напечатанном в первый раз в 1767, чин Православия оставался до 1869, когда вновь был переработан. Согласно последней переработке, чин Православия совершался в кафедральных церквах после прочтения часов или пред окончанием литургии и содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. Всех анафематствований 12, и произносились они клиром от имени церкви, который трижды пел «анафема». Анафема произносилась всем: 1) отрицающим: бытие Божие и Промысл, духовность существа Божия и его свойства, равносущие и равночестность Сына Божия и Св. Духа Богу Отцу; 2) всем, отвергающим необходимость пришествия на землю, страдания и смерти Сына Божия для спасения человека, приснодевство Пресвятой Богородицы, бессмертие души, кончину века, суд и вечное воздаяние по делам, таинства, соборы и их предания, божественное происхождение царской власти и надлежащее отношение к ней; 3) всем, не приемлющим благодати искупления; 4) всем, не верующим, что Дух Святой действовал через пророков и апостолов и ныне пребывает в сердцах истинных христиан и наставляет их на всякую истину; 5) всем, отвергающим и хулящим св. иконы.

В XX в. после 1917 в чине анафематствования, кроме перечисленных выше пунктов, Русской Зарубежной Церковью была включена также анафема всем: 6) теософам и прочим еретикам, дерзающим «глаголати и пребезумному учить», что Христос не единожды являлся на землю, а множество раз; 7) масонам, оккультистам, спиритам, чародеям; 8) отступающим от православной веры и приемлющим иные на соблазн братьям нашим; 9) гонителям Христовой веры, нечестивым отступникам, поднявшим руку на Помазанника Божьего, убивающим священнослужителей, попирающим святыни, разрушающим храмы Божии, истязающим братьев наших и оскверняющим наше Отечество. Вечная память провозглашается всем, способствовавшим распространению и утверждению Православия словом, делом, писанием и жизнию, среди них поминается отдельно Константин Великий , св. Елена , Феодосий Великий, Феодосий Младший, Юстиниан, свв. Владимир и Ольга и все русские императоры и императрицы.

 

«НЕДРЕМАННОЕ ОКО», один из сюжетов русского иконописания. На иконе «Недреманное Око» Христос возлежит на ложе, подобном престолу. На крещатом сиянии вокруг Его головы — обычные греческие буквы, обозначающие имя Господне

«Аз есмь Сущий»

(Исх. 3: 14). Над возлежащим Спасителем ангел держит рипиду, как на Божественной литургии рипидой осеняется Жертвенный Агнец. Два ангела витают на небесном фоне и держат Орудия Страстей.

Богоматерь стоит обращенная к Спасителю, и положение Ее рук выражает вопрошение: «Чадо, что есть сие видение?» Христос отвечает: «Пророческие слова Симеона должны исполниться. Орудие пронзит Твое сердце. Сие великая Тайна Жертвы Моей и Воскресения».

Христос на иконе как будто спит, но глаза Его открыты. По ветхозаветному тексту,

«преклонился Он и лег, как лев»

(Быт. 49: 9). Св. Иоанн Богослов , описывая в своем Откровении явление Агнца, говорит:

«Вот лев от колена Иудина, корень Давидов... Агнец как бы закланный»

(Апок. 5: 5,7). В церковном песнопении на Страстной Неделе поется «Яко лев уснув Спасе». В древних сказаниях (бестиариях) сказано, что лев спит с открытыми глазами, охраняя своих детей, и это свойство льва приписывается символически Христу — Пастырю своих овец.

Икона «Недреманное Око» основана на благочестивой легенде, по которой Христос-Отрок на пути из Иерусалима в Назарет прилег отдохнуть. Богоматерь оберегала Его сон, и в это время ангелы предвозвестили Ей Крестное Страдание Христа.

На некоторых версиях иконы «Недреманное Око» престол, на котором покоится Христос, заменен пологим крестом, и надпись читается: «Господь Вседержитель Недреманное Око, вознесен бе на кресте».

Н. Ш. 

 

НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна (17/29.07.1873—26.06.1950), выдающаяся русская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), искусствовед. Родилась в семье народного учителя, любителя музыки, руководившего деревенскими хорами. С семи лет солировала в сельском хоре.

На формирование вокального дарования певицы огромное воздействие оказали народные песни.

В 1902 блестяще окончила Московскую консерваторию и в том же году, после успешного дебюта в партии Антониды («Иван Сусанин» М. И. Глинки) , была принята в труппу Большого театра , где выступала свыше 30 лет. Постоянным партнером Неждановой был Л. В. Собинов . Большую роль в творческой биографии певицы сыграли М. Н. Ермолова, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов.

Глубокое чувство художественной правды, простота, естественность, задушевный лиризм Неждановой гармонично сочетались с ее выдающимся вокальным дарованием и виртуозным мастерством. Голос редкой красоты, звучности, ровный во всех регистрах, кристальная чистота интонации и ясность, законченность музыкальной декламации и фразировки — составляли отличительные черты певицы.

Выдающиеся партии Неждановой — Антонида и Марфа («Царская невеста»), Людмила и Татьяна («Руслан и Людмила», «Евгений Онегин»), сказочная Снегурочка, Волхова («Садко»), Шемаханская царица («Золотой петушок»).

Большое значение имело творчество Неждановой для развития вокально-концертного исполнительства в России. Она первая и постоянная участница т. н. исторических концертов, организованных в Москве С. Н. Василенко.

В обширном репертуаре Неждановой значительное место занимали народные — русские, малороссийские и белорусские — песни.

 

НЕЖИН , город в Малороссии на р. Остёр (приток Десны). Известен с 1147 как Уненеж. В сер. XIV в. захвачен Литвой, с 1618 — Польшей. Освобожден от оккупации в 1648 Б. Хмельницким ; был полковым городом Нежинского полка (1648—1782). В 1667 окончательно возвращен России. В 1820 открыта Гимназия высших наук (Нежинский лицей). Среди ее выпускников писатели Н. В. Гоголь , Н. В. Кукольник, Е. П. Гребенка и др.

 

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (28.11/10.12.1821—27.12.1877/8.01.1878), русский поэт. В творчестве преобладают гражданские мотивы, нередко ложно понимаемые. Первый сборник стихотворений «Мечты и звуки» (1840) в романтическом духе. Вскоре Некрасов стал сотрудником «Отечественных Записок» и издал несколько альманахов (1843—46: «Физиология Петербурга», «1-е апреля», «Петербургский Сборник» и др.). В 1846 приобрел с Панаевым «Современник».

С художественной точки зрения муза Некрасова неровна: рядом со звучным стихом и поэтическим образом попадаются прозаизмы и неуклюжие строфы; лучшими следует признать «Рыцарь на час», «Мороз-Красный нос», «Русские женщины» «Крестьянские дети», «Псовая охота».

 

НЕКРАСОВСКОЕ , поселок городского типа в Ярославской обл., центр Некрасовского р-на. Расположен в устье р. Солоницы (бассейн Волги). Население 7,2 тыс. чел.

Основан в 1214 как д. Грешнево, позже переименован в Некрасовское в честь поэта А. Некрасова (здесь он провел детские годы). В XV — сер. XVII вв. в поселении были солеварни, в XVIII в. славилось мастерами каменного строительства, живописи, резьбы по дереву.

 

НЕКТАРИЙ (в миру Николай Васильевич Тихонов ), преподобный оптинский старец (1853—29.04/12.05.1928). Родился в Ельце Орловской губ. в бедной рабочей семье.

В Оптину пустынь Николай пришел в 1873, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Здесь Промыслом Божиим он обрел свое истинное назначение. Принял Николая прп. старец Амвросий . О чем была их беседа, прп. Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном прп. Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к прп. Амвросию.

Первым послушанием его в Оптиной было ухаживать за цветами, потом его назначили на пономарское послушание. У прп. Нектария была келья, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или духовнику и обратно.

Уже в эти годы он исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дарования он скрывал под внешним юродством.

В 1912 оптинская братия избрала его в старцы. Но прп. Нектарий отказывался, говоря: «Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу». И только по послушанию он согласился принять на себя старчество . Принимал прп. старец Нектарий посетителей в «хибарке» прежних старцев, иногда он оставлял на столе в приемной книги, и посетители в ожидании приемов смотрели эти книги и, листая их, находили ответы на свои вопросы, а прп. Нектарий по своему смирению говорил, что они приходят к прп. старцу Амвросию и сама келья говорит за него. Для каждого человека у старца был свой подход, «своя мера», порой он оставлял посетителя одного в тишине «хибарки» побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», — говорил о себе старец.

После закрытия монастыря в 1923 прп. Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы старец жил в с. Холмищи у одного крестьянина, но и туда, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета. Старец Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».

Скончался прп. Нектарий в глубокой старости и был похоронен на местном кладбище. После возрождения Оптиной пустыни, 3/16 июля 1989, в день памяти митр. Московского Филиппа , состоялось обретение мощей прп. Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета. В настоящее время рака с мощами старца Нектария находится в западной части Амвросиевского придела Введенского собора обители.

 

НЕМАН (Рагнит), город в Калининградской обл., центр Неманского р-на. Расположен в излучине р. Неман. Население 13,8 тыс. чел.

Основан в 1289. До 1945 — г. Рагнит в составе Германии (Восточная Пруссия), с 1945 — России. Церкви: Новомучеников Российских (1994), Державная.

 

НЕМИРОВ , город в западнорусских землях (Винницкая обл.). Основан в к. XIV в. Захвачен Литвой, а в 1569 Польшей. Возвращен России в 1793. Музей поэта Н. А. Некрасова (родился в Немирове) и писательницы М. Вовчок. Близ города раннескифское Немировское городище.

 

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович (11/ 23.12.1858–25.04.1943), драматург, прозаик, критик. Родился в семье офицера.

С 1881 пишет свыше десяти пьес, но успешной критика и зритель признали лишь комедию «Новое дело» (1890), удостоенную Грибоедовской премии. В 1891 выходит его роман «На литературных хлебах», резко осуждающий продажных журналистов.

Роман «Мгла» (1894) и «Старый дом» (1895) посвящены теме «оскудения» родовитого дворянства в пореформенной России. Успехом пользуются его пьесы «Золото» и «Цена жизни».

В 1898 вместе с К. С. Станиславским основал Московский Художественный театр . Как режиссер требовал от актеров «вживания» в роль, выявления ее «второго плана». После революции проводил гибкую административную и репертуарную политику, стремясь сохранить лицо МХАТа, его традиции и уровень художественного мастерства. В 1919 — основывает Музыкальную студию (с 1926 — Музыкальный театр, носящий его имя).

 

НЕМИРОВСКОЕ ГОРОДИЩЕ , самое крупное из городищ (площ. св. 100 га) скифского времени междуречья Днепра и Днестра, относится к VII-VI вв. до н. э. Расположено близ г. Немирова . Обнесено мощным валом высотой 9 м и рвом. Основание вала сооружено из крупных камней и бревен. Только часть городища, обнесенная вторым валом и рвом, была обитаемой. Здесь открыты землянки, круглые в плане, с глинобитными очагами в центре, хозяйственные ямы, зольник. Остальная часть Немировского городища использовалась для загона скота, а в военное время могла быть убежищем для населения близлежащих поселков. Жители этого поселения, занимавшиеся земледелием и скотоводством, были в тесном контакте с Ольвией, о чем свидетельствуют находки родосской керамики и зеркал ольвийского производства. Греческая надпись на одном из местных горшков говорит о пребывании на городище греческих купцов.

А. Мелюкова 

 

НЕОБХОДИМОСТЬ , у человека Святой Руси обязательность исполнения нравственного долга перед Богом, Царем и Родиной, духовная невозможность совершить противоположное. Необходимость такого порядка не подлежала обсуждению и считалась само собой разумеющимся моральным принципом.

О. П. 

 

«НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА», чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Середину иконы занимает звезда восьмиконечная, в центре которой образ Богоматери с Христом Спасителем. Четыре зеленые луча обозначают купину, т. е. куст, другие четыре луча — красное пламя горящей купины. На некоторых иконах «Неопалимой Купины» к концам внешних лучей добавляются буквы А. Д. А. М. Эта деталь основана на греческом сказании, по которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел Михаил — с Востока букву «А» от звезды «Анатоли», Архангел Гавриил — букву «Д» от Западной звезды «Дисис», Архангел Рафаил — букву «А» от Северной звезды «Арктос» и Архангел Уриил — от Южной звезды «Месембрии» букву «М».

Богоматерь держит в руках Спасителя и свою эмблему — лестницу. По четырем углам иконы размещены пророчества, связанные с Воплощением Христа: Моисей перед горящей купиной, в центре которой образ Богоматери «Знамения» с Предвечным Эммануилом в лоне. Прор. Иезекииль перед закрытыми вратами

«видевши на востоке ворота и никакой человек не войдет ими, ибо Бог вошед ими»

(Иез. 44: 1—2).

Видение пророку Исаие Серафима

«в руце у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника»

(Ис. 6: 6). Горящий уголь — символ Христа, клещи — символ Богоматери (см. икону «Уголь Исаево»). На некоторых иконах «Неопалимой Купины» добавляется «Корень Древа Иессеева», по пророчеству Исайи:


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!