ВЫДУБИЦКИЙ МИХАЙЛОВСКИЙ мужской монастырь, 90 страница



Впервые нанес на карты ок. 1 тыс. км побережья Сахалина. Составил «Атлас Южного моря» (1826). В 1827—42 — директор Морского кадетского корпуса. Учредитель Русского Географического общества.

 

КРУПЕНСКИЙ Павел Николаевич (19.12.1863—1939), русский общественный деятель, один из ведущих деятелей православно-монархического движения. Из дворян Бессарабской губ., окончил Николаевское кавалерийское училище. Служил в армии, в 34 года вышел в отставку в чине полковника, посвятив себя общественной деятельности. В 1905–07 организовал партию православно-монархической направленности. Депутат II и IV Госдумы. Один из руководителей Всероссийского национального клуба (1909). В IV Госдуме — лидер фракции центра.

После октября 1917 в эмиграции, член Высшего Монархического совета , один из руководителей Объединения русских монархистов.

О. Платонов 

 

КРУПИН Владимир Николаевич (р. 7.09.1941), русский писатель и общественный деятель. В произведениях Крупина отражается вера в русского человека («Живая вода», 1980) и в возрождение России на началах православной духовности и культуры («Вятская тетрадь», 1987; «Прощай, Россия, встретимся в раю», 1991; «Крестный ход», 1993).

 

КРУТОВ Александр Николаевич (р. 13.10.1947), русский тележурналист. Родился в поморском селе на берегу Белого моря в потомственной рыбацкой семье.

В 1986 работал в Чернобыле. С 1989 по 1991 — народный депутат СССР. С 1992 — генеральный директор телекомпании «Подмосковье» (с 1997 — «Московия»), автор и ведущий православно-патриотической программы «Русский Дом». Главный редактор журнала «Русский Дом» (выходит с 1997).

 

КРУШЕВАН Павел (Паволакий) Александрович (15.01.1860—5.06.1909), русский писатель, публицист и общественный деятель. Родился в Бессарабии в помещичьей семье. Образование получил в Кишиневе. В возрасте 22 лет Крушеван публикует в Петербурге две свои первые повести — «Разоренное гнездо» и «Счастливее всех», в которых чувствуется влияние Л. Н. Толстого . В своих более поздних произведениях — романе «Дело Артабанова» (1896) и сборнике «Призраки» (1897) Крушеван становится самостоятельным, зрелым писателем, пользующимся популярностью среди русских людей.

Во время своих многочисленных поездок по западнорусским землям Крушеван сталкивается с вопиющими фактами еврейского засилия и пытается противостоять ему. С 1897 он начинает выпускать ежедневную политическую, экономическую и литературную газету «Бессарабец», в которой борется с иудейско-масонской идеологией, разоблачает преступления и махинации еврейских вожаков. Позднее он основывает и общероссийскую патриотическую газету «Знамя» , в которой еще более остро и основательно выступает против врагов русского Православия и Монархии. Еврейские бандиты из тайных организаций неоднократно пытались его убить, однажды даже серьезно ранили из-за угла, но не смогли запугать. Еще за несколько месяцев до начала Русско-японской войны и революции Крушеван пытается предупредить правительство о начале «иудейско-масонского наступления». Революционная борьба против России, как известно, началась одновременно с Русско-японской войной, в январе 1904. Именно в этот месяц деятельность подрывного либерально-масонского «Союза освобождения» (возглавляемого масоном П. Б. Струве) переносится из Швейцарии в Россию.

В своей газете «Знамя» с 28 августа по 7 сентября 1903 в девяти номерах он публикует полный текст Сионских протоколов под названием «Программа завоевания мира евреями». Предисловие и послесловие к первой публикации были написаны, по-видимому, самим Крушеваном, а, кроме того, в «Знамени» была напечатана статья от переводчика, принадлежавшая перу С. А. Нилуса.

Публикация этого документа совершила прорыв в понимании той страшной опасности, которая угрожает миру и России со стороны «иудейско-масонских заговорщиков».

В 1906 Крушеван был избран в Государственную Думу, став одним из духовных вождей ее патриотического крыла. Играл большую роль в деятельности Союза Русского народа ,

О. Платонов 

 

КРЫЛОВ Иван Андреевич (2.02.1769—9.11.1844), русский баснописец, драматург, журналист. Родился в семье армейского офицера, первоначальное образование получил дома.

Крылов рано лишился отца, бедность заставила поступить в 1778 на службу в тверской губернский магистрат, а в 1782 канцеляристом в Казенную палату в Петербурге. В 1783 Крылов написал свою первую комическую оперу «Кофейница» и трагедию «Клеопатра», но пьесы не были ни напечатаны, ни поставлены на сцене. В 1788 Крылов напечатал в журнале «Утренние часы» первые басни. В 1789 Крылов приступил к изданию журнала «Почта духов». Оставив службу, Крылов попробовал свои силы в переводе басен Ж. Лафонтена. Первые опубликованные в 1806 басни («Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых») принесли ему успех. На петербургской сцене были поставлены его комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», в которых осуждалась галломания, и опера «Илья-Богатырь», проникнутая героическим пафосом. В 1809 вышла первая книга басен Крылова, которая имела большой успех. Крылов сблизился с литераторами — А. А. Шаховским, К. Н. Батюшковым , Н. И. Гнедичем. Крылов близко сошелся с художниками К. П. Брюлловым и B. А. Тропининым, был частым гостем в доме B. А. Жуковского , где встречался с А. С. Пушкиным и А. Мицкевичем. Большая дружба связывала его с Олениным — директором (с 1812) Публичной библиотеки, в которой Крылов работал помощником библиотекаря (с 1812) и библиотекарем (с 1816).

Крылов написал свыше 200 басен, затрагивающих социальные, исторические, философские и бытовые темы. Совершенство языка сделали многие из басен Крылова хрестоматийными, множество басенных строк — крылатыми выражениями. В 1830 вышли в свет его басни в восьми книгах, Крылову была удвоена пенсия и пожалован чин статского советника.

В 1838 было торжественно отпраздновано 50-летие литературной деятельности Крылова. Такого чествования не удостаивался до него ни один литератор России. К этому времени басни Крылова были переведены на многие европейские языки. В 1836 Крылов был избран «почетным общинником Академии художеств» , ведал Императорской публичной библиотекой.

Л. Н. Вдовина 

 

КРЫМ (Крымский полуостров ), историческая территория России. Омывается на севере и юге Черным, а на востоке Азовским морями. На севере соединяется с Восточно-Европейской равниной Перекопским перешейком.

В 1-м тысячелетии до н. э. в Крыму обитали племена киммерийцев, тавров и скифов (в неоднородный состав последних входили и восточнославянские племена). В III в. до н. э. в степной части Крыма возникло Скифское государство, значительная часть населения которого были славяне. В III-IV вв. на полуостров вторгаются полчища кочевых племен готов и гуннов, превративших цветущие скифские поселения в руины. Плодами жестоких кочевников воспользовалась Византия, захватившая эти земли. Восточная часть Крыма с X в. входила в состав русского Тмутараканского княжества . В XIII в. в Крым вторглись монголо-татары и после ужасающей резни образовали здесь Крымский улус Золотой Орды. После падения Золотой Орды в 1443 возникло Крымское ханство (с 1475 вассал Турции) — разбойничье государство, подавляющая часть населения которого занималась грабежом сопредельных стран, и прежде всего России. В течение нескольких столетий вооруженные отряды крымских татар проникали вглубь нашей страны, имея главной целью убийства, грабежи, насилие и захват пленников.

В борьбе с разбойниками участвовали русская армия, запорожское и донское казачество . Стремясь обеспечить безопасность южных областей и добиться выхода к Черному морю, русское государство с к. XVII в. начало борьбу за овладение Крымом. В ходе Русско-турецкой войны 1768–74 русские войска овладели Крымом; по договору с ханом (1772) и Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 Крымское ханство было объявлено независимым от Турции и переходило под покровительство России. На юге был ликвидирован очаг агрессии против русского народа. В 1783 Крым присоединен к России, в 1784 стал частью Таврической обл. (с 1787 губернии) с центром в Симферополе; в 1797–1802 входил в Новороссийскую губ., из которой вновь выделился (1802) в Таврическую губ.

Присоединение Крыма к России ускорило экономический рост Крыма, развивались овцеводство, зерновое хозяйство, садоводство, табаководство, виноградарство, ремесленные и кустарные промыслы (особенно соляной). Строились новые города. В 1783 был заложен Севастополь, ставший с н. XIX в. главным военным портом Черноморского флота. Со 2-й пол. XIX в. Южный берег Крыма использовался как курорт. Члены царской фамилии, а с 70—90-х представители знати и купечества строили там особняки и дворцы.

Во время Крымской войны 1853—56 Крым был главным театром военных действий. В ходе войны русские войска и жители Севастополя под руководством адмиралов B. А. Корнилова, П. С. Нахимова, В. И. Истомина в течение 11 месяцев героически обороняли город (см.: Севастопольская оборона 1854—55).

В 1921 декретом еврейских большевиков на полуострове была организована автономная республика Крымских татар (и это несмотря на то, что они составляли меньшинство населения). После оккупации Крыма Германией националистические организации крымских татар устроили этнические чистки, вырезав по благословению немцев не менее 60 тысяч русских людей, в большинстве своем женщин и детей. После освобождения полуострова от германских оккупантов И. В. Сталин приказывает выслать крымских татар в Среднюю Азию. В конце 1940-х на Крым претендуют еврейские националистические организации, вынашивающие замыслы устройства здесь Еврейской республики в составе СССР. Предложение это вызвало резко отрицательную реакцию Сталина, любившего этот край и часто проводившего там свой отпуск.

Через год после смерти Сталина Н. С. Хрущев совершает нелепый и незаконный политический акт: передает чисто великоросскую территорию Крыма в ведение малороссийских властей, по-видимому имея целью вызвать рознь между двумя братскими ветвями русского народа.

О. Платонов 

 

КРЫМСКАЯ (Бахчисарайская, Мариупольская, «Панагия»), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По преданию, явилась в XV в. в Успенском пещерном скиту, который располагался в горном ущелье, на окраине Бахчисарая. Чудотворения иконы связаны с событиями жизни русского народа на этой древнейшей российской земле. В н. XX в. хранилась в Успенском храме близ Мариуполя Екатеринославской губ. Празднуется 15/28 августа.

 

КРЫПЕЦКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ мужской монастырь , Псковская еп., в окрестностях Пскова. Основан в XV в. прп. Саввою, мощи которого и почивали здесь. В 1911 монастырь был обращен в общежительный. Ежегодно 29 августа совершался из монастыря крестный ход в Псков.

 

КСЕНИЯ МИЛАССКАЯ , преподобная († в V в.), празднуется 24 января/6 февраля. Как и ап. Тимофей, эта преподобная среди русских людей носила имя Полузимницы. Во многих местах эта угодница именовалась Полухлебницей, так как с этого дня половина срока оставалась до нового хлеба и так как к этому времени озимое зерно пролежало в земле половину срока до всхода. На день прп. Ксении наши предки имели обыкновение справляться на торгу о ценах на хлеб и, если замечали, что они повышались, ожидали дороговизны, если же понижались — ожидали дешевизны хлеба.

 

КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ , Христа ради юродивая (между 1719 и 1730 — ок. 1803). Никто не знает точно, когда родилась блж. Ксения и когда скончалась, но все знают ее имя, помнят жизнь, которую она проводила во славу Божию, и с благоговением посещают ее могилку в часовне на Смоленском кладбище, заказывая молебны по своим нуждам или оставляя записочки с прошениями между кирпичами, если часовня закрыта. И все с верою прибегающие к ее помощи получают просимое. Свой спасительный подвиг блж. Ксения несла в Петербурге. Она была замужем за певчим придворного хора Андреем Федоровичем Петровым, который внезапно умер без должного христианского приготовления. Памятуя, что Господь соединяет супругов в таинстве брака в одно целое, 26-летняя вдова решилась жизнью искупить нераскаянные грехи мужа, совершенно отверглась и принесла в жертву свой разум. В день похорон она надела на себя одежду супруга и назвалась Андреем Федоровичем. Раздарив оставшиеся ей дом и имущество, она начала скитаться по улицам города, подвергаясь нападкам и насмешкам. Мало-помалу к блаженной привыкли и стали замечать в ней нечто особенное. Милостыню она брала только у людей добродетельных и тут же отдавала нищим. Ночью уходила за город и до утра пребывала в молитве. В словах и поступках ее обнаружился некий глубокий смысл, и ее стали почитать за прозорливую. Матери приметили, что если она приласкает больного ребенка, то тот выздоровеет. Вскоре выяснилось, что Ксения помогает честным людям устраивать их личную жизнь и счастливые браки, а недобросовестных обличает и наказывает. Подвизалась блаженная в подвиге юродства 45 лет. До сих пор не прекращается ее всенародное почитание.

Память блж. Ксении отмечается 24 января/6 февраля.

 

КТИТОРСКАЯ («Алтарница»), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится в Ватопедском монастыре на Афоне. Прославилась следующим образом. Когда в 862 грабители арабы напали на Святую Гору и были уже недалеко от Ватопеда, экклезиарх монастыря скрыл Ктиторскую икону Пресвятой Богородицы вместе с крестом в колодезь, под помостом храма, за мраморною плитою, зажегши пред святынею свечу. Сам же он был схвачен варварами и взят в плен. Когда же через 40 лет он получил свободу и возвратился в полуразрушенную обитель, то по указанию его были обретены крест и икона, причем с горящею пред ними свечою. Икона эта стоит в алтаре соборного храма, почему называется еще «Алтарницею».

Прот. И. Бухарев 

 

КУБАНЬ , река в Карачаево-Черкесии, Ставропольском и Краснодарском краях. Длина 870 км. Основные притоки: М. Зеленчук, Б. Зеленчук, Уруп, Лаба, Белая, Пшиш (лев.).

 

КУДРЯВЦЕВ (Кудрявцев-Платонов) Виктор Дмитриевич (3.10.1828—3.12.1891), русский философ и богослов. Из семьи священника. С 1857 профессор Московской Духовной академии. Согласно учению Кудрявцева, началом философского познания является осознание идеи существа абсолютно совершенного — Бога. Основной философской истиной является истина бытия Божия. Она одухотворяет душу и жизнь, озаряет их идеальным светом. Философия есть наука о Божественной Сущности, последнем основании и цели существующего, который есть Бог. Критерий истины — в совпадении должного с сущим. Философия не имеет права исходить из Абсолютного, но она с необходимостью приходит к Абсолютной, т. е. Божественной Сущности. Соч.: «Введение в философию» (1889); «Начальные основы философии» (1889–90); «Сочинения» (1892—97).

О. П. 

 

КУДРЯВЦЕВ Михаил Петрович (1938—1993), русский искусствовед и общественный деятель.

В своем главном труде «Москва — Третий Рим (Историко-градостроительное исследование)» (1994) показывает первопрестольную русскую столицу как мировой священный центр, «стан Святых и град возлюбленный». В книге раскрываются корни глубокой исторической традиции, устанавливающей преемственную связь мировых священных центров, высшим выражением которых является Москва.

Кудрявцев был соратником русского подвижника, архитектора-реставратора П. Д. Барановского, принимал участие в клубе «Родина», состоял членом «Русского клуба».

О. П. 

 

КУДЫМКАР , город к северо-западу от Перми. Расположен в Предуралье, на реках Кува и Иньва (притоки Камы). Население 33,7 тыс. чел.

Поселение на месте современного Кудымкара известно с 1579, после присоединения к Московскому государству коми-пермяцких земель. С н. XIX в. центр Иньвенского края.

 

КУЗНЕЦ , одна из наиболее почитаемых профессий Древней Руси. Кузнечное ремесло считалось высшим умением, искусством, во многом связанным с помощью чудодейственных средств и нечистой силы. Согласно старинным поверьям, кузнецу в его работе помогает черт, он замешан в колдовстве и чародействе. Связанное с колдовством слово «козни» происходит от понятия «кузнец».

В древнерусской языческой мифологии покровителем кузнецов был бог Сварог, который, в частности, в «Повести временных лет» отождествлялся с греческим богом-кузнецом Гефестом. Христианскими покровителями кузнецов были свв. Косма и Дамиан.

 

КУЗНЕЦК , город в Пензенской обл., центр Кузнецкого р-на. Расположен в центральной части Приволжской возвышенности, на р. Труев (приток Суры). Население 99,7 тыс. чел. Основан в 1699 как с. Труево-Нарышкино. Город Кузнецк с 1780. Жители издавна занимались кузнечным промыслом.

 

КУЗНЕЦОВ Михаил Николаевич (р. 25.7.1940), русский юрист и общественный деятель, успешно выступал адвокатом на процессах, организованных силами иудейско-масонского миропорядка против деятелей русского православно-патриотического движения, председатель Международного общественного трибунала по преступлениям НАТО в Югославии.

 

КУЗЬМИН Аполлон Григорьевич (р. 8.09.1928), русский историк и общественный деятель, основатель и руководитель добровольного общества русской культуры «Отечество» (Москва, 1989).

Основные труды: «В. Н. Татищев» (1981), «Откуда есть пошла Русская земля» (1986), «Падение Перуна» (1988), «К какому храму ищем мы дорогу?» (1989), «Славяне и Русь. Проблемы и идеи» (1998).

 

КУЗЬМИНКИ , подмосковная усадьба, архитектурно-парковый ансамбль в стиле русского классицизма. Кузьминки, до сер. XIX в. называвшиеся также Влахернским, Мельницей, принадлежали в XVII в. горнозаводчикам Строгановым, в сер. XVIII в. перешли к кнн. Голицыным. На рубеже XVIII — XIX вв. арх. P. Казаков и И. В. Еготов построили главный дом, Померанцевую галерею, оранжерею и др. архитектурные сооружения. Усадьба сильно пострадала в 1812 при французской оккупации. Кузьминки восстанавливались и перестраивались в 1820—30-х под руководством арх. И. и О. Жилярди и Г. Григорьева. И. Жилярди построен Конный двор с центральным павильоном и флигелями (изваяния коней работы К. Клодта поставлены у павильона позже), пристань, пропилеи, кухонный корпус — т. н. Египетский павильон, ризница. В 1840-х построена молочная ферма (арх. Д. Быковский).

 

КУКАРКА (с 1918 Советск), город в Кировской обл., центр Советского р-на. Расположен на высоком правом берегу р. Пижмы. Население 18,8 тыс. чел.

Основан в 1594 (по другим сведениям, около 1609) на землях марийцев-черемисов как слобода Кукарка. Главными занятиями жителей были земледелие, поставка хлеба в Западную Сибирь. В XVIII-XIX вв. Кукарка — крупный ремесленный и торговый центр Вятской губ. Слобода была известна кружевоплетением (школа кружевниц с 1893), валяльным и гончарным производствами.

 

КУКИШ , в древнерусской языческой мифологии оскорбительный жест, оберег от злых духов и нечистой силы. После Крещения Руси приобрел значение отрицания чего-либо или отказа вообще.

 

КУКУЗЕЛИССА , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится на Афоне в лавре св. Афанасия. Так названа она по имени св. подвижника XII в. Иоанна Кукузеля. Однажды в субботу после всенощного бдения, пропев акафист Пресвятой Богородице, Иоанн сел против иконы и слегка задремал. «Радуйся, Иоанн! — вдруг произнес кроткий голос. — Пой и не переставай петь, Я не оставлю тебя». И Иоанн увидел в сиянии небесного света стоявшую пред ним Божию Матерь. Она положила в руку его златницу и стала невидима. Иоанн проснулся и увидел в своей руке златницу. Эта златница была привешена к иконе, и с тех пор стали совершаться чудеса как от иконы, так и от самой златницы.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!